Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Психопрофилактика экзаменационной тревожности
для основного уровня образования
(9,11 класс)
количество часов в неделю- 1
всего в год - 10
Составил(а):
Шенчукова И.А.
Педагог-психолог
Томск 2024
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Психопрофилактика экзаменационной тревожности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная программа составлена на основе книги А. В. Микляева, П. В. Румянцева "Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция". Направлена на создание условий для снижения уровня предэкзаменационной тревожности до уровня "мобилизирующей" тревоги, соответствующей возрастной норме, а также на поддержку старшеклассников в период подготовки к государственной итоговой аттестации. Программа внеурочной деятельности содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с ОВЗ. Рабочая программа разработана с учётом:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 г. №189 в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. №81);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
- Письмо ДОО Минобрнауки России от 12.05.20111 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №4 им.И. С. Черных г. Томска
Общая характеристика курса.
Данная программа даёт возможность более эффективно подготовиться к экзаменам и справиться с волнением, нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ЕГЭ. На занятиях выпускники учатся различным эффективным способам снятия нервно-психического напряжения, способам волевой мобилизации, приемам эффективного запоминания, планированию и распределению времени при подготовке к экзаменам. Программа содействует личностному развитию, реализации творческого потенциала, выработке позитивного самоотношения и настроя на успешную сдачу экзаменов.
На занятиях активно используются психогимнастические упражнения, упражнения с игровыми элементами, групповые дискуссии, «мозговой штурм», техники саморегуляции, метод развития критического мышления: синквейн, метод визуализации, метафорические притчи, ассоциативно-метафорические фотокарты.
Программа рассчитана на 10 занятий, общая продолжительность составляет 10 часов.
Пояснительная записка
Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ и ГИА «Психопрофилактика экзаменационной тревожности» предназначена для учащихся старших классов (15-18 лет).
Экзамен – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.
Экзаменационная тревожность — это физиологическое состояние, при котором ученики испытывают сильный стресс, беспокойство, дискомфорт во время и/или перед экзаменом. Экзаменационная тревога часто сопровождается страхом неудачи и ожиданием плохих результатов.
Исследования и наблюдения показывают, что экзаменационная тревожность занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психологическое напряжение у школьников.
Главная цель курса: психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации.
Основные задачи обучения:
повышение учебной мотивации старшеклассников;
повышение уверенности учащихся в себе, развитие адекватной самооценки и позитивного мышления;
развитие умения адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время;
знакомство учащихся со способами снятия нервно-психического напряжения, с методами саморегуляции и самоподдержки, повышение сопротивляемости стрессу;
помощь в осознании своих установок, собственной ответственности за поступки;
обучение приемам эффективного запоминания и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;
развитие коммуникативной компетентности, навыков самоконтроля.
Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга.
При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:
• профориентационные игры;
• игровые профессиональные упражнения;
• самоописание;
• групповая дискуссия;
• использование конструктивной обратной связи.
Формы контроля:
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
Принципы программы:
1. Принцип системности
2. Принцип научности
3. Принцип комплексности
Ожидаемые результаты (умения и навыки, приобретенные на занятиях)
В результате успешного овладения программным содержанием учащиеся смогут достичь следующих результатов:
Предметных:
- приобретут представление о понятии стресс и способах совладенья с ним (отработка
желаемого поведения на экзамене);
- сформируют представление о процедуре и формальных правилах прохождения ОГЭ/ЕГЭ и
подготовки к ним;
Метапредметных:
- научатся навыкам саморегуляции;
- получат информацию об индивидуальных возможностях восприятия и научатся
использовать эти возможности в подготовке к ОГЭ/ЕГЭ и применять их в жизни.
Личностных:
УМК:
в качестве основы для планирования содержательной части курса взята книга Микляев А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. // А. В. Микляев, П. В. Румянцева. – СПб.: «Речь», 2004. – 248 С.
Соориентированность на достижение планируемых результатов ФГОС:
Подростковый период ( 15 - 18 лет) является переходным периодом прежде всего в биологическом смысле, это возраст полового созревания, параллельно которому достигают зрелости в основном и другие биологические системы организма.
В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Исследования показали, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность подростка.
Программа рассчитана на работу с детьми 15-18 лет, обучающимися в 9,11-х классах обычного вида общеобразовательной школы.
Занятия проводятся с учащимися, осуществившими свой выбор данного курса (15 человек), не требуется специального помещения или оборудования.
Режим занятий.
Занятия курса предполагается проводить для учащихся класса по подгруппам в течение 2 полугодия. Продолжительность занятия составляет не более 40 минут.
Занятия проводятся один раз в неделю в соответствии с расписанием курсов внеурочной деятельности.
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 10 часов в полугодие на подгруппу.
Класс: 9,11.
2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Занятие 1. Дорогу осилит идущий
Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на продуктивную подготовку к экзаменам и преодоление трудностей; снижение тревоги.
Выработка правил группы
Упражнение «Сходства и отличия»
Цель: знакомство, позитивный настрой на работу.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу предстоящих экзаменов; способствовать выходу негативных мыслей.
Упражнение «Синквейн» на тему «ЕГЭ»
Цель: изучение отношения к экзамену; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общей задачи.
Упражнение «Живая картина»
Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения.
Дискуссия-обсуждение притчи «Бабочка»
Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»
Цель: снятие напряжения после занятия, создание позитивного настроения.
Рефлексия.
Занятие 2. Мои установки
Цель: формировать объективное отношение к ЕГЭ и ГИА; развивать уверенность в себе, навыки самоконтроля; способствовать снятию эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.
Упражнение «Я люблю… Я хочу…Я могу…»
Цель: положительный настрой, развитие чувства эмпатии, повышение самооценки.
