Психологический практикум «Педагог глазами педагога».
Тема: Педагог глазами педагога Целевая группа: педагоги МБУДО ЦТОиДТТ Продолжительность занятия: 40 минут Материально-дидактическое оснащение: бейджики, листы бумаги, ручки, формы гербов, фломастеры, цветные карандаши Вид занятия: развивающее занятие с элементами тренинга Используемые методы: беседа, дискуссия, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод творческих заданий, метод рефлексии Литература: И.В. Зеленова. Коммуникативный тренинг «Формирование у педагогов навыков конструктивного общения//Школьный психолог. – 2005. – №13 М. Битянова. Личность педагога как инструмент воспитания//Школьный психолог. – 2005. – №17 О. Андрейченко. Старые песни о главном. Мини-тренинг для педагогов//Школьный психолог. – 2008. – №5-№6 Е. Аникина и др. Тренинг педагогического общения// Школьный психолог. – 2008. – №7 Цель: создание условий для актуализации личностных ресурсов педагогов, для формирования позитивной «Я-концепции». Задачи: создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлению, активности и искренности; мотивирование участников на активную работу и применение полученных знаний в работе; способствовать формированию адекватной системы представлений о самом себе (Я-образ как педагога-профессионала); способствовать развитию потребности в постоянной оценке уровня своей личностной и профессиональной компетенции; способствовать развитию устойчивой осознанной потребности в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании; способствовать формированию чувства удовлетворенности собой и своей профессиональной деятельностью Эпиграф: Учитель! Он всегда в дороге — В заботах, поисках, тревоге — И никогда покоя нет. И сто вопросов на пороге, И нужно верный дать ответ. Он сам себя всех строже судит. Он весь земной, но рвется ввысь. Не счесть, пожалуй, сколько судеб С его судьбой переплелись! Кто стал учителем — поймет, Какое счастье — быть полезным людям, Учить Его Величество народ! Нести ему дух мудрости и знанья И доброты своей сердечный свет — Нет на земле ответственней призванья, Почетнее и радостнее нет. |
Вводное слов педагога-психолога
Ведущий: Подводя итоги учебного года, мы сегодня много поговорим о том, каким должен быть современный учитель, какими мы должны быть в глазах наших учеников, какими мы должны быть согласно многочисленным нормативным документам. И от всех этих «должен» становится как-то неуютно, даже напрягает где-то внутри, так и хочется сказать: «Никому я ничего не должен».
Полностью согласна. Желание соответствовать кому-либо или чему-либо не должно навязываться, а должно исходить от нас самих, непроизвольно, как бы само собой.
Чтобы наша собственная личность стала «инструментом» профессиональной деятельности, нужно, как минимум 2 условия: во-первых, свои личностные ресурсы следует изучить и критически осмыслить: что там за содержание такое имеется, что нужно, а что и не стоит транслировать другим; во-вторых, овладеть некоторыми приемами трансляции своего личностного содержания другим людям. Согласитесь: само по себе, автоматически, ни первое, ни второе, не происходит.
А чтобы узнать, что мы из себя представляем как личности и как профессионалы, давайте посмотрим на себя со стороны своими глазами и глазами своих коллег.
Итак, в руках у меня мешочек…
Упражнение. «Грецкий орех» (погружение в тему).
Цель: формирование комфортной атмосферы в группе и ценностного отношения к теме, позитивный настрой всех участников тренинга на дальнейшую работу.
Время: 7-10 минут.
Реквизит: мешочек с грецкими орехами.
Ход проведения: ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники рассматривают свой орех, изучая его структуру, особенности строения, запоминая все его индивидуальные черты. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого – найти свой орех.
Обсуждение: Кто и как запоминал свой орех? Какой стратегией пользовался, чтобы его найти?
Ведущий: На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», свои красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять…Орешки вы можете взять себе на память.
Каждый человек – уникальная личность. У каждого из вас есть свое собственное представление о том, что делает вас уникальными, неповторимыми, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие ваше мнение о вас, видят ли вас другие такими, какими вы есть на самом деле. Давайте попробуем ответить на этот вопрос…
Упражнение. «Кто Я?» (разминка).
