Психологический час для педагогов с элементами тренинга.
Тема. Особенные дети. Калейдоскоп психологических знаний.
Психолог ГДОУ ЛНР ЯСКСВ «Золотой ключик»
Волошина Л.В.
Цель. Расширять психологические знания педагогов об инклюзивном образовании.
Ход .
Вступительная беседа по теме, как педагоги представляют образование детей с ОВЗ.
Выяснив уровень представлений, предлагаю перейти к практической работе.
1.Упражнение «Моё настроение» (3 минуты)
Цель. Создать эмоционально-позитивное настроение, снять напряжение ,
настроиться на активную работу.
Участники по кругу называют своё имя и отвечают на вопрос : «Какому животному соответствует его настроение в данный момент?»
Повторяем правила работы в группе (правила тренинга)
2.Упражнение «Ассоциация».
Цель: подвести педагогов к понятию термина «инклюзия» (10 минут)
Психолог предлагает на каждую букву слова «и н к л ю з и я» записать на ватмане ассоциацию ,связанную с этой темой.
3.Лекция психолога.
В настоящее время всё актуальнее становится вопрос образования детей с ОВЗ. Право на доступное и качественное образование имеют все дети страны. Каждый человек вне зависимости от индивидуальных возможностей и даже степени инвалидности, имеет право на образование.
Этот принцип отражается во многих международных документах и Концепции инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей: все дети ценные и активные члены общества.
Обучение в инклюзивных классах (учреждениях) полезно как для детей с ОВЗ, так и для других детей.
Как показали исследования, в инклюзивных классах и детских садах, большое внимание уделяют развитию сильных качеств и талантов детей, а не на их особенностей.
Взаимодействие с другими детьми содействует когнитивному, физическому, речевому, эмоциональному развитию детей с ОВЗ. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с ОВЗ и это содействует установлению между ними дружеских взаимоотношений.
Благодаря такому взаимодействию дети учатся толерантности, эмпатии и становятся более чуткими, готовыми к взаимодействию.
И н к л ю з и я — (включение) процесс усиливания, участия всех детей в социальной жизни в разных программах.
Инклюзивное образование —это система образовательных услуг ,что основывается на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать их по месту проживания детей с ОВЗ.
Принципы и ценности инклюзии.
Всем педагогам раздаются высказывания и они по очереди зачитывают их.
Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
-Каждый человек способен чувствовать и думать.
-Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы его услышали.
-Адаптация системы к потребностям ребёнка, а не наоборот.
-Настоящее образование может быть лишь в контексте реальных взаимодействий.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбы ровесников.
-Обеспечение индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка.
-Определение возможностей к обучению каждого ребёнка ,соответственно создания для этого определённых условий.
-Привлечение родителей к процессу обучения детей ,как равноправных партнёров и первых учителей своих детей.
-Командный подход к обучению и воспитанию детей, который предполагает приобщение педагогов, родителей и специалистов.
-Сложность заданий должна соответствовать способностям ребёнка.
-Равный подход к обучению в общеобразовательных учреждениях и получения качественного образования каждым ребёнком.
-Преодоление потенциальных барьеров в обучении.
Приоритеты инклюзивного образования для детей с ОВЗ.
-Благодаря общению со сверстниками улучшается когнитивное, моторное, речевое, социальное и эмоциональное развитие детей .
-Ровесники играют роль модели поведения для детей с ОВЗ.
- Овладение новыми умениями и навыками происходит функционально.
-Обучение происходит ориентировано на сильные качества ,способности и интересы детей.
- У детей есть возможность для установления дружеских взаимоотношений со здоровыми ровесниками и участия в общественной жизни.
Приоритеты инклюзивного образования для других детей.
-дети учатся естественно и толерантно воспринимать людей с другими возможностями.
-дети учатся налаживать взаимоотношения и поддерживать дружеские отношения с людьми, которые отличаются от них.
-дети учатся сотрудничать.
-дети учатся действовать не стандартно, быть изобретательными и творческими в отношениях, а также сопереживать.
Приоритеты инклюзивного образования для педагогов и специалистов.
-воспитатели инклюзивных групп лучше понимают индивидуальные особенности детей.
-воспитатели овладевают разными педагогическими методиками, которые дают возможность эффективно содействовать развитию детей с учётом их индивидуальности.
-специалисты (медики, педагоги специального профиля, другие специалисты) начинают воспринимать детей более профессионально и смотреть на жизненные ситуации глазами детей.
