Психологические и риторические приемы эффективного общения с обучающимися
Практика показывает, что большинство затруднений возникают в общении преподаватель-обучающийся, преподаватель-родитель, на первой стадии взаимоотношений.
Почему?
Преподаватель стремится предать общению с учеником определенную направленность.
Отсутствие согласия с позицией преподавателя.
Отсутствие взаимопонимания.
Отсутствие доверия к преподавателю.
Прием «Зеркало».
В аудитории, в кабинете, в классе всегда висит зеркало. Если вам предстоит общаться на очень неприятную тему, то подойдите к нему, станьте спиной (или расположите зеркало в кабинете позади себя), так, чтобы обучающийся или родитель, немного отражались в нем.
Суть: многие собеседники будут вести себя вежливее, учтивее, спокойнее — ведь никому не хочется видеть себя злым и раздраженным.
Прием «Расположение»
Если вам необходимо серьезно поговорить с обучающимся о его поведении, или к вам на беседу пришли родители ученика, то старайтесь сесть не напротив собеседника, а рядом с ним.
Суть: слушатель, скорее всего, смягчится, не сможет высказать резкой критики. По крайней мере с той силой, с которой он бы это сделал, будучи на некотором расстоянии от вас.
Прием «Ты-Вы»
В конфликтных ситуация старайтесь избегать местоимений «ты-вы». Это чаще всего звучит как обвинение и вряд ли поможет.
Суть: попробуйте говорить «я считаю». Никто не станет оспаривать ваши чувства.
Прием «Цвет глаз»
Знакомясь с обучающимся, попробуйте рассмотреть цвет его глаз. И улыбнитесь. Знакомясь с обучающимися, внимательно обведите аудиторию взглядом, как бы пытаясь рассмотреть цвет глаз каждого. И улыбнитесь.
Суть: так вы задержите взгляд на несколько секунд дольше, тем самым расположите к себе собеседника.
Прием «Золотые слова»
Золотые слова — это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств обучающегося.
Суть: самый эффективный комплимент — это комплимент на фоне антикомплимента себе.
«Ты хорошо поработал над этим постером. Я не могу им налюбоваться! У меня бы фантазии не хватило!»
Прием «Имя собственное»
Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) обучающегося, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного.
Суть: когда же человеку обращаются и при этом произносят его имя (а имя – символ личности), таким образом, вольно или невольно показывают внимание к его личности.
Прием «Порядок»
Чаще используйте в своей речи глаголы. Они придают высказыванию наглядность и побуждают к действию. Прилагательные придают речи оттенок чего-то личного.
Прием «Разрыв шаблона»
Вы вводите в ситуацию неуместное замечание. Оно дает человеку возможность переключиться, а значит подумать, что вариантов решение задачи несколько.
Суть: Хорошим средством прервать ход мысли собеседника — это неожиданно сказать ему: «Вот видите!» (или «Я же говорил!»).
Прием «Спасти лицо»
Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Можно сказать правду, обескуражить обучающегося. А можно, указав на недостаток, рассказать, как его можно исправить.
Суть: шире используйте поощрения.