Работа с педколлективом . Психологический час .
Тема : Сказкотворческая деятельность. Развитие творческого мышления.
Цель. Повышать творческую компетентность педагогов по вопросам креативного развития дошкольников .
Активизировать творческое мышление педагогов и ознакомить их с методами сказкотворческой деятельности.
Материал . Ватман, маркер, сказки «Красная шапочка», «Колобок», «Репка», «Колосок», «Рукавичка»,шапочки из театра драматизации .
Ход.
---Дорогие коллеги, сегодня у нас интересная тема на психологическом часе.
Мы будем говорить с вами о сказкотворческой деятельности как методе, который активизирует творческое мышление дошкольников.
Учёные доказали ,что сказка необходима детям для развития их мышления и становления их как личности. Сказка учит думать и оценивать персонажей , их поступки, тренирует память и внимание, развивает речь и эмоционально-волевую сферу. Это богатейший источник для развития фантазии. Существует бесчисленное множество методов в работе со сказкой. Их можно использовать педагогам развивая восприятие у малышей. А главное, сказка отличный тренинг жизненных умений и навыков познания окружающего мира.
1.Игра — упражнение. «Перевоплощение».
Цель: Сплотить коллектив и настроить на совместную творческую деятельность.
---Все становимся в круг, посмотрите вокруг себя и выберите тот предмет, который вам больше всего понравился или привлёк ваше внимание. Поиграем, представьте этот предмет так, как будто он сам о себе говорит.
Например: Я заколка, красивая, люблю держать волосы в порядке , находится на голове вверху и любоваться окружающим миром!..
(при игре используем цветок ,для усиления игрового момента…)
Аплодисменты.
2.Игра «Ассоциация»
Цель : Активизировать творческое мышление.
Пример. Для меня сказка -это волшебная реальность , чудеса и превращения…А для вас?..
Аплодисменты.
3.Упражнение «Правило».
Цель. Создать условия для успешной и эффективной творческой работы.
Вывесить условия работы на видное место.
Правила работы:
-активное участие каждого педагога
-поддержка хорошего настроения
-принятие суждения каждого педагога, не критикуя его
-каждый имеет право на свои суждения
-один говорит, все слушают
- соблюдения регламента
4.Игра «Сказочная история»
Цель: Развития внимания и творчества
Игра имеет свои условия: составить сказку ,начиная с 1 слова или 1-2 предложений. Дальше сказку продолжает другой игрок также из 1-2 слов или предложений ,передавая эстафету.
Но в каждой сказке есть начало, середина , конец. Начало это введение в сказку, середина кульминация сказки ,где происходят разные события ,
и завершение сказки - это счастливый конец истории.
Итак я начинаю .
--В одном городе был прекрасный детский сад , «Золотой ключик», он был небольшой, но очень волшебный .Однажды …
и эту историю предлагаю
продолжить ( при этом передаю цветок рассказчику и он сочиняет историю из1-2 слов или предложений …) и таким образом составляем все по очереди сказку о своём детском саде и о его приключениях...заканчивая сказку счастливым разрешением всех событий…
Всех благодарю. Аплодисменты.
5.Игра «Сказка перевёртыш»
Цель : Активизировать память, внимание, сосредоточенность…
Рассказываю сказку-перевёртыш ,задание для игроков :слушать внимательно и исправлять ошибки. Можно также использовать цветок для активизации каждого педагога.Жила-была одна маленькая девочка ,она была очень добрая и красивая .дедушка очень любил свою внучку и подарил ей желтую шапочку. С тех пор девочку стали звать Жёлтая шапочка….(здесь передается цветок одному из педагогов для исправления ошибок в сказке…однажды дедушка сказал, что он заболел и ему нужно для выздоровления мамины блины, а мама жила в другой деревне через лес. Дедушка попросил , чтобы внучка пошла к маме и принесла маминых блинов. Жёлтая шапочка согласилась и пошла в лес. Там она встретила Колобка. Они пошли вместе и заблудились ,им помогли охотники. Они показали , как пройти к маме девочки .Колобок им не поверил так как они были злые и всё время путали их. Тогда они убежали и сами нашли дом ,где жила мама девочки .Когда они увидели маму ,то очень удивились, у неё были большие уши, зубы и глаза...Колобок и девочка спросили почему у неё такие уши ,зубы ,глаза ,на что мама ответила, чтобы лучше слышать, больше есть,далеко видеть...Жёлтая шапочка сразу поняла , что это волк и ударила его, а из волка вышла живая и невредимая мама . Они ей всё рассказали . И маме напекла блинов для дедушки.
Дедушка поел и выздоровел, а потом угостил Жёлтую шапочку и Колобка. Все стали жить вместе дружно и счастливо!
(по ходу все сказки педагоги исправляли неточности и ошибки)
Аплодисменты.
6.Игра «Сказочные забавы».
Цель : Активизировать творческое мышление ,развивать гибкость ума.
Разделить группу педагогов на 4 подгруппы.
1 подгруппа.
На столе конверт с заданием .Сказка «Волк и 7 козлят»
Задание .Придумать свой вариант сказки ,где волк добрый , а козлята вредные злые, непослушные . Удаётся ли волку перевоспитать вредных козлят?
2.подгруппа.
Сказка «Колосок» Задание. Трудолюбивые мышата и ленивый петушок.
Кто кого перевоспитал,в чём секрет воспитания?
3.подгруппа.
Сказка «Колобок».
Задание .Вредные и нудные дед и бабка достали Колобка своими компьютерными играми...Как они помирились?
4.Сказка «Репка».
Задание .
Злая противная, вредная Репка не хочет расти. Членам семьи она надоела, они все перессорились из-за неё, но потом проучили Репку. Как это было?
Задание для всех : Вы можете придумать свой вариант сказки ,поменять персонажей и сделать всё , что считаете нужным ли ж бы получилась интересная новая сказка-забава со счастливым концом! Потом презентовать сказку , используя шапочки из театра -драматизии.
Ценится свобода творческой мысли и артистизм в показе драматизации -презентации..
Аплодисменты.
6.Игра-метод Джани -Родари «А что потом?»
Предложить подгруппам поменяться названиями сказок и додумать .что же было потом с героями новых сказок -забав.
Итог .Обмен мнениями.
Вывод.
Сказки никогда не уйдут из жизни детей и взрослых. Сказка учит не только оригинально мыслить, но и красиво говорить.
Сказки очень полезны, так как они всесторонне развивают ребёнка ( все познавательные психические процессы память, мышление, внимание, воображение, восприятие), развивают эмоции и чувства, сопереживания и участие...И мы должны использовать всё это в своей работе с детьми, чтобы развивать творческое мышление детей и укреплять их эмоционально-волевую сферу .
Я хочу напомнить, какие же методы мы использовали сегодня:
-сказка, которая начинается с 1 слова или 1-2 предложений
-сказка- перевёртыш
-сказка по - новому
-сказка со сменой ситуаций в сюжете
-и метод Джани Родари «А что потом?».
Всех благодарю за активную творческую работу.
Предлагаю чаепитие, с рефлексией и приятным прослушиванием музыки.