Амфора: Представьте себе, один мальчик сказал, что в нас ничего нет интересного: «Обыкновенные вазы!» - (возмущённо повернулась ) - А ведь мы не простые вазы, мы древнегреческие расписные сосуды. Некоторым из нас почти три тысячи лет! И все мы такие разные: и по форме и по росписи. У каждого своё имя и назначение! Вот, меня – амфору наполняли драгоценным маслом от священных олив или прекрасным вином. Кратер: А мы кратеры – сосуды, в которых подавали вино к столу, разбавленное водой… Гидрия: Без нас, гидрий, не мог обойтись ни один житель Греции. Ведь именно нас брали греческие девушки, отправляясь за водой. Обратите внимание, у меня не две, а целых три ручки. За вертикальную меня несли, когда я была пустой, за две горизонтальные держали, поставив под льющуюся струю воды или придерживали, неся на голове. Килик : А из нас пили! Нас, килики делали легкими, изящными и небольшими. А ещё с нами играли на пирах. - В разговоре античных ваз прозвучали их названия. Давайте их назовем. Амфора Кратер Гидрия Килик - Греческая керамика предназначалась для постоянного использования, но несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. - Как вы думаете, почему? (Чтобы было красиво. Человеку свойственно стремиться к красоте) - Ребята, скажите, чем на ваш взгляд отличается стиль росписи двух этих ваз? (На одном сосуде – черные фигуры, на другом – красные) ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ. На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись В сюжетной росписи (изображали сцены из жизни, сюжеты из мифов и олимпийских игр) . Орнамент - узор повторяющихся или чередующихся элементов. Орнамент представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые- ПАЛЬМЕТТА Наиболее известен геометрический орнамент, в виде ломаной линии – МЕАНДР По преданию давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр. -На что похож этот орнамент? Да он так и называется ВОЛНА После геометрического по степени распространенности следует растительный орнамент – БУТОНЫ ЛОТОСА. Вот такими красивыми орнаментами греческие мастера украшали свои вазы. А вам понравились эти узоры? - Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в греческой гончарной мастерской, многовековая пыль покрыла сосуды, Скорее всего, это вазы 6 и 5 веков до н.э. чернофигурных и краснофигурных стилей. Как уже знатокам древнегреческого искусства, предлагаю вам их отреставрировать: восстановить орнамент. Каждый из вас тоже способен творить, творить по-своему. Для того, чтобы отреставрировать данные сосуды, как вы думаете, каким инструментом можем пользоваться? (скребок, зубочистка, ручка без стержня, пилочка) - Техника процарапывания называется граттаж. 5. Физминутка Прежде чем, мы приступим к реставрации, давайте немного взбодримся. Танец сиртаки. 6.Практическая часть Уважаемые художники-реставраторы, послушайте план реставрационных работ. -Процарапайте при помощи шаблона эскиз древнегреческой вазы –амфоры. -Затем наметьте и процарапайте понравившейся орнамент. Эскизы орнамента лежат у вас на столах. Ребята, выполняя задание в технике «граттаж» помните о технике безопасности, т.к. вы работаете колющими предметами. Вовремя работы не крутиться, не размахивать руками. А крошки, стружки, которые образуются в результате ра Ребята, выполняя задание в технике «граттаж» помните о технике безопасности, т.к. вы работаете колющими предметами. Вовремя работы не крутиться, не размахивать руками. А крошки, стружки, которые образуются в результате ра Ребята, выполняя задание в технике «граттаж» помните о технике безопасности, т.к. вы работаете колющими предметами. Вовремя работы не крутиться, не размахивать руками. А крошки, стружки, которые образуются в результате ра -Выполняя задание в технике «Граттаж» помните о технике безопасности. -Во время работы не крутится, не размахивать руками. Успехов в предстоящей работе, у вас обязательно все получится. Музыка сиртаки 7.Экспресс –выставка. Давайте мы еще раз полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов. Тысячелетия отделяют нас от древних греков, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение. 8. Подведение итогов урока . Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями» учащиеся наполняют вазу правильными ответами. Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке?(Греческая вазопись) Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется…(Орнамент) Вазы, в которых хранили вино и масло называются…(Амфоры) Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется…(Кратер) Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком). Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом,). 9. Рефлексия -Ребята, закройте глаза, вспомните прошедший урок. Поднимите правую руку те, кому урок понравился, левую – те, кому было скучно. Спасибо за работу на уроке! |