СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический практикум "Педагог глазами педагога"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Психологический практикум "Педагог глазами педагога проводится с целью создания условий для актуализации личностных ресурсов педагогов, для формирования позитивной «Я-концепции».

          Задачи:

  • создание на занятии атмосферы, способствующей самопроявлению, активности и искренности;
  • мотивирование участников на активную работу и применение полученных знаний в работе;
  • способствовать формированию адекватной системы представлений о самом себе (Я-образ как педагога-профессионала);
  • способствовать развитию потребности в постоянной оценке уровня своей личностной и профессиональной компетенции;
  • способствовать развитию устойчивой осознанной потребности в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании;
  • способствовать формированию чувства удовлетворенности собой и своей профессиональной деятельностью

Просмотр содержимого документа
«Психологический практикум "Педагог глазами педагога"»

Психологический практикум «Педагог глазами педагога».


Тема: Педагог глазами педагога

Целевая группа: педагоги МБУДО ЦТОиДТТ

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-дидактическое оснащение: бейджики, листы бумаги, ручки, формы гербов, фломастеры, цветные карандаши

Вид занятия: развивающее занятие с элементами тренинга

Используемые методы: беседа, дискуссия, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод творческих заданий, метод рефлексии

Литература:

    1. И.В. Зеленова. Коммуникативный тренинг «Формирование у педагогов навыков конструктивного общения//Школьный психолог. – 2005. – №13

    2. М. Битянова. Личность педагога как инструмент воспитания//Школьный психолог. – 2005. – №17

    3. О. Андрейченко. Старые песни о главном. Мини-тренинг для педагогов//Школьный психолог. – 2008. – №5-№6

    4. Е. Аникина и др. Тренинг педагогического общения// Школьный психолог. – 2008. – №7

Цель: создание условий для актуализации личностных ресурсов педагогов, для формирования позитивной «Я-концепции».

Задачи:

  • создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлению, активности и искренности;

  • мотивирование участников на активную работу и применение полученных знаний в работе;

  • способствовать формированию адекватной системы представлений о самом себе (Я-образ как педагога-профессионала);

  • способствовать развитию потребности в постоянной оценке уровня своей личностной и профессиональной компетенции;

  • способствовать развитию устойчивой осознанной потребности в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании;

  • способствовать формированию чувства удовлетворенности собой и своей профессиональной деятельностью

Эпиграф:

Учитель!

Он всегда в дороге —

В заботах, поисках, тревоге —

И никогда покоя нет.

И сто вопросов на пороге,

И нужно верный дать ответ.

Он сам себя всех строже судит.

Он весь земной, но рвется ввысь.

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись!

Кто стал учителем — поймет,

Какое счастье — быть полезным людям,

Учить Его Величество народ!

Нести ему дух мудрости и знанья

И доброты своей сердечный свет —

Нет на земле ответственней призванья,

Почетнее и радостнее нет.


Вводное слов педагога-психолога

Ведущий: Подводя итоги учебного года, мы сегодня много поговорим о том, каким должен быть современный учитель, какими мы должны быть в глазах наших учеников, какими мы должны быть согласно многочисленным нормативным документам. И от всех этих «должен» становится как-то неуютно, даже напрягает где-то внутри, так и хочется сказать: «Никому я ничего не должен».

Полностью согласна. Желание соответствовать кому-либо или чему-либо не должно навязываться, а должно исходить от нас самих, непроизвольно, как бы само собой.

Чтобы наша собственная личность стала «инструментом» профессиональной деятельности, нужно, как минимум 2 условия: во-первых, свои личностные ресурсы следует изучить и критически осмыслить: что там за содержание такое имеется, что нужно, а что и не стоит транслировать другим; во-вторых, овладеть некоторыми приемами трансляции своего личностного содержания другим людям. Согласитесь: само по себе, автоматически, ни первое, ни второе, не происходит.

А чтобы узнать, что мы из себя представляем как личности и как профессионалы, давайте посмотрим на себя со стороны своими глазами и глазами своих коллег.

Итак, в руках у меня мешочек…

Упражнение. «Грецкий орех» (погружение в тему).

Цель: формирование комфортной атмосферы в группе и ценностного отношения к теме, позитивный настрой всех участников тренинга на дальнейшую работу.

Время: 7-10 минут.

Реквизит: мешочек с грецкими орехами.

Ход проведения: ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники рассматривают свой орех, изучая его структуру, особенности строения, запоминая все его индивидуальные черты. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого – найти свой орех.

