СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие в Грецию. Вазопись»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Путешествие в Грецию. Вазопись»»

Тема урока «Путешествие в Грецию. Вазопись»

Цель:Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.

Задачи::
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись,

3. Познакомить с нетрадиционной техникой «Граттаж»
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, чувство прекрасного.
5. Совершенствовать приемы композиции при выполнении орнамента.

6. воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные

расширить представление об искусстве Древней Греции, познакомить с древнегреческим искусством вазописи, , научить видеть форму, цвет, декор изделия, выполнять вариации орнаментальных композиций по мотивам древнегреческой керамики.


Личностные

- понимать роль культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения


  Метапредметные

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог,

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,



Принципы:

  • принцип увлеченности;

  • принцип художественного развития;

  • принцип единства формы и содержания;

Технологии обучения:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • личностно-ориентированный подход;

  • игровая технология

  • создание ситуации успеха

Методы обучения:

  • метод мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • метод стимулирования и мотивации;

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • метод сравнения

  • метапредметный метод

  • метод открытий

  • метод диалогичности (учитель и ученик – собеседники)

Формы : фронтальная и индивидуальная.

Структура урока:

Организационный этап

Мотивация учебной деятельности

Целеполагание

Открытие новых знаний

Первичное усвоение знаний

Индивидуальное творческое задание

Итог урока.

Рефлексия


Урок изобразительного искусства должен быть запоминающимся событием, поэтому в начале урока я настроила ребят на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Продумала урок как урок «Погружение в эпоху», ведь на каждом уроке, каждом его этапе необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. 


Выбирая тему открытого урока я руководствовалась целью воспитание личности ребенка с помощью эстетического, нравственного и духовного погружения в мир искусства, греческой культуры и истории, музыки.


Сюжетность построения урока позволила подвести учеников к осознанию и восприятию серьезного материала.
В уроке было предусмотрено создание ситуаций для демонстрации уже имеющихся компетенций учебного и социального характера:
- Легко переключаться с одного вида работы на другой;

готовность творить, создавать, получать удовольствие от уроков и творчества.

При переходе к практическому этапу создан момент неожиданности, так как учащиеся не были знакомы с техникой «Граттаж»

Урок состоялся. Все этапы объединены хорошими логическими «связками». Все этапы урока работали на главный этап «Практическая работа».. Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, спокойная. Общение учащихся и учителя было доброжелательное. На этом уроке дети и учитель работали в сотрудничестве друг с другом.

Я считаю, что качество усвоения материала и развитие творческих навыков учащихся на этом уроке были достаточно высокими. Мне удалось справиться с поставленными задачами.




























Сценарий урока:

1 Психологический  настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята!

Я рада видеть каждого из вас.

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь ваш класс

Друг друга понимает, чувствует и слышит.


Поймаем глаза друг друга, улыбнемся. А теперь поймаем тишину и тихонечко сядем.

Меня зовут Наталия Евгеньевна. И сегодняшний урок изо мы проведем вместе.

- Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие, в чудесную страну окруженную морем и тайнами.  Какая это страна?

Видеоролик

-Греция (отв. уч-ся)

«О, Греция!

Из глубины веков я слышу звуки праздника.

Яви свой лик, богам подобный!

Пусть зрители увидят твое искусство!» Гомер

2.Сообщение темы урока.

Тема нашего урока «Путешествие в Грецию. Вазопись»

- О чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Мы познакомимся с греческой вазописью и попробуем повторить её мотивы в своих рисунках. 


3. Введение в тему.

-Но для начала мы должны узнать, где, же Греция находится?

-Перед вами карта Европы.
Греция находится на юге Европы, расположена на Балканском полуострове и с юга омывается Средиземным морем.
Страна высоких гор, зеленых долин. Греция подарила миру величественные памятники архитектуры. Страна, где родились олимпийские игры, театр. Великолепные предметы искусства, созданные античными греками, до сих пор восхищают нас величием пропорций, красотой форм.

Афины были самым прекрасным городом Древней Греции. 
Посмотрите на город — как он красив!


Но сегодня нас интересует один из районов Афин, который был известен не только за пределами города, но и за пределами самой Греции. Район назывался Керамик.

Звучит музыка.

Учитель. Представьте картину: волны одна за другой набегают на берег. Шуршит, перекатывается галька, дует свежий средиземноморский ветер. Мы в Греции.

Яркий солнечный день. Поднимаясь по тропинке к городу, мы попадаем в гончарную мастерскую. У одноэтажного каменного здания кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину рабы. Здесь и женщины и дети. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мальчик. У него не все получается, но он старается. А рядом с ним работает мастер. Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другой мастер совместно с художником расписывает уже обожженные, желтовато-красные вазы.

Музыка умолкает

-Чем же район Керамик, прославился? (это район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские).

Ребята, как вы думаете, почему район Керамик был известен за пределами Греции?

От названия Афинского района Керамик произошло слово – «керамика».

