QR - КВЕСТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АРХИПЕЛАГУ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Пояснительная записка
Урок рассчитан на малочисленную группу, вследствие её мобильности. Так как он построен так, что предполагает переход от одного стола к другому.
По русскому языку были взяты несколько тем по разделам «Морфология», «Лексика», «Словообразование», «Грамматика», что позволяет проверить уровень усвоения школьной программы и выявить пробелы, на которые нужно будет обратить более пристальное внимание.
Цель урока – осуществить контроль знаний, умений и навыков по «Русскому языку. На уроке решаются следующие задачи: 1) обобщить знания по предмету «Русский язык»; 2) развивать умение применять полученные знания на практике, логическое мышление, умение работать в коллективе; 3) воспитывать образованную, всесторонне развитую личность. Эти задачи взаимосвязаны, выступают в комплексе, дополняя и обогащая друг друга.
Избранная структура урока является оптимальной для решения поставленных задач, так как позволяет проследить уровень владения русским языком. Урок построен рационально: организационный момент, актуализация знаний, выполнение заданий, подведение итогов – распределены и выдержаны в строгом соответствии со временем. Связки между этапами урока логичны и последовательны.
На уроке используются формы самостоятельной работы: выполнение заданий, самопроверка, самооценивание. При составлении заданий применялся дифференцированный подход к обучающимся.
QR - КВЕСТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АРХИПЕЛАГУ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Тип урока: урок интегрированный
Вид урока: урок-практикум
Цель урока: осуществить контроль знаний, умений и навыков по темам «Правописание приставок», «Словообразование», «Прямое и переносное значение слова», «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы», «Активный и пассивный словарный запас», «Число и род имен существительных», «Понятие о частях речи».
Задачи урока:
1. Обобщить знания по темам «Правописание приставок», «Словообразование», «Прямое и переносное значение слова»,
«Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы», «Активный и пассивный словарный запас», «Число и род имен существительных», «Понятие о частях речи».
2. Развивать умение применять полученные знания на практике,
логическое мышление, умение работать в коллективе;
3. Воспитывать образованную, всесторонне развитую личность.
Метод: самостоятельная работа по микрогруппам
Оборудование: объяснительное письмо, ручки, листы, задания, словари, названия островов, ключи для самопроверки, карты-путеводители, конверты, оценочная шкала
План урока:
Организационный момент 1 мин.
Актуализация знаний 2 мин.
Выполнение заданий 37 мин.
Подведение итогов 5 мин.
45 мин.
Ход урока:
Организационный момент:
Актуализация знаний:
Вы совершали путешествие на огромном океаническом лайнере. Но разбушевавшаяся стихия стала причиной стихийного бедствия, в результате которого вы оказались в открытом море разделенные на 4группы. Вы знаете, что материк недалеко. Но вы устали и выбились из сил.
Оглядевшись, вы увидели, что на пути к материку – архипелаг, т.е. группа островов, расположенных близко друг к другу. Благодаря этому вы сможете добраться до материка и спастись.
Выбравшись на первый остров, вы нашли воду, еду и… странный конверт. Вы знаете, что вскрывать такие подозрительные предметы не рекомендуется. Но любопытство родилось раньше нас, и вы, нарушая все правила обеспечения личной безопасности, вскрываете конверт. Что же в нём?
Письмо
«Приветствую вас, о потерпевшие крушение и попавшие на мой архипелаг!
Вы отдохнули, набрались сил и теперь мечтаете вернуться на материк. Верно? Что же, я, джинн этого архипелага, вам в этом помогу. Но мы, джинны, ничего не делаем просто так. Чтобы добраться до материка знаний, вам необходимо пройти четыре острова и выполнить ряд моих заданий.
Для удобства вы получите путеводитель по островам. Попадая на остров, по QR коду вы находите ответы и записываете их на своей карте. Только после того, как вами будут зафиксированы ответы, вам открывается дорога на следующий остров.
