СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»»

«Развитие и становление психолого-педагогической диагностики за рубежом  и в России»

«Развитие и становление психолого-педагогической диагностики за рубежом и в России»

Психолого-педагогическая диагностика  — это область науки, разрабатывающая методы выявления и изучения актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов психолого-педагогического взаимодействия.

Психолого-педагогическая диагностика

это область науки, разрабатывающая методы выявления и изучения актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов психолого-педагогического взаимодействия.

Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом История развития психолого-педагогических методов исследования в специальной психологии связана с требованиями практики — медицинской и педагогической.  Объектами изучения были дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психического и умственного развития.

Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом

История развития психолого-педагогических методов исследования в специальной психологии связана с требованиями практики — медицинской и педагогической. 

Объектами изучения были дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психического и умственного развития.

История развития Первыми исследователями проблем умственно отсталых были французские врачи Ж. Эскироля и Э. Сегена, которые выделили некоторые дифференциально-диагностические критерии. Ж. Эскироль считал показателем интеллектуального развития состояние речи, что в значительной мере повлияло на преобладание в последующих тестовых системах заданий вербального характера. Э. Сеген придавал большое значение состоянию сенсорных и волевых процессов.

История развития

Первыми исследователями проблем умственно отсталых были французские врачи Ж. Эскироля и Э. Сегена, которые выделили некоторые дифференциально-диагностические критерии.

Ж. Эскироль считал показателем интеллектуального развития состояние речи, что в значительной мере повлияло на преобладание в последующих тестовых системах заданий вербального характера.

Э. Сеген придавал большое значение состоянию сенсорных и волевых процессов.

 В  60-е гг. ХIХ в. открылись первые вспомогательные классы, а также специальные школы для умственно отсталых детей.  Возникла необходимость упорядочения системы отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превратилось в психолого-педагогическую проблему.  Френсис Гальтон одним из первых начал тестирование. Разработал несложные испытания для исследования индивидуальных различий.  При этом он считал главным показателем умственных способностей состояние сенсорных функций человека : остроту зрения и слуха, скорость психических реакций, способность различать тепло, холод, боль и т. п. 

В  60-е гг. ХIХ в. открылись первые вспомогательные классы, а также специальные школы для умственно отсталых детей.

Возникла необходимость упорядочения системы отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превратилось в психолого-педагогическую проблему.

Френсис Гальтон одним из первых начал тестирование. Разработал несложные испытания для исследования индивидуальных различий.

При этом он считал главным показателем умственных способностей состояние сенсорных функций человека : остроту зрения и слуха, скорость психических реакций, способность различать тепло, холод, боль и т. п. 

Джемс М. Кеттелл создал серию тестовых испытаний, направленных на определение состояния простых функций, сенсомоторных реакций, скорости протекания психических процессов, чувствительности и т. п., для установления индивидуальных различий. Эмиль Крепелин разработал серию тестовых испытаний для изучения высших психических процессов : восприятия, мышления

Джемс М. Кеттелл

создал серию тестовых испытаний, направленных на определение состояния простых функций, сенсомоторных реакций, скорости протекания психических процессов, чувствительности и т. п., для установления индивидуальных различий.

Эмиль Крепелин

разработал серию тестовых испытаний для изучения высших психических процессов : восприятия, мышления

Диагностика Альфред Бине – Теодор Симона   1 вариант 1905г. Содержал 30 тестов, расположенных в порядке возрастающей трудности. Возрастных показателей не было. Тесты на определение типа памяти, мышления, понимания словесных инструкций и др. 2 вариант Тесты сгруппированы по возрастным ступеням (3-15 лет). На каждый возраст от 3 до 8 тестов. 1908г. 3 вариант 1911г. Тесты распределены, учитывая трудность по возрастным ступеням (3 – 16 лет). На каждый возраст по 5 заданий.

Диагностика Альфред Бине – Теодор Симона

1 вариант

1905г.

Содержал 30 тестов, расположенных в порядке возрастающей трудности. Возрастных показателей не было. Тесты на определение типа памяти, мышления, понимания словесных инструкций и др.

2 вариант

Тесты сгруппированы по возрастным ступеням (3-15 лет). На каждый возраст от 3 до 8 тестов.

1908г.

3 вариант

1911г.

Тесты распределены, учитывая трудность по возрастным ступеням (3 – 16 лет). На каждый возраст по 5 заданий.

