Конспект внеклассного занятия во 2 «А» классе
«Путешествие в зимний лес»
Материалы подготовила Мушкетова Н.В., воспитатель ГПД
Цель: расширение и активизация словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой»
Задачи:
Закрепить и расширить знания детей о жизни диких животных зимой.
Учить составлять описательный рассказ по карточке-схеме.
Развивать логически связную речь.
Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к животным и птицам.
Коррекционная: развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: презентация на тему «Путешествие в зимний лес», конверт с загадками, памятка с лесными правилами, конверт со схемой для рассказа, карточки для цепи питания, карточки «Четвертый лишний», кроссворд «Лесные звери», смайлики грустные и веселые, шишка с орехами, шапочка и крылья совы.
Интегрирование: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, физкультура.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: узнают информацию о жизни диких животных зимой.
Регулятивные УУД: определять тему занятия, ставить задачи, составлять план действий с помощью педагога.
Коммуникативные УУД: работать в группах, парах, распределять роли, доносить информацию до других.
Личностные результаты: нести личную ответственность за конечный результат.
Ход занятия:
Воспитатель: отгадайте загадку. (слайды 1, 2, 3, 4, 5)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.
Дети: это зима и зимние месяцы.
Воспитатель: правильно, дети. А теперь перечислите мне зимние месяцы.
Дети: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: правильно, дети, а теперь назовите мне приметы зимы.
Дети: выпал снег, стало холодно, дни короче, а ночи длиннее, замерзли реки и озера, небо серое, часто идет снег, деревья голые.
Воспитатель: молодцы, дети. У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес. Я буду не воспитателем, а совой (надеваю шапочку и прикрепляю крылья). Сова – мудрая птица. Как вы думаете, кого мы там можем встретить?
Дети: зверей и птиц.
Воспитатель: конечно. Значит, мы будем говорить о жизни диких животных зимой.
Мы определили тему занятия. А теперь давайте составим план действий: как живут в лесу звери, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в лесу зимой. А теперь поставим перед собой задачи: мы уже знаем немного о жизни птиц и зверей зимой, поэтому повторим и закрепим наши знания и узнаем новое, о чем расскажу я, поучимся составлять рассказ о животном.
Проблемный вопрос: почему диким животным трудно зимой? Как человек может им помочь? Попробуем в ходе занятия ответить на этот вопрос.
Некоторые звери приготовили нам задания, и мы будем их выполнять во время путешествия. Поскольку мы отправляемся в лес, то должны соблюдать лесные правила , о них нам напомнит Ваня Глызин.
1 ученик: (читает)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур, не забывай,
Что в лесу нельзя сорить, шуметь,
Нельзя даже громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Воспитатель: правила повторили и будем их соблюдать, а еще мы будем много говорить , поэтому нам нужно разработать наш артикуляционный аппарат.
Логопедическая минутка:
Су-су-су-дикие животные живут в лесу
Олк-олк-олк-в лесу бродит волк
Олки-олки-олки-в лесу бродят злые волки
Ов-ов-ов-не боимся мы волков.
Воспитатель: «Мы пришли в зимний лес»
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся
И на землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал
От лисы он убежал
А это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму он проспит
А на ветках снегири,
Словно яблоки красны
Здесь в лесу красота и покой.
Слайд 6 (лиса)
Воспитатель: дети, посмотрите, на снегу дорожки необычные (это следы) Как вы думаете, чьи это следы?
Дети: это лисьи следы.
Воспитатель: читает загадку и показывает слайд. Что вы можете рассказать о лисе?
Д ети: рассказывают о лисе.
Воспитатель: (дополняет рассказы детей) Шерсть у лисы к зиме становится густой и пушистой. На лапках тоже густая шерсть. Ходит она по снегу как в валенках. Днем бегает в поисках пищи, а ночью спит в норе. Зимой она питается мышами. Ее следы похожи на следы маленькой собачки. Лиса прислала нам конверт с загадками.
Фронтальная работа (конверт с загадками)
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (медведь)
Рыжая плутовка, хитрая, ловкая,
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть!(волк)
Много бед таят леса, волк, медведь там и лиса
Наш зверек живет в тревоге, от беды уносит ноги (заяц)
Кто с высоких темных сосен в ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек промелькнул, как огонек (белка)
Воспитатель: молодцы, все загадки отгадали.
Слайд 7 (заяц)
Воспитатель: молодцы, вы правильно выполнили задание лисы. А теперь чьи следы? Слушаем загадку. Это зверек когда прыгает, то выбрасывает задние лапы вперед, а передние назад, как бы себя обгоняет. (Заячьи следы)
Дети: рассказывают о зайце.
