Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида», образовательной программой школы. Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой.
Каждый урок имеет коррекционно-развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему. Структура уроков обусловлена целями и содержанием. На каждом уроке воспитанники включены в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.
Задание на дом.
Учитывая особенности детей с проблемами развития, предусмотрены различные виды контроля знаний данной категории обучающихся. Вопросы тестовых заданий на контрольных уроках предварительно включены в содержание предыдущих уроков, чтобы обучающиеся имели возможность прочно усвоить их значение. Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль.
В сочетании с традиционными средствами обучения (дидактический материал, таблицы) использование на уроке информационно-компьютерных технологий значительно повышает эффективность обучения детей с нарушениями развития, открывает новые резервы образовательного процесса и личности его участников: обучающегося и учителя.
Программа направлена на решение общих и специфических задач профессионально-трудового обучения на этапе формирования и совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид), составлена с учетом уровня обученности воспитанников на основе индивидуально-дифференцированного подхода и ориентирована не только на приобретение ими определенных знаний, умений и навыков, но и на коррекцию психофизиологических особенностей данной категории обучающихся, овладение компетенциями с учетом третьего варианта (не цензового) специального стандарта.
Программа разбита по четвертям, в каждой четверти содержится определенное количество разделов.
1. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.
2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007
1. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.
2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007
3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.
Поурочное планирование 5 кл. I четверть (45 часов).
№ п/п | Наименование темы, раздела | Кол- во часов | Время | Основные знания | Основные умения | Тип урока | Методы | Форма организации | Средства | Интеграция |
Раздел I:Школьная швейная мастерская – 6 часов. |
1. | Урок 1. Вводное занятие Правила поведения и работы в мастерской | 1 | | Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем соблюдение Т.Б. Распределение учащихся по рабочим местам. | Соблюдать правила безопасности Бережно относится к предметам. | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный | Мини-плакаты с Т.Б Учебник 5 кл., швейные принадлежности, измерительные инструменты | |
2. | Урок 2. Инструменты и приспособления для швейных работ | 2 | | Объяснить какие бывают инструменты и приспособления | Уметь отличать инструменты и приспособления | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный | Учебник 5 кл. изображения инструментов и приспособлений | |
3. | Урок 3. Организация рабочего места | 2 | | Рассказать об организации рабочего места | Знать, как должно быть оборудовано рабочее место | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный | Учебник 5 кл. мини плакаты с изображениями организации рабочего места | |
4. | Урок 4. Контрольная работа по разделу | 1 | | Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание. | Научиться правильно, планировать выполнение работы | Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН | Практический | Индивидуальный | Карточки задания | |
Раздел II: Волокна и ткани -11 часов. |
1. | Урок 1. Сведения о волокнах | 1 | | Рассказать о видах волокон и их производство | Уметь отличать волокна по происхождению | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный | Учебник 5кл. стр 13 | |
2. | Урок 2. Сведения о прядении | 1 | | Рассказать, где и как получают пряжу | Уметь определять вид пряжи | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный | Учебник 5 кл. стр.14 | |
3. | Урок 3. Сведения о ткани | 2 | | Объяснить, где и из чего получают ткань | Уметь определять лицевую и изнаночную сторону ткани | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный индивидуальный | Учебник 5 кл. стр. 15 | |
4. | Урок 4. Полотняное переплетение | 2 | | Рассказать виды переплетение ткани | Уметь определять полотняное переплетение в ткани | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, наглядный | Коллективный | Учебник 5кл. стр. 17 | |
5. | Урок 5. Сведения о нитках | 2 | | Рассказать о видах ниток и их назначении | Уметь определять вид ниток | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, наглядный | Коллективный | Учебник 5 кл. стр 18 | |
6. | Урок 6. Хлопчатобумажные ткани | 2 | | Рассказать о свойствах хлопчатобумажных тканей | Уметь определять свойства ткни | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный индивидуальный | Учебник 5 кл. стр. 20 | |
7. | Урок 7. Контрольная работа по разделу | 1 | | Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание. | Научиться правильно, планировать выполнение работы | Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН | Практический | Индивидуальный | Карточки задания | |
Раздел III: Ручные работы - 28 часов. |
1. | Урок 1.Подготовка к выполнению ручных швейных работ | 2 | | Рассказать, как определяется длина рабочей нити Объяснить, почему ручные работы надо выполнять с наперстком | Знать, как определять длину нити Уметь закреплять нитку в ткани | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
2. | Урок 2.Раскрой из ткани деталей изделия | 2 | | Рассказать учащимся, что называют кроем Объяснить учащихся, почему срезы имеют название долевой и поперечный. | Уметь определять в ткани долевые и поперечные срезы | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
3. | Урок 3.Обработка срезов ткани | 2 | | Рассказать, какими способами можно обработать срезы ткани Объяснить для чего применяют обработку срезов бахромой. | Знать, как выполняется бахрома на срезах ткани | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
4. | Урок 4.Электрический утюг | 2 | | Рассказать какие бывают электрические утюги Объяснить, для чего нужен терморегулятор | Знать почему необходимо строго выполнять правила безопасной работы с утюгом | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
5. | Урок 5. Сведения о ручных стежках и строчках Прямые стежки | 2 | | Рассказать для чего служат ручные строчки выполненные прямыми стежками | Уметь выполнять прямые стежки | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
