СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психопрофилактика экзаменационной тревожности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа даёт возможность более эффективно подготовиться к экзаменам и справиться с волнением, нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Психопрофилактика экзаменационной тревожности»



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

Психопрофилактика экзаменационной тревожности

для основного уровня образования

(9,11 класс)

количество часов в неделю- 1

всего в год - 10



























Составил(а):

Шенчукова И.А.

Педагог-психолог







Томск 2024



Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Психопрофилактика экзаменационной тревожности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная программа составлена на основе книги А. В. Микляева, П. В. Румянцева "Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция". Направлена на создание условий для снижения уровня предэкзаменационной тревожности до уровня "мобилизирующей" тревоги, соответствующей возрастной норме, а также на поддержку старшеклассников в период подготовки к государственной итоговой аттестации. Программа внеурочной деятельности содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с ОВЗ. Рабочая программа разработана с учётом:

- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 г. №189 в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. №81);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

- Письмо ДОО Минобрнауки России от 12.05.20111 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»

Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №4 им.И. С. Черных г. Томска

Общая характеристика курса.

Данная программа даёт возможность более эффективно подготовиться к экзаменам и справиться с волнением, нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ЕГЭ. На занятиях выпускники учатся различным эффективным способам снятия нервно-психического напряжения, способам волевой мобилизации, приемам эффективного запоминания, планированию и распределению времени при подготовке к экзаменам. Программа содействует личностному развитию, реализации творческого потенциала, выработке позитивного самоотношения и настроя на успешную сдачу экзаменов.

На занятиях активно используются психогимнастические упражнения, упражнения с игровыми элементами, групповые дискуссии, «мозговой штурм», техники саморегуляции, метод развития критического мышления: синквейн, метод визуализации, метафорические притчи, ассоциативно-метафорические фотокарты.

Программа рассчитана на 10 занятий, общая продолжительность составляет 10 часов.




  1. Пояснительная записка


Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ и ГИА «Психопрофилактика экзаменационной тревожности» предназначена для учащихся старших классов (15-18 лет).

Экзамен – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.

Экзаменационная тревожность — это физиологическое состояние, при котором ученики испытывают сильный стресс, беспокойство, дискомфорт во время и/или перед экзаменом. Экзаменационная тревога часто сопровождается страхом неудачи и  ожиданием плохих результатов.

Исследования и наблюдения показывают, что экзаменационная тревожность занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психологическое напряжение у школьников.


Главная цель курса: психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации.

Основные задачи обучения:

  • повышение учебной мотивации старшеклассников;

  • повышение уверенности учащихся в себе, развитие адекватной самооценки и позитивного мышления;

  • развитие умения адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время;

  • знакомство учащихся со способами снятия нервно-психического напряжения, с методами саморегуляции и самоподдержки, повышение сопротивляемости стрессу;

  • помощь в осознании своих установок, собственной ответственности за поступки;

  • обучение приемам эффективного запоминания и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;

  • развитие коммуникативной компетентности, навыков самоконтроля.


Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга.

  • При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:

  • • профориентационные игры;

  • • игровые профессиональные упражнения;

  • • самоописание;

  • • групповая дискуссия;

  • • использование конструктивной обратной связи.


Формы контроля:

  • Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.


Принципы программы:

  • 1. Принцип системности

  • 2. Принцип научности

  • 3. Принцип комплексности

Ожидаемые результаты (умения и навыки, приобретенные на занятиях)

В результате успешного овладения программным содержанием учащиеся смогут достичь следующих результатов:

Предметных:

  • - приобретут представление о понятии стресс и способах совладенья с ним (отработка

  • желаемого поведения на экзамене);

  • - сформируют представление о процедуре и формальных правилах прохождения ОГЭ/ЕГЭ и

  • подготовки к ним;

Метапредметных:

  • - научатся навыкам саморегуляции;

  • - получат информацию об индивидуальных возможностях восприятия и научатся

  • использовать эти возможности в подготовке к ОГЭ/ЕГЭ и применять их в жизни.