Санте де Санктис предложил свою серию заданий из шести опытов для определения степени умственного недоразвития. Опыты были направлены на исследование внимания, волевых усилий, непосредственной памяти на цвета, форму, способности пересчета конкретных предметов, зрительного определения величины, расстояния. Вильям Штерм Вел понятие «интеллектуальный коэффициент» ( IQ ), который представляет собой отношение умственного возраста к хронологическому (паспортному) возрасту. Интеллект тестируемых оценивался чисто количественно по сумме набранных ими баллов. Предложил следующую формулу определения интеллектуального коэффициента:  IQ = (y.в. / хр.в.) * 100%

Санте де Санктис

предложил свою серию заданий из шести опытов для определения степени умственного недоразвития.

Опыты были направлены на исследование внимания, волевых усилий, непосредственной памяти на цвета, форму, способности пересчета конкретных предметов, зрительного определения величины, расстояния.

Вильям Штерм

Вел понятие «интеллектуальный коэффициент» ( IQ ), который представляет собой отношение умственного возраста к хронологическому (паспортному) возрасту. Интеллект тестируемых оценивался чисто количественно по сумме набранных ими баллов.

Предложил следующую формулу определения интеллектуального коэффициента:

  • IQ = (y.в. / хр.в.) * 100%
К началу ХХ в. при вспомогательных школах стали создавать особые «наблюдательные» классы с целью уточнения диагноза отдельных учащихся, а также выработки некоторых основных рекомендаций к последующей работе с ними

К началу ХХ в. при вспомогательных школах стали создавать особые «наблюдательные» классы с целью уточнения диагноза отдельных учащихся, а также выработки некоторых основных рекомендаций к последующей работе с ними

Тест Д. Векслера(40-50г.г) Состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д.  К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Тест Д. Векслера(40-50г.г)

Состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных.

Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий.

К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие:

  • шифровка,
  • нахождение недостающих деталей в картине,
  • определение последовательности картин, сложение фигур.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Тест Дж.Равена Состоит из 60 матриц, или композиций, с пропущенными элементами, которые должен восполнить испытуемый.

Тест Дж.Равена

Состоит из 60 матриц, или композиций, с пропущенными элементами, которые должен восполнить испытуемый.

Разрабатываются тесты и для детей младенческого и раннего возраста . шкалы Н. Бейли для исследования детей с 2 мес. до 2,5 лет. В них оценивается умственное развитие (восприятие, память, зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость), моторное развитие (умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки), эмоциональное и социальное поведение.

Разрабатываются тесты и для детей младенческого и раннего возраста .

шкалы Н. Бейли для исследования детей с 2 мес. до 2,5 лет. В них оценивается умственное развитие (восприятие, память, зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость), моторное развитие (умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки), эмоциональное и социальное поведение.

Развитие психолого-педагогических методов исследования в России  Необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале ХХ в. в связи с открытием в 1908 —1910 гг. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов.  Изучение проводилось путем сбора анкетных данных о детях, изучения педагогических характеристик, условий домашнего воспитания и врачебного обследования детей.   Вопросы методов обследования детей были предметом обсуждения на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (26 — 31 декабря 1910 г., Петербург) и на Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (13 декабря 1913 г.—3 января 1914 г., Петербург

Развитие психолого-педагогических методов исследования в России

Необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале ХХ в. в связи с открытием в 1908 —1910 гг. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов.

Изучение проводилось путем сбора анкетных данных о детях, изучения педагогических характеристик, условий домашнего воспитания и врачебного обследования детей.

Вопросы методов обследования детей были предметом обсуждения на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (26 — 31 декабря 1910 г., Петербург) и на Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (13 декабря 1913 г.—3 января 1914 г., Петербург

Метод Г. И. Россолимо «Психологические профили» Сделал попытку создать систему испытаний, с помощью которой можно было бы исследовать как можно больше отдельных психических процессов. изучал (в основном с помощью невербальных заданий) внимание и волю, точность и прочность зрительных восприятий, ассоциативные процессы. метод использовался независимо от возраста испытуемого. В него входило исследование 11 психических процессов , которые оценивались по 10 заданиям (всего 110 заданий). Результат вычерчивался в виде графика-профиля.

Метод Г. И. Россолимо «Психологические профили»

Сделал попытку создать систему испытаний, с помощью которой можно было бы исследовать как можно больше отдельных психических процессов. изучал (в основном с помощью невербальных заданий) внимание и волю, точность и прочность зрительных восприятий, ассоциативные процессы.

