СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в стану имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Путешествие в страну имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в стану имен существительных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Тарское»












Разработка урока русского языка в 5 классе

по теме: «Имя существительное»






учитель русского языка и литературы

Гатиева Луиза Хаматхановна









2018 г.


Технологическая карта «Путешествие в страну имен существительных»

Учитель: Гатиева Л.Х.

Предмет: русский язык.

Класс: 5.

Тема урока: «Путешествие в страну имен существительных».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

- деятельностная:  закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Оборудование к уроку: интерактивная доска, карточки с заданиями







































Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент


Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Ребята, а вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих - успешность в ваших начинаниях.

- Давайте проверим, какое у вас настроение (смайлики).





Запись числа и классной работы.

II.

Мотивация к учебной деятельности.













III.

Сообщение темы урока, постановка целей.



- Сегодня на уроке я предлагаю совершить путешествие по одной стране. Прослушайте стихотворение, в нем «спряталась» тема урока и одновременно название той страны, куда мы сегодня совершим путешествие.

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же 3 склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных. Но для этого надо вспомнить визитную карточку существительного. Кто откроет карточку?

Перед вами лежат маршрутные листы, в которые вы будете ставить оценку за каждое задание.












Учащиеся отвечают на вопросы с места.




(Имя существительное)

(Обобщить полученные знания)

IV. Актуализация знаний

Слайд 2

- Чтобы попасть в страну Имен существительных нужно открыть ворота. Найти ключ от них. Ключом будет задание: на доске записаны слова. Посовещайтесь в парах, и найдите в списке только имена существительные.

А как нам узнать к какой части речи относится слово?

(день, весёлый, дневной, веселье, веселиться).








Нужно задать вопрос.


Слайд 3,4

Итак, ворота открыты перед нами. Входим на территорию страны. Первая остановка – деревня Собственников.

Как вы думаете, какие существительные здесь живут?


Верно. Какие слова будем относить к собственным. (Дети называют, на слайде появляются правильные ответы.

У собственных существительных кто по соседству живёт?

Что они обозначают?

Слайд 5,6

Тренировочное упражнение. Распределите данные слова в два столбика. (Дождь, «Мурзилка», луна, Лондон, озеро, волк, Пушкин, улица, Мария, Байкал).

Чем в написании отличаются имена собственные и нарицательные?


Молодцы!

- Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним подберите собственные.

Город - …

Река - …

Озеро - …

Журнал - …

Село - …

Слайд7

Чтобы пройти дальше, нам надо выполнить задание.

Словарный диктант.

Вставьте пропущенные буквы в словарных словах. Обозначьте в словах ударение. (Спортсмен, баскетбол, вокзал, беседовать, костюм, кашпо, грамотный, корзина, ремень).

Выполним самопроверку словарного диктанта, оцените свою работу.

Слайд 8

- Ребята, вам понятно значение всех слов? Что такое кашпо?

Кашпо́ — декоративный сосуд без отверстий в нижней части, внутрь которого ставится горшок с растением. 


Слайд9

Следующая станция – речка Олицетворяемая.

Если искупаться в этой речке, то как вы думаете, какое чудо может произойти?

Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить?

Слайд 10

Перед вами, ребята, задание. Разделите слова на одушевленные и неодушевленные, вставляя пропущенные буквы. (Б..рёза, л..са, ст..рушка, м..две..ь, заяц.., ст..рик, м..рко..ь, ..кно, праз..ник, м..л..ко, скв..рец, ска..ка).

Взаимопроверка. Слайд 11

Слайд 12

Продолжаем наше путешествие, и мы приближаемся к маленькому городку, который называется Родовой. В нем всего три домика находится, как вы думаете какие? Но вот беда, вчера произошел сильный ураган, и перепутал все слова в домиках, нам нужно их все расселить заново! В первом домике буду жить слова, имеющие женский род, во втором- мужской, и в третий домик мы поселим слова среднего рода.

Слайд 13

Работать будете в парах. На партах лежат карточки. Определите род данных слов, распределяя их по столбикам. (Букет, книга, яблоко, собака, солнце, жираф, торт, шарф, утюг).

Слайд 14,15

Физкультминутка. https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E


-Ребята, городок Родовой не хочет нас отпускать и просит выполнить задание.

- Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род.

Друг – враг.

Ночь – день.

Добро – зло.

Радость – печаль.

Начало – конец.

Дружба – вражда.

Свет – тьма.

Правда – ложь.

- Как называются противоположные по значению слова?


Слайд 16, 17

- Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. На одном берегу которой живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними там происходит?

(Тетрадь – тетради, стул – стулья, ключ – ключи).

Распределительный диктант.

Распределить слова по столбикам: 1 – ед.ч., 2 – мн.ч.

Пенал, листы, линейка, парты, ручка, кружки, учебник, ручки.

- Какой можно сделать вывод?


Слайд 18

- Добрались мы с вами и до королевства Падежей. Повторим названия падежей и падежные вопросы.


Игра «Кто быстрее?».

Задание: просклонять по падежам слова. На каждый ряд дается листок со словоми, работа начинается с последней парты. Ученики на каждой парте изменяют слова, ставя их в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

(Пальто, дома – 1 ряд, доброта, кофе – 2 ряд).

Слайд 19

Следующая остановка – Синтаксическая.

- Какими членами предложения бывают существительные?

Слайд 20

Задание. Произведите синтаксический разбор предложений.

Он проявил милосердие к пожилому человеку.

Для нее милосердие является неотъемлемой частью жизни.

- Ребята, произнесите слово «милосердие». Вслушайтесь в это слово.

- Как вы думаете, что означает это слово? (Милосердие- это доброта и уважение, это любовь к людям, сострадание к людям, стремление принести людям пользу и радость, быть отзывчивым на горе и беду другого человека, стремление оказать помощь деньгами и т.д.).

Слайд 21

- Давайте посмотрим, как дается толкование этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля.

«Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».

Кому мы должны проявить милосердие?

-А в вашей жизни были случаи проявления милосердия?

 Все вы сказали верно, ребята, молодцы! Значит, милосердие – это любовь к людям, к животным и даже к растениям, т.е. ко всему, что нас окружает.


Слайд 22

- Вроде бы везде побывали, но остался Петя Ошибкин. Он нам оставил послание с заданием. Просит, проверить у него ошибки. Плохо орфографические правила знает.

В лису много гребов и ягат, здесь растут цвиты.

Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы.

Собственные и нарицательные существительные.





Существительные нарицательные

Общее название для всех однородных предметов.






Собственные пишутся с большой буквой, а некоторые в кавычках.






























Неживой предмет может стать живым.






Одушевленные и неодушевленные существительные










Домик женского рода.

Домик мужского рода.

Домик среднего рода.























Работа у доски










Антонимы
















Существительные в единственном числе называют один предмет, а во множ. числе два и более.











Работа на карточках.















Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

V. Заключительная часть


Рефлексия.















VI.

Домашнее задание:

- Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями, которые встречались вам в стране Имен существительных.


- Давайте подведем итоги урока-путешествия.

- Дети, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Что мы с вами сегодня повторили?

- Что такое имя существительное?

- А зачем нужны нам имена существительные?

Какими членами предложения могут быть имена существительные?

Слайд 23

- Ребята, соотнесите полученные баллы с таблицей на слайде и поставьте себе оценки.

Слайд 24,25

Составить кроссворд по теме «Имя существительное».

- Ребята, какое у вас настроение в конце урока? Вы все молодцы, хорошо поработали. Спасибо за урок!

Отвечают устно, оценку показывают на листке.







Заместитель директора по УВР:_______________/Борисова С.П./




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!