СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути снижения риска употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Невозможно оградить ребенка от опасности упот­ребления алкоголя и наркотиков, просто запретив ему делать это. Велика вероятность, что подросток будет пробовать в тайне от родителей, и они полностью потеряют свое влияние на него в данном вопросе.

Лучший путь – заботливое наблюдение за ребен­ком, руководство им в процессе узнавания границ своей свободы, предложение помощи, когда это необходимо.

Просмотр содержимого документа
«Пути снижения риска употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте»

ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ

ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Невозможно оградить ребенка от опасности упот­ребления алкоголя и наркотиков, просто запретив ему делать это. Велика вероятность, что подросток будет пробовать в тайне от родителей, и они полностью потеряют свое влияние на него в данном вопросе.

Лучший путь – заботливое наблюдение за ребен­ком, руководство им в процессе узнавания границ своей свободы, предложение помощи, когда это необходимо.

Наблюдение за ребенком

Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать как он. Для этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивными ве­ществами, например, с табаком, алкоголем. Поста­райтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей. Конечно, вы должны осознавать, что многое изменилось за прошедшие годы. Ваши дети имеют больше свободы, чем вы могли позволить себе в их возрасте. Однако, возврат в собственную юность всегда помогает лучше контактировать со своим ребенком, разделять его чувства, обсуждать интересующие темы на приемлемом уровне понимания. Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретете его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.

Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.

Рекомендации:

  • Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между не­продолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.

  • Не существует единственно правильного пути обсуждения этой темы.

  • Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.

  • Не запрещайте безапелляционно и не советуйте. Задавайте вопросы. Если вы не знаете о некоторых вещах, не стесняйтесь спросить. Ваш ребенок может быть готов ответить.

  • Умейте слушать. Лучшее, что вы способны вы­нести из разговора – понять, чем живет ваш ребенок. Каковы его мысли и чувства.

  • Нюансы беседы, незначительные замечания часто наиболее важны.

Помощь ребенку

Необходимо разделять проблемы с ребенком и пред­лагать поддержку. Указывать ему на существующие ограничения его свободы. Помогать осуществлять вы­бор, отличающийся от того, который первоначально сделал он сам.

Помощь может быть эффективной, только если вы готовы:

а) понять образ мыслей вашего ребенка;

б) признать, что он имеет собственные убеждения и ответственность при принятии решения об употреб­лении психоактивных веществ или отказе от них.

Говоря о запретах, следует привести убедительные доказательства необходимости сохранения некоторых из них даже для взрослого человека. Например, ог­раничения остаются в тех областях, знакомство с которыми представляет угрозу для жизни и, как хождение по минному полю, не допускает ошибок. Это в пол­ной мере относится к наркотикам.

Важно не столько информировать о подстерегаю­щих опасностях, которые, как правило, не пугают под­ростка, но больше делиться своими чувствами, заставляющими вас, как родителя, настаивать на соблюдении запрета. Это вовлекает ребенка в контакт, облегчает понимание и принятие им вашей позиции.

Задача родителей – научить подростка пользоваться возросшей свободой и так строить отношения с ним, чтобы знать своего ребенка наилучшим образом.

Рекомендации
  • Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.

  • Не навязывайте ребенку свои взгляды на него и не судите его.

  • Когда вам трудно принять отличающееся мнение ребенка, и вы ощущаете дискомфорт, не стесняйтесь сказать ему об этом открыто. Не забудьте, что вы говорите о своих чувствах, а не о его неправоте.

  • Создайте легкую атмосферу. Темы, подобные этой обсуждаются, например, во время мыться посуды.

  • Не позволяйте эмоциям выйти из-под контроля. Лучше отложите разговор до следующего дня.

Для оказания помощи подростку недостаточно только вашего желания. Необходимо, чтобы ребенок был готов ее принять, и это не происходит автоматически.

В переходном возрасте растущий человек стремится обрести самостоятельность, а родители олицетворяют для него зависимость. Поэтому, чем взрослее ребенок, тем более критично он относится к советам родите­лей. Отец и мать часто не являются для подростка теми людьми, к которым он, в первую очередь, обратится за помощью в трудные времена.

