СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение и подготовка учащихся к экзаменам

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение и подготовка учащихся к экзаменам»


Ситниковская СОШ и Журавлёвская СОШ филиалы МАОУ Омутинская СОШ № 2



Утверждено:

Заведующий филиалом

Максимович Ю.В

/ ___________

« 30 » __августа___ 2023 г


Согласовано: Заместитель

По УВР: Ситникова Н.В /_______________

« 30 » __августа___ 2023 г









ПРОГРАММА

психологической подготовки

обучающихся

к государственной итоговой аттестации









Программу составила: педагог-психолог Авдюкова Н.В









2023-2024 уч.год


Пояснительная записка.


Государственная итоговая аттестация - это объективная оценка качества образовательной подготовки выпускников, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, государственный контроль и управление качеством общего образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников, разгрузка выпускников - абитуриентов за счёт сокращения числа экзаменов, в том числе вступительных при поступлении в ВУЗы, ССУЗы.

Можно констатировать, что на сегодняшний день вопрос психологической готовности старшеклассников к государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ - 11 класс), основного государственного экзамена (ОГЭ – 9 класс) является очень актуальным в системе образования Российской Федерации. Это связано с тем, что унифицированная форма проведения экзамена в виде тестов несет дополнительную психологическую нагрузку для выпускников 9, 11 классов образовательных организаций и требует формирования принципиально новых подходов к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. ЕГЭ может вызвать не только тревожность, неуверенность у старшеклассников, но и нервный срыв. Поэтому повышение качества подготовки обучающихся к единому экзамену невозможно без осуществления целенаправленной психолого-педагогической поддержки.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. В связи с вступлением в силу в январе 2017 года профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» основным приоритетом работы педагога-психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования определены в пункте 25 раздела III федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее-ФГОС), в которых указаны вариативные формы и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС, включающих организацию психологической подготовки к экзаменам в формате ЕГЭ и направленных на:

 сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

 формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

 мониторинг возможностей и способностей обучающихся;

 выявление и поддержку одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и др.

Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче выпускных экзаменов ГИА является одним из основных и приоритетных направлений работы педагога-психолога, результатом проведения работы на протяжении всего периода обучения, а не последних дней или месяцев работы. Организация системного подхода в выявлении и проработке возникающих у обучающихся трудностей на разных этапах обучения − является главной задачей в работе педагога-психолога.


1. Психологическое сопровождение и подготовка обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ).


Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей. Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются, прежде всего, через трактовку понятия «готовность».

Под психологической готовностью подразумевают эмоциональный «настрой», внутреннюю психологическую настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность включает в себя знания, умения и навыки по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Целью психологической подготовки обучающихся является выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ, а так же позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, то есть будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Цель сопровождения: формирование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ), способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.

Задачи психологического сопровождения:

1. Осуществлять ресурсно-ориентированный поиск сильных сторон и путей их использования на этапе подготовки обучающихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) и на самом экзамене;

2. Применять технологически-ориентированные методы и приемы с целью формирования соответствующих психотехнических навыков саморегуляции и самоконтроля, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.

3. Использовать системный подход в выявлении и проработке возникающих у обучающихся трудностей на разных этапах обучения, осуществляя основную часть работы по психологической готовности обучающихся не накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных.

Решение поставленных задач осуществляется через следующие виды (направления) работ:

- диагностическая;

-консультативная;

- коррекционно-развивающая;

- психопрофилактическая;

- психологическое просвещение.


2. Психодиагностическая работа педагога-психолога в системе психологической подготовки и сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ).

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.

Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении дальнейшего обучения.

Диагностика обучающихся 9, 11 классов помогает отслеживать динамику эффективности психолого-педагогического сопровождения. Проведение диагностики позволяет оценить результативность работы педагога-психолога как в течение года, так и на протяжении всего времени обучения отдельного ученика, класса, параллели.

Диагностическая деятельность в рамках подготовки к ЕГЭ осуществляется с целью выявления нарушений в интеллектуально-личностной сфере задолго до экзамена, что поможет скорректировать поведение выпускника в стрессовых ситуациях и определить оптимальные условия обучения.



3. Индивидуальное и групповое консультирование как одно из приоритетных направлений психолого-педагогического сопровождения.