Цель: формирование комфортной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения.
Время: 10-15 минут.
Реквизит: небольшой лист бумаги, фломастеры.
Ход проведения: ведущий предлагает участникам вспомнить и записать 3-х любимых сказочных героев/животных. Время на выполнение 1-1,5 минуты. Далее ведущий дает толкование сказочным героям/животным по порядку: Что вы думаете о себе? Что другие думают о вас? Кто вы на самом деле?
Далее каждый участник по кругу рассказывает, что у него получилось: «Я думаю, что я – …», «Другие думают, что я – …», «На самом деле я – …».
Вопросы для обсуждения: Почему именно эти три героя/животных пришли на ум первыми? Имеют ли для вас эти герои/животные особое значение? В чем ваше сходство с данными героями/животными?
Ведущий: Я думаю, мы много нового узнали друг о друге. И после того, как все посмеялись, можно продолжать…
Упражнение. «Хорошо-плохо».
Цель: осознание значимости своей профессии для себя, выделение «плюсов» и «минусов» профессии «учитель».
Время: 5-10 минут.
Реквизит: не требуется.
Ход проведения: участники сидят в кругу. Начинает ведущий: «Я учитель, и это хорошо…» - объясняя почему. Следующий участник подхватывает: «Я учитель, и это плохо…» - также объясняя причину. «Хорошо» и «плохо» называются по очереди. Важно закончить игру на «хорошо».
Ведущий: Спасибо за глубину ваших высказываний. Как вы заметили, в ваших высказываниях перемешалось и личное, и профессиональное. В педагогической деятельности их невозможно полностью развести, а если и возможно, то это вряд ли пойдет на пользу жизни и работе. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, личных ценностей и пристрастий. Изучение своих личностных особенностей – мощный ресурс профессионального развития, т.к. мы научаемся строить свою деятельность и свое общение с учениками, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.
Каждый из вас имеет свой личный багаж: набор знаний о себе, о других, о мире, о своем предмете, также различных умений и, конечно же. личностных качеств. И регулярно мы его пополняем сознательно или бессознательно, но мы постоянно учимся друг у друга, чтобы стать лучше.
Посмотрите друг на друга внимательно и выберите глазами человека, у которого вы хотите научиться, например, быть терпимее, доброжелательнее, выдержаннее и т.д. Пожалуйста…
Упражнение. «Я учусь у тебя…»
Цель: анализ собственной личности.
Время: 10 минут.
Реквизит: мячик.
Ход проведения: Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личностное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику и т.д.
Обсуждение: обмен ощущениями, эмоциями, мыслями.
Ведущий: И в заключение нашего общения я хочу, чтобы вы еще раз мысленно заглянули в себя. За это короткое время каждый из вас получил свой уникальный опыт. Возможно, для кого-то этот процесс само- и взаимопознания был несколько болезненным, и ваше эмоциональное благополучие нарушилось. Даже если этого не произошло, в жизни каждого из вас были и будут моменты, когда на душе грустно, настроение плохое, вы переживаете страх, неуверенность, неуспех. И в этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сейчас мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя…
Упражнение. Коллаж «Мой герб» (рефлексия).
Цель: осознание личностного и профессионального ресурса, получение обратной связи участниками тренинга, обмен впечатлениями.
Время: 15 минут.
Реквизит: карточки с различными формами гербов.
Ход проведения: Ведущий: Во второй половине 15 века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служил щит. И не зря: щит – это защитник, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.
| Для этого выберите для себя лист с понравившейся основой герба. Он разделен на 5 частей. В 1-ой части вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего. Во 2-ой – место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно. В 3-й части – самое большое свое профессиональное и личное достижение. В 4-ой части – имена трех человек, которым вы можете доверять. Все это вы можете изобразить с помощью слов, картинок, символов, рисунков. А в 5-ой напишите 3 слова, которые бы вы хотели услышать о себе. А на обратной стороне гербы напишите девиз, который мог служить вам спутником в жизни и в работе. Обсуждение: участники по желанию рассказывают о том, что у них получилось. Ведущий: Спасибо всем за работу… |