Только пройдя все острова, вы доберётесь до материка. А там вас ждёт награда. Ваш учитель соотнесёт заработанные вами баллы с оценочной шкалой и выставит вам оценки по русскому языку.
Итак, игра начинается! Удачи!»
Ну, что же, с хозяином архипелага не поспоришь. Придётся вам, чтобы добраться до меня, выполнить задания джинна.
Первый остров помог вам восстановить силы и познакомил с условиями спасения. Более того, он открыл вам путь на второй остров. Не теряйте времени, иначе не успеете спастись.
На столе лежит конверт с заданиями и оценочная таблица – путеводитель.
| 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | Итого |
Морфология | | | | | | |
Лексика | | | | | | |
Словообразование | | | | | | |
Грамматика | | | | | | |
Итого: | |
МОРФОЛОГИЯ
1 задание. Перечислите все части речи
2 задание. Назовите существительные мужского рода: корова, утка, свинья, курица,
овца, ласточка
3 задание. Назовите 5 существительных, имеющих форму только множ./ед. числа
4 задание. Запишите словами, раскрыв скобки: 3 (девушки, дети, юноши,
балерины); 4 (сутки, детёныши)
ЛЕКСИКА
1 задание. Подберите синонимы к словам: горе, хотеть, твёрдый, базар, направо;
стужа, думать, холодный, зной, вверху
2 задание. Найдите антонимы:
Вы – свет, а я похож на тьму, Они сошлись. Волна и камень,
Вы параллельны ко всему, Стихи и проза, лёд и пламень
А я, напротив, вертикален. Не так различны меж собой.
3 задание. Дайте определение понятиям: омонимы, устаревшие слова, прямое
значение слов; паронимы, неологизмы, переносное значение слов
4 задание. Укажите значение слов (используя толковый словарь): афоризм,
конфликт, фантазия, интеллигентный, шедевр; панегирик, аналогия, интеллект,
лаконичный, тенденция
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1 задание. Запишите по одному слову, состоящему из: корня и окончания; корня,
суффикса и окончания; приставки, корня и окончания; приставки, корня, суффикса и
окончания
2 задание. Найдите лишнее: желток, железо, жёлтый; носильщик, нос, носатый;
гусь, гусыня, гусеница; росток, рослый, росинка
3 задание. Образуйте прилагательные приставочным способом:
очень высокий очень вкусный
около вокзала около озера
близко к земле близко подойти
открыть не полностью затормозить не полностью
возле дороги возле училища
4 задание. Запишите слова, раскрыв скобки:
(бе…)аварийный (бе…)аварийный
(ни…)ввергнуть (ра…)жечь
(ни…)падать (ра…)чистить
(во…)питать (и…)брать
(во…)наградить (и…)полнить
(р…з)данный, (р…з)давать
(р…с)пись (р…с)писать
(р…з)валить (р…з)ыскать
(…)бить (…)делать
(…)гореть (..)жевать
ГРАММАТИКА
1 задание. Угадайте слово:
Я – то же, что и ураган, Мой первый слог тягуч и сладок
Но только гость восточных стран, Второй – частица, вместе - зверь
На море я – гроза для шхун, Живёт в лесу, на ульи падок,
А называюсь я – Ну, угадай его теперь!
Я – синоним осьминога, Я – сборник карт. От ударенья
А без С – в метле нас много Зависят 2 моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я
Муж кошки в июне, июле и августе Муж кошки в июне, июле и августе
2 задание. Разгадайте и прочитайте пословицу:
RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZ
ROPJZOДGA
3 задание. Разгадайте ребусы:
4 задание. Разгадайте кроссворд:
1. Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
2. Наша белая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота.
3. Дядя Хлыст и тетя Нить
Простачков пошли ловить.
Одурачить простачков
Пригласили червячков.
4. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
5. Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
6. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
7. Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?
