Психологический час.
Тема. Конфликты и способы их преодоления.
Практическое занятие с педагогами
Волошина Л.В. – психолог ГДОУ ЛНР ЯСКСВ «Золотой ключик» 2019-2020 уч.год
Жизнь без конфликтов не возможна, они толкают человека то вперед, то назад. Но чаще всего мы имеем дело с негативными проявлениями конфликта.
Опытный педагог должен понимать, что означает конфликт сам по себе, но и уметь его эффективно решать.
Цель.
Определить способы и стили разрешения конфликтных ситуаций , познакомиться со способом разрешения конфликтных ситуаций по методу Томаса Гордона, расширить знания об общих правилах разрешения конфликтов.
Материалы:
Сердечки-стики, таблица «6 шагов беспроигрышного метода решения конфликтов по методу Томаса Гордона» , чистые листы бумаги ,лист ватмана, микрофон, интерактивная доска.
Время проведения — 1час 30 мин.
Ход.
1. Просмотр видеоролика «Интервью с людьми разного возраста и разных профессий» . Тема интервью : «Возможна ли жизнь без конфликтов?». Беседа о просмотренном ролике.
2.Установление правил работы группы.
Участники по очереди озвучивают правила тренинга ,которые группа примет и будет выполнять в течение всего занятия.
3. Ожидания. Упражнение «Веночек желаний».
Каждый участник на листе бумаги должен нарисовать веночек желаний ,где будут записаны его 1-2 желания-ожидания от занятия.
4. Мозговой штурм « Конфликт — это ...»
Цель: определить знания участников по отношению к термину «конфликт».
Психолог спрашивает как педагоги понимают термин «конфликт». Все желающие высказываются и на доске записывают основное определения конфликта.
5. Информационная часть.
Конфликт -это противоречие , связанное с острыми эмоциональными переживаниями, столкновение противоположных интересов или позиций.
В психологии конфликты разделяют на 3 вида.
* внутриличностный
*межличностный
*межгрупповой.
Конфликт решает две функции :
конструктивную (позитивную) и деструктивную (негативную).
6. «Ажурная пила»-
Интерактивный метод, стиль решения конфликтов и категория конфликтного поведения.
Цель. Ознакомить участников со стилями поведения решения конфликтов и категориями конфликтного поведения.
Участники объединяются в 5 групп.
Каждая группа выбирает информатора, который выполняет задание и по кругу передает информацию участникам своей группы.
Материал для ознакомления:
* Сотрудничество - обе стороны стараются эффективно решить проблему ,готовые к партнерству. Обе стороны довольны решением и результатом, категория «выиграть-выиграть».
* Компромисс - обе стороны стремятся решить проблему сохраняя, нормальные отношения ,готовые в чем-то уступить ради сохранения мира и спокойствия.
Результат конфликта устраивает обе стороны, но нет полного удовлетворения, ситуация «проиграли-проиграли».
* Уступки - потеря собственных интересов для удовлетворения нужд противоположной стороны.
Если собственные интересы есть не существенными, нет сил и желания их отстаивать, мир и согласие наиболее важны , чем удовлетворение собственных интересов.
Ситуация - «выиграть — проиграть».
* Противоборство - открытое противостояние , игнорирование интересов другой стороны для удовлетворения собственных потребностей,
если есть уверенность в собственных силах, и возможности и принципиальная позиция.
Ситуация «проиграть- выиграть».
* Уход — сознательное игнорирование конфликтной ситуации ради сохранения спокойствия. Нежелание открыто и сразу вступать в конфликт.
Если конфликтная ситуация не важна , если на решение её нет времени и существуют более важные дела.
Результат конфликтной ситуации — уход от конфликта.
Ситуация « проиграть- проиграть».
На интерактивной доске показывается схема «Стили разрешения конфликтов».
КОНФЛИКТ :
1*Уступчивость
2*Уход
3*Компромис
4*Сотрудничество
5*Противостояние
7. Ознакомление с методом Томаса Гордона.
Цель. Ознакомить с этапами беспроигрышного метода разрешения конфликта.
На интерактивной доске висит таблица :
«6 шагов беспроигрышного метода разрешения конфликта .
(Томаса Гордона ).»
Шаг 1. Ознакомиться и определить конфликт :
цель- приобщить ребенка к разрешению проблемы
Шаг 2. Проработка возможных альтернативных решений.
Цель- подобрать как можно больше вариантов решения проблемы .
Шаг 3. Оценка альтернативных решений .
Цель- Активизировать ребенка к самостоятельному подбору разных способов решения ,сообщить ребенку свою точку зрения по отношению к каждому предложенному варианту.
Шаг4. Выбор наиболее выгодного решения.
Цель- принятие окончательного решения .
Шаг 5. Создание способов решения .
Цель- спланировать процесс внедрения в жизнь наиболее благоприятного решения.
Шаг 6. Контроль и оценивание результатов .
Цель- Содействовать реализации решения , определить обстоятельства , которые могут привести к пересмотру принятого решения.
