СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический час. Тема. Конфликты и способы их преодоления. Практическое занятие с педагогами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить способы и стили разрешения конфликтных ситуаций

Просмотр содержимого документа
«Психологический час. Тема. Конфликты и способы их преодоления. Практическое занятие с педагогами»


Психологический час.


Тема. Конфликты и способы их преодоления.


Практическое занятие с педагогами


Волошина Л.В. – психолог ГДОУ ЛНР ЯСКСВ «Золотой ключик» 2019-2020 уч.год


Жизнь без конфликтов не возможна, они толкают человека то вперед, то назад. Но чаще всего мы имеем дело с негативными проявлениями конфликта.

Опытный педагог должен понимать, что означает конфликт сам по себе, но и уметь его эффективно решать.

Цель.

Определить способы и стили разрешения конфликтных ситуаций , познакомиться со способом разрешения конфликтных ситуаций по методу Томаса Гордона, расширить знания об общих правилах разрешения конфликтов.

Материалы:

Сердечки-стики, таблица «6 шагов беспроигрышного метода решения конфликтов по методу Томаса Гордона» , чистые листы бумаги ,лист ватмана, микрофон, интерактивная доска.

Время проведения — 1час 30 мин.

Ход.

1. Просмотр видеоролика «Интервью с людьми разного возраста и разных профессий» . Тема интервью : «Возможна ли жизнь без конфликтов?». Беседа о просмотренном ролике.

2.Установление правил работы группы.

Участники по очереди озвучивают правила тренинга ,которые группа примет и будет выполнять в течение всего занятия.

3. Ожидания. Упражнение «Веночек желаний».

Каждый участник на листе бумаги должен нарисовать веночек желаний ,где будут записаны его 1-2 желания-ожидания от занятия.

4. Мозговой штурм « Конфликт — это ...»

Цель: определить знания участников по отношению к термину «конфликт».

Психолог спрашивает как педагоги понимают термин «конфликт». Все желающие высказываются и на доске записывают основное определения конфликта.


5. Информационная часть.

Конфликт -это противоречие , связанное с острыми эмоциональными переживаниями, столкновение противоположных интересов или позиций.


В психологии конфликты разделяют на 3 вида.

* внутриличностный

*межличностный

*межгрупповой.

Конфликт решает две функции :

конструктивную (позитивную) и деструктивную (негативную).


6. «Ажурная пила»-

Интерактивный метод, стиль решения конфликтов и категория конфликтного поведения.

Цель. Ознакомить участников со стилями поведения решения конфликтов и категориями конфликтного поведения.

Участники объединяются в 5 групп.

Каждая группа выбирает информатора, который выполняет задание и по кругу передает информацию участникам своей группы.

Материал для ознакомления:

* Сотрудничество - обе стороны стараются эффективно решить проблему ,готовые к партнерству. Обе стороны довольны решением и результатом, категория «выиграть-выиграть».

* Компромисс - обе стороны стремятся решить проблему сохраняя, нормальные отношения ,готовые в чем-то уступить ради сохранения мира и спокойствия.

Результат конфликта устраивает обе стороны, но нет полного удовлетворения, ситуация «проиграли-проиграли».


* Уступки - потеря собственных интересов для удовлетворения нужд противоположной стороны.

Если собственные интересы есть не существенными, нет сил и желания их отстаивать, мир и согласие наиболее важны , чем удовлетворение собственных интересов.

Ситуация - «выиграть — проиграть».

* Противоборство - открытое противостояние , игнорирование интересов другой стороны для удовлетворения собственных потребностей,

если есть уверенность в собственных силах, и возможности и принципиальная позиция.

Ситуация «проиграть- выиграть».

* Уход — сознательное игнорирование конфликтной ситуации ради сохранения спокойствия. Нежелание открыто и сразу вступать в конфликт.

Если конфликтная ситуация не важна , если на решение её нет времени и существуют более важные дела.

Результат конфликтной ситуации — уход от конфликта.

Ситуация « проиграть- проиграть».


На интерактивной доске показывается схема «Стили разрешения конфликтов».

КОНФЛИКТ :

1*Уступчивость

2*Уход

3*Компромис

4*Сотрудничество

5*Противостояние


7. Ознакомление с методом Томаса Гордона.

Цель. Ознакомить с этапами беспроигрышного метода разрешения конфликта.

На интерактивной доске висит таблица :

«6 шагов беспроигрышного метода разрешения конфликта .

(Томаса Гордона ).»

Шаг 1. Ознакомиться и определить конфликт :

цель- приобщить ребенка к разрешению проблемы

Шаг 2. Проработка возможных альтернативных решений.

Цель- подобрать как можно больше вариантов решения проблемы .

Шаг 3. Оценка альтернативных решений .

Цель- Активизировать ребенка к самостоятельному подбору разных способов решения ,сообщить ребенку свою точку зрения по отношению к каждому предложенному варианту.

Шаг4. Выбор наиболее выгодного решения.

Цель- принятие окончательного решения .

Шаг 5. Создание способов решения .

Цель- спланировать процесс внедрения в жизнь наиболее благоприятного решения.

Шаг 6. Контроль и оценивание результатов .