Личностных:

  • - научатся оценивать собственные перспективы и возможности.

УМК:

  • в качестве основы для планирования содержательной части курса взята книга Микляев А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. // А. В. Микляев, П. В. Румянцева. – СПб.: «Речь», 2004. – 248 С.  


Соориентированность на достижение планируемых результатов ФГОС:

Подростковый период ( 15 - 18 лет) является переходным периодом прежде всего в биологическом смысле, это возраст полового созревания, параллельно которому достигают зрелости в основном и другие биологические системы организма.

В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Исследования показали, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность подростка.

Программа рассчитана на работу с детьми 15-18 лет, обучающимися в 9,11-х классах обычного вида общеобразовательной школы.

Занятия проводятся с учащимися, осуществившими свой выбор данного курса (15 человек), не требуется специального помещения или оборудования.


Режим занятий.

Занятия курса предполагается проводить для учащихся класса по подгруппам в течение 2 полугодия. Продолжительность занятия составляет не более 40 минут.

Занятия проводятся один раз в неделю в соответствии с расписанием курсов внеурочной деятельности.

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов в год: 10 часов в полугодие на подгруппу.

Класс: 9,11.



2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

Занятие 1. Дорогу осилит идущий

Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на продуктивную подготовку к экзаменам и преодоление трудностей; снижение тревоги.

Выработка правил группы

Упражнение «Сходства и отличия»

Цель: знакомство, позитивный настрой на работу.

Упражнение «Ассоциации»

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу предстоящих экзаменов; способствовать выходу негативных мыслей.

Упражнение «Синквейн» на тему «ЕГЭ»

Цель: изучение отношения к экзамену; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общей задачи.

Упражнение «Живая картина»

Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения.

Дискуссия-обсуждение притчи «Бабочка»

Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»

Цель: снятие напряжения после занятия, создание позитивного настроения.

Рефлексия.

Занятие 2. Мои установки

Цель: формировать объективное отношение к ЕГЭ и ГИА; развивать уверенность в себе, навыки самоконтроля; способствовать снятию эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.

Упражнение «Я люблю… Я хочу…Я могу…»

Цель: положительный настрой, развитие чувства эмпатии, повышение самооценки.

Упражнение «Моечная машина»

Цель: усиление общего командного духа, развитие к способности к пониманию и поддержки другого.

Упражнение «Десять заповедей…»

Цель: знакомство с негативными установками, мешающими нормальной сдаче экзамена; формирование позитивного отношения к себе и веры в успех на экзаменах, развитие уверенности в своих силах, через переформулирование негативных установок в позитивные.

Упражнение «Моя рабочая неделя»

Цель: развитие умения анализировать эффективность распределения своей деятельности во времени; составление рекомендаций рабочей недели с рациональным распределением сил в течение недели.

Упражнение «Я устал»

Цель: снятие психофизического напряжения, создание атмосферы принятия на занятии.

Упражнение «10 слов» (работа в командах)

Цель: создание позитивного настроя на сдачу ЕГЭ; снятие тревожности.

Упражнение «Храм тишины»

Рефлексия.

Занятие 3. Мобилизация – залог успеха на экзамене

Цель: знакомство выпускников с эффективными способами снятия нервно-психического напряжения, способами волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам; повышение сопротивляемости к стрессу.

Упражнение "Эксперимент"

Цель: моделирование ситуации, развитие концентрации внимания, подведение к теме и цели занятия.

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: развитие интереса к поиску эффективных способов снижения нервно-психического напряжения, разработка рекомендаций по организации режима дня в период подготовки к экзаменам, составление формул самопрограммирования.

Упражнение «Воздушный шар»

Цель: снятие нервно-психического напряжения.

Упражнение «Место покоя»

Рефлексия.

Занятие 4. Открытие возможностей

Цель: обучение приемам эффективного запоминания и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене.

