СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 7 класса построена в соответствии с требованиями ФГОС , основной образовательной программой общего образования, авторской программой Т.Ф.Курдюмовой "Программа по литературедля общеобразовательных учреждений".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа(военвед) г.Зернограда






«Утверждаю»

И.о.директора МБОУ СОШ

(военвед) г.Зернограда

Приказ от « 29 » августа 2017 года № 412
Осадчая Г.Н.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Литература»

основного общего образования

7 А класс


Количество часов по учебному плану : 70 ч. ( 2 ч. в неделю)

Программа будет полностью реализована за 69 ч ( 1ч.- 8.03.2018 г.)


Учитель : Черкасова Л.А.


Рабочая программа по литературе для 7а класса построена в соответствии с требованиями ФГОС , основной образовательной программой основного общего образования , программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой М.: Дрофа .2015. – (Стандарты второго поколения.)


Учебник : Литература ФГОС 7 класс. Учебник –хрестоматия .В двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

3-е издание, стереотипное. Москва Дрофа 2016 г.







2017-2018 учебный год



Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» 7 класс

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать эстетическую ценность русской литературы;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- умению контроля;

- принятию решений в проблемных ситуациях;

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно,

ложно, истинно, существенно, не существенно).

Обучающийся получит возможность научиться:

- основам саморегуляции;

- осуществлению познавательной рефлексии.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- организовывать деловое сотрудничество;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого

этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

- вступать в диалог;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать

партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополни-

тельных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведен-

ными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной за-

дачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообще-

ний разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных

признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно

выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Предметные результаты освоения литературы

Обучающийся научится:

- пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт,

вычленять фабулу;

- оценивать систему персонажей;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для

творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять

особенности языка и стиля писателя;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и

эстетической проблематики произведений;

-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи

между ними;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер

авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как

инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопро-

сы; вести учебные дискуссии;

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления

плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументиро-

вать свою точку зрения;

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений

художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.




Обучающийся получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе

художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других

искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ

результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).






























Содержание программы

Роды и жанры литературы

Богатство и разнообразие жанров

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

Т е о р и я. Роды и жанры литературы.

М е т о д и к а. Использование материалов, изученных в начальной школе и в 5—6 классах.

Фольклор

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.

Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Т е о р и я. Жанры современного фольклора.

«Б а р и н». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

М е т о д и к а. Ученики в роли «фофанцев». Их непосредственное участие в импровизации сцен пьесы.


Литература эпохи Возрождения

Великие имена эпохи и герои их произведений.

У. Шекспир. «Р о м е о и Д ж у л ь е т т а». С о н е т ы.

«Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Сонеты (Сонет 130 — «Ее глаза на небо не похожи...» и др.).

Т е о р и я. Трагедия. Сонет.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин. «С о н е т» («Суровый Дант не презирал сонета...»). И. Ф. Анненский. «П е р е б о й р и т м а»; К. Д. Бальмонт. «Х в а л а с о н е т у»; В. Я. Брюсов. «С о н е т к ф о р м е»; Н. С. Гумилев. «С о н е т»; Игорь Северянин. «Б у н и н» и др. (по выбору учителя).

М е т о д и к а. Обращаясь к истории сонета, учитель может использовать одно-два произведения. Остальные сонеты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе на лучшее исполнение сонета.


Литература XIX века

Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Т е о р и я. Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

Т е о р и я. Басня и притча.

М е т о д и к а. Возможен конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а». Баллады Жуковского. Трагические сюжеты. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.

Т е о р и я. Баллада

М е т о д и к а. Сюжеты баллад обычно интересуют читателя. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.

А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а...», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е б ы т ь м о ж е т...», «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19  о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести — Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?

«Д у б р о в с к и й». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Т е о р и я. Жанры лирики и эпоса.

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М е т о д и к а. Сопоставление повести и романа.

М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «э п и г р а м м ы и м а д р и г а л ы», «э п и т а ф и я». Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

«М ц ы р и». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.

Т е о р и я. Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.

М е т о д и к а. Целесообразно познакомить учеников со словарем рифм Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.

Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Т е о р и я. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

М е т о д и к а. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» — исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведения.

И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Т е о р и я. Стихотворение в прозе.

Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.

Т е о р и я. Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась — идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).

Т е о р и я. Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе.

Н. С. Лесков. «Л е в ш а». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Т е о р и я. Сказ как жанр эпоса.

А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы.

Т е о р и я. Юмореска.


Описания на страницах художественных произведений

Портрет героя в произведениях различных жанров

Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Т е о р и я. Портрет.

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и Автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях.