Обсуждение: Кто и как запоминал свой орех? Какой стратегией пользовался, чтобы его найти?

Ведущий: На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», свои красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять…Орешки вы можете взять себе на память.

Каждый человек – уникальная личность. У каждого из вас есть свое собственное представление о том, что делает вас уникальными, неповторимыми, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие ваше мнение о вас, видят ли вас другие такими, какими вы есть на самом деле. Давайте попробуем ответить на этот вопрос…

Упражнение. «Кто Я?» (разминка).

Цель: формирование комфортной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения.

Время: 10-15 минут.

Реквизит: небольшой лист бумаги, фломастеры.

Ход проведения: ведущий предлагает участникам вспомнить и записать 3-х любимых сказочных героев/животных. Время на выполнение 1-1,5 минуты. Далее ведущий дает толкование сказочным героям/животным по порядку: Что вы думаете о себе? Что другие думают о вас? Кто вы на самом деле?

Далее каждый участник по кругу рассказывает, что у него получилось: «Я думаю, что я – …», «Другие думают, что я – …», «На самом деле я – …».

Вопросы для обсуждения: Почему именно эти три героя/животных пришли на ум первыми? Имеют ли для вас эти герои/животные особое значение? В чем ваше сходство с данными героями/животными?

Ведущий: Я думаю, мы много нового узнали друг о друге. И после того, как все посмеялись, можно продолжать…

Упражнение. «Хорошо-плохо».

Цель: осознание значимости своей профессии для себя, выделение «плюсов» и «минусов» профессии «учитель».

Время: 5-10 минут.

Реквизит: не требуется.

Ход проведения: участники сидят в кругу. Начинает ведущий: «Я учитель, и это хорошо…» - объясняя почему. Следующий участник подхватывает: «Я учитель, и это плохо…» - также объясняя причину. «Хорошо» и «плохо» называются по очереди. Важно закончить игру на «хорошо».

Ведущий: Спасибо за глубину ваших высказываний. Как вы заметили, в ваших высказываниях перемешалось и личное, и профессиональное. В педагогической деятельности их невозможно полностью развести, а если и возможно, то это вряд ли пойдет на пользу жизни и работе. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, личных ценностей и пристрастий. Изучение своих личностных особенностей – мощный ресурс профессионального развития, т.к. мы научаемся строить свою деятельность и свое общение с учениками, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.

Каждый из вас имеет свой личный багаж: набор знаний о себе, о других, о мире, о своем предмете, также различных умений и, конечно же. личностных качеств. И регулярно мы его пополняем сознательно или бессознательно, но мы постоянно учимся друг у друга, чтобы стать лучше.

Посмотрите друг на друга внимательно и выберите глазами человека, у которого вы хотите научиться, например, быть терпимее, доброжелательнее, выдержаннее и т.д. Пожалуйста…

Упражнение. «Я учусь у тебя…»

Цель: анализ собственной личности.

Время: 10 минут.

Реквизит: мячик.

Ход проведения: Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личностное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику и т.д.

Обсуждение: обмен ощущениями, эмоциями, мыслями.

Ведущий: И в заключение нашего общения я хочу, чтобы вы еще раз мысленно заглянули в себя. За это короткое время каждый из вас получил свой уникальный опыт. Возможно, для кого-то этот процесс само- и взаимопознания был несколько болезненным, и ваше эмоциональное благополучие нарушилось. Даже если этого не произошло, в жизни каждого из вас были и будут моменты, когда на душе грустно, настроение плохое, вы переживаете страх, неуверенность, неуспех. И в этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сейчас мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя…

Упражнение. Коллаж «Мой герб» (рефлексия).

Цель: осознание личностного и профессионального ресурса, получение обратной связи участниками тренинга, обмен впечатлениями.

Время: 15 минут.

Реквизит: карточки с различными формами гербов.

Ход проведения: Ведущий: Во второй половине 15 века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служил щит. И не зря: щит – это защитник, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.

Для этого выберите для себя лист с понравившейся основой герба. Он разделен на 5 частей. В 1-ой части вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего. Во 2-ой – место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно. В 3-й части – самое большое свое профессиональное и личное достижение. В 4-ой части – имена трех человек, которым вы можете доверять. Все это вы можете изобразить с помощью слов, картинок, символов, рисунков. А в 5-ой напишите 3 слова, которые бы вы хотели услышать о себе.

А на обратной стороне гербы напишите девиз, который мог служить вам спутником в жизни и в работе.

Обсуждение: участники по желанию рассказывают о том, что у них получилось.

Ведущий: Спасибо всем за работу…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!