3
Пояснительная записка
Рабочая программа «Я – гражданин России» составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2012 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
Цели и задачи изучения учащимися 5 класса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в рамках предмета « Я – гражданин России» должно обеспечить:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
• развитие личности, ее духовно-нравственной культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об различных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета .
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты
в ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
Предметные результаты:
• освоение системы знаний об различных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, ком-муникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Содержание учебного предмета
Раздел учебного курса, кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика видов деятельности | Формы контроля |
Раздел 1. В мире культуры (4 ч) |
1.Величие многонациональной российской культуры (2 ч)
| Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» | Текущий и фронтальный опрос, анкетирование, тестирование, сочинения, рисунки, творческие проекты, презентации |
2.Человек –творец и носитель культуры (2 ч)
| В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества. | Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных» |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (13 ч) |
3. «Береги землю родимую, как мать любимую». (1 ч) | Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. | Текущий и фронтальный опрос, анкетирование, тестирование, сочинения, рисунки, творческие проекты, презентации |
4. Жизнь ратными подвигами полна. (2 ч) | Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России. |
5. В труде- красота человека. (1 ч) | Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли. |
6. «Плод добрых трудов славен». (1 ч) | Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока. |
7. Люди труда. (1 ч) | В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества. | Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. |
8. Бережное отношение к природе. (1 ч) | Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально? | Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. |
9. Семья- хранитель духовных ценностей. (6 ч) | Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций-залог интереса к культурным традициям российского народа. | Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи. |
Раздел 3. Религия и культура (10 ч) |
10. Роль религии в развитии культуры (1 ч) | Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения(оживление имеющихся представлений). | Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки». | Текущий и фронтальный опрос, анкетирование, тестирование, сочинения, рисунки, творческие проекты, презентации |
11. Культурное наследие христианской Руси. (3 ч)
| Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. | Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. |
12. Культура ислама. (2 ч)
| Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. |
13. Иудаизм и культура. (2 ч)
| Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. | Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» |
14. Культурные традиции буддизма. (2 ч)
| Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. | Обсуждение проблемы:какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка» |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч) |
15. Забота государства о сохранении духовных ценностей. (2 ч)
| Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры. | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. | Текущий и фронтальный опрос, анкетирование, тестирование, сочинения, рисунки, творческие проекты, презентации |
16. Хранить память предков. (1 ч)
| Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек- неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность. | Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории. |
Раздел 5. Твой духовный мир. (4 ч) |
17. Твой духовный мир. (4 ч) | Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения. | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете» | Текущий и фронтальный опрос, анкетирование, тестирование, сочинения, рисунки, творческие проекты, презентации |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Учебно-методическое обеспечение |
Раздел 1. В мире культуры. |
1-2 | Величие многонациональной культуры России. | Личностные: - выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны. Предметные: - выбрать персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры; Метапредметные: - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - приводить примеры из прочитанных текстов; - составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени; - анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами выводы. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
3 | Человек – творец и носитель культуры. | Личностные: - выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны. Предметные: - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта. Метапредметные: - приводить примеры из прочитанных текстов; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
4 | Законы нравственности - часть культуры общества. | Личностные: - осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране. Предметные: - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта. Метапредметные: - приводить примеры из прочитанных текстов; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа. |
5 | Береги землю родимую, как мать любимую. | Личностные: - осознавать свою принадлежность к российскому народу. Предметные: - перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев. Метапредметные: - выделять главную мысль литературных, фольклорных и текстов; - анализировать и структурировать информацию из разных источников (иллюстрации, тексты, стихотворения). | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
6 .
