МОКУ Долдыканская СОШ
СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО ___________/_________________./ Протокол №____ от«___» _____________2020г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________/____________/ «___» ______________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОКУ Долдыканской СОШ ____________/_________________/ Приказ № от « » _____________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Телюк Елены Александровны
по внеурочной деятельности «Путешествие по Германии»
в 5 классе (ФГОС)
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге.
Данная программа создает условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций.
В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в необходимости владения иностранным языком. Развивающиеся международные экономические, политические и культурные связи, научно-технический прогресс повысили престиж иноязычной грамотности настолько, что владение иностранными языками становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста.
Педагогу при обучении иностранному языку необходимо развивать у школьников не только коммуникативные умения, но и решать задачи, связанные с поликультурным и социокультурным развитием личности. Это поможет детям грамотно и нравственно вести себя в этом мире и взаимодействовать с ним.
Данная программа адресована учащимся 5 класса и направлена на формирование навыков владения немецким языком в качестве второго иностранного. При изучении второго иностранного языка учащиеся используют учебные умения и навыки, полученные при изучении первого иностранного языка. Немецкий и английский языки, относясь к германской языковой группе, имеют много общего в области словаря и словоупотребления, в образовании глагольных и других грамматических форм. Всё это учитывается при овладении немецким языком как вторым иностранным.
Язык используется как действенное средство углубления знаний в разных областях культуры, науки и техники. Основным средством обучения является непосредственное общение на иностранном языке учащихся между собой и с преподавателем, а также оптимальное использование индивидуальных качеств личности и интересов учащихся и мотивации их к самостоятельной работе.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности по немецкому языку как второму иностранному в 5-ом классе.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты должны отражать: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметными результатами изучения иностранного, в том числе немецкого, языка на начальном этапе являются:
В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения): Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорение: вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию; уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом школьном предмете, школьных принадлежностях, покупке; описывать предмет, картинку; кратко характеризовать персонаж; вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам; уметь дать оценочное суждение или выразить своё мнение и кратко аргументировать его; выразить сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность; аудирование: понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале; чтение: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём; письменная речь: владеть техникой орфографически правильного письма;
писать с опорой на образец короткое личное, в том числе электронное, письмо; заполнять формуляры; делать записи для устного высказывания; использовать письменную речь для творческого самовыражения (в общем постере). Языковая компетенция (владение языковыми средствами): адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение особенностей интонации основных типов предложений применение основных правил чтения и орфографии; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений. Социокультурная осведомлённость (межкультурная компетенция): знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка; знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка; представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка; представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном мире на доступном учащимся уровне.
В познавательной сфере: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); владение общеучебными и специальными учебными умениями на доступном школьникам уровне; умение сравнивать языковые явления родного, первого иностранного и второго иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений; умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах курса; совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка и первого иностранного (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. д.); умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы); умение пользоваться словарём; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных пределах.
В ценностно-ориентационной сфере: представление об изучаемом иностранном языке — немецком — как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; приобщение к культурным ценностям немецко-говорящих народов через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в проводимых праздниках, экскурсиях и туристических поездках.
В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке; развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной иноязычной детской художественной литературы, в процессе описания картинок, животных.
В трудовой сфере: умение следовать намеченному плану в своём учебном труде; участие в подготовке реквизита для инсценирования сценок, сказок.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Коммуникативно-речевое развитие учащихся 5 класса
Развитие умения понимать немецкую речь.
Знакомство детей с иноязычной средой начинается с формирования звукового (фонетического и интонационного) образа немецкого языка: звуковых образов слов, слов-предложений, звуков, детских рифмовок и речитативов, детской поэтики, интонационных образов стереотипных диалогических реплик и монологических высказываний.
Детей тренируют в различении звуков немецкого и родного языков, в распознании долгих и кратких гласных, в опознании утвердительных, отрицательных, вопросительных и повелительных предложений по их интонационно-синтаксическому рисунку, в имитации учебных материалов и песенно-игрового фольклора. Всё это соотносится с обучением технике восприятия немецкой речи. Обучение аудированию как виду речевой деятельности начинается с развития умений:
погружаться в иноязычную песенную, стихотворно-игровую среду ровесников;
внимательно следить за своей речевой ролью в игре при учебной драматизации мини-диалогов, сказочных историй;
прослушивать и воспроизводить мини-диалоги и мини-монологи;
понимать содержание учебных видеоматериалов, построенных на стандартных ситуациях общения детей с детьми, детей с взрослыми в семье, в школе, в городской среде.
Развитие умений беседовать на немецком языке.
Обучение говорению строится с ориентацией на стандартные ситуации общения в семье, школе, транспорте, магазине, на игровых площадках и в игровых центрах. При этом основное внимание уделяется формированию у учащихся представлений о речевой вежливости на немецком языке и желания быть вежливыми при общении с другими людьми, а также оказанию дидактической помощи детям в преодолении речевой застенчивости и развитии у них коммуникабельности.
Развитие умений читать на немецком языке.
Развитие умений читать на немецком языке начинается с развития умений озвучивать слова-предложения, этикетные реплики, односложные реплики, учебные тематические рифмовки с опорой на сформированный у детей слуховой образ этих речевых произведений, а затем осуществляется переход к традиционным аспектам обучения технике чтения, выразительному чтению и чтению как виду речевой деятельности.
Развитие умений письменной речи.
Интенсивность обучения письму на немецком языке определяется, исходя из уровня обученности письму на родном и английском языках в конкретной учебной группе.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Путешествие по Германии»
обусловлена важностью создания условий для развития у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по Германии»
для 5 класса разработана в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам (Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. 5-9 классы… М.: Просвещение, 2015 год);
Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы
Ценностные ориентиры содержания рабочей программы внеурочной деятельности «Путешествие по Германии» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся основой реализации ФГОС ООО.
