Конспект занятия по познанию в средней группе.
Тема: «Путешествие в деревню Сказкино».
Задачи:
Познакомить детей с историей создания сказок.
Уточнить знания детей о русских народных сказках.
Уточнить знания детей о разнообразии русских народных сказок.
Воспитывать желание читать сказки, понимать смысл сказок.
Развивать интерес и эмоционально положительное отношение к русским народным сказкам.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок.
Оборудование: Гном-игрушка, картинки со сказками, картинка домика с замком, интерактивная доска.
Ход занятия.
- Ребята! Посмотрите. К нам в гости пришел Гном. Он не знает ни одной русской народной сказки. Давайте ему поможем познакомиться со сказками.
- А вы любите сказки? (Любим)
Какие русские народные сказки вы знаете? («Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Машенька и медведь и т.д.)
- Молодцы ребята! Вы много сказок знаете. А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? Я вам сейчас расскажу. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от взрослых к детям.
- А сейчас я вас вместе с Незнайкой приглашаю в деревню «Сказкино», где живут сказки. Отправимся мы на паровозе.
(Дети закрывают глаза и представляют, как будто едут на паровозике, а воспитатель произносит слова)
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят.
Везут в деревню «Сказкино»
Компанию ребят.
Чух, чу, чух.
Дети открывают глаза и воспитатель обращает внимание детей на изображение домика и говорит:
- Вот мы и приехали в деревню «Сказкино». Посмотрите, какой красивый домик. На домике висит замок. А чтобы нам его открыть необходимо, отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Отчего так получилось,
Что яичко вдруг разбилось?
Знает бабка, знает мышка,
Знает дед, а ты, малышка?
- Как называется эта сказка? (Курочка ряба)
Воспитатель перелистывает картинку и появляется изображение сказки «Курочка ряба».
- Правильно! Какое яичко снесла курочка ряба сначала? (Золотое яичко)
- Что произошло с яичком? (оно разбилось).
- Как отреагировали бабка и дед? (Они заплакали)
- Как успокоила их курочка ? (ответы детей)
- Молодцы, ребята! Давайте откроем следующий замок. (перелистывает картинку)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать.
- Как называется эта сказка? (Теремок)
Воспитатель перелистывает картинку и появляется изображение сказки «Теремок».
- Хорошо! Кто нашел теремок первый? (мышка – Нарушка)
- Кого пустила в теремок мышка? (Дети перечисляют героев)
- Кто пришел последним? (Медведь)
- Давайте изобразим медведя. (Дети изображают движения медведя)
- Что произошло, когда пришел медведь? (Он сломал теремок)
- Чем закончилась сказка? (Ответы детей)
- Чему учит эта сказка? (Нужно жить мирно под одной крышей)
Физкультминутка
Стоит в поле теремок, теремок
(Дети поднимают руки над головой, имитируют «крышу»)
Он не низок, не высок.
(Дети приседают и встают)
На двери висит замок, да замок
Кто бы тот замок открыть бы нам помог?
(Сцепляют пальцы рук «в замок»)
Слева зайка, справа мышка
Отодвиньте – кА задвижку;
(Качают головой вправо, влево)
Слева мышка, справа волк –
Нажимайте на замок;
Зайка, мышка, мишка, волк,
Открывайте теремок!
(Стараются расцепить пальцы рук)
- Мы немного отдохнули, а теперь давайте постараемся открыть оставшиеся замочки. Слушайте внимательно.
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
- Кем были эти дети? (Козлятами)
- Как называется эта сказка? (Волк и семеро козлят)
Воспитатель перелистывает картинку и появляется изображение сказки «Волк и семеро козлят».
- Молодцы! А скажите, всех ли козлят съел волк? (Ответы детей)
- Правильно ли поступили козлята? Чему учит эта сказка? (Ответы детей)
- Чем закончилась сказка? (Коза спасла своих козлят)
- Как надо себя вести, когда вы остаетесь одни дома? ( Ответы детей)
- Правильно! Слушайте последнюю загадку.
Он ушел от волка злого
И медведя удалого,
А лису румяный бок
Обмануть никак не смог.
- Как называется эта сказка? (Колобок)
Воспитатель перелистывает картинку и появляется изображение сказки «Колобок».
- Какой колобок? (Круглый, румяный, непослушный)
- От кого ушел колобок? (От зайца, от волка, от медведя)
- Почему колобка съела лиса? (Ответы детей)
- А какая лиса в сказке? (Ответы детей)
- Чему учит эта сказка? (Ответы детей)
- Правильно, ребята! Мы все загадки отгадали, замочки и окошечки все открыли. Ну Гном, теперь ты будешь знать русские народные сказки. А сейчас нам пора возвращаться домой. (Дети закрывают глаза, а воспитатель произносит слова)
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят,
Везут обратно в группу
Компанию ребят!
Чух, чух, чух.
- Ребята, где мы сегодня побывали? Что мы делали? (Ответы детей)
- Молодцы! А теперь можете отдохнуть.
Список литературы.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М., 2008-53 с.
Ковалько В.И. Азбука физминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005. – 176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Куликовская Т.А. Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу.- С.П., 2011-79 с.
Нефедова Е, Узорова О. Большая книга загадок. – М., 2007-81 с.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 2009-63 с.
Самоанализ НОД:
Непосредственная образовательная деятельность проводилась в средней группе по познавательно-речевому развитию детей. Я подготовила конспект, все необходимые материалы и оборудование для занятия. Провела подготовительную работу с детьми, подготовила занятие в соответствии с планом, программные задачи соответствуют возрасту детей, уровню развития.
Задачи НОД:
Познакомить детей с историей создания сказок.
Уточнить знания детей о русских народных сказках.
Уточнить знания детей о разнообразии русских народных сказок.
Воспитывать желание читать сказки, понимать смысл сказок.
Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель и содержание НОД соответствуют выбранной теме в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Веракса, возрасту детей.
В ходе данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей.
Образовательная деятельность проводилась в средней группе и длилась 20 минут.
Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено, освещенность помещения соответствовала нормам.
При планировании и организации образовательной деятельности были соблюдены следующие
• принципы: доступности; систематичности и последовательности;
• методы: словесный, наглядный, игровой;
• приёмы: мотивация; объяснение; показ; чтение малых фольклорных форм.
Образовательная деятельность состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
В вводной части осуществлялось создание положительного эмоционального настроя, для дальнейшего развертывание образовательной деятельности. Чтобы переключить воспитанников на предстоящую деятельность и ввести их в тему. Длительность данной части составляет 2 минуты.
Основная часть непосредственно образовательной деятельности проходила в форме закрепления ранее полученных и получение новых знаний. Дети отгадывали загадки о сказках. Во время выполнения действий, активизировала речь детей с помощью вопросов, и их разъяснения значения. Отвечая на вопросы, воспитанники использовали ранее полученные знания.
Проведённая физкультминутка позволила соблюдать здоровье сберегающие технологии. В ходе непосредственной образовательной деятельности все действия детей сопровождала похвалой.
Длительность16 минут.
В заключительной части образовательной деятельности организованная рефлексия помогла подвести итог и оценить результат собственной деятельности воспитанников.
Длительность 2 минуты.
Я считаю, что с поставленными задачами при проведении НОД я справилась, материал был изложен четко и верно. В группе во время занятия была создана эмоционально - благополучная обстановка.