Упражнение «Энержайзер»

Цель: формирование позитивного эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Упражнение «Снежный ком»

Цель: развитие умения внимательно слушать и запоминать.

Упражнение «Визуализация»

Цель: развитие произвольной памяти, используя прием визуализации.

Упражнение «Выражение мысли другими словами»

Цель: умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Упражнение «Встать по числу»

Цель: развитие у выпускников умения понимать друг друга без слов, навыков самоконтроля; выработка общей тактики в группе.

Упражнение «Пожелания»

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма; снятие барьеров общения; развитие умения делать приятное окружающим.

Рефлексия.

Занятие 5. Эмоции и поведение (часть 1)

Цель: Обучение умению выражать свои эмоции; выявление предрасположенности к различным типам негативного поведения.

Упражнение "Передай улыбку другу"

Упражнение "Прощай, проблема"

Цель: выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации.

Тест эмоций

Упражнение "Мои лица"

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма; снятие барьеров общения; развитие умения делать приятное окружающим.

Мини-лекция "Как разрядить негативные эмоции?"

Рефлексия.

Занятие 6. Эмоции и поведение (часть 2)

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Упражнение "Испорченный телефон"

Цель: Развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.

Упражнение "Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на "черный день"

Занятие 7. Как лучше подготовиться к занятиям

Упражнение "По радио сказали".

Цель: Повышение уровня саморегуляции и сомоконстроля

Тест "Моральная устойчивость"

Мини-лекция "Как готовиться к экзаменам"

Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.

Кинезиологические упражнения

Цель: стимуляция познавательных способностей.

Рефлексия.

Занятие 8. Память и приемы запоминания (часть 1)

Цель: Знакомство с характеристиками памяти человека.

Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.

Упражнение "Комплимент"

Упражнение: "На льдине"

Цель: повышение уровня коммуникации и уровня самоанализа

Упражнение: "На льдине"

3. Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала Рефлексия 5. Упражнение "Снежный ком"

Цель: снижение уровня напряженности путем игровой формы.

Занятие 9. Память и приемы запоминания (часть2 )

Цель: знакомство с характеристиками памяти человека; обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.

Упражнение "Живые скульптуры"

Упражнение "Покажи пальцем"

Цель: повышение уровня коммуникации и уровня самоанализа

Мини-лекция: Методы активного запоминания

Метод ключевых слов.

Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)

Дискуссия по теме лекции. Упражнение. "Память и чувственный опыт" (20 мин.)

Упражнение "Я хвалю себя за то, что..."

Занятие 10. Дверь в себя

Цель: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, выработке позитивного самоотношения и настроя на успешную сдачу экзаменов; на основе формирования навыков саморефлексии и самопознания развивать умения ставить цели, принимать решения.

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие прогностических возможностей и интуиции; развитие заинтересованности.

Упражнение "Откровенно говоря"

Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.

Упражнение «Мои эмоции»

Цель: активизация артистических способностей, достижение состояния раскованности и свободы, выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации.

Упражнение «Переход»

Цель: проработка эмоционально-личностных проблем при переходе от конкретного образа к метафоре и обратно, через создание диалога между внешними и внутренними образами.

Упражнение «Представление о достигнутом успехе»

Цель: обучить методу визуализации по осознанию достигнутого успеха в сдаче экзаменов.

Рефлексия.


3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

Тема занятия

Количество часов

Дорогу осилит идущий

1

Ми установки

1

Эмоции и поведение

2

Мотивация-залог успеха на экзамене

2

Открытие возможностей

1

Память и приемы запоминания

2

Дверь в себя

1


Итого:

10


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Материально – техническое обеспечение: компьютер, проектор, бумага.


Литература


1. Микляев А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. // А. В. Микляев, П. В. Румянцева. – СПб.: «Речь», 2004. – 248 С.    

2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

4. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

6. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.

7. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.

8. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.

9. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"

10. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

11. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009 – 184 с. – (Психолог в школе).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!