Данная рабочая программа знакомит учащихся с национальными праздниками и обычаями Германии, немецким детским фольклором, играми сверстников
Немецко-говорящих стран, помогает постичь систему ценностных нормативов народа страны изучаемого языка.
Эстетическое развитие школьников обеспечивается использованием детского фольклора, стихов, песен, считалок, обсуждением тем, связанных с культурным наследием России, Германии и других стран мира
Цели обучения немецкому языку по программе внеурочной деятельности «Путешествие по Германии»
Формирование и развитие иноязычной и коммуникативной компетенции обучающихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной.
Стимулирование интереса учащихся к изучению предмета “Немецкий язык” и развитие их творческих способностей.
Задачи программы
Воспитание у учащихся толерантности и уважения к другой культуре.
Развитие личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, привитие навыков самостоятельной работы.
Приобщение учащихся к новому социальному опыту за счет расширения cпектора социальных ролей в игровых ситуациях, формирование готовности к общению на немецком языке.
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности
«Путешествие по Германии»
В рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия, исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду и являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания способствуют развитию воображения. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации.
Формы реализации программы:
-занятие-путешествие;
-викторины;
-театральные инсценировки;
-изготовление открыток, костюмов, масок, поделок;
-онлайн- экскурсия;
-сравнительный анализ перевода стихов разных авторов;
-сравнение нравов и обычаев России и Германии.
Формы подведения итогов:
-участие в конкурсных мероприятиях, предметной неделе
-праздники
-защита проектов;
Место курса внеурочной деятельности в воспитательном плане школы:
Программа реализует общекультурное ( художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности.
Содержание программы
Немецкий! Здорово! Не-правда ли? (2 ч) | Беседа учителя о роли немецкого языка в мире. Факты, цифры…. Открытие клуба: “Эрудит.” Игра - поиск слов |
Моя визитная карточка | Заполнение анкет и представление себя (по карточкам о школьниках Германии) |
Святой Сант Мартин (2ч) | Рассказ учителя о Св.Мартине. Поделка: фонарь святого Мартина. |
Моя семья(2 ч) | Генеалогическое древо моей семьи. Сообщение учащихся. Выставка работ. |
Старый немецкий город(2 ч) | Работа над макетом города (распределение объектов “строительства”) описание объектов. |
Берлин – столица (2 ч) | Просмотр фильма о Берлине Достопримечательности. Разучивание песни о Берлинe. |
Мюнхен (2 ч) | Просмотр фильма. Достопримечательности города |
Конкурс эрудитов | Викторина по 2 городам |
Моя улица. Мой дом. (2 ч) | Фото улицы , дома с описанием. |
Рождество (2 ч) | Фильм про рождество в Германии Традиции и атрибуты праздника. Конкурс кроссвордов Дерево пожеланий и желаний. Чаепитие с рождественским печеньем. |
Почта (2 ч) | Как писать личное письмо; mail -сообщения |
Веселый час чтения | Чтение микротекстов, веселых рассказов, загадок |
Теремок (4 ч) | Инсценировка сказки, показ родителям на собрании и младшим школьникам |
В гостях у братьев Гримм (2 ч) | Рассказ учителя – презентация. Выставка рисунков сказочных персонажей |
Эрудит | Конкурс знаний по изученным темам |
Давайте споем | Повторение выученных песен, рифмовок, считалок. |
Известные люди в Литературе | Биография и творчество немецких писателей и поэтов |
Современные известные немцы | Знакомство с некоторыми современными немецкими знаменитостями |
Современные немецкие развлечения | Где и как развлекаются современные немецкие дети |
Что бы я хотел посетить в Германии (проектные работы) (2 ч) | Подготовка и представление проектных работ «Путешествие по Германии» |
Подведение итогов | Выставка проектных работ. Рефлексия |
Литература для обучающихся и их родителей:
1. Бим И.Л. Немецкий язык. 5класс.Академический школьный учебник.M.:Просвещение,2011г
2. Бим И.Л. Аудиокурс к учебнику немецкого языка. 5класс.
3. Двуязычные словари
4. Дидактические материалы. Немецкий язык. Упражнения для 5-6 классов.
5. Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Бим И. Л. Москва.” Просвещение” 2009г.
6. Серия книг “ Мы отмечаем праздники”. Издательство Эрнст Кауфманн.
7. Занимательный немецкий 2-11 класс.
8. Журналы: “Шрумдирум”,” Витамин Д”, “Германия”
9. Книги для чтения.
Литература для учителя:
1. Бим И.Л. Немецкий язык. 5класс. Академический школьный учеб-ник.M.:Просвещение,2011г
2. Бим И.Л. Аудиокурс к учебнику немецкого языка. 5класс.
3. Кассета. Рождественские песни, стихи и рассказы. Приложение к журналу
“Шрумдирум”
4. Власова З.А. Внеклассная работа по немецкому языку . 5-6классы. Издательство
“Корифей” 2008г.
5. Пассов Е.И. Пятакова Н.М. Письма находят друзей. 1993г.
6. Тесты в режиме online.
7.Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения.
Праздники, конкурсы, тематические мероприятия ,инсценировки, стихи,
игры и занимательные задания. С мультимедийным приложением. Автор-
составитель Г.Н. Лебедева. М.: Глобус.2008г.
8.Журнал “Иностранные языки в школе” с приложением.
Свободные Интернет-ресурсы:
htt:// shool- collekction.edu.ru
http://www.lernspiele.at/ lese2000
http://www.lesen.zdf.de
http://www.deutschesprache.ru
studygerman.ru Тесты по немецкому языку online, игры online.