| Слайд 3,4 Итак, ворота открыты перед нами. Входим на территорию страны. Первая остановка – деревня Собственников. Как вы думаете, какие существительные здесь живут? Верно. Какие слова будем относить к собственным. (Дети называют, на слайде появляются правильные ответы. У собственных существительных кто по соседству живёт? Что они обозначают? Слайд 5,6 Тренировочное упражнение. Распределите данные слова в два столбика. (Дождь, «Мурзилка», луна, Лондон, озеро, волк, Пушкин, улица, Мария, Байкал). Чем в написании отличаются имена собственные и нарицательные? Молодцы! - Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним подберите собственные. Город - … Река - … Озеро - … Журнал - … Село - … Слайд7 Чтобы пройти дальше, нам надо выполнить задание. Словарный диктант. Вставьте пропущенные буквы в словарных словах. Обозначьте в словах ударение. (Спортсмен, баскетбол, вокзал, беседовать, костюм, кашпо, грамотный, корзина, ремень). Выполним самопроверку словарного диктанта, оцените свою работу. Слайд 8 - Ребята, вам понятно значение всех слов? Что такое кашпо? Кашпо́ — декоративный сосуд без отверстий в нижней части, внутрь которого ставится горшок с растением. Слайд9 Следующая станция – речка Олицетворяемая. Если искупаться в этой речке, то как вы думаете, какое чудо может произойти? Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить? Слайд 10 Перед вами, ребята, задание. Разделите слова на одушевленные и неодушевленные, вставляя пропущенные буквы. (Б..рёза, л..са, ст..рушка, м..две..ь, заяц.., ст..рик, м..рко..ь, ..кно, праз..ник, м..л..ко, скв..рец, ска..ка). Взаимопроверка. Слайд 11 Слайд 12 Продолжаем наше путешествие, и мы приближаемся к маленькому городку, который называется Родовой. В нем всего три домика находится, как вы думаете какие? Но вот беда, вчера произошел сильный ураган, и перепутал все слова в домиках, нам нужно их все расселить заново! В первом домике буду жить слова, имеющие женский род, во втором- мужской, и в третий домик мы поселим слова среднего рода. Слайд 13 Работать будете в парах. На партах лежат карточки. Определите род данных слов, распределяя их по столбикам. (Букет, книга, яблоко, собака, солнце, жираф, торт, шарф, утюг). Слайд 14,15 Физкультминутка. https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E -Ребята, городок Родовой не хочет нас отпускать и просит выполнить задание. - Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род. Друг – враг. Ночь – день. Добро – зло. Радость – печаль. Начало – конец. Дружба – вражда. Свет – тьма. Правда – ложь. - Как называются противоположные по значению слова? Слайд 16, 17 - Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. На одном берегу которой живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними там происходит? (Тетрадь – тетради, стул – стулья, ключ – ключи). Распределительный диктант. Распределить слова по столбикам: 1 – ед.ч., 2 – мн.ч. Пенал, листы, линейка, парты, ручка, кружки, учебник, ручки. - Какой можно сделать вывод? Слайд 18 - Добрались мы с вами и до королевства Падежей. Повторим названия падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее?». Задание: просклонять по падежам слова. На каждый ряд дается листок со словоми, работа начинается с последней парты. Ученики на каждой парте изменяют слова, ставя их в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание. (Пальто, дома – 1 ряд, доброта, кофе – 2 ряд). Слайд 19 Следующая остановка – Синтаксическая. - Какими членами предложения бывают существительные? Слайд 20 Задание. Произведите синтаксический разбор предложений. Он проявил милосердие к пожилому человеку. Для нее милосердие является неотъемлемой частью жизни. - Ребята, произнесите слово «милосердие». Вслушайтесь в это слово. - Как вы думаете, что означает это слово? (Милосердие- это доброта и уважение, это любовь к людям, сострадание к людям, стремление принести людям пользу и радость, быть отзывчивым на горе и беду другого человека, стремление оказать помощь деньгами и т.д.). Слайд 21 - Давайте посмотрим, как дается толкование этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля. «Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность». Кому мы должны проявить милосердие? -А в вашей жизни были случаи проявления милосердия? Все вы сказали верно, ребята, молодцы! Значит, милосердие – это любовь к людям, к животным и даже к растениям, т.е. ко всему, что нас окружает. Слайд 22 - Вроде бы везде побывали, но остался Петя Ошибкин. Он нам оставил послание с заданием. Просит, проверить у него ошибки. Плохо орфографические правила знает. В лису много гребов и ягат, здесь растут цвиты. | Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы. Собственные и нарицательные существительные. Существительные нарицательные Общее название для всех однородных предметов. Собственные пишутся с большой буквой, а некоторые в кавычках. Неживой предмет может стать живым. Одушевленные и неодушевленные существительные Домик женского рода. Домик мужского рода. Домик среднего рода. Работа у доски Антонимы Существительные в единственном числе называют один предмет, а во множ. числе два и более. Работа на карточках. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. |