Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3 г. Дубны, Московской области»
учитель музыки Высшей категории
С.В. Троицкая
Тема «Ритмика на уроках музыки в школе»
Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников не ограничивается только рамками работы над метроритмом изучаемых музыкальных произведений. Здесь стоит более широкая задача музыкального воспитания, формирование музыкально-эстетического вкуса, музыкальной культуры. В ходе изучения музыки происходит проникновение в художественный образ произведения, отражающийся в звуках, гармонии, ритме. Варианты ритмического исполнения произведений обязательно проходят творческую переработку в сознании исполнителя, ритмически совершенное исполнение произведения – это всегда музыкальное исполнение.
В работу по ритмике входят следующие темы: воспитание восприятия характера музыки, темп, динамика, метроритм, строение музыкального произведения
Музыкальное воспитание детей предполагает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и развитие их музыкальных способностей. Чувство музыкального ритма, наряду с другими способностями, является необходимым в музыкальной деятельности. Остроумное изречение Бюлова: «Библия музыканта начинается словами: «Вначале был ритм», подчёркивает важность этого компонента в деятельности музыканта. При низком уровне развития метроритмического чувства, музыкальная деятельность довольно проблематична - ни пение, ни игра на музыкальных инструментах невозможна без способности воспринимать и воспроизводить музыкальный ритм. Существует много литературы, посвящённой проблеме музыкального ритма. Среди отечественных педагогов и психологов много интересного в разработку этой темы внесли Б. М. Теплов, Е. В. Назайкинский, А. Л. Готсдинер, В. Н. Холопова и другие. Среди зарубежных специалистов, исследовавших феномен ритма, большой вклад внесли Э.Жак-Далькроз, создавший авторскую систему под названием, ритмическая гимнастика или ритмика и К. Орф, методика которого опирается на игру и творческую деятельность детей.
«Музыкальная змейка»
Цель: закрепить ранее изученные танцевальные движения, развить координацию, музыкальный слух.
Подготовка к игре: все играющие делятся на 3 -4 группы. Команды выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются «змейками». Каждая змейка, запоминает какую – либо музыкальную мелодию. (Например, 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш). Аккомпаниатор проигрывает несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию. Впереди команды ставится игрок хорошо знающий танцевальный шаг.
Правила игры:
1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию.
2. По сигналу змейки все змейки должны встать на свое первоначальное место, игроки в своей команде стоят в произвольном порядке.
Описание игры: как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась, останавливается в основной стойке, а следующая змейка двигается на свою мелодию и так далее. По сигналу учителя змейка должна быстро занять свое первоначальное место. Змейка раньше других занявшая свое место считается выигравшей.
Дети стоят по кругу. Учитель даёт задание прохлопать ритм «четверть и две восьмых» последовательно с условием, что каждый прохлопывает ту длительность, которая ему выпадает по очереди: четверть хлопает один ребёнок, восьмые – следующий по кругу. Задача – прохлопать так, чтобы сохранить единый ритмический рисунок без пауз. Первый раз учитель прохлопывает вместе с детьми ритмический рисунок.
«Во поле береза стояла» слова заменяем движениями.
«Дударь» КРИКОМ КРИЧИТ: ой все болит! Голова болит, спина болит, руки и ноги.....
Дети: дударь дударь что болит?
Дударь: руки!
Дети берутся за руки идут по кругу приговаривая: ....?
все вылечили!
«Ходим кругом друг за другом» повторяют движения за водящим.
На своей практике я убедилась в необходимости специально уделять внимание ритмическому воспитанию детей, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и в зависимости от них использовать необходимые педагогические приёмы, выстраивать программу развития.