СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по странам и континентам

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщение по теме "Южные материки".

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по странам и континентам»

Тема урока:«Путешествие по странам и континентам».

Тип урока: урок систематизации знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Цель урока:

Содержательная цель: повторение и закрепление учебного материала по разделу «Материки и страны»

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к систематизации знаний и реализации коррекционной нормы

Задачи:

1. Обучающие: систематизировать и закрепить знания об особенностях природы и географических объектах каждого материка;

2. Развивающие: создать условия для развития обще учебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника, уметь фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, оценивать свою работу и работу товарищей;

3. Воспитательные: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся, формирование культуры общения при работе в малых группах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: Объяснять особенности природы и географических объектов на материках. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, умение фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свою работу и работу товарищей.

Личностные: Понимание специфических черт природы материков. Осознание причин уникальности природы и рельефа материков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

Эпиграфом нашего урока будут слова М.В.Ломоносова.

Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет...

Уважаемые пассажиры и гости. Вас приветствует командир корабля - Сафонова Лариса Петровна. Чтобы наш круиз был интересным, я предлагаю вам игру «Угадай материк по его очертанию». Объясняю правила игры: перед вами картинки, по которым вы должны, что это за материки.

III. Создание проблемной ситуации.

1. На этом материке протянулись самые длинные горы - Анды и течёт самая полноводная река мира - Амазонка. На севере Анд находится самое дождливое место в мире, а на юге - одна из самых засушливых пустынь - Атакама. Это родина - картофеля, томатов и кофе. (Южная Америка)

2. Единственная в мире страна, занимающая целый материк. Удивительные ландшафты сочетаются с уникальным животным миром. Они настолько экзотичны, что их даже изобразили на гербе страны. (Австралия)

3. Круглый год здесь жарко. Местное население никогда не видело снега. Здесь находится одна из самых красивых гор мира - Килиманджаро, вершину которых украшают снега. одна их самых крупных рек мира - Нил и самая большая пустыня по площади - Сахара. (Африка).

(Южная Америка, Австралия, Африка)

IV. Целеполагание

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. ( Путешествие по континентам) и определим задачи урока (закрепить знания о материках).

На протяжении урока мы с вами совершаем путешествие по этим материкам. За время нашего путешествия мы знакомимся с географическими объектами, особенностями природы континентов. И сегодня мы знаем, что у каждого материка есть свои особенности, которые являются их визитной карточкой, и сегодня мы должны будем подвести итог.

Я предлагаю всем нам отправиться в путешествие по континентам. Дорогие пассажиры, прошу вас занять свои места на лайнере.

Давайте определим кто будет у нас сегодня в жюри.

Лист для работы жюри.

Задание

команда

____________

команда

_____________

команда

____________

1.Название команды 3балла

Соответствие цвету - 1балл

Географич. Объект – 1 балл

Объяснение выбора -1балл




2. «Заходили в нашу гавань корабли» 4 балла




3.«В поисках сокровищ» 5 баллов

Контурная карта -1балл

Материк – 1 балл

Страна – 1 балл

Столица – 1 балл

Географический объект





4.«В тесноте, да не в обиде»

2 балла




5. «Регата»

правильный ответ + 1 балл




Задание 6. "В какой стране или на каком материке"




Итог





V. Закрепление изученного материала

Все остальные занимают места для трех команд. Выбираем листок и рассаживаемся за столы по цвету.


1 стол команда белого цвета,

2 стол команда красного цвета,

3 стол команда желтого цвета


Чтобы совершить путешествие нам необходимо приобрести билеты.

Каждая команда получит билет, если справится с первым заданием.


  1. Задание . Необходимо придумать название команде, но не простое, оно должно включить в себя выбранный вами цвет и географический объект, с объяснением выбора . например

Голубой Нил — приток второй по длине реки в мире Нила.


Время на обдумывание 1 минута.

Даю каждой команде билет. Лист самооценки.


Билет для путешествия по странам и континентам команды «________________________________________»



Фамилии участников команды

Критерии оценки








Участвовал во всех заданиях команды.








Брал на себя руководство команды в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.








Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены команды.








Подавал команде конструктивные идеи, высказывал предположения по поставленным вопросам.








