СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности подростков поколения Z

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности подростков поколения Z»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

педагог-психолог

Субботина А.И.


Все эти модные и не очень понятные слова: «зумеры», «бумеры», «миллениалы», появились в нашей речи благодаря теории поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса. 

Поколения х, y, z по годам рождения делятся так:

  • молчаливое поколение (1925 – 1944);

  • поколение бэби-бумеров (1944 – 1967);

  • поколение Х (1967 – 1984);

  • поколение Y — миллениалы (1984 – 2000);

  • поколение Z — зуммеры (2000 – 2011);

  • поколение альфа (с 2011).

Потерянное поколение — поколение Х

  • Дети, выращенные идейными патриотами, однако, в большинстве своём не унаследовали их ценности, к этому поколению относятся дети рожденные до 1984г. Поколение X — многочисленно, в России это примерно тридцать миллионов человек, родившиеся в промежуток с 1964 до 1984 года. На их самоопределении сказались: холодная война, афганские конфликты, крах советской номенклатуры, перестройка, развитие коммуникаций и ослабевание цензуры. Именно с этого поколения начался расцвет космополитизма. Маркетологи считают, что именно поколение X, на которое сильно повлияло телевидение наиболее восприимчиво к рекламе.

  • Самостоятельные, неизбалованные дети, умеющие позаботиться о себе, выросли в технически подкованных взрослых, предпочитающих делать выбор, основываясь на собственном опыте. Резкое изменение курса страны научило их полагаться только на себя и быстро перестраиваться. В то же время слабеют семейные связи: бум разводов пришёлся именно на это поколение.

  • Иксы менее патриотичны, чем их предшественники и это легко объяснить, на их глазах прекратила существование страна. Они ценят и любят «малую родину» или очень малую, свой близкий круг людей. Очень много представителей этого поколения реализовалось в бизнесе: Евгений Касперский, Олег Тиньков, Евгений Чичваркин, Илон Маск.

Основные черты поколения X:

  • готовность к изменениям,

  • техническая грамотность,

  • космополитизм,

  • неформальность взглядов,

  • прагматизм,

  • стремление к равноправию мужчин и женщин.

Поколение Y — Миллениалы

Миллениалов в России больше всего. Поколение Y очень отличается от остальных.  Распад СССР, «девяностые», теракты, атипичная пневмония, распространение интернета, появление зарубежных товаров, многочисленные возможности для личностного роста, MTV, дух свободы, пейджеры, сотовые телефоны, интернет и компьютерные игры — сформировали особенных людей.

Миллениалы стремятся к самовыражению, на их долю пришёлся расцвет субкультур, эзотерических течений, усиление влияния религиозных институтов. Это поколение привыкло полагаться на себя, а не на государственные институты, они легко принимают новое, но не стремятся обзаводиться семьёй

Яркая черта этого поколения — большие музыкальные фестивали, любовь к массовым праздникам.

Основные черты поколения миллениалов:

  • независимость, индивидуализм,

  • толерантность,

  • нежелание участвовать в политических процессах,

  • нежелание сковывать себя обязательствами,

  • несмотря на то, что они нацелены на развитие карьеры, жертвовать ради нее идентичностью они не хотят,  предпочитают фриланс офисной работе,

  • космополиты,

  • предпочитают учиться всю жизнь, миллениалы предпочитают обучение онлайн,

  • привыкли к доступности информации, но излишне доверяют интернету,

  • проводят в интернете очень много времени по сравнению с остальными поколениями, уступая лишь зуммерам,

  • заботятся об экологии.

И от миллениалов мы переходим к зуммерам, самому свежему дееспособному поколению России.

Поколение Z — Зуммеры

Зуммеры родились в двухтысячных (2000 – 2011), они не видели мира без интернета и компьютеров. Название поколения образовано от английского слова zoom — увеличивать, приближать, потому что это поколение людей буквально с рождения осваивает функцию «зум» на смартфоне, отсюда слово «zoomer».  Сейчас самым взрослым представителям этого поколения 21-22 года, и время их взросления пришлось на довольно благополучный период, по крайней мере, если сравнить их с тихим поколением.

Сильнее всего на зуммеров России повлияли: цифровизация, несменяемость власти, отсутствие чётких перспектив. Если для миллениалов гаджеты — инструмент решения задач, то для их детей — часть реальной жизни. Интернет — это место знакомства, работы, проведения досуга, неотъемлемая часть повседневного быта. Они видят через него весь мир и могут показать себя миру, нажав пару кнопок на смартфоне. Черты этого поколения пока не проявились в полной мере и согласно теории Штрауса—Хоу между тихими и зуммерами много общего. В первую очередь:

  • Опосредованные знания о мире. Бабушки и дедушки нынешних подростков черпали знания из книг, а сейчас эту роль выполняет ютуб и статьи в интернете. Так или иначе, живому опыту чаще всего предпочитается чужой контент. Не пойти в интересное место — а посмотреть ролик о нём.

  • Одиночество. Общение в основном протекает в сети, личные, живые контакты весомому проценту зуммеров, кажутся смущающими.

  • Осторожность. Тихое поколение держало язык за зубами, потому что необдуманное высказывание могло стоить жизни или свободы. Нынешнее поколение прекрасно знает, что любой твой поступок или слово могут оказаться в сети. Цифровая прозрачность выступает здесь аналогом репрессий или войны, только если раньше мерилом была идеология, теперь это лидеры мнений и сообщества их поклонников. Как таковых общих идеалов у поколения Z пока нет.

Интересно, что по мнению некоторых исследователей у поколения Z меняется тип памяти. Если раньше запоминали информацию, то сейчас запоминают путь к ней. То есть нынешние подростки лучше запоминают запрос в гугле привёдший их на нужную страничку, чем саму страничку. Зуммеры многозадачны и продуктивны, они могут делать несколько дел одновременно, но у этого умения есть и обратная сторона — проблемы с концентрацией.

Педагоги сейчас много говорят о клиповом мышлении, неумении сконцентрироваться на чём-либо без мгновенного результата. У поколения зуммеров есть доступ к невероятному количеству знаний, такого не было ни у кого до них, но они тратят на развлечения и пустое общение больше времени, чем миллениалы.

Отличительные черты поколения Z:

  • рано начинают зарабатывать, активно используя интернет в работе,

  • употребляют меньше наркотиков и алкоголя,

  • чаще страдают от депрессии,

  • толерантны,

  • заботятся об экологии,

  • плохо концентрируются,

  • не расположены к диалогу с предыдущими поколениями, предпочитая дистанцию.

Что со всем этим делать

Теория поколений призвана помочь нам всем лучше понимать друг друга. Наши мамы смотрели индийское кино, мы «Матрицу» и «Терминатора», наши дети, может быть, посмотрят «Матрицу», но она уже не будет для них откровением. Представители одного поколения понимают друг друга лучше, чем своих детей и отцов и в этом нет ничего страшного. Никто не «лучше» и не «хуже», просто все мы разные. И это надо учитывать в общении, в подходе к образованию, в воспитании.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!