СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути выявления и развития филологической одарённости обучающихся

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие детской одарённости - одно из приоритетных направлений современного российского образования. Ключевым принципом, способствующим развитию талантов обучающихся, ячвляется индивидуализация в обучении, в том числе в рамках реализации внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Пути выявления и развития филологической одарённости обучающихся»

Пути выявления и развития филологической одарённости обучающихся

Кобзева Елена Валентиновна,

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 5» г. Северодвинска высшей квалификационной категории

Аннотация. Развитие детской одарённости является одним из приоритетных направлений современного российского образования, а также эффективным способом повышения качества образования в целом. Ключевым принципом, способствующим развитию талантов обучающихся, является индивидуальный подход к ребёнку, в том числе в рамках реализации внеурочной деятельности по предмету. Развитие филологической одарённости – важная составляющая современного образования.

Филологическая одарённость; урочная деятельность; внеурочная деятельность; индивидуализация в обучении; научно-исследовательская деятельность; проектная деятельность; подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах.

Одной из ключевых задач для системы образования, сформулированной в Указе президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» от 7 мая 2018 года, становится «формирование эффективной системы поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся». Таким образом, работа с одарёнными детьми, выявление их талантов, формирование индивидуальности становится одним из приоритетных направлений развития современного образования и, безусловно, является существенным фактором повышения его качества.

Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в 1998 г. в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ, «одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми», а «одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. На мой взгляд, задача педагога – разглядеть эти предпосылки и помочь им развиться в полной мере.

Одарённость по таким предметам, как «Русский язык» и «литература», характерна для детей не только с аналитической, но прежде всего с творческой одарённостью. Литературно-поэтическая одаренность входит в группу художественно-эстетической деятельности. Очень важно, чтобы начинающие литераторы развивали не только художественное чутье, но и эстетическое чувство. И роль учителя в формировании этого чувства трудно переоценить.

Как узнать, что ребенок одаренный? На основе наблюдений за деятельностью ребенка, анализа можно выделить признаки, которые характеризуют определенную степень одаренности: ребенок достигает следующих этапов развития раньше сверстников; лучше других запоминает тексты и выучивает наизусть; проявляет повышенный интерес к изучению языка или нескольких языков; быстро ориентируется в выполнении задач, находит оригинальный выход из затруднительной ситуации; логично строит высказывания; целенаправленно и сосредоточенно слушает и думает.

К факторам, свидетельствующим о наличии способностей и характеризующим филологически одаренного ученика, можно отнести следующие: общее развитие речи (правильное произношение, хорошая дикция, умение строить высказывание; быстрая речевая реакция; богатство словарного запаса, правильность и разнообразие грамматических форм и синтаксических конструкций); интеллектуальная инициатива; скорость в овладении коммуникативной ситуацией; ассоциативность, гибкость и креативность мышления; образность речи, символичность; речевая интуиция; наблюдательность в языковых явлениях; потребность в творчестве (написание сочинений, эссе, стихов, создание других творческих продуктов); потребность в самоактуализации (достигается путем создания собственных творческих продуктов).

Филологическая одарённость заключает в себе два аспекта: интеллектуальный и творческий. Именно поэтому система работы с одаренными детьми, способствующая раскрытию и развитию талантов и одарённости обучающихся, включает в себя следующее: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

При работе с филологически одаренными обучающимися наиболее эффективными, на наш взгляд, формами учебной деятельности являются следующие: самостоятельная поисковая и исследовательская работа как на уроках, так и во внеурочной деятельности; задания повышенной сложности; задания на опережение развития и на саморазвитие; задания проблемного характера; креативно-творческие задания.

Естественно, что в данном случае ключевым становится принцип индивидуализации в обучении, поскольку в рамках традиционных уроков одарённым детям не всегда удаётся раскрыть свой потенциал в полной мере. На уроке, безусловно, развиваются способности обучающихся, однако одаренных детей отличает высокая скорость переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми интересно, но в то же время трудно. В классе, на уроке, они требуют особого подхода, особой системы обучения. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании. В рамках урочной деятельности таким детям бывает тесно. Именно поэтому внеурочная работа с данной категорией обучающихся становится ключевым фактором развития одарённости.

Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, поскольку такая деятельность открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у обучающихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения, дает возможность приобрести коммуникативные навыки, а в результате повышают качества обученности по предмету. Кроме этого, научно-исследовательская и проектная деятельность, безусловно, способствует развитию детской одарённости, поскольку позволяет совершить личные открытия, в полной мере реализовать принцип индивидуализации в обучении. Приведу темы научно-исследовательских работ обучающихся, написанных под моим руководством: «Отражение истории и традиций поморской кухни в сказках Степана Писахова» (диплом 2-й степени в городском конкурсе рефератов «Север – России золотник»), «Что в имени тебе моём?», «Зависимость образов природы в русской поэзии от биоценозов конкретной местности», «История русских фамилий», «Неологизмы в современном русском языке», «Талант сердца» (Марья Дмитриевна Кривополенова) (3 место в региональном конкурсе «Наследие Поморья» в номинации «Земля поморская: люди и судьбы»), «Образ бабы-яги в литературных произведениях»; проекты: «Секреты берестяных грамот» (с изготовлением берестяной грамоты), «Имена моих одноклассников» (с составлением словарика истории, значений имён), «Отражение особенностей биоценозов конкретной местности в стихах русских поэтов» (с составлением сборника стихов) и т.д. Участие в муниципальных, региональных конкурсах «Учёные будущего», «Юность Северодвинска», «Наследие Поморья», «Отечество», «Север – России золотник» даёт возможность обучающимся почувствовать важность собственных открытий.

Мощным средством выявления, развития способностей и интересов одаренных учащихся являются предметные олимпиады: всероссийская олимпиада школьников по предметам, олимпиада по русской словесности, многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда», конкурсы «Русский медвежонок — языкознание для всех», «Пегас» и т.д. Создание в школе условий для выявления потенциала способных обучающихся, формирование и реализация моделей подготовки их к предметным олимпиадам, привлечение к участию в олимпиадном движении различных уровней (школьный, муниципальный, региональный) составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал. Подготовка к олимпиадам требует и от учителя, и от учащихся высокого уровня филологической эрудиции, но даже высокий уровень знаний не всегда гарантирует успешность в олимпиадном движении.  Эта работа требует времени, системности, усидчивости, целенаправленности. Победа или призовое место серьёзно повышает мотивацию школьника к углублённому изучению предмета.

Творческому потенциалу обучающихся даёт возможность раскрыться подготовка к различным конкурсам и участие в них. Это прежде всего такие конкурсы чтецов, как Международный конкурс юных чтецов «Живая классика» — чемпионат по чтению вслух отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей; чемпионат по чтению вслух «Страница…»; конкурсы чтецов «И Севера хрустальная душа», «Талантливая провинция», "Недаром сегодня салюты звучат" и т.д. Свою задачу как учителя я вижу прежде всего в том, чтобы помочь обучающемуся определиться с текстом, поскольку необходимо обращать внимание не только на эстетическую ценность выбранного произведения, но и на то, насколько подходит данный текст конкретному ученику.

Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Это чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. 

В подготовке к выразительному чтению можно наме­тить три этапа:

1) анализ произведения, уяснение намерений автора, определение своего отношения к описываемому и уста­новление задачи чтения; 2) поиски средств речевой выразительности для уст­ной передачи мыслей и намерений автора, разметка текста; 3) тренировочное чтение вслух.

Очень важно, чтобы выбранное произведение было интересно как учителю, так и ученику, поскольку подготовка к участию в конкурсе – процесс совместный. Приведу примеры тех произведений, с которыми обучающиеся под моим руководством становились призёрами либо победителями школьных, муниципальных, региональных этапов конкурсов, упомянутых выше: Ст.Писахов «Из-за блохи», В. Постников «Жених из 3б», И.Антонова «Надпись», М.Зощенко «Актёр», Р.Рождественский «Баллада о зенитчицах», Н.Береговой «Перекличка».

На мой взгляд, для развития детской одаренности и филологических способностей обучающихся важна роль учителя. В то же время работа с одаренными детьми  - это сложный и никогда не прекращающийся процесс.  Он требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области педагогики и  психологии, умения наладить тесную связь со всеми участниками образовательного процесса. И роль внеурочной деятельности в формировании филологической одарённости трудно переоценить, поскольку именно она позволяет в полной мере раскрыть и развить задатки, заложенные природой и создать условия для успешной  социализации ребенка в современном мире.



Литература

  1. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с.

  2. Головина, Т. Г. Предметные олимпиады как средство выявления и развития предметных способностей школьников / Т. Г. Головина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15710/ (дата обращения: 02.10.2022).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!