Общался с членами команды с уважением, даже если был не согласен с ними.








Смог первым сделать правильные выводы или ответ по поставленному заданию.








Выступал с результатом работы команды.








ИТОГО








Если у вас 7, то ваша оценка «5»

Если у вас 5-6, то ваша оценка «4»

Если у вас 3-4, то ваша оценка «3»

Если у вас 1-2, то ваша оценка «2»


На протяжении  урока  мы с  вами совершим путешествие по всем изученным материкам и вспомним особенности природы  континентов и географические объекты .

У каждого материка есть свои особенности, которые являются их визитной карточкой, и сегодня мы должны будем подвести итог.

Друзья! Мы начинаем игру, содержание которой полностью отражено в её названии.

«Путешествие по странам и континентам».

Сегодня ваша задача блеснуть своей эрудицией, интеллектом. И тем, кому это удастся лучше всего, будет присвоено звание «Знаток географии».


Задание 2. «Заходили в нашу гавань корабли»

Вам дается карточка, на которой указаны географические объекты, в течении 1 минуты в их можете найти в атласах, а потом по очереди 1 член команды показывает их на карте . Минута пошла.

Найти географические объекты:

Найти географические объекты:

Найти географические объекты:

  1. Тасманово море

  2. О-в Мадагаскар

  3. Амазонская низменность

  4. Гвинейский залив

1.Карибское море

2. О-в Тасмания

3. Капские горы

4.Большой Австралийский залив

1.Красное море

2. О-в Огненная Земля

3. Большой водораздельный хребет

4. Магелланов пролив



Задание 3. «В поисках сокровищ»

Каждой команде даются географические координаты.

Необходимо открыть в атласе карту «Страны мира», по географическим координатам найти географический объект.

В контурной карте обозначить точкой, найденный географический объект.

Заполнить карточку:

Точка 1

130 ю.ш. 1300 в.д.

Точка 2

10 ю.ш. 340 в.д

Точка 3

100 с.ш. 720 з.д

Назвать:

Назвать:

Назвать:

Материк -

Материк -

Материк -

Страну -

Страну -

Страну -

Столицу -

Столицу -

Столицу -

Географический объект -

Географический объект -

Географический объект -



Точка 1

130 ю.ш. 1300 в.д.

Точка 2

10 ю.ш. 330 в.д

Точка 3

100 с.ш. 720 з.д

Назвать: Тиморское море

Назвать: озеро Виктория

Назвать: озеро Маракайбо

Материк - Австралия

Материк - Африка

Материк - Южная Америка

Страну - Австралийский Союз

Страну - Уганда

Страну -Венесуэла

Столицу - Канберра

Столицу - Кампала

Столицу - Каракас

Географический объект - море

Географический объект - озеро

Географический объект - озеро



Задание 4. «В тесноте, да не в обиде».

В какой стране самая большая численность населения - Китай. На втором месте - Индия, на третьем - США.

Ну а в какой стране самая высокая плотность населения, вам придется посчитать.

Монако

Китай

США

Площадь страны – 2,02 км2

Площадь страны – 9 596 960 км2

Площадь страны – 9 834 000 км2

Численность страны – 37 863 чел.

Численность страны – 1 330 141 295 чел.

Численность страны – 328 655 000

Плотность населения -?

18 744 чел. на 1км2

Плотность населения -?

138,6 чел. на 1км2


Плотность населения -?

33,4 чел. на 1км2



Физминутка.



Задание 5. «Регата» Что это значит? Гонки парусных спортивных судов.

Кто первым поднимет руку и скажет ответ, если правильно 1 балл.

