СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический час для педагогов с элементами тренинга. Тема. Особенные дети. Калейдоскоп психологических знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять психологические знания педагов об инклюзивном образовании

Просмотр содержимого документа
«Психологический час для педагогов с элементами тренинга. Тема. Особенные дети. Калейдоскоп психологических знаний.»

Психологический час для педагогов с элементами тренинга.


Тема. Особенные дети. Калейдоскоп психологических знаний.


Психолог ГДОУ ЛНР ЯСКСВ «Золотой ключик»

Волошина Л.В.


Цель. Расширять психологические знания педагогов об инклюзивном образовании.


Ход .

Вступительная беседа по теме, как педагоги представляют образование детей с ОВЗ.

Выяснив уровень представлений, предлагаю перейти к практической работе.


1.Упражнение «Моё настроение» (3 минуты)

Цель. Создать эмоционально-позитивное настроение, снять напряжение ,

настроиться на активную работу.

Участники по кругу называют своё имя и отвечают на вопрос : «Какому животному соответствует его настроение в данный момент?»

Повторяем правила работы в группе (правила тренинга)


2.Упражнение «Ассоциация».

Цель: подвести педагогов к понятию термина «инклюзия» (10 минут)

Психолог предлагает на каждую букву слова «и н к л ю з и я» записать на ватмане ассоциацию ,связанную с этой темой.


3.Лекция психолога.

В настоящее время всё актуальнее становится вопрос образования детей с ОВЗ. Право на доступное и качественное образование имеют все дети страны. Каждый человек вне зависимости от индивидуальных возможностей и даже степени инвалидности, имеет право на образование.

Этот принцип отражается во многих международных документах и Концепции инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей: все дети ценные и активные члены общества.

Обучение в инклюзивных классах (учреждениях) полезно как для детей с ОВЗ, так и для других детей.

Как показали исследования, в инклюзивных классах и детских садах, большое внимание уделяют развитию сильных качеств и талантов детей, а не на их особенностей.

Взаимодействие с другими детьми содействует когнитивному, физическому, речевому, эмоциональному развитию детей с ОВЗ. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с ОВЗ и это содействует установлению между ними дружеских взаимоотношений.

Благодаря такому взаимодействию дети учатся толерантности, эмпатии и становятся более чуткими, готовыми к взаимодействию.

И н к л ю з и я — (включение) процесс усиливания, участия всех детей в социальной жизни в разных программах.

Инклюзивное образование —это система образовательных услуг ,что основывается на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать их по месту проживания детей с ОВЗ.


Принципы и ценности инклюзии.

Всем педагогам раздаются высказывания и они по очереди зачитывают их.


Принципы инклюзивного образования:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

-Каждый человек способен чувствовать и думать.

-Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы его услышали.

-Адаптация системы к потребностям ребёнка, а не наоборот.

-Настоящее образование может быть лишь в контексте реальных взаимодействий.

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбы ровесников.

-Обеспечение индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка.

-Определение возможностей к обучению каждого ребёнка ,соответственно создания для этого определённых условий.

-Привлечение родителей к процессу обучения детей ,как равноправных партнёров и первых учителей своих детей.

-Командный подход к обучению и воспитанию детей, который предполагает приобщение педагогов, родителей и специалистов.

-Сложность заданий должна соответствовать способностям ребёнка.

-Равный подход к обучению в общеобразовательных учреждениях и получения качественного образования каждым ребёнком.


-Преодоление потенциальных барьеров в обучении.


Приоритеты инклюзивного образования для детей с ОВЗ.

-Благодаря общению со сверстниками улучшается когнитивное, моторное, речевое, социальное и эмоциональное развитие детей .

-Ровесники играют роль модели поведения для детей с ОВЗ.

- Овладение новыми умениями и навыками происходит функционально.

-Обучение происходит ориентировано на сильные качества ,способности и интересы детей.

- У детей есть возможность для установления дружеских взаимоотношений со здоровыми ровесниками и участия в общественной жизни.


Приоритеты инклюзивного образования для других детей.

-дети учатся естественно и толерантно воспринимать людей с другими возможностями.

-дети учатся налаживать взаимоотношения и поддерживать дружеские отношения с людьми, которые отличаются от них.

-дети учатся сотрудничать.

-дети учатся действовать не стандартно, быть изобретательными и творческими в отношениях, а также сопереживать.


Приоритеты инклюзивного образования для педагогов и специалистов.

-воспитатели инклюзивных групп лучше понимают индивидуальные особенности детей.

-воспитатели овладевают разными педагогическими методиками, которые дают возможность эффективно содействовать развитию детей с учётом их индивидуальности.