| Жизнь ратными подвигами полна. | Личностные: - осознавать свою принадлежность к российскому народу, чувство уважения к предкам. Предметные: - перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев. Метапредметные: - читать и анализировать учебный текст; - анализировать и структурировать информацию из разных источников (иллюстрации, тексты, стихотворения, др.). | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
7. | В жизни всегда есть место подвигу. Проект «Герои России» | Личностные: - осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране. Предметные: - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры патриотизма из истории, личного опыта. Метапредметные: - выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу; - продолжить формирование навыка публичного выступления; - анализировать и структурировать информацию из разных источников. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
8 | В труде - красота человека. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда. Предметные: - приводить примеры о роли труда из разных источников. Метапредметные: - анализировать информацию; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
9 | Плод добрых трудов славен. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда. Предметные: - приводить примеры о роли труда из разных источников. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
10 | Люди труда. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда. Предметные: - приводить примеры о роли труда из разных источников. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - продолжить формирование навыка публичного выступления. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
11 | Бережное отношение к природе. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности бережного отношения к природе. Предметные: - объяснять роль заповедников, национальных парков в деле охраны природы Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, видеофильм |
12-13 | Семья- хранитель духовных ценностей. Проект «Мое родословное древо» | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи. Предметные: - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
14 | Семья – первый трудовой коллектив. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи. Предметные: - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
15-16 | Семейные ценности в разных религиях мира. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи. Предметные: - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
17 | Урок обобщения. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи в истории разных народов России. Предметные: - приводить примеры о роли семьи из разных источников. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - продолжить формирование навыка публичного выступления. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
Раздел 3. Религия и культура. |
18-19 | Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о роли христианства для развития культуры России и православных россиян. Предметные: - объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - определять культовые сооружения православия; Метапредметные: - читать и анализировать текст; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций, использование элементов причинно-следственного анализа, проводить поиск информации по заданным и свободным источникам. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
20 | Духовная православная музыка. | Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о роли церковной музыки. Предметные: - объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения. Метапредметные: - делать выводы; - понимать информацию, получаемую из разных источников. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
21 | Духовные святыни родного края. Проект «Христианские святыни родного края» | Личностные: - понимать роль христианства для развития культуры России и православных россиян. Предметные: - перечислить памятники культуры родного края, связанные с историей православия. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - выполнять учебный проект; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
22-23 | Культура ислама. | Личностные: - понимать роль ислама для развития культуры России. Предметные: - перечислить памятники культуры ислама; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - определять культовые сооружения ислама. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
24-25 | Иудаизм и культура. | Личностные: - понимать роль иудаизма для развития культуры России. Предметные: - перечислить памятники культуры иудаизма; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - определять культовые сооружения иудаизма. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
26-27 | Культурные традиции буддизма. | Личностные: - понимать роль буддизма для развития культуры России. Предметные: - перечислить памятники культуры буддизма. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. |
28-29 | Забота государства о сохранение духовных ценностей. | Личностные: - понимать роль государства для сохранения и поддержки духовной культуры. Предметные: - обосновать роль государства в деле сохранения памятников культуры; - описывать историю Храма Христа Спасителя, музея-заповедника «Царское Село». Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
30 | Хранить память предков. | Личностные: - понимать роль меценатства для сохранения и поддержки духовной культуры. Предметные: - обосновать меценатов в деле сохранения памятников культуры. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
Раздел 5. Твой духовный мир. |
31 | Твое образование и интересы. Проект «Мое отношение к России» | Личностные: - осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране. Предметные: - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта. Метапредметные: - приводить примеры из прочитанных текстов; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени; - выполнять учебный проект. | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
32 | Твоя культура поведения и нравственные качества | Личностные: - понимать роль меценатства для сохранения и поддержки духовной культуры. Предметные: - обосновать меценатов в деле сохранения памятников культуры. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
33 | Диалог культур и поколений. | Личностные: - понимать роль меценатства для сохранения и поддержки духовной культуры. - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации. Предметные: - обосновать меценатов в деле сохранения памятников культуры. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; | Учебник, презентация, ИКТ, иллюстративный материал, доп. литература, Интернет-ресурсы. |
34 | Итоговое обобщение. | | |
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения
Учебно-методическая литература
1. Методические рекомендации к курсу учебника « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2015 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 2015.
3. ФГОС основного общего образования;
4. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»;
Дополнительная литература
1. Соколов Я. В., Колесов Д. В., Максимов С.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов. 9-е изд., испр. и доп. – М.: Научно-методический центр «Гражданин», 2008.
