Психология аномального развития
Выполнила студентка 3 курса
Петренко Анна Андреевна
Профиль: Психология образования
Группы 3.071.3.18
Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов.
Термин «дизонтогения» впервые введён Г. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития
«Аномальный» ребенок
К аномальным (от греч. — неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития, требующие воспитания и обучения в специальных условиях.
Причины возникновения психических расстройств у детей
Психологические
Биологические
Социопсихологические
Провоцирующими факторами выступают:
- генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям;
- несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка;
- ограниченность интеллекта;
- мозговые поражения;
- семейные проблемы;
- конфликты;
- травмирующие психику события.
Психические расстройства новорожденности, младенчества, раннего детства
К нарушений психического развития в период новорожденности, возраста ребенка и раннего детства относятся:
- Проявления врожденной невропатии;
- Проявления аутичных расстройств;
- Гипердинамические расстройства.
При невропатии характерны: повышенная раздражительность и возбудимость, капризность, неустойчивость настроения, быстрая истощаемость, выраженная пугливость, нарушения сна и соматовегетативные симптомы (срыгивания, рвота, запоры, нарушение аппетита, избирательность питания, обмороки).
Проявления аутичных расстройств характеризуются выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличием к близким, страхом новизны, любой изменения в окружающей обстановке; болезненной привязанностью к рутинному порядку, однообразной поведения со склонностью к стереотипным движениям, расстройствами речи, иногда до полной "речевой блокады". Первым признаком раннего детского аутизма часто выступает отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления", а затем нарушение способности дифференцировать людей и неодушевленные предметы, нежелание вступать в контакт, безэмоциональность или паратимиямы (неадекватными аффективными реакциями) в сочетании со страхом новизны.
Гипердинамические расстройства - проявляются двигательной развязностью, неусидчивостью и другим признакам гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания (иногда их обозначают "синдром дефицита внимания").
Психические расстройства новорожденности, младенчества, раннего детства
К характерным для детей в период новорожденности, младенчества и раннего детства являются такие психосоматические расстройства, как (Д.Н. Исаев):
- младенческая колика;
- аэрофагия;
- срыгивания;
- отсутствие аппетита (анорексия);
- извращение аппетита;
- жвачка (мерицизм);
- недостаточная прибавка массы тела или тучность;
- запор (констипация);
- энкопрез (недержание кала).
Аномалии развития ребенка младшего школьного возраста
К возрасту шести-семи лет одной из основ изменения психологической деятельности ребенка, его личностных особенностей является формирование новой деятельности - учебной, которая становится ведущей. Суть этой деятельности состоит в усвоении научных знаний через обогащение и перестройку личности ребенка, проявляется в изменении уровня знаний, навыков, умений, в умственных операциях и особенностях личности. Переход с дошкольного в младший школьный возраст происходит путем перевода игровой деятельности в учебную через правильное сочетание реально действующих и понятных мотивов.
Развитие личности младшего школьника может нарушаться вследствие:
- Неправильного понимания иерархии потребностей в результате недостатков воспитания и обучения;
- Недостаточного развития функциональных систем мозга, обеспечивающих учебную деятельность.
В свою очередь, учебная деятельность связана с формированием самооценки личности. Для детей оценки важны не только как способ оценки их знаний, но и одновременно как оценки их личности, их возможностей и места среди других. Поэтому часто у отличников формируется завышенная самооценка, у тех, кто плохо учится, - занижена.
Психическое развитие подростка
Психобиологические
Социально-психологические
Психолого-педагогические
- нарушения воспитания подростка в семье;
- школьная дезадаптация;
- подростковый кризис – это пик «переходного периода от детства к взрослости»;
- психическая травма, спровоцированная различными обстоятельствами: конфликты с родителями, с друзьями, переживание семейных разладов
- неблагоприятная наследственность;
- органические повреждения головного мозга;
- «пубертатный кризис», обусловленный неравномерностью развития сердечно - сосудистой и костно-мышечной систем, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы)
Психолого - педагогическое предупреждение - это система профилактических мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.