  • метод использовался независимо от возраста испытуемого.
  • В него входило исследование 11 психических процессов , которые оценивались по 10 заданиям (всего 110 заданий).
  • Результат вычерчивался в виде графика-профиля.
Г.Я.Трошин подчеркивал ценность наблюдения за поведением детей в естественных условиях. А.Ф.Лазурский Первым, создал специальную методику проведения целенаправленных наблюдений. Изучал ребенка в деятельности в естественных условиях путем объективного наблюдения и разработал так называемый естественный эксперимент, включающего в себя как элементы целенаправленного наблюдения, так и специальные задания. Создал специальную программу изучения индивидуальных проявлений детей на уроках, указав проявления, подлежащие наблюдению, и их психологическое значение. Им разработаны также планы экспериментальных уроков, выявляющие качества личности

Г.Я.Трошин подчеркивал ценность наблюдения за поведением детей в естественных условиях.

А.Ф.Лазурский

Первым, создал специальную методику проведения целенаправленных наблюдений.

Изучал ребенка в деятельности в естественных условиях путем объективного наблюдения и разработал так называемый естественный эксперимент, включающего в себя как элементы целенаправленного наблюдения, так и специальные задания.

Создал специальную программу изучения индивидуальных проявлений детей на уроках, указав проявления, подлежащие наблюдению, и их психологическое значение. Им разработаны также планы экспериментальных уроков, выявляющие качества личности

Л.С. Выготский Предложил схему педологического исследования детей: отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных циклах, но главным образом — установить ближайшие возможности детей. предлагал не ограничиваться в изучении ребенка одноразовыми испытаниями того, что тот может сделать сам, а проследить за тем, как он воспользуется помощью, каков, следовательно, прогноз на будущее в деле его обучения и воспитания. Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения. История развития ребенка. Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса). Прогноз (предсказание характера детского развития). Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.

Л.С. Выготский

Предложил схему педологического исследования детей:

отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных циклах, но главным образом — установить ближайшие возможности детей. предлагал не ограничиваться в изучении ребенка одноразовыми испытаниями того, что тот может сделать сам, а проследить за тем, как он воспользуется помощью, каков, следовательно, прогноз на будущее в деле его обучения и воспитания.

  • Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения.
  • История развития ребенка.
  • Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития.
  • Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса).
  • Прогноз (предсказание характера детского развития).
  • Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.
 В 20 — 30-е гг. XX в . большое внимание уделялось разработкам диагностических методик. В школах началось массовое тестирование.  Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» был воспринят как полный запрет на использование диагностических методик.  В 50 — 70-е гг. ХХ в . внимание ученых и практических работников к использованию психодиагностических методик, усилилось.  Велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зейгарник, разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А. Р. Лурия

В 20 — 30-е гг. XX в . большое внимание уделялось разработкам диагностических методик. В школах началось массовое тестирование.

Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» был воспринят как полный запрет на использование диагностических методик.

В 50 — 70-е гг. ХХ в . внимание ученых и практических работников к использованию психодиагностических методик, усилилось.

Велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зейгарник, разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А. Р. Лурия

 Большая заслуга в разработке принципов, методов, путей изучения детей при комплектовании специальных учреждений для умственно отсталых детей принадлежит психологам и педагогам Г.М.Дульневу, С.Д.Забрамной, А.Я.Ивановой, В.И.Лубовскому, Н. И. Непомнящей, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф и другим.  В 80 — 90-е гг. ХХ в. осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-диагностические методы исследования.  Проводятся конференции, съезды, семинары по проблемам психодиагностики и комплектования специальных учреждений для аномальных детей.

Большая заслуга в разработке принципов, методов, путей изучения детей при комплектовании специальных учреждений для умственно отсталых детей принадлежит психологам и педагогам Г.М.Дульневу, С.Д.Забрамной, А.Я.Ивановой, В.И.Лубовскому, Н. И. Непомнящей, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф и другим.

В 80 — 90-е гг. ХХ в. осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-диагностические методы исследования.

Проводятся конференции, съезды, семинары по проблемам психодиагностики и комплектования специальных учреждений для аномальных детей.

В.И. Лубовский указывает на перспективы развития дифференциальной диагностики, подчеркивая важность сочетания количественной оценки уровня развития психических функций с качественным, структурным анализом — при преобладании последнего.

В.И. Лубовский указывает на перспективы развития дифференциальной диагностики, подчеркивая важность сочетания количественной оценки уровня развития психических функций с качественным, структурным анализом — при преобладании последнего.

Обогащают современную диагностику психического развития нейропсихологические методы, которые дают возможность использования именно качественно- количественного подхода, объективизации результатов, выявления индивидуальной структуры нарушений.

Обогащают современную диагностику психического развития нейропсихологические методы, которые дают возможность использования именно качественно- количественного подхода, объективизации результатов, выявления индивидуальной структуры нарушений.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!