Категории детей с особенностями в развитии.
По последним статистическим данным МОЗ в мире огромное количество детей с особенностями в развитии.
Это дети:
- с нарушением слуха,
-с нарушением зрения,
-с тяжёлыми нарушениями речи,
-с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
-с нарушениями психики.
К ним относятся дети с нарушением интеллекта, а именно с умственной отсталостью и задержкой психического развития ЗПР, СДВГ, РДА, ЗРР,…
ЗПР- задержка в психическом развитии ,часто бывает занимает промежуточное место между нормой и патологией.
Это незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушения внимания и восприятия, отставание во всех формах мыслительных операций.
СДВГ-- это синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка - дошкольника.
А потребность в движении в нём заложена самой природой.
Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей и называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных условиях в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.
РДА- ранний детский аутизм .
отечественной и зарубежной психологии отсутствует единое мнение по поводу причин возникновения и развития Раннего Детского Аутизма (РДА).
Наиболее распространены следующие причины :
-генетическая обусловленность,
- органическое поражение мозга,
- нарушение общения матери с ребёнком, её отчуждённость и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки.
К типичным проявлениям РДА относят:
-постоянный уход ребёнка от любых видов контакта,
-категорическое желание сохранять окружающее пространство,
-необоснованный страх перед всем новым,
-отказ пользоваться речью,
-стереотипизация действий,
-патологическое фантазирование,
-манипулирование руками,
-погруженность в свой мир,
-эмоциональная холодность к своим близким…
Дети с РДА стремятся оградить своё одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить своё пространство, вплоть до вспышек агрессии.Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности , застывании в одной позе.
ЗРР — задержка речевого развития, при котором ребенок при нормальном слухе и интеллекте нарушаются все компоненты речи:
- лексика
-фонетика
-грамматика.
Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени:
-первый уровень развития речи — отсутствие речевых способов общения, активный словарь очень беден, буквально, несколько слов.
- второй уровень развития речи: использование постоянного нарушения звуков и слов, понятных только самому ребёнку,
- третий уровень речевого развития: характеризуется тем ,что в словарном запасе есть развернутые фразы и с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематичного недоразвития.
Начинать работу с детьми нужно с налаживания контакта и взаимодействия с ними.
4.Упражнение «Здравствуй, песочек!»
Цель. Ознакомление с методами работы с песком.
Материал. Ёмкости с песком (манкой)
Психолог озвучивает, а педагоги выполняют.
Предлагает дотронуться к песку рукой, затем поочередно каждым пальцем одной руки, а потом снова всеми пальцами - «пальчики поздоровались»;
поздороваться кулачками, сначала очень легко, а потом постепенно напрягая кулачки, набрать песок и легко медленно его просыпать сквозь пальцы.
Предлагается по желанию спокойно творчески поиграть с песком.
5.Упражнение «Песочный дождь» (работа парами).
1 - сыпать песок в песочницу.
2 - продолжать сыпать песок на открытую ладонь.
3 - высыпать остатки песка на свою ладонь.
( Поменяться ролями ).
6.Упражнение «Оставляем необычные следы».
Цель: Ознакомить с методами работы с песком для эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого.
Материал: ёмкости с песком (манкой).
Предлагается придумать, кто бы мог прийти к нам по этому песку и оставить неизвестные следы:
- « идут медвежата» (кулачками и ладонями сильно прижимаемся к песку),
- «прыгают зайчата» (кончиками пальцев ударяем по песку, двигаясь в
разных направлениях),
- « ползут змеи» (расслабленными руками и пальцами делаем волнистые
следы),
- «бегут жучки-паучки» (двигаемся всеми кончиками пальцев по всей площади песка).
Можно продолжить, предлагая разные варианты …
Психолог предлагает запомнить ощущения рук в песке и манке, чтобы потом их сравнить.
Предлагается поработать с манкой, насыпанной на белом ватмане,
выполнив следующие упражнения, а именно нарисовать двумя руками одновременно :
-2 одинаковых круга,
-2 одинаковых глаза,
-2 одинаковых цветка,
-безымянными пальцами лишь контур цветов,
-одновременно 2 разных геометрических фигуры,
-дом, в котором мне комфортно .
Обсуждение по работе.
-Какие ощущения были при работе с манкой?А какие с песком?
-Чем они отличаются для вас?
7.Подведение итогов.
-Получили ли вы новую информацию?
-Как изменилось ваше представление по работе с детьми с ОВЗ?
Приглашение на следующее занятие.