Цель- Содействовать реализации решения , определить обстоятельства , которые могут привести к пересмотру принятого решения.

Сотрудничество - самый наилучший способ выхода из конфликта и возможен лишь тогда , когда стороны учитывают интересы обеих сторон .


Блок 2. Игровая часть . 40 минут.

1. Игра. Лёгкая проблема.

Инструкция. Педагоги садятся попарно друг против друга. Один педагог сжимает кулак, а другой должен его разжать.

Психолог предлагает обговорить эту ситуацию, т.к. это хороший пример для сотрудничества, когда партнёры договариваются между собой.

Анализ упражнения .

1. Как вы себя чувствовали вовремя игры?

2.Легко ли вам было договориться с партнёром?

3. В этой игре с вами справедливо поступили?

4.Сколько времени вам понадобилось ,чтобы договориться и

прийти к согласию?


2. Игра . Рисунок в 2 этапа.

Цель. Наработать навыки невербального общения и взаимодействия с другим человеком.

Инструкция. прежде чем рисовать, 2 игрока договариваются , что будут рисовать. Они рисуют сначала с закрытыми глазами 2-3сек., потом дорисовывают с открытыми глазами 10 сек.

Свои работы презентуют вместе.


Вопросы для обсуждения.

1.По какому принципу вы договаривались?

2. Легко ли вам было выполнять задание?

3. Задание.


Инструкция. Из позиции «Я -утверждение» проанализировать конфликтные ситуации и определить проблему из ситуации «выиграть- выиграть»

Задание показывается на интерактивной доске.

«Я- утверждение !» : говорить о себе…


Формула « Я — утверждение»

Я чувствую----------------------------

Когда вы -----------------------------------

Потому что-----------------------------------

Вот почему я хочу---------------------------



Упражнение 1.

Ваш руководитель имеет привычку нагружать вас работой , которая не относится к вашим профессиональным обязанностям. Кроме того он делает это в конце рабочего дня , когда вы собираетесь идти домой.

Вас такая ситуация не устраивает , и вы хотите об этом ему сказать…

Упражнение 2.

Вы сердитесь на свою коллегу . Когда- то вы вместе распределили

свои обязанности по подготовке проекта .Свою часть проекта вы выполнили , а ваш коллега - нет !Сегодня утром вас вызвал ваш руководитель и выразил своё недовольство по задержке проекта.

Вы хотите выяснить эту ситуацию с коллегой.

1. Мозговой штурм «Общие правила разрешения конфликтов».

Цель. Проанализировать мнения участников по отношению к решению конфликта.


Инструкция. Психолог предлагает педагогам ответить на вопрос : «Какие общие правила разрешения конфликта вы можете предложить?» Педагоги в свою очередь записывают на мольберте свои ответы.

Психолог в свою очередь обобщает и демонстрирует на интерактивной доске правила ,которые разработали психологи.


Упражнение 2. Паутинка.

Цель. Получить обратную связь , подвести итог.

Инструкция. Психолог предлагает педагогам , передавая клубок ниток друг другу , выразить свои пожелания : « Я желаю вам ….. «

Выводы. Во время разрешения конфликтных ситуаций нет ни хороших ни плохих стилей , их эффективность зависит от конкретной ситуации, профессионализма и мастерства человека , который выбирает определённый способ разрешения конфликта.


Таблица 2. Общие правила разрешения конфликтов.

1. Говорить от первого лица , не сердиться, смело высказывать претензии или неудовлетворённость.

* - «Я хочу», «Я желаю» , «Мне так кажется».

Фразы от первого лица позитивно воздействуют во время разговора, не зависимо от того говорите вы о своих позитивных или негативных эмоциях.


2. Нельзя использовать местоимения «Ты» или «Вы» в

конфликтных ситуациях.

Они воспринимаются как обвинение и вызывают агрессию.

*-- Человек в ответ начнёт обвинять или возникнет разногласие , в лучшем случае он будет оправдываться, но конструктивного диалога не будет.


3.Не следует критиковать и обижать собеседника.

* -(даже не обсуждается - это догма!) -------------------------------------------


4. Говорите конкретно.


*-- НЕ используйте фраз « ты никогда» «ты всегда»,т.к.

это лишь разгневает собеседника.



5. Прежде чем начать разрешать конфликт ,обязательно успокойтесь.

*-- Нужно представить человека , который вас обидел, и сказать всё , что вы про него думаете.

Можно побить кулаком подушку, порвать газету, представить себя в горах и громко покричать, нарисовать , того кого хочется даже побить, и что-то сделать с этим рисунком… неплохо было бы подружиться...


6.-- Необходимо тщательно подбирать время и место для таких разговоров.

*--Не говорить , когда кто-то из вас торопиться или плохо себя чувствует.


7. В конце беседы сделать выводы. Брейк-кофе. Обмен мнениями.

*---




Литература.


1. Никифоров А.Т. Соотношение эфффективности и нравственности некоторых приёмов разрешения деловых конфликтых ситуаций.

Проблемы нравственной культуры. Вильнюс 1986г


2. Ануфриев Н.М. Психология конфликта.К.2005г


3. Ващенко И.В. Общая кофликтология .Харьков 2001 г



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!