Его основная задача - оказание психологической помощи и поддержки обучающимся:

 при возникновении проблем в психическом самочувствии, общении, обучении;

 при обучении навыкам самопознания, самоанализа, использовании своих личностных психологических особенностей и возможностей для успешного обучения;

 при определении предпочтения в выборе профессиональной деятельности.

Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования и просвещения.

Целью таких консультаций является психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о проблемах, возникающих у обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, и желания преодолевать трудности обучения; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.


4. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Цель психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ – составление системы работы с учащимися «групп риска», испытывающими трудности обучения.

Основные направления коррекционно-развивающей работы психолога:

 развитие познавательной сферы учащихся: мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.;

 формирование адекватной самооценки, снятие тревожности;

 развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля;

Кроме этого, в систему следует включить следующие направления:

 обучение способам снятия эмоционального и физического напряжения и релаксации;

 повышение стрессоустойчивости;

 актуализация внутренних ресурсов.


5. Психопрофилактическая работа педагога-психолога в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Целью психологической профилактики является предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных индивидуальных рекомендаций для родителей, педагогических работников по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Задача психопрофилактической работы по психологической подготовке к ОГЭ и ЕГЭ: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, по 10 управлению психическим состоянием, организации коррекционных мероприятий. Это подразумевает следующие направления работы:

 обучение методам психосаморегуляции;

 выработка навыков мобилизации в стрессовых ситуациях;

 формирование уверенности в своих возможностях;

 развитие творческого потенциала.

Психопрофилактическая работа осуществляет все виды работ педагога - психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и, естественно, при проведении психологической диагностики.


6. Психологическое просвещение в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Психологическое просвещение – это формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности использовать психологические знания в интересах собственного развития; создание условий для личностного развития и полноценного самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности.

Задачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ:

 информирование обучающихся и их родителей о процедуре проведения ОГЭ и ЕГЭ;

 развитие у обучающихся знаний о своих психологических особенностях и умений эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;

 создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогут педагогам выстроить работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

 ознакомление родителей с проблемами детей и рекомендациями с формами детско-родительского общения, подходящими на данном этапе развития ребенка.

7. Оказание помощи обучающимся в выборе учебных предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

В вопросе выбора предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ необходимы психодиагностика и консультация педагога-психолога, которые помогут обучающимся понять, какие дополнительные предметы ОГЭ и ЕГЭ сдавать, как правильно оценить собственные возможности, профессиональные наклонности, интересы, понять и учесть специфику высшего учебного заведения.

Эту работу начинать необходимо с 7- 8 класса (некоторые обучающие определяются с будущей профессией намного раньше), чтобы осталось время для подготовки, для устранения 11 пробелов в знаниях.

Школьные дисциплины условно делят на физико-техническую, гуманитарную, естественнонаучную группы.

Физико-техническое направление (геометрия, физика алгебра, информатика). Алгебра, геометрия на ЕГЭ объединены в математику - вторую нужную дисциплину, обязательную к сдаче. Далеко не каждому под силу подготовиться и успешно сдать экзамен по физике, которая сегодня набирает популярность, и это открывает перспективу в дальнейшем поступать на специальности в области нанотехнологий, инженерии биомедицинских систем, металлургии, др.

Гуманитарные науки (история, обществознание, языки, русский язык – обязательный блок, литература) несмотря на кажущуюся простоту, относятся к одним из самых сложных экзаменов. Объясняется это тем, что в последнее десятилетие ужесточились требования выпускных испытаний, на которые влияет не только перенасыщение кадрами в этих отраслях, но и падение общей грамотности. Одним из самых популярных остается экзамен по обществознанию (комплексные знания по экономике, юриспруденции, психологии, истории, др.) Нужно осознавать, что оно существенно ограничивает выбор ВУЗов.

Естественнонаучное направление (география, химия и биология). Перед выпускниками школ данное направление открывает обширный выбор интересных и высокооплачиваемых специальностей.





Заключение

Таким образом, системный подход в организации работы по психологической поддержке и сопровождению обучающихся на всех ступенях обучения является эффективным и в психологической подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Главное условие успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ - разработка индивидуальной стратегии, способной обеспечить успех конкретному ученику, которая возможна только при условии психологической зрелости выпускника. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, опыт принятия решений, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.