- Что означает это слово? (Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали).

По-гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ»

-Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения.


-Ребята, а вы хотите узнать, как назывались вазы и для чего использовались?

Игра «Разговор античных ваз»

Остальные слушайте и запоминайте.


Учитель: Однажды, вдруг античные вазы ожили и заговорили.


Амфора: Представьте себе, один мальчик сказал, что в нас ничего нет интересного: «Обыкновенные вазы!» - (возмущённо повернулась ) - А ведь мы не простые вазы, мы древнегреческие расписные сосуды. Некоторым из нас почти три тысячи лет! И все мы такие разные: и по форме и по росписи. У каждого своё имя и назначение! Вот, меня – амфору наполняли драгоценным маслом от священных олив или прекрасным вином.


Кратер: А мы кратеры – сосуды, в которых подавали вино к столу, разбавленное водой…


Гидрия: Без нас, гидрий, не мог обойтись ни один житель Греции. Ведь именно нас брали греческие девушки, отправляясь за водой. Обратите внимание, у меня не две, а целых три ручки. За вертикальную меня несли, когда я была пустой, за две горизонтальные держали, поставив под льющуюся струю воды или придерживали, неся на голове.


Килик : А из нас пили!

Нас, килики делали легкими, изящными и небольшими. А ещё с нами играли на пирах.


- В разговоре античных ваз прозвучали их названия. Давайте их назовем.

Амфора Кратер Гидрия Килик

- Греческая керамика предназначалась для постоянного использования, но несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью.


- Как вы думаете, почему? (Чтобы было красиво. Человеку свойственно стремиться к красоте)

- Ребята, скажите, чем на ваш взгляд отличается стиль росписи двух этих ваз? (На одном сосуде – черные фигуры, на другом – красные)


ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина.


Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.



На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись

В сюжетной росписи (изображали сцены из жизни, сюжеты из мифов

и олимпийских игр) .

Орнамент - узор повторяющихся или чередующихся элементов.


Орнамент представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые- ПАЛЬМЕТТА

Наиболее известен геометрический орнамент, в виде ломаной линии – МЕАНДР

По преданию давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр


-На что похож этот орнамент? Да он так и называется ВОЛНА

После геометрического по степени распространенности следует растительный орнамент – БУТОНЫ ЛОТОСА.



Вот такими красивыми орнаментами греческие мастера украшали свои вазы. А вам понравились эти узоры?

- Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в греческой гончарной мастерской, многовековая пыль покрыла сосуды, Скорее всего, это вазы 6 и 5 веков до н.э. чернофигурных и краснофигурных стилей. Как уже знатокам древнегреческого искусства, предлагаю вам их отреставрировать: восстановить орнамент. Каждый из вас тоже способен творить, творить по-своему. Для того, чтобы отреставрировать данные сосуды, как вы думаете, каким инструментом можем пользоваться? (скребок, зубочистка, ручка без стержня, пилочка)

- Техника процарапывания называется граттаж.



5. Физминутка Прежде чем, мы приступим к реставрации, давайте немного взбодримся.

Танец сиртаки.







6.Практическая часть

Уважаемые художники-реставраторы, послушайте

план реставрационных работ.

-Процарапайте при помощи шаблона эскиз древнегреческой вазы –амфоры.

-Затем наметьте и процарапайте понравившейся орнамент. Эскизы орнамента лежат у вас на столах.

Ребята, выполняя задание в технике «граттаж» помните о технике

безопасности, т.к. вы работаете колющими предметами.

Вовремя работы не крутиться, не размахивать руками.

А крошки, стружки, которые образуются в результате ра

Ребята, выполняя задание в технике «граттаж» помните о технике

безопасности, т.к. вы работаете колющими предметами.

Вовремя работы не крутиться, не размахивать руками.

А крошки, стружки, которые образуются в результате ра

Ребята, выполняя задание в технике «граттаж» помните о технике

безопасности, т.к. вы работаете колющими предметами.

Вовремя работы не крутиться, не размахивать руками.

А крошки, стружки, которые образуются в результате ра

-Выполняя задание в технике «Граттаж» помните о технике безопасности.

-Во время работы не крутится, не размахивать руками.

Успехов в предстоящей работе, у вас обязательно все получится.

Музыка сиртаки

7.Экспресс –выставка. Давайте мы еще раз полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов. Тысячелетия отделяют нас от древних греков, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение.

8. Подведение итогов урока . Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями»

учащиеся наполняют вазу правильными ответами.

  1. Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке?(Греческая вазопись)

  2. Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется…(Орнамент)

  3. Вазы, в которых хранили вино и масло называются…(Амфоры)

  4. Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется…(Кратер)

  5. Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком).

  6. Что значит, краснофигурный стиль росписи(Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом,).

9. Рефлексия

-Ребята, закройте глаза, вспомните прошедший урок. Поднимите правую руку те, кому урок понравился, левую – те, кому было скучно.

Спасибо за работу на уроке!


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!