СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная и психологическая готовность учителя  к введению новых Стандартов выступает одним из гарантов реализации идей ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»

«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ»

«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ»

 «Школа должна уметь  обучать всех»        1 сентября 2016 года вступили в силу государственные стандарты образования школьников с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями

«Школа должна уметь обучать всех»

1 сентября 2016 года вступили в силу государственные стандарты образования школьников с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями

Основным приоритетом инклюзивного образования является то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка.

Основным приоритетом инклюзивного образования является то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка.

Как учить разных учеников ?  Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли комфортно чувствовать себя все дети?  Какую позицию должен занять учитель? ?  Как можно оценивать разных детей? Как поддерживать учащихся с ОВЗ ?

Как учить разных учеников ?

Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли комфортно чувствовать себя все дети?

Какую позицию должен занять учитель?

?

Как можно оценивать разных детей?

Как поддерживать учащихся с ОВЗ ?

Характеристики учителя, работающего с детьми с ОВЗ Направленность на ребенка Интеллектуальная гибкость Профессиональная компетентность Поведенческая гибкость

Характеристики учителя, работающего с детьми с ОВЗ

Направленность на ребенка

Интеллектуальная гибкость

Профессиональная компетентность

Поведенческая гибкость

К детям с ОВЗ не относятся те, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

К детям с ОВЗ не относятся те, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. 2. Недостаточно сформированы пространственные представления. 3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. 4. Заметное преобладание наглядной памяти над словесной. 5. Снижена познавательная активность. 6. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. 7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.  8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. 9. Все компоненты языковой системы не сформированы. 10.Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.

4. Заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Все компоненты языковой системы не сформированы.

10.Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Современный урок для обучающихся с ОВЗ Каким он должен быть? Чем отличается от традиционного урока? Как спроектировать урок?

Современный урок для обучающихся с ОВЗ

Каким он должен быть?

Чем отличается от традиционного урока?

Как спроектировать урок?

Современный урок для детей с ОВЗ - это: урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику. урок, содержащий разные виды деятельности. урок, на котором ученику должно быть комфортно. урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. урок предусматривающий чередование активной работы с отдыхом и обязательное использование наглядных средств.

Современный урок для детей с ОВЗ - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.
  • урок, содержащий разные виды деятельности.
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
  • урок предусматривающий чередование активной работы с отдыхом и обязательное использование наглядных средств.
Алгоритм урока «особенные» дети работают Пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, учитель проводит словарную работу или другие виды работ Начало урока Первый вариант работы Второй вариант работы по карточкам на закрепление с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным

Алгоритм урока

«особенные» дети работают

Пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, учитель проводит словарную работу или другие виды работ

Начало урока

Первый вариант работы

Второй вариант работы

по карточкам на закрепление

с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока

предыдущей темы

(в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую

невозможно объяснить в том же режиме «особенным

Основная часть урока  Первый вариант работы Второй вариант работы  1. Объяснение новой « Обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ с использованием различной наглядности. Речь краткая и четкая темы для всех обучающихся. Выбираются только простые темы по объему и по содержанию материала, не забывают про использование алгоритма и наглядности. • Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. 2. Сильные ученики выполняют индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз учитель объясняет более слабым ученикам содержание новой темы. • Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные  новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми. 3 . Предлагаются самостоятельные задания для выполнения сильными учениками с дальнейшей проверкой.

Основная часть урока

Первый вариант работы

Второй вариант работы

1. Объяснение новой

« Обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ с использованием различной наглядности. Речь краткая и четкая

темы для всех обучающихся. Выбираются только простые темы по объему и по содержанию материала, не забывают про использование алгоритма и наглядности.

• Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает.

2. Сильные ученики выполняют индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз учитель объясняет более слабым ученикам содержание новой темы.

• Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми.

3 . Предлагаются самостоятельные задания для выполнения сильными учениками с дальнейшей проверкой.

Виды педагогической поддержки в усвоении знаний – обучение без принуждения: · урок как система реабилитации; · адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия; · одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; · использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); · дополнительные упражнения; · оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Виды педагогической поддержки в усвоении знаний – обучение без принуждения:

· урок как система реабилитации;

· адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

· одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

· использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

· дополнительные упражнения;

· оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Педагогические технологии в практике психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ 1) Технологии компенсирующего обучения:  любовь к ребенку;  понимание детских трудностей и проблем;  принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;  сострадание, участие, оказание необходимой помощи;  обучение элементам саморегуляции. 2) Метод ассоциаций.  3)Ассоциативный тренинг.  4) Техника «Ты – учитель».

Педагогические технологии в практике психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

1) Технологии компенсирующего обучения:

  • любовь к ребенку;
  • понимание детских трудностей и проблем;
  • принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;
  • сострадание, участие, оказание необходимой помощи;
  • обучение элементам саморегуляции.

2) Метод ассоциаций. 3)Ассоциативный тренинг. 4) Техника «Ты – учитель».

Педагогические технологии в практике психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ  5)Занятия в нетрадиционной форме: · игра-путешествие, · тест-викторина, · мини-спектакль, · виртуальная экскурсия, · ролевые игры. 6) Развитие речевого дыхания.  7) Развитие мелкой моторики, внимания. 8) Развитие внимания, логики, наблюдательности.  9)Арттерапия + пескотерапия. 10)Изотерапия. 11)Сказкотерапия.

Педагогические технологии в практике психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

5)Занятия в нетрадиционной форме:

· игра-путешествие,

· тест-викторина,

· мини-спектакль,

· виртуальная экскурсия,

· ролевые игры.

6) Развитие речевого дыхания. 7) Развитие мелкой моторики, внимания.

8) Развитие внимания, логики, наблюдательности. 9)Арттерапия + пескотерапия.

10)Изотерапия.

11)Сказкотерапия.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся с ОВЗ на уроке 1. Рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала. 2. Выбор цели и средств ее достижения. 3. Регулирование действий учеников. 4. Побуждение обучающихся к деятельности на уроке. 5. Развитие интереса к уроку. 6. Чередование труда и отдыха.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся с ОВЗ на уроке

1. Рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала.

2. Выбор цели и средств ее достижения.

3. Регулирование действий учеников.

4. Побуждение обучающихся к деятельности на уроке.

5. Развитие интереса к уроку.

6. Чередование труда и отдыха.

Методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.  2. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).  Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами.  Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.  Активные методы рефлексии.

Методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

2. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

  • Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами.
  • Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
  • Активные методы рефлексии.
Виды рефлексии: 1) Рефлексия настроения и эмоционального состояния («Дерево чувств»-использование красных и зеленых яблок; «Море радости или море грусти» и т.п.); 2) рефлексия содержания учебного материала; 3) рефлексия деятельности; 4) рефлексия окончания занятия.

Виды рефлексии:

1) Рефлексия настроения и эмоционального состояния («Дерево чувств»-использование красных и зеленых яблок; «Море радости или море грусти» и т.п.);

2) рефлексия содержания учебного материала;

3) рефлексия деятельности;

4) рефлексия окончания занятия.

Инклюзивное образование П ризнание ценности каждого ученика Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие с любым учеником Возможность адаптации образовательной программы

Инклюзивное образование

П ризнание ценности каждого ученика

Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие с любым учеником

Возможность адаптации образовательной программы

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко  Читать, считать, писать учили:  «Дает корова молоко». Век ХХI – век открытий,  Век инноваций, новизны,  Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко

Читать, считать, писать учили:

«Дает корова молоко».

Век ХХI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!