Тем не менее, возникают моменты, когда ребенок, нуждается в родительской поддержке, ищет ее. Необходимо быть чувствительными, чтобы распознавать такие запросы и откликаться на них.

Действуют ли предостережения?

Подростки часто слышат от родителей, что использование психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) опасно для здоровья. Это звучит для них не слишком убедительно. Молодые люди живут настоящим и не боятся тяжелых последствий, таких как цирроз печени или рак легких, которые проявятся только через несколько лет. Угроза, исходящая от наркотиков, способна даже увеличивать их притягательность для подростков, так что не стоит злоупотреблять запуги­ванием.

Более действенно обращение к негативным эффек­там, возникающим немедленно. Например, курение со­здает неприятный запах изо рта, алкоголь и наркотики угнетают интеллектуальные функции.

Призывы придерживаться здорового образа жизни оставляют равнодушными молодых людей, когда родители сами не выполняют то, что декларируют. Многие матери и отцы, курящие, употребляющие ал­коголь, могут услышать в ответ «А как же ты?».

Одних слов не достаточно, Если вы хотите, чтобы ваши дети не потребляли психоактивные вещества (ПАВ). Вам следует, прежде всего, не потреблять их самим.

Умение сказать «НЕТ»

Ребенок, решивший не употреблять психоактивные вещества должен быть в состоянии противостоять групповому давлению. Родители могут помочь ему в формировании способности придерживаться соб­ственного выбора.

Рекомендации

  • Ребенок должен иметь возможность говорить «НЕТ» дома. Таким образом, у него развивается уве­ренность, требующаяся для противостояния группо­вому давлению.

  • Важно обсуждать причины, лежащие за отказом, но делать это тактично и осторожно.

Установление подростком собственных границ

1. Групповое давление не обязательно является негативным. Друзья подростка хотят, чтобы он делал вместе с ними различные вещи. Иногда это что-то хорошее, например, занятия спортом, а иногда опасное – пробование психоактивных веществ. Обсудите вместе со своим ребенком, какие инициативы его друзей являются позитивными, какие нейтральными и какие способны привести к тяжелым последствиям.

2. Поговорите с подростком о том, что не все, предлагаемое группой сверстников совпадает с его желаниями. Иногда он совершает определенные поступки только ряди сохранения хороших отношений с дру­зьями.

3. Помогите своему ребенку понять, какие требо­вания сверстников входят в противоречие с его собственными убеждениями и интересами. Для этого вашему сыну или дочери полезно задать себе три вопроса:

а) Стал(а) бы я это делать, если бы был(а) уверен(на), что отказ не испортит моих отношений с друзьями?

б) Может ли мой поступок иметь отрицательные последствия для меня или кого-то другого?

в) Буду ли я потом испытывать чувство вины, как будто я совершил(а) что-то неправильное или нехо­рошее?

4. Попросите подростка составить список возмож­ных предложений со стороны сверстников, на которые он предпочел бы ответить отказом. Например, попробовать наркотики, повредить чужое имущество, оскорбить человека. Окажите помощь своему ребенку, если ему трудно самому справиться с заданием.

5. Напротив каждого нежелательного предложения подростку необходимо записать один или несколько вариантов отказа от него. Попробуйте использовать следующие способы сказать «НЕТ»:

а) сказать «НЕТ» не споря и не объясняя причин, на все уговоры продолжать отвечать «НЕТ»;

б) объяснить причины отказа, но не оправдываться. Вы имеет право на свою точку зрения;

в) перейти в наступление, сообщив собеседнику, что он на вас «давит»;

г) сформулировать отказ в шутливой форме, не сдавая при этом своих позиций;

д) предложить заняться чем-то другим;

е) уйти и не участвовать в нежелательном действии;

ж) попытаться отговорить остальных от соверше­ния поступка имеющего негативные последствия.

6. Разыграйте несколько сценок, где вы оказываете давление от имени сверстников, а ребенок сопротивляется. Сюжеты выбирайте согласно составленному списку. Особое внимание уделите предложениям закурить, принять алкоголь, попробовать наркотики. Таким образом, вы поможете сыну или дочери эффективнее противостоять групповому давлению в реальной ситуации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!