  1. Самая большая пустыня в мире? (Сахара в Африке)

  2. Самая большая по площади страна Южной Америки? (Бразилия)

  3. Какой единый материк составляли южные материки? (Гондвана)

  4. Какой  официальный язык Бразили? (Португальский язык) 

  5. Самый крупный город Австралии? (Сидней)

  6. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? (Индийский океан)

  7. Где находятся г.Анды? (Южной Америке)

  8. Где находится Большой Барьерный риф?(у восточных берегов Австралии)

  9. Залив Карпентария находится на севере какого материка? (Австралии)

  10. Назовите единственную не пересыхающую реку Австралии? (Муррей)

  11. Назовите крупный остров у берегов Африки? (Мадагаскар)

  12. Назовите самое большое озеро Австралии? (Эйр)

  13. Назовите море на севере от Африки? (Средиземное)

  14. Пересекает Африку почти посередине? (Экватор)

  15. Самая длинная река в мире и в Южной Америке? (Амазонка)


Задание 6. "В какой стране или на каком материке" Вы должны назвать страну или город, где это находится.

- традиционно выращивают кофе (Бразилия)

- выращивают мандарины (Марокко)

- эта страна на первом месте по добыче золота, алмазов и платины, опережает Россию (ЮАР)

- эта страна славится Большим Барьерным рифом и скоплением кораллов (Австралия)

- когда-то на этом материке проживали цивилизации инков и майя,сейчас кечуа? (Южная Америка)

- этот материк является самым отсталым и экономическим неразвитым регионом планеты? (Африка)


Задание 7. "Великие имена". Сказать, что открыл или исследовал и год.

  1. Х. Колумб – открыл Америку - 1492-1493г

  2. Д. Ливингстон – исследовал р. Замбези, открыл водопад Виктория - 1849-1873г

  3. А. Тасман – открыл остров у юго-восточных берегов Австралии - 1642г

  4. Н. Миклухо-Маклай исследовал восточное побережье Австралии и остров Новая Гвинея - 1874-1886г

  5. Дж. Кук – исследовал восточное побережье Австралии - 1770г

  6. В.В. Юнкер – исследовал Центральную и Восточную Африку - 1876-1886г



Задание 8. "Узнай меня". По описанию узнайте растение или животное, назовите его и материк,  на котором он обитает.

  1. Это страшное творение природы. У него тело жирного щенка, шкурка ему заметно велика, а между пальцами лап перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы барсучьи. Он откладывает яйца, но детенышей вскармливает молоком. (Утконос. Австралия)

  2. Огромное животное из отряда парнокопытных, большую часть дня проводит стоя в мелкой воде или греясь на отмели, очень хорошо плавает, но предпочитает передвигаться по дну реки. У него небольшие глазки и маленькие ушки, имеет огромную пасть, которой может одним ударом расплющить крокодила или разнести в щепки рыбачью лодку. (Бегемот. Африка)

  3. Это дерево растет в бассейне Амазонки. Оно дает млечный сок латекс, из которого получают высококачественный каучук. (Гевея. Южная Америка)

  4. Млекопитающее семейства лошадиных, которое по внешнему виду и величине похоже на осла, с короткой гривой и темными полосками на светлом фоне. (Зебра. Африка)

  5. У этих крупных животных родившийся детеныш (чаще один) величиной с грецкий орех достигает в зрелом возрасте высоты более двух метров. Появившись на свет, он, цепляясь коготками за шерсть, пробирается в сумку матери, где его вынашивают длительное время. (Кенгуру. Австралия)

  6. Это массивное, сильное и миролюбивое животное, несмотря на свои гигантские размеры, способно бесшумно пробираться сквозь непроходимые лесные заросли; ежедневно поедает 800 килограммов зелени и выпивает 100 литров воды, обладает единственным в своем роде универсальным органом, который является и средством обоняния, и средством добывания пищи, и средством защиты. (Слон. Африка)

VI. Самооценка по листам команд.

VII. Оценка жюри, подведение итогов.

VIII. Рефлексия.

Вот и закончилось наше длинное путешествие по Южным материкам нашей планеты. Надеюсь,  для всех нас оно было интересным и познавательным, ведь мы еще раз прикоснулись к удивительной природе нашей Земли. Мы знаем, как хрупок этот мир, и чтобы его сберечь, нужно его хорошо знать и понимать.

Хочется закончить наш урок стихотворением. Н. Старшинов.

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним  ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О как природа-мать терпима и добра,
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стержнях осетра и птицу в небесах,
В таежных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Домашнее задание.

Составить кроссворд по "Южным материкам"

Сделать сообщение о достопримечательности 1 страны

Написать по 10 интересных фактах материков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!