Разработка индивидуального плана психологической подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ необходима для организации системы работы, которая способствует:

-развитию учебной мотивации и познавательной активности;

- повышению самооценки учащихся;

- снижению уровня тревожности;

- формированию произвольности и самоорганизации.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня – это, прежде всего, комплексная работа по поддержке и оказанию помощи обучающимся в решении задач саморазвития, самовоспитания, обучения, социализации, направленных на успешную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, и дальнейшее обучение в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования.




РЕЕСТР ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ


Цель исследования

Методика


Оценить мнение учащегося о его

готовности к ЕГЭ и ОГЭ


Анкета «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

М.Ю. Чибисова

(Приложение 1)


Исследование стереотипов восприятия успешного ученика

Исследование стереотипов восприятия успешного ученика

(Приложение 2)

Выявление представлений школьника о сущности учебной деятельности и технологии успеха

«Самооценка стрессоустойчивости личности» Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова

(Приложение 3)

Исследование тревожности перед экзаменами

Опросник «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний», на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына (Приложение 4)

Исследование осведомленности учащихся о процдуре сдачи ЕГЭ (только 11 классы)

Тест “Определение уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ”

(Приложение 5)



Приложение 1



Анкета «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

(М.Ю. Чибисова)


Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах


Анализ данных.
Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими — 8 и больше.
Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.
Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги.
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2,3,9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.


Источник: Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с.




















Фамилия, имя _______________________

Ребята! Приближается время сдачи ЕГЭ. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только психологом. Инструкция: Оценит свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-балльной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен». Обведите цифру, отражающую ваше мнение.

1

Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6

Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7

Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8

Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9

Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10

Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11

Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12

Я достаточно много знаю про ЕГЭ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13

Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10




Приложение 2



Исследование стереотипов восприятия успешного ученика


Обработка и интерпретация результатов.

Анализируется состав выделенных качеств; с учетом преобладания соответствующих качеств можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика:

- субъективно-творческий (11, 18, 20, 22);

- общетрудовой (1, 5, 14, 17);

- владеющий учебными умениями (3, 7. 8, 15);

- обладающий хорошими познавательными способностями (2, 4, 13, 9);

-мотивационно-волевой (10, 19, 21, 23);

- приспособительный (6, 12, 16, 24);

-комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества.


Выявленный стереотип позволяет проникнуть в индивидуальное представление школьника о сущности учебной деятельности, о технологии успеха: его ценностное отношение к творческому стилю деятельности, понимание значимости базовых учебных умений, склонности к формально-приспособительной тактике учебного поведения, предпочтительное отнесение успеха на счет либо врожденных качеств ума, либо волевой напористости.


Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп



Инструкция: Определите, какими качествами должен, по вашему мнению, обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе. Для этого выберите шесть-семь (не более) самых важных, значимых качеств.


1. Дисциплинированный.

2. Умный, сообразительный.

3. Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе.

4. Хорошая память.

5. Трудолюбивый, усидчивый.

6. Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.).

7. Владеет самоконтролем.

8. Умеет планировать работу и выполнять свой план.

9. Любознательный, любит учиться.

10. Всегда нацелен на успех.

11. Инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать.

12. Работает на оценку.

13. Хорошее внимание.

14. Ответственный.

15. Умеет работать с книгой.

16. Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой.

17. Аккуратный.

18. Независимый в суждениях.

19. Уверенный в себе.

20. Всегда ищет оригинальное решение.

21. Жизнерадостный.

22. Способен отстаивать свои убеждения.

23. Твердая воля.

24. Не конфликтует с учителем, покладистый.

25. Еще какое? (свой ответ).

















Приложение 4


Опросник «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний», на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына.

Обработка результатов.

У мальчиков низкой уровень тревожности при проверке знаний, если набрано 0 баллов;

средний уровень, если набрано от 1 до 4 баллов;

повышенный уровень – от 5 до 6 баллов;

крайне высокий уровень – от 7 до 10

У девочек низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано от 0 до 1 балла;

средний уровень, если набрано от 2 до 6 баллов;

повышенный уровень – 7–8 баллов;

крайне высокий уровень – от 9 до 10


Интерпретация результатов.


