«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…»
Тема: «Пушкиниана»
Цель:ввести детей в мир пушкинской поэзии, показать её удивительное богатство и музыкальность, через согласованную работу с музыкальной, театральной и изобразительной деятельностью детей.
Задачи:
- развивать у дошкольников умение воспринимать сказки А.С.Пушкиначерез различные виды деятельности;
- продолжать развивать музыкальную память, воображение, обогащать слуховой опыт, расширять кругозор детей;
- учить дошкольников выразительно читать наизусть и передавать содержание стихотворения с помощью интонации, способствовать развитию выразительности детской речи;
- воспитывать любовь и уважение к великому русскому поэту.
Оборудование: запись музыкальных произведений «Вальс» Г. Свиридова, «Вальс» А.Хачатуряна из драмы Лермонтова «Маскарад», проектор, ноутбук, выставка книг по творчеству А.С.Пушкина, декорация: дуб, кот-игрушка, цепь из бумаги, грамоты.
Предварительная работа:
Чтение детям сказок, стихов А.С.Пушкина; беседы по содержанию прочитанного; объяснение детям новых слов и выражений; обсуждение характера и поступков персонажей сказок; заучивание стихов и целых отрывков из сказок, разыгрывание сценок; к работе подключение родителей: читают дома детям сказки Пушкина, смотрят мультфильмы;
на музыкальных занятиях дети слушают музыку, которая созвучна пушкинскому времени: М.Глинка, Н.Римский-Корсаковов, П.Чайковский; знакомство детей с музыкальными жанрами и стилями; на занятиях изобразительной деятельности дети рассматривают книжные иллюстрации, репродукции к сказкам Пушкина; проведение викторин, увлекательных игр: «Узнай сказку», «Угадай словечко», «Путаница».
Ход НОД:
1. (Дети входят в зал парами под музыку «Вальс» Г.Свиридова. Садятся на стулья).
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие приглашены дети средней группы и родители - Алена Сергеевна Морозова и Елена Александровна. А предметом нашего разговора станут всеми любимые сказки А. С.Пушкина. (Читает отрывок из поэмы "Руслан и Людмила» )
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Воспитатель рассказывает о биографии Пушкина, одновременно идет показ презентации «А.С.Пушкин».
Воспитатель: Уже исполнилось более 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича. Он прожил недолгую, но очень яркую жизнь и написал много замечательных произведений, поэм, сказок, романов в стихах. Творчество А.С.Пушкина поистине объемно, о нем знает каждый человек в нашей стране., и его называют великим русским поэтом. А.С.Пушкин родился в 1799 году. Детство его прошло в Москве. У Саши были старшая сестра и младший брат. Отец Александра любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Семья часто оставляла Сашу в гостиной, и он слушал, как гости читали свои произведения.
Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему исполнилось 3 года. Русскому языку Сашу учили бабушка Марина Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна. Которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Он садился на скамейку у ее ног, Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.
Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское село недалеко от Санкт-Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи, приобрел много друзей. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести, романы.
У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталя Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич их очень любил.
Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Из-за этого у него было много врагов.
Он написал 7 сказок и много стихотворений.
2. Воспитатель:
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл
В страну, где с чудесами,
Встречаемся мы с вами.
Да! Пушкин учит нас любить,
Дружить, природой любоваться,
И как же нам не восторгаться?
Воспитатель: А сейчас, дорогие зрители, посмотрите отрывок из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Итак, мы начинаем.
3. Воспитатель: Да, А.С. Пушкин писал чудесные стихи, поэмы, романы. А сейчас мы поговорим о сказках. Кот ученый прислал нам конверт с вопросами. Он интересуется, знаете ли вы сказки Пушкина? Дети старшей группы № 9 еще выучили отрывки стихов из сказок, давайте послушаем.
«Сказка о Царе Салтане»
«Сказка о попе и его работнике Балде»
предисловие к сказке «Руслан и Людмила»
«Сказка О мертвой царевне и семи богатырей»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
4. Литературная викторина по сказкам Пушкина.
Детей разделить на три группы: 1 «Золотая рыбка»
2 «Кораблик»
3 «Белочка»
Викторина по вопросам:
Какие сказки Пушкина знаете вы?
«Сказка о Царе Салтане»
«Сказка о попе и его работнике Балде»
«Руслан и Людмила»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырей»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
Из какой сказке стихи «Буду служить тебе справно, усердно и очень исправно»
В какой сказке царица разговаривала с зеркальцем, и что она спрашивала?
Кто говорил и из какой сказке: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступать, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство».
Кто завидовал и вредил молодой царице в сказке «Сказка о царе Салтане» (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха).
В какой сказке и кто говорил: «Не печалься, иди себе с богом».
Воспитатель: Молодцы, дети, вы знаете и любите сказки, стихи Пушкина, все команды хорошо отвечали.
6. Воспитатель: Итак, а сейчас «Вальс»
Воспитатель: Сегодня мы побывали в стране пушкинских сказок.
Сказка учит нас добру
Учит быть нас всех мудрее
Там добро накажет зло
Кто добрее, тот сильнее.
7. Подведение итогов, приглашенные родители награждают грамотами детей - чтецов стихотворений.