2. Я – гражданин России. Книга для учащихся. 5-7 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л. В. Мостяева. – М.: Просвещение, 2009.
3. Я – гражданин России. Книга для учителя. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л. В. Мостяева. – М.: Просвещение, 2009.
Информационно-техническое обеспечение
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scool- collection.edu. ru
Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru
История стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ru
Библиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Компьютер
Интерактивная доска
Планируемые результаты изучения учебного курса
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения; проявлять гуманное отношение, толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участника диалога или деятельности;
стремиться к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактически | Домашнее задание |
Раздел 1. В мире культуры |
1-2 | Величие многонациональной культуры России. | 06.09, 13.09 | | Подобрать стихи о России. |
3 | Человек – творец и носитель культуры. | 20.09 | | Составить словесный портрет человека по теме. |
4 | Законы нравственности - часть культуры общества. | 27.09 | | Подобрать дополнительную литературу по теме. |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа. |
5 | Береги землю родимую, как мать любимую. | 04.10 | | |
6 . | Жизнь ратными подвигами полна. | 11.10 | | Подготовить информацию по теме. |
7. | В жизни всегда есть место подвигу. Проект «Герои России» | 18.10 | | Подобрать информацию, иллюстративный материал к проекту |
8 | В труде - красота человека. | 25.10 | | Подобрать иллюстративный материал по теме. |
9 | Плод добрых трудов славен. | 08.11 | | Подготовить сообщение по теме. |
10 | Люди труда. Защита проектов | 15.11 | | Подготовить материал о людях труда своего села. |
11 | Бережное отношение к природе. | 22.11 | | Нарисовать плакат по теме. |
12-13 | Семья- хранитель духовных ценностей. Проект «Мое родословное древо» | 29.11, 06.12 | | Подготовить проект по теме. |
14 | Семья – первый трудовой коллектив. | 13.12 | | |
15-16 | Семейные ценности в разных религиях мира. | 22.12, 29.12 | | Подобрать дополнительную литературу. |
17 | Урок обобщения по теме «Нравственные ценности российского народа». Защита проектов. | 12.01 | | Составить кроссворд по теме урока. |
Раздел 3. Религия и культура. |
18-19 | Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. | 11.01 18.01 | | Подобрать материал и подготовить электронную презентацию. |
20 | Духовная православная музыка. | 25.01 | | Подобрать музыкальные произведения. |
21 | Духовные святыни родного края. Проект «Христианские святыни родного края» | 09.02 | | Подготовить проект по теме. |
22-23 | Культура ислама. | 16.02, 01.03 | | Подобрать материал, подготовить небольшое сообщение. |
24-25 | Иудаизм и культура. | 15.03, 29.03 | | Подобрать материал, подготовить небольшое сообщение. |
26-27 | Культурные традиции буддизма. Защита проектов | 05.04, 12.04 | | Подобрать иллюстративный материал. |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. |
28-29 | Забота государства о сохранение духовных ценностей. | 19.04, 26.04 | | Подобрать дополнительную литературу. |
30 | Хранить память предков. | 03.05 | | Подготовить иллюстративный материал |
Раздел 5. Твой духовный мир. |
31 | Твое образование и интересы. Проект «Мое отношение к России» | 10.05 | | Подготовить проект по теме |
32 | Твоя культура поведения и нравственные качества | 17.05 | | Составить словесный портрет современного человека |
33 | Диалог культур и поколений. | 24.05 | | Подобрать дополнительную литературу |
34 | Обобщение по теме «Твой духовный мир». Защита проектов. | 31.05 | | |
Контроль и оценка
№ урока | Тема урока | Тема проекта | Число |
7. | В жизни всегда есть место подвигу. | «Герои России» | 20.10. |
13 | Семья- хранитель духовных ценностей. | «Мое родословное древо» | 08.12 |
21 | Духовные святыни родного края. | «Христианские святыни нашего края» | 09.02 |
31 | Твое образование и интересы. | «Мое отношение к России» | 10.05 |