-специалисты (медики, педагоги специального профиля, другие специалисты) начинают воспринимать детей более профессионально и смотреть на жизненные ситуации глазами детей.


Категории детей с особенностями в развитии.


По последним статистическим данным МОЗ в мире огромное количество детей с особенностями в развитии.

Это дети:

- с нарушением слуха,

-с нарушением зрения,

-с тяжёлыми нарушениями речи,

-с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

-с нарушениями психики.

К ним относятся дети с нарушением интеллекта, а именно с умственной отсталостью и задержкой психического развития ЗПР, СДВГ, РДА, ЗРР,…


ЗПР- задержка в психическом развитии ,часто бывает занимает промежуточное место между нормой и патологией.

Это незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушения внимания и восприятия, отставание во всех формах мыслительных операций.


СДВГ-- это синдром дефицита внимания с гиперактивностью.


Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка - дошкольника.

А потребность в движении в нём заложена самой природой.

Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей и называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных условиях в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.


РДА- ранний детский аутизм .

отечественной и зарубежной психологии отсутствует единое мнение по поводу причин возникновения и развития Раннего Детского Аутизма (РДА).

Наиболее распространены следующие причины :

-генетическая обусловленность,

- органическое поражение мозга,

- нарушение общения матери с ребёнком, её отчуждённость и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки.


К типичным проявлениям РДА относят:

-постоянный уход ребёнка от любых видов контакта,

-категорическое желание сохранять окружающее пространство,

-необоснованный страх перед всем новым,

-отказ пользоваться речью,

-стереотипизация действий,

-патологическое фантазирование,

-манипулирование руками,

-погруженность в свой мир,

-эмоциональная холодность к своим близким…

Дети с РДА стремятся оградить своё одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить своё пространство, вплоть до вспышек агрессии.Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности , застывании в одной позе.


ЗРР — задержка речевого развития, при котором ребенок при нормальном слухе и интеллекте нарушаются все компоненты речи:

- лексика

-фонетика

-грамматика.


Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени:

-первый уровень развития речи — отсутствие речевых способов общения, активный словарь очень беден, буквально, несколько слов.

- второй уровень развития речи: использование постоянного нарушения звуков и слов, понятных только самому ребёнку,

- третий уровень речевого развития: характеризуется тем ,что в словарном запасе есть развернутые фразы и с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематичного недоразвития.

Начинать работу с детьми нужно с налаживания контакта и взаимодействия с ними.


4.Упражнение «Здравствуй, песочек!»

Цель. Ознакомление с методами работы с песком.

Материал. Ёмкости с песком (манкой)

Психолог озвучивает, а педагоги выполняют.

Предлагает дотронуться к песку рукой, затем поочередно каждым пальцем одной руки, а потом снова всеми пальцами - «пальчики поздоровались»;

поздороваться кулачками, сначала очень легко, а потом постепенно напрягая кулачки, набрать песок и легко медленно его просыпать сквозь пальцы.

Предлагается по желанию спокойно творчески поиграть с песком.


5.Упражнение «Песочный дождь» (работа парами).


1 - сыпать песок в песочницу.

2 - продолжать сыпать песок на открытую ладонь.

3 - высыпать остатки песка на свою ладонь.

( Поменяться ролями ).


6.Упражнение «Оставляем необычные следы».

Цель: Ознакомить с методами работы с песком для эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого.

Материал: ёмкости с песком (манкой).

Предлагается придумать, кто бы мог прийти к нам по этому песку и оставить неизвестные следы:

- « идут медвежата» (кулачками и ладонями сильно прижимаемся к песку),

- «прыгают зайчата» (кончиками пальцев ударяем по песку, двигаясь в

разных направлениях),

- « ползут змеи» (расслабленными руками и пальцами делаем волнистые

следы),

- «бегут жучки-паучки» (двигаемся всеми кончиками пальцев по всей площади песка).

Можно продолжить, предлагая разные варианты …

Психолог предлагает запомнить ощущения рук в песке и манке, чтобы потом их сравнить.

Предлагается поработать с манкой, насыпанной на белом ватмане,

выполнив следующие упражнения, а именно нарисовать двумя руками одновременно :

-2 одинаковых круга,

-2 одинаковых глаза,

-2 одинаковых цветка,

-безымянными пальцами лишь контур цветов,

-одновременно 2 разных геометрических фигуры,

-дом, в котором мне комфортно .

Обсуждение по работе.

-Какие ощущения были при работе с манкой?А какие с песком?

-Чем они отличаются для вас?


7.Подведение итогов.

-Получили ли вы новую информацию?

-Как изменилось ваше представление по работе с детьми с ОВЗ?


Приглашение на следующее занятие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!