Низкий   уровень. Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний вам не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей вас не смущает. Напротив, вы стремитесь вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Вы любите быть на виду вне зависимости от того, какое

впечатление вы производите на окружающих. У вас, по всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Также не следует исключать и нежелание искренне отвечать на тест.


Средний   уровень. Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Ваши эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Вы достаточно ответственно относитесь к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Для вас характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Вы достаточно спокойно чувствуете себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.


Повышенный   уровень. Вы можете испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить “устные” предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для вас. Сама по себе учеба для вас нетрудна, но вы, возможно, боитесь отвечать у доски, т. к. теряетесь, и поэтому ничего не можете вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В тоже время вы достаточно успешно справляетесь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая “публичная оценка”.


Крайне   высокий   уровень. Очень высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ. Вы испытываете резко негативное отношение к демонстрации своих знаний, боитесь отвечать перед классом и особенно у доски. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений,

возможностей порой бывает неадекватно сильным. У вас иногда может появляться слабость и дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова. Экзаменационная ситуация с ее помпезностью, нервозностью родителей, предварительной “накачкой”, с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится для вас серьезной психотравмой. У вас могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Именно у себя вы находите массу недостатков. Вас отличает склонность к детальному анализу своего поведения и реакций и высокому интеллектуальному контролю над ними. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.


Инструкция: Ребята, поставьте в колонку с ответами "+” (если, вы согласны с утверждением) или "–” (если не согласны).

Утверждение

Ответ «+» или «−»

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?


Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?


Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?


Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?


Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?


Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?


Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?


Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?


Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?


Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?




Приложение 5


Тест «Определение уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ».



Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

А1

1

В1

ручкой

А2

2

В2

черным

А3

2

В3

да

А4

1

В4

организатор

А5

3

В5

1

А6

2

В6

1

А7

3

В7

2

А8

1

В8

символ

А9

3

В9

апелляцию

А10

1

В10

расписаться



Обработка результатов

За каждый верный ответ части эксперт ставит: «А» − 1 балл, части «В» - 2 балла.


Задания группы «С» оцениваются от 5 до 10 баллов, по таким критериям,

как: развернутость ответа, его подробность (детализированность), последовательность и глубина (философский смысл).


Эксперт подсчитывает общее количество баллов и переводит их в оценку:

«3» - если набрано от 8 до 10 баллов;

«4» - от 12 до 28 баллов;

«5» - от 30 до 60 баллов.



Инструкция: Ребята, внимательно выполните все задания теста.


А1. Чем нельзя пользоваться на экзамене?

1. Мобильным телефоном

2. Гелевой черной ручкой

3.Тестовым материалом (КИМ)


А2. На экзамен необходимо принести:

1. Учебник

2. Паспорт

3. Персональный компьютер


АЗ. При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся:

1. Встает в угол

2. Удаляется с экзамена

3. Платит штраф


А4. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:

1. К организатору

2. К Президенту РФ

3. К другу


А5. Во избежание ошибок, лучше сначала записать номера ответов:

1. На ладони

2. На полях бланка

3. На черновике



А6. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается:

1. Одной чертой

2. Двумя чертами

3. Тремя чертами


А7. После выполнения задания группы «А» необходимо выбрать номер

правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа:

1. Галочку (V)

2. Звездочку (*)

3. Крестик (х)


А8. При заполнении бланков ответов группы «С» нужно отступать от рамки:

1. 2-3 мм

2. 4-5 мм

3. 10 мм


А9. Если при заполнении бланков у обучающегося возникнет какое-либо

сомнение, то надо:

1. Хлопнуть в ладоши

2. Топнуть ногой

3. Поднять руку


А10. Для подачи апелляции необходимо обратиться:

1. К ответственному организатору

2. К дежурному по этажу

3. К Министру образования РФ


В1. Чем нужно заполнять бланк? ……………………………………………


В2. Каким цветом нужно заполнять бланк? …………………………………


ВЗ. Разрешаются ли исправления в ответах? ………...………………………


В4. Кто раздает бланки ответов? ………………………………………………


В5. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения

цифрой:

1. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое

слово зачеркивается.

2. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое

слово заштриховывается.

3. Если в задании группы «В», вместо слова нужно написать другое, то старое слово замазывается.

……………………………………………………………………………………


В6. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения

цифрой:

1 .Заполнять бланк нужно на русском языке.

2. Заполнять бланк нужно на иностранном языке.