Т е о р и я. Пейзаж.

М е т о д и к а. Обращая особое внимание на героя и сюжет, учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Специфика жанра помогает уловить особенности описаний художественных текстов.


Литература XX века

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

М е т о д и к а. Анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «И з г н а н и е», «У п т и ц ы е с т ь г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...», «И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.

Т е о р и я. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.

М е т о д и к а. Возможна организация изучения поэтических произведений с учетом их тематики.

М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д». Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня — призыв. Смысл жизни героя. Прием контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» — утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.

Т е о р и я. Разнообразие жанров в творчестве писателя.

В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у». «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского — мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Т е о р и я. Тонический стих Маяковского.

М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка). Гоголь — любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.

Т е о р и я. Драматическая сценка.

М е т о д и к а. При знакомстве с произведением М. А. Булгакова ученики убеждаются, что каждый сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.

К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».

Лирическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

Т е о р и я. Замысел и его реализация в произведении искусства. Произведения эпоса: роман — повесть — рассказ.

Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

Т е о р и я. Сюжет и аллегорические герои.

А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в». Решение проблемы выбора призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.

Т е о р и я. Водевиль.

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».

Т е о р и я. Эссе.

Великая Отечественная война в художественной литературе


Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).

А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.

М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

Т е о р и я. Живой отклик искусства на события войны.

В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о». Трудные военные годы в жизни страны. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Т е о р и я. Живой отклик искусства на исторические события.


Фантастика и ее жанры

Фантастика и ее жанры в современной литературе.

Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой — Лерой Кливи и обитатели планеты З — М — 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Т е о р и я. Жанры научной фантастики.

Детективная литература и ее жанры


Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX вв. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия главного героя новелл Дойла.

Т е о р и я. Новелла.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Т е о р и я. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.


Итоги

Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул





























Календарно- тематическое планирование уроков литературы в 7 А классе


урока

Тема урока

Дата урока

по

плану

Дата урока

фактическая

Виды контроля

Роды и жанры литературы 2ч

1.



Роды и жанры художественной литературы. Жанры фольклора.




1.09



Текущий контроль

Фольклор 1ч.

2.

Жанры фольклора .Сатирическая драма «Барин».

7.09




Текущий контроль


3.

Художественные особенности сатирической драмы «Барин».




8.09




Текущий контроль


4.

Детский фольклор.



14.09



Текущий контроль

Литература эпохи возрождения 5ч.


5.

Мир и человек в эпоху Возрождения. В.Шекспир «Ромео и Джульетта».



15.09



Текущий контроль


6

Мир и человек в эпоху Возрождения. В.Шекспир «Ромео и Джульетта».


21.09



Текущий контроль


7

Художественные особенности трагедии «Ромео и Джульетта».



22.09


Текущий контроль



8.

Сонеты У.Шекспира.




28.09



Текущий контроль


Из истории басни 2ч


9.

Жанры классической литературы 19-го века.





29.09



Текущий контроль


10.

Басня в античной литературе Греции и Рима.

Басни Эзопа.

Русская басня(18 век А.П.Сумароков.Расцвет басни в начале 19 века) Великий баснописец И.А.Крылов


5.10



Текущий контроль

Из истории баллады 15ч.

11.

В.А.Жуковский .Баллада «Светлана».Сюжет и народные поверья.




6.10




Текущий контроль


12.

Художественные особенности баллады «Светлана».Романтический образ героини.Органическая связь с природой.


12.10



Текущий контроль


13.

В.А.Жуковский. Баллада «Перчатка».


1310


Текущий контроль



14.

Из истории баллады. Сопоставление переводов баллады «Перчатка».

19.10



Текущий контроль


15.

Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина:послание, элегия, эпиграмма. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.


20.10




Текущий контроль


16.


Р.Р. Выразительное чтение и анализ стихотворения «19 октября».


26.10



Тематический контроль


17.

Любовная лирика А.С.Пушкина в жанре посланий.





27.10



Текущий контроль


18.

Итоговый урок

по лирике А.С.Пушкина.


9.11



Тематический контроль


19.

Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».


10.11






Текущий контроль


20.

Характеристика героев повести «Барышня-крестьянка».Героиня повести –Лиза.Автор и его решение композиции повести. Сюжет и герои.


16.11



Текущий контроль


21.

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа.

17.11




Текущий контроль


22.

Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский».





23.11




Текущий контроль


23.

Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа.


24.11



Текущий контроль


24.

Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа.




30.11




Текущий контроль


25.

Р.Р. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».




1.12



Текущий контроль



26.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики.



7.12




Текущий контроль


27.

Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».История создания поэмы.Герой поэмы и его исповедь.

8.12



Текущий контроль


28.


Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.


14.12



Текущий контроль


29.

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия.



15.12



Текущий контроль


30.

Анализ отдельных сцен Разоблачение пороков чиновников.

21.12



Текущий контроль


31.

Хлестаков и хлестаковщина.


22.12



Текущий контроль


32.

Р.р. Сценическая история комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».



28.12



Тематический контроль


33.

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». («Русский язык», «Собака»)Общая характеристика жанра.

29.12




Текущий контроль


34.


Н.А.Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» Жанры лирики. Сюжет и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои .Позиция автора.





11.01



Текущий контроль


35.

Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа.


12.01



Текущий контроль


36.

Характеристика героев сказа «Левша»:Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники рангов. Сценическая история постановки сказа.

18.01



Текущий контроль


37.

Внеклассное чтение. Н.С.Лесков «Человек на часах»


19.01



Текущий контроль


38.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Сюжет сказки –повести. Герои- два генерала и один мужик.

25.01



Текущий контроль


39.

М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».



26.02



Текущий контроль


40

Р.к.

А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника» . Герои рассказов, их судьбы.

1.02



Текущий контроль


41


Жанры эпоса, лирики, драмы в произведениях 20-го века.


2.02



Текущий контроль

Литература 20 века 24ч



42.



Избранная лирика начала 20-го века.



8.02



Текущий контроль


43.

Из истории сонета.




9.02



Текущий контроль


44.

М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко.


15.02






Текущий контроль


45.

М.Горький. Сказка «Старый год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки.



16.02



Текущий контроль


46.

В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение .Проблематика творчества. Поэт с Солнце. Мир Маяковского- мир гипербол.

22.02



Текущий контроль


47.

М.Булгаков.«Ревизор с вышибанием»( новая постановка) – сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки» Гоголь – любимый писатель Булгакова. Необычная связь эпиграфа с текстом.


1.03


Текущий контроль



48.

К.Г.Паустовский.«Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения.





2.03



Текущий контроль


49.

Р.Р. Рецензирование одного из изученных произведений.


15.03



Тематический контроль


50


Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади».Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и её диалог с рассказчиком –автором. Логика истории и развития связи природы и человека.

16.03



Текущий контроль


51

А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников»



22.03



Текущий контроль


52

Жанры лирики А.Т.Твардовского



23.03



Текущий контроль


53

Жанры лирики А.Т.Твардовского



5.04




Текущий контроль


54

А.Н.Толстой «Русский характер» События и герои Великой Отечественной войны в рассказе.Тема патриотизма.



6.04



Текущий контроль


55

А.Н.Толстой «Русский характер» События и герои Великой Отечественной войны в рассказе.Тема патриотизма.



12.04



Текущий контроль


56

М.А.Шолохов «Они сражались за Родину»( фрагменты) Сражения в первые месяцы войны.



13.04



Текущий контроль


57

М.А.Шолохов «Они сражались за Родину»( фрагменты) Сражения в первые месяцы войны.




19.04



Текущий контроль


58

Трагические события отступления армии. Стойкость и героизм участников сражений.





20.04



Текущий контроль


59

«Уроки французского» В.Г.Распутина.Трудные военные годы в жизни страны .Любознательность главного героя.


26.04



Текущий контроль


60

«Уроки французского» В.Г.Распутина. Душевная теплота учительницы,её умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

27.04



Текущий контроль


61

Р.Р. Сочинение по рассказу «Уроки французского


3.05



Тематический контроль


62

Р.Шекли «Запах мысли». Герой- Лерой Кливи и обитатели планеты З- М- «»Особенности юмора в фантастическом произведении.





4.05



Текущий контроль


63

А.К.Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе.






10.05



Текущий контроль


64

Новелла А.К.Дойла «Пляшущие человечки».

Сюжет произведения. Причины творческого долголетия главного героя новелл Дойла.


11.05



Текущий контроль


65


Годовая контрольная работа

17.05



Итоговый контроль




66

Внеклассное чтение. Фантастический мир Р.Бредбери



18.05



Текущий контроль


67

Внеклассное чтение. Фантастический мир Р.Бредбери



24.05



Текущий контроль


68


Внеклассное чтение. Г.Уэллс «Война миров».



25.05


Текущий контроль


69

Внеклассное чтение. Г.Уэллс «Война миров». Заключительный урок.



31.05


Рекомендации для чтения летом

.










СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора поУВР Методического совета МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда _____________О.А.Мясникова от «28» августа 2017 г. № 8 « 28» августа 2017 год Рук. ШМС________ С.И. Кравченко
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!