Подведение итогов:
Учащиеся, выполнив все задания, подходят к столу учителя. Учитель соотносит баллы команд с оценочной шкалой и объявляет результаты
Приложения
Карта - путеводитель
| 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | Итого |
Морфология | | | | | |
Лексика | | | | | |
Словообразование | | | | | |
Грамматика | | | | | |
Итого: | |
Таблица – путеводитель
| 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | Итого |
Морфология | 11 | 3 | 5 | 3 | 22 |
Лексика | 5 | 2 | 3 | 5 | 15 |
Словообразо-вание | 4 | 2 | 5 | 10 | 21 |
Грамматика | 3 | 1 | 3 | 7 | 14 |
Итого: | 72 |
Оценки по русскому языку:
72-70 баллов – «5»
69-60 баллов – «4»
59-45 баллов – «3»
Ключ для самопроверки № 1
МОРФОЛОГИЯ
1 задание. Перечислите все части речи
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол
наречие
причастие
деепричастие
союз
предлог
частица
2 задание. Назовите существительные мужского рода:
Корова - бык
Утка - селезень
Свинья - кабан
3 задание. Назовите 5 существительных, имеющих форму только единственного числа
молоко, сахар, молодежь, доброта, пальто
4 задание. Запишите словами, раскрыв скобки:
3 (девушки, дети)
трое девушек, трое детей
4 (сутки)
четверо суток
5 задание. Дайте определение понятию:
Автономное существование – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
Порядок действий при вынужденной автономии:
Устранить непосредственную угрозу для жизни
В случае необходимости оказать первую медицинскую помощь;
Сориентироваться на местности, принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья;
Соорудить временное укрытие;
Принять меры по обеспечению пищей и водой;
Подать сигнал бедствия.
Ключ для самопроверки № 1
МОРФОЛОГИЯ
1 задание. Перечислите все части речи (с примерами)
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол
наречие
причастие
деепричастие
союз
предлог
частица
2 задание. Назовите существительные мужского рода:
Курица - петух
Овца - баран
Ласточка - ласточка
3 задание. Назовите 5 существительных, имеющих форму только множественного числа
ножницы, очки, шахматы, каникулы, духи
4 задание. Запишите словами, раскрыв скобки:
3 (юноши, балерины)
трое юношей, три балерины
4 (детёныши)
четверо детенышей
Ключ для самопроверки № 2
ЛЕКСИКА
1 задание. Подберите синонимы к словам:
Горе - беда
Хотеть - желать
Твёрдый - каменный
Базар - рынок
Направо – вправо
2 задание. Найдите антонимы:
Вы – свет, а я похож на тьму,
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален.
свет – тьма, параллельны – вертикален
3 задание. Дайте определение понятиям:
Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению.
Устаревшие слова – это слова, называющие явления, ушедшие в прошлое (историзмы) или собственно устаревшие слова (архаизмы).
Прямое значение слов – основное лексическое значение слова
4 задание. Укажите значение слов (используя толковый словарь):
Афоризм – меткое краткое изречение;
Конфликт – столкновение противоположных взглядов;
Фантазия – творческое воображение;
Интеллигентный – образованный, культурный;
Шедевр – выдающееся произведение искусства.
Ключ для самопроверки № 2
ЛЕКСИКА
1 задание. Подберите синонимы к словам:
Стужа – холод
Думать – размышлять
Холодный – ледяной, студеный
Зной – жара
Вверху – сверху
2 задание. Найдите антонимы:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не так различны меж собой.
Волна – камень, стихи – проза, лед - пламень
3 задание. Дайте определение понятиям:
Паронимы – это слова, разные по значению, но несколько сходные по звучанию и написанию.
Неологизмы – это новые слова, еще малоизвестные для носителей языка.
Переносное значение слов – вторичное значение слова, возникшее на основе прямого.
4 задание. Укажите значение слов (используя толковый словарь):
Панегирик – неумеренная похвала;
Аналогия – сходство;
Интеллект – ум;
Лаконичный – краткий, чёткий;
Тенденция – направление развития, склонность, стремление.