3. Заполнять бланк нужно на любом языке.

……………………………………………………………………………………….


В7. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения

цифрой:

1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.

2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без

записей в виде формул).

3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей

умножения.

……………………………………………………………………………………..


В8. Запишите пропущенное слово.

Если нужно исправить один..................................... , то новый рисуется поверх старого.


В9. Запишите пропущенное слово.

По окончании экзамена Вы можете подать ........................................................ о

нарушении процедуры проведения экзамена.


В10. Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле? …………………………………………………………


С1. Опишите проблему, возникшую в результате нарушения учащимся одного из правил проведения экзамена.



С2. Опишите жизненную ситуацию учащегося, успешно сдавшего ЕГЭ.



СЗ. Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им ВУЗ.

Памятка по подготовке к экзамену


1. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня ты будешь делать. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы рассмотришь и повторишь.

2. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

3. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минутный перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

4. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.


5.Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.


6.Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.















Памятка учащемуся во время экзамена


- Вначале вам сообщат необходимую информацию (как подписать тетрадь, сколько и на что отводится времени и т.д.). Будь внимателен!!!


- Сосредоточься! Постарайся на время забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время экзамена. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоей работы.


- Начни с легкого! Начни с решения тех задач (ответа на те вопросы), в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.


- Читай вопросы и задания до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задачи «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких задачах.


- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по легким вопросам (задачам) («первый круг»), а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

- Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.


- Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.


- Не паникуй! Самое главное — успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!










Памятка для родителей

Ваши сын или дочь приняли важное решение — участвовать в Едином государственном экзамене (ЕГЭ).


Почему они так волнуются?

• Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.

• Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.

•Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей — тревожности, неуверенности в себе.

• Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.

• Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.


Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка.



Чем вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?

Вы можете:

• Собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности.

• Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы:

• откажитесь от упреков, доверяйте ребенку;

• если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

• Участвовать в подготовке к ЕГЭ:

•Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.

• Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» — основная подготовка проводится днем, если «сова» — вечером

•Проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

• Организовать режим (именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ).

• Во время подготовки ребенок должен регулярно делать короткие перерывы.

• Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.













РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ.



1. Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, используя рекомендованные сборники тестовых заданий, для оценивания уровня усвоения материала и отработки навыка их выполнения.



2. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.


3. Основную часть работы проводите заранее, отрабатывая отдельные

детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в случаях не столь

эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не

только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.


4. Ознакомьте учащихся с методикой подготовки к экзаменам. Помните, зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. На практике покажите им, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах.


5. Ознакомьте учащихся с методикой проведения единого государственного экзамена.


6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников

ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет

формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего

тестирования, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность.



7. Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям

обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем

содержатся, это поможет настроиться на работу;

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная

ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам, уже

предполагают ответ и торопятся его вписать);

- если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.


8. Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням.

9. Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо

получается.


10. Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше

подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.


11. Перед экзаменами постарайтесь снизить волнение учащихся,

поскольку оно может отрицательно сказаться на результате тестирования.



Верьте в свои силы и возможности Ваших учеников!

У вас всё получится!






































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

программы занятий по подготовке учащихся к единому государственному

экзамену с элементами психологического тренинга




Тема занятий

Кол-во

час/мин



1

Обсуждение актуальности проблемы подготовки к ЕГЭ с учащимися.

15 мин

Выявление представлений школьника о сущности учебной деятельности и технологии успеха

10 мин

Исследование стереотипов восприятия успешного ученика

10 мин

Выяснение запросов учащихся, по психологическому сопровождению перед экзменами

10 мин



2

Диагностика уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ (только 11 классы)

15 мин

Оценка мнения учащегося о его готовности к ЕГЭ и ОГЭ (анкетирование)

10 мин

Исследование тревожности перед экзаменами (анкетирование)

10 мин

3

Отработка навыков создания позитивной мотивации.

Арт-терапия

1 ч

4

Групповые и индивидуальные консультации по запросу учащихся/ педагогов

40 мин

5

Участие в родительском собрании, с целью актуализации поддержки обучающихся родителями. Ответы на вопросы.

15 мин

6.

Участие на собраниях педагогов, с целью актуализации поддержки обучающихся и снижение тревожности перед ЕГЭ, ОГЭ.

15 мин



29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!