СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Птицам трудно зимовать-птицам надо помогать.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обобщения знаний о составе слова много говорилось о помщи птицам зимой.

Просмотр содержимого документа
«Птицам трудно зимовать-птицам надо помогать.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пригородная средняя школа»









Урок русского языка в 3А классе по теме «Обобщение знаний о составе слова. Покормите птиц зимой».







Учитель Бойко Татьяна Фёдоровна




г.Ульяновск

Урок русского языка в 3А классе.

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.

Цели урока: 1.Развивать умения выделять значимые части, разбирать слова по составу.

2.Формировать навыки орфографического письма, способствовать развитию орфографической зоркости.

3.Воспитывать любовь ко всему живому в природе, сострадание; довести до сознания детей: они могут оказать помощь зимующим птицам, спасти их от голода.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок - начинается урок.

1.Запись числа и классной работы.


II.Чистописание.

В минутке чистописания запишем звонкие мягкие согласные из слов: декабрь, зима.

д(смягчает е), р(смягчает ь), з(смягчает и), пишем дрз, без отрыва руки, нижний элемент на одном уровне.


III.Работа по теме урока.

1).-Какую тему мы прошли? (состав слова).

Назовите значимые части слова и дайте определение частей слова, приведите примеры.

2).Составим цепочку однокоренных слов и разберём их по составу.

декабрь - декабрьский, декабрист

зима - зимний, зимушка, зимующий

корм –кормушка, подкормка, кормлю


3).Вспоминаем порядок разбора слов по составу (алгоритм):

-Находим окончание, для этого изменяем слово.

-Остальная часть – основа.

-В основе ищем корень, для этого подбираем родственные слова.

-Перед корнем выделяем приставку.

- После корня выделяем суффикс.


4).Составляем предложение с этими словами и разбираем по членам предложения:

Зимой ребята нашего класса развешивают кормушки для птиц.

(Дать характеристику предложения – простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное).

-Каких зимующих птиц можете назвать? (называют)

Значение птиц в природе и в жизни человека очень велико. Каково?

  • Приносят большую пользу поедая насекомых-вредителей;

  • Хищные птицы – санитары в природе;

  • Питаясь плодами и семенами, способствуют их распространению;

  • Хищные птицы уничтожают вредных грызунов;

  • Своими пениями поднимают хорошее настроение.


4).Словарно-орфографическая работа.

-Отгадайте и запишите словарные слова-названия птиц.

1.Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто же это? (Воробей)

2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.

Нипочём ей холода,

Коль в кормушке есть еда. (Синица)


3.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

4. Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат двадцать пар и кричат:
Карр! Карр! Карр! Карр! (Ворона).

5 Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая (Сорока)

6.В чаще слышится тук-тук,

Значит с деревом недуг.

Ствол проверил, всё уладил
Помогает лесу … (Дятел.)

  • Зимовать остаются только те птицы, которые в состоянии найти себе пищу;

  • Зимой, если птица будет голодать более одного дня, она может погибнуть;

  • Из каждых 10 синиц – 9 погибает зимой от голода;

  • Одна кормушка может спасти от смерти 50 синиц;

  • Одна синица спасает от вредителей 10 деревьев;

  • Одно дерево обеспечивает кислородом 3 человека.

IV.Проверка домашнего задания.


Бывают птицы разными: одни боятся вьюг

И улетают на зиму на добрый тёплый юг.

Другие – те народ иной: в мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной страшнее лютой стужи.

Сугробами засыпаны бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от нас.

Кормите их, согрейте, повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу, а то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя, взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»

Послушаем, как мы помогаем им. Дома нужно было составить небольшой текст «Моя кормушка». (Дети зачитывают тексты)


Физкультминутка: Покормите птиц 

Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошки 
Пусть со всех концов Разводят руки в стороны 
К нам слетятся, как домой, Большие пальцы соединяют

 остальными машут, как крыльями 
Стайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома 
Сколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ей 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечку 
И для птиц тепло. Обнимают и гладят себя 
Приучите птиц в мороз Изображают как сыплют крошки 
К своему окну, Соединяют руки кольцом, над головой 
Чтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают 
Нам встречать весну. и закрывают клюв»


V.Работа по теме урока.

1.Упражнение 195.

Составьте из частей пословицы и поговорки и запишите две понравившихся. (Работа в парах).


1.Птицам трудно зимовать- вылетит, не поймаешь.

2.Птицы сильны крыльями, жить не годится.

3.Слово –не воробей- птицам нужно помогать.

4.Знает птица, что без Родины а люди-дружбой.

5.Если синички поднимают с утра писк- которой своё гнездо не мило.

6. Глупа та птица, ожидай ночью мороза.

2.Упражнение 196.
Узнайте и запишите слово, разберите по составу.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

На конце любого слова

Окончанье пишет Вова.

Изменяемая часть с другим словом держит связь

Окончанье он найдёт - его в рамочку возьмёт.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставок

Образуются слова.

После корня он стоит, перед окончанием.

Его я если заменю - другое слово получу.

Обозначу уголком,

Называю суффиксом.


1.Корень такой же, как в слове полёт.

Приставка, как в слове пересолил,

Суффикс и окончание как в слове ночные (перелётные)


2.Корень такой же, как в слове морозный.

Приставка и суффикс как в слове записка.

Окончание как в слове дороги (заморозки).


3.Игра «Третий – лишний - вычеркни» (со взаимопроверкой)

1.Холод, холмик, холодный.

2.Сугроб, снежок, снеговик.

3.Мороз, заморозил, разрисовал.

4.Кормить, кушать, кормушка.

5.Птица, птенчик, воробушек.


4.Распределите слова в три столбика по схемам. (Работа в парах)


(Корень, окончание) (Приставка, корень, окончание) (Корень, суффикс, окончание


переходы, звёздочки, река, побежит, ночной, облака, поход, весна, совята


VI. Итог урока.

1.Обобщение: -Из каких частей может состоять слово?

-Какая часть должна обязательно входить в основу?

-Какие части служат для образования новых слов?


-Повторим алгоритм разбора слов по составу:

1)Находим окончание, для этого изменяем слово.

2)Остальная часть – основа.

3)В основе ищем корень, для этого подбираем родственные слова.

4)Перед корнем выделяем приставку.

5)После корня выделяем суффикс


2. Рефлексия:

-Какое задание больше всего понравилось?

-С каким настроением уходим с урока?

(В заключение урока учитель дарит детям памятку с порядком разбора слов по составу и наборы зимующих птиц)


Д.З. №182 с.81 (Как птицы поют)


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!