Сотрудничество - самый наилучший способ выхода из конфликта и возможен лишь тогда , когда стороны учитывают интересы обеих сторон .
Блок 2. Игровая часть . 40 минут.
1. Игра. Лёгкая проблема.
Инструкция. Педагоги садятся попарно друг против друга. Один педагог сжимает кулак, а другой должен его разжать.
Психолог предлагает обговорить эту ситуацию, т.к. это хороший пример для сотрудничества, когда партнёры договариваются между собой.
Анализ упражнения .
1. Как вы себя чувствовали вовремя игры?
2.Легко ли вам было договориться с партнёром?
3. В этой игре с вами справедливо поступили?
4.Сколько времени вам понадобилось ,чтобы договориться и
прийти к согласию?
2. Игра . Рисунок в 2 этапа.
Цель. Наработать навыки невербального общения и взаимодействия с другим человеком.
Инструкция. прежде чем рисовать, 2 игрока договариваются , что будут рисовать. Они рисуют сначала с закрытыми глазами 2-3сек., потом дорисовывают с открытыми глазами 10 сек.
Свои работы презентуют вместе.
Вопросы для обсуждения.
1.По какому принципу вы договаривались?
2. Легко ли вам было выполнять задание?
3. Задание.
Инструкция. Из позиции «Я -утверждение» проанализировать конфликтные ситуации и определить проблему из ситуации «выиграть- выиграть»
Задание показывается на интерактивной доске.
«Я- утверждение !» : говорить о себе…
Формула « Я — утверждение»
Я чувствую----------------------------
Когда вы -----------------------------------
Потому что-----------------------------------
Вот почему я хочу---------------------------
Упражнение 1.
Ваш руководитель имеет привычку нагружать вас работой , которая не относится к вашим профессиональным обязанностям. Кроме того он делает это в конце рабочего дня , когда вы собираетесь идти домой.
Вас такая ситуация не устраивает , и вы хотите об этом ему сказать…
Упражнение 2.
Вы сердитесь на свою коллегу . Когда- то вы вместе распределили
свои обязанности по подготовке проекта .Свою часть проекта вы выполнили , а ваш коллега - нет !Сегодня утром вас вызвал ваш руководитель и выразил своё недовольство по задержке проекта.
Вы хотите выяснить эту ситуацию с коллегой.
1. Мозговой штурм «Общие правила разрешения конфликтов».
Цель. Проанализировать мнения участников по отношению к решению конфликта.
Инструкция. Психолог предлагает педагогам ответить на вопрос : «Какие общие правила разрешения конфликта вы можете предложить?» Педагоги в свою очередь записывают на мольберте свои ответы.
Психолог в свою очередь обобщает и демонстрирует на интерактивной доске правила ,которые разработали психологи.
Упражнение 2. Паутинка.
Цель. Получить обратную связь , подвести итог.
Инструкция. Психолог предлагает педагогам , передавая клубок ниток друг другу , выразить свои пожелания : « Я желаю вам ….. «
Выводы. Во время разрешения конфликтных ситуаций нет ни хороших ни плохих стилей , их эффективность зависит от конкретной ситуации, профессионализма и мастерства человека , который выбирает определённый способ разрешения конфликта.
Таблица 2. Общие правила разрешения конфликтов.
1. Говорить от первого лица , не сердиться, смело высказывать претензии или неудовлетворённость.
* - «Я хочу», «Я желаю» , «Мне так кажется».
Фразы от первого лица позитивно воздействуют во время разговора, не зависимо от того говорите вы о своих позитивных или негативных эмоциях.
2. Нельзя использовать местоимения «Ты» или «Вы» в
конфликтных ситуациях.
Они воспринимаются как обвинение и вызывают агрессию.
*-- Человек в ответ начнёт обвинять или возникнет разногласие , в лучшем случае он будет оправдываться, но конструктивного диалога не будет.
3.Не следует критиковать и обижать собеседника.
* -(даже не обсуждается - это догма!) -------------------------------------------
4. Говорите конкретно.
*-- НЕ используйте фраз « ты никогда» «ты всегда»,т.к.
это лишь разгневает собеседника.
5. Прежде чем начать разрешать конфликт ,обязательно успокойтесь.
*-- Нужно представить человека , который вас обидел, и сказать всё , что вы про него думаете.
Можно побить кулаком подушку, порвать газету, представить себя в горах и громко покричать, нарисовать , того кого хочется даже побить, и что-то сделать с этим рисунком… неплохо было бы подружиться...
6.-- Необходимо тщательно подбирать время и место для таких разговоров.
*--Не говорить , когда кто-то из вас торопиться или плохо себя чувствует.
7. В конце беседы сделать выводы. Брейк-кофе. Обмен мнениями.
*---
Литература.
1. Никифоров А.Т. Соотношение эфффективности и нравственности некоторых приёмов разрешения деловых конфликтых ситуаций.
Проблемы нравственной культуры. Вильнюс 1986г
2. Ануфриев Н.М. Психология конфликта.К.2005г
3. Ващенко И.В. Общая кофликтология .Харьков 2001 г