Упражнение «Моечная машина»
Цель: усиление общего командного духа, развитие к способности к пониманию и поддержки другого.
Упражнение «Десять заповедей…»
Цель: знакомство с негативными установками, мешающими нормальной сдаче экзамена; формирование позитивного отношения к себе и веры в успех на экзаменах, развитие уверенности в своих силах, через переформулирование негативных установок в позитивные.
Упражнение «Моя рабочая неделя»
Цель: развитие умения анализировать эффективность распределения своей деятельности во времени; составление рекомендаций рабочей недели с рациональным распределением сил в течение недели.
Упражнение «Я устал»
Цель: снятие психофизического напряжения, создание атмосферы принятия на занятии.
Упражнение «10 слов» (работа в командах)
Цель: создание позитивного настроя на сдачу ЕГЭ; снятие тревожности.
Упражнение «Храм тишины»
Рефлексия.
Занятие 3. Мобилизация – залог успеха на экзамене
Цель: знакомство выпускников с эффективными способами снятия нервно-психического напряжения, способами волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам; повышение сопротивляемости к стрессу.
Упражнение "Эксперимент"
Цель: моделирование ситуации, развитие концентрации внимания, подведение к теме и цели занятия.
Упражнение «Мои ресурсы»
Цель: развитие интереса к поиску эффективных способов снижения нервно-психического напряжения, разработка рекомендаций по организации режима дня в период подготовки к экзаменам, составление формул самопрограммирования.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: снятие нервно-психического напряжения.
Упражнение «Место покоя»
Рефлексия.
Занятие 4. Открытие возможностей
Цель: обучение приемам эффективного запоминания и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене.
Упражнение «Энержайзер»
Цель: формирование позитивного эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Упражнение «Снежный ком»
Цель: развитие умения внимательно слушать и запоминать.
Упражнение «Визуализация»
Цель: развитие произвольной памяти, используя прием визуализации.
Упражнение «Выражение мысли другими словами»
Цель: умение оперировать словами, точно выражать мысли.
Упражнение «Встать по числу»
Цель: развитие у выпускников умения понимать друг друга без слов, навыков самоконтроля; выработка общей тактики в группе.
Упражнение «Пожелания»
Цель: повышение уровня жизненного оптимизма; снятие барьеров общения; развитие умения делать приятное окружающим.
Рефлексия.
Занятие 5. Эмоции и поведение (часть 1)
Цель: Обучение умению выражать свои эмоции; выявление предрасположенности к различным типам негативного поведения.
Упражнение "Передай улыбку другу"
Упражнение "Прощай, проблема"
Цель: выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации.
Тест эмоций
Упражнение "Мои лица"
Цель: повышение уровня жизненного оптимизма; снятие барьеров общения; развитие умения делать приятное окружающим.
Мини-лекция "Как разрядить негативные эмоции?"
Рефлексия.
Занятие 6. Эмоции и поведение (часть 2)
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Упражнение "Испорченный телефон"
Цель: Развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.
Упражнение "Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на "черный день"
Занятие 7. Как лучше подготовиться к занятиям
Упражнение "По радио сказали".
Цель: Повышение уровня саморегуляции и сомоконстроля
Тест "Моральная устойчивость"
Мини-лекция "Как готовиться к экзаменам"
Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.
Кинезиологические упражнения
Цель: стимуляция познавательных способностей.
Рефлексия.
Занятие 8. Память и приемы запоминания (часть 1)
Цель: Знакомство с характеристиками памяти человека.
Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.
Упражнение "Комплимент"
Упражнение: "На льдине"
Цель: повышение уровня коммуникации и уровня самоанализа
Упражнение: "На льдине"
3. Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала Рефлексия 5. Упражнение "Снежный ком"
Цель: снижение уровня напряженности путем игровой формы.
Занятие 9. Память и приемы запоминания (часть2 )
Цель: знакомство с характеристиками памяти человека; обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.
Упражнение "Живые скульптуры"
Упражнение "Покажи пальцем"
Цель: повышение уровня коммуникации и уровня самоанализа
Мини-лекция: Методы активного запоминания
Метод ключевых слов.
Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)
Дискуссия по теме лекции. Упражнение. "Память и чувственный опыт" (20 мин.)
Упражнение "Я хвалю себя за то, что..."
Занятие 10. Дверь в себя
Цель: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, выработке позитивного самоотношения и настроя на успешную сдачу экзаменов; на основе формирования навыков саморефлексии и самопознания развивать умения ставить цели, принимать решения.
Упражнение «Найди пару»
Цель: развитие прогностических возможностей и интуиции; развитие заинтересованности.
Упражнение "Откровенно говоря"
Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.
Упражнение «Мои эмоции»
Цель: активизация артистических способностей, достижение состояния раскованности и свободы, выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации.
Упражнение «Переход»
Цель: проработка эмоционально-личностных проблем при переходе от конкретного образа к метафоре и обратно, через создание диалога между внешними и внутренними образами.
Упражнение «Представление о достигнутом успехе»
Цель: обучить методу визуализации по осознанию достигнутого успеха в сдаче экзаменов.
Рефлексия.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся. |
№ | Тема занятия | Количество часов |
| Дорогу осилит идущий | 1 |
| Ми установки | 1 |
| Эмоции и поведение | 2 |
| Мотивация-залог успеха на экзамене | 2 |
| Открытие возможностей | 1 |
| Память и приемы запоминания | 2 |
| Дверь в себя | 1 |
| Итого: | 10 |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Материально – техническое обеспечение: компьютер, проектор, бумага.
Литература
1. Микляев А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. // А. В. Микляев, П. В. Румянцева. – СПб.: «Речь», 2004. – 248 С.
2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
4. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
6. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.
7. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.
8. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.
9. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"
10. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
11. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009 – 184 с. – (Психолог в школе).