Воспитатель: дополняет. Зимой заяц белый. Днем заяц спит под кустом или зарывшись в сугроб, а ночью выходит искать корм: обгладывает кору деревьев, веточки кустарников. Зайчик приготовил нам игру (нужно исключить лишнее животное)
Дети: читают вслух и говорят, что лишнее.
Работа в парах
Игра «Четвертый лишний»
Медведь, лиса, волк, заяц.
Волк, лиса, бельчонок, лось.
заяц, собака, волк, белка.
Лиса, белка, дятел, лось.
Заяц, волк, лиса, сова.
Воспитатель: молодцы, задание зайчика вы тоже выполнили.
Слайд 8 (белка)
Следы этого зверя похожи на маленькие ладошки с острыми коготками. Они помогают этому зверьку быстро забираться на дерево. Догадались, чьи следы, конечно, это белячьи следы.
Дети: рассказывают о белке.
Воспитатель: дополняет рассказ. Белочка зимой меняет цвет шубки. Становится серой. Так ей легче прятаться от своих врагов (куницы и ястреба). Она запасливая хозяйка. Приготовила орешки, грибы, шишки. Белочка приготовила игру.
Игра «Кто, чем питается?»
Работа в группах: разложить карточки, кто, чем питается.
Физминутка «Медвежата»:
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили (крутят головой)
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали (качаются влево, вправо)
Вперевалочку ходили (переминаются с ноги на ногу)
И из речки воду пили (наклоны вперед)
А потом они плясали, выше ноги поднимали (пляшут и поднимают ноги)
Воспитатель: молодцы, вы сделали доброе дело, покормили диких животных.
Слайд 9 (лось)
Воспитатель: чьи это следы (лосиные) Лось пробирается сквозь чащу в поисках корма. Раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветки с кустов деревьев.
Кроссворд «Лесные звери»
1. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)
2. Иголки – булавки
Сели под лавку,
На меня глядят,
Молока хотят. (еж)
3. Вот зверюшка непростая -
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый гнет дугой.(лиса)
4. Ее узнаем мы с тобой
По двум таким приметам;
В шубе серенькой – зимой,
А в рыжей шубе – летом. (белка)
5. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (кабан)
6. Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
7. В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (крот)
8. Меньше тигра,
Больше кошки, что за ушки –
Будто рожки!
С виду кроток, но не верь:
Очень страшен этот зверь. (рысь)
9. Зимой беленький, а летом серенький,
Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)
Воспитатель: задание лося мы выполнили: кроссворд разгадали.
Слайд 10 (волк)
Воспитатель: чьи это следы? Загадка про волка. След этого зверя похож на след большой собаки. Эти звери ходят след в след. (волчьи следы)
Дети: рассказывают о волке.
Воспитатель: дополняет. Волки живут стаями. Стая – это волчья семья. Волки – хищники. Они ловят зайцев и птиц. В сильную метель волки лежат в логове.
Конверт от волка (составить рассказ по схеме)
2 ученик: Волк – дикое животное. Он живет в лесу. Устраивает свое жилище в логове. У волка острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши. Тело волка покрыто густой серой шерстью. Это хищное животное. Он питается мясом. У волка есть волчата, волк боится человека. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.
Воспитатель: давайте досмотрим презентацию до конца, чтобы узнать о жизни других зверей.
Вывод: а теперь давайте ответим на наш вопрос. Диким животным и птицам зимой в лесу трудно: холодно, нужно искать себе корм, убегать от врагов, строить самим жилище. Поэтому люди подкармливают голодных птиц и зверей зимой. Лосям раскладывают сено и соль. Для зайцев готовят кучи осиновых веток, птицам развешивают кормушки, белкам – желуди, орехи и шишки, диким кабанам – желуди.
Воспитатель: дорогие ребята, вы умеете себя вести в лесу, справились со всеми заданиями лесных жителей. (Это вам дары леса – шишки). Наша прогулка по зимнему лесу подошла к концу.
Итог: где мы с вами побывали? О ком мы с вами говорили? Мы выполнили наш план? А теперь оцените занятие: если занятие было интересным и вам понравилось, то возьмите веселый смайлик, а если, что-то у вас вызвало затруднение, то возьмите грустный смайлик.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Сухоложская школа», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
ГБОУ СО «Сухоложская школа»
Внеклассное занятие
«Путешествие в зимний лес»
Исполнитель:
Мушкетова Н.В.,
воспитатель ГПД
высшая квалификационная
категория
г. Сухой Лог, 2022г.