Ключ для самопроверки № 3
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1 задание. Запишите по одному слову, состоящему из:
Корня и окончания – голова
Корня, суффикса и окончания – головной
Приставки, корня и окончания – изголовье
Приставки, корня, суффикса и окончания – подголовники
2 задание. Найдите и зачеркните лишнее:
Желток, железо, жёлтый
Носильщик, нос, носатый
3 задание. Образуйте прилагательные приставочным способом:
Очень высокий – превысокий
Около вокзала – привокзальный
Близко к земле – приземлиться
Открыть не полностью – приоткрыть
Возле дороги – придорожный
4 задание. Запишите слова, раскрыв скобки:
(Бе…)аварийный – безаварийный
(Ни…)ввергнуть – низвергнуть
(Ни…)падать – ниспадать
(Во…)питать – воспитать
(Во…)наградить – вознаградить
(Р…з)данный – розданный
(Р…с)пись – роспись
(Р…з)валить – развалить
(…)бить – сбить
(…)гореть – сгореть
Ключ для самопроверки № 3
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1 задание. Запишите по одному слову, состоящему из:
Корня и окончания – голова
Корня, суффикса и окончания – головной
Приставки, корня и окончания – изголовье
Приставки, корня, суффикса и окончания – подголовники
2 задание. Найдите и зачеркните лишнее:
Гусь, гусыня, гусеница
Росток, рослый, росинка
3 задание. Образуйте прилагательные приставочным способом:
Очень вкусный – превкусный
Около озера – приозерный
Близко подойти – приблизиться
Затормозить не полностью – притормозить
Возле училища – приучилищный
4 задание. Запишите слова, раскрыв скобки:
(Бе…)аварийный – безаварийный
(Ра…)жечь – разжечь
(Ра…)чистить – расчистить
(И…)брать – избрать
(И…)полнить – исполнить
(Р…з)давать – раздавать
(Р…с)писать – расписать
(Р…з)ыскать – разыскать
(…)делать – сделать
(..)жевать – сжевать
Ключ для самопроверки № 4
ГРАММАТИКА
1 задание. Угадайте слово:
Я – то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран,
На море я – гроза для шхун,
А называюсь я – тайфун
Я – синоним осьминога,
А без С – в метле нас много с-прут
Муж кошки в июне, июле и августе кот-лета
2 задание. Разгадайте и прочитайте пословицу:
RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSW
CJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZROPJZOДGA
Люди, а не стены создают города
3 задание. Разгадайте ребусы:
Береза, рабочий, эвакуация
4 задание. Разгадайте кроссворд:
Ответы: 1. Очки, 2. Печка, 3. Удочка, 4. Бабочка, 5. Лампочка, 6. Рукавичка,
7. Электричка.
Ключ для самопроверки № 4
ГРАММАТИКА
1 задание. Угадайте слово:
Мой первый слог тягуч и сладок
Второй – частица, вместе - зверь
Живёт в лесу, на ульи падок,
Ну, угадай его теперь! мед-ведь
Я – сборник карт. От ударенья
Зависят 2 моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я атлас
Муж кошки в июне, июле и августе кот-лета
2 задание. Разгадайте и прочитайте пословицу:
RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSW
CJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZROPJZOДGA
Люди, а не стены создают города
3 задание. Разгадайте ребусы:
Русский, ученик,
4 задание. Разгадайте кроссворд:
Ответы: 1. Очки, 2. Печка, 3. Удочка, 4. Бабочка, 5. Лампочка, 6. Рукавичка,
7. Электричка.
Рекомендации
Несмотря на то, что урок рассчитан на малочисленную группу, его можно дать и в стандартной группе. В этом случае обучающиеся не переходят от одного стола к другому, а выполнять задания, сидя на своих местах.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживается за счёт взаимодействия и взаимопонимания преподавателя и обучающихся.
Запасной методический «ход» на случай непредвиденной ситуации – задания и викторина по различным областям русского языка.
15