6. | Урок 6. Косые стежки | 2 | | Рассказать для чего служат ручные строчки, выполненные косыми стежками | Уметь выполнять косые стежки | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
7. | Урок 7. Крестообразные стежки | 2 | | Объяснить какой вид имеют крестообразные стежки с лицевой и изнаночной стороны | Знать для чего применяются крестообразные стежки | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
8. | Урок 8. Петлеобразные стежки | 2 | | Рассказать, где применяются петлеобразные стежки | Знать, сколько петлеобразных стежков надо выполнить на 10мм стачной строчки | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
9. | Урок 9. Петельные стежки | 2 | | Объяснить какой вид имеют петельные стежки с лицевой и изнаночной стороны | Уметь выполнять петельные стежки | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
10. | Урок 10. Отделочные ручные стежки | 2 | | Рассказать с помощью, какие стежков можно выполнить вышивку | Уметь различать отделочные стежки | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
11. | Урок 11. Стежки «вперед иголку» | 2 | | Рассказать о шве «вперед иголку» | Уметь выполнять шов «вперед иголку» | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
12. | Урок 12. Стебельчатые стежки | 2 | | Объяснить назначение и технологию выполнения стебельчатых стежков | Знать как выполняются стебельчатые стежки | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
13. | Урок 13. Тамбурные стежки | 3 | | Рассказать для чего применяются тамбурные стежки | Уметь выполнять тамбурные стежки | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
14. | Урок 14. Ручной стачной шов, шов вподгибку с закрытым срезом | 2 | | Рассказать какими стежками выполняют ручной стачной шов Рассказать для чего применяют ручной шов вподгибку с закрытым срезом | Знать какова ширина ручного стачного шва Знать параметры выполнения ручного шова вподгибку с закрытым срезом | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
15. | Урок 15. Контрольная работа по разделу | 1 | | Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание. | Научиться правильно, планировать выполнение работы | Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН | Практический | Индивидуальный | Карточки задания | |
Поурочное планирование 5 кл. II четверть (35 часов).
№ п/п | Наименование темы, раздела | Кол- во часов | Время | Основные знания | Основные умения | Тип урока | Методы | Форма организации | Средства | Интеграция |
Раздел I: Ремонт одежды - 14 часов. |
1. | Урок 1. Ремонт одежды и белья Сведения о пуговицах | 2 | | Распределение учащихся по рабочим местам. План работы на четверть. | Соблюдать правила безопасности Бережно относится к предметам. | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Мини-плакаты с Т.Б Учебник 5 кл., швейные принадлежности, измерительные инструменты | |
2. | Урок 2. Пришивание пуговиц | 2 | | Рассказать какие виды пуговиц бывают Объяснить от чего зависит способ пришивания пуговиц | Знать виды пуговиц Уметь пришивать разные виды пуговиц | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности коллекция пуговиц | |
3. | Урок 3. Ремонт одежды по распоровшемуся шву | 2 | | Объяснить, как подбираются нитки для ремонта | Знать какой шов применяется при ремонте одежды по распоровшемуся шву | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
4. | Урок 4. Ремонт одежды в месте разрыва ткани | 2 | | Объяснить, какие стежки применяют при ремонте одежды в месте разрыва ткани | Уметь снимать необходимые мерки | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, наглядный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
5. | Урок 5. Изготовление вешалки | 2 | | Объяснить, для чего служит вешалка | Уметь подбирать ткань и нитки для изготовления вешалки | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, наглядный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
6. | Урок 6. Декоративная заплата-аппликация | 2 | | Объяснить, какие материалы можно использовать для заплаты-аппликации | Знать, какими способами прикрепляют заплату у изделию | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
Раздел II: Швейная машина - 21 час. |
1. | Урок 1.Сведения о швейных машинах | 2 | | Рассказать учащимся о видах швейных машин и их при назначении | Уметь отличать приводы швейных машин. | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
2. | Урок 2. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине | 2 | | Рассказать правила посадки и безопасной работы за швейной машиной | Знать как должны располагаться ноги на педали ш/м с ножным приводом | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
3. | Урок 3. Устройство швейной машины | 2 | | Объяснить устройство ш\м | Знать устройство ш\м | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный | Коллективный, индивидуальный | Мини –плакаты с ш\м, Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
4. | Урок 4. Устройство привода ш\м | 2 | | Рассказать о устройстве привода ш\м | Знать как движение от педали передается на главный вал ш\м | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, наглядный, практический | Коллективный, индивидуальный | Мини –плакаты с устройства привода Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
5. | Урок 5. Винт-разъединитель | 2 | | Рассказать для чего нужен винт-разъединитель | Знать как можно установить рабочий и свободный ход машины | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, наглядный | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл. швейные принадлежности | |
6. | Урок 6. Машинная игла | 2 | | Рассказать какие бывают номера машинных игл и как их применять | Уметь подбирать иглу в соответствии с материалом | Урок изучения новых знаний | Словесный, наглядный, практический | Коллективный, индивидуальный | Изображения устройства иглы Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
7. | Урок 7. Моталка. Намотка нитки на шпульку | 2 | | Объяснить для чего служит моталка | Знать ,почему необходимо равномерно наматывать нитку на шпульку | Урок изучения новых знаний | Практический | Индивидуальный | Изображения Намотка нити на шпульку Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
8. | Урок 8. Заправка верхней нити | 2 | | Объяснить в каком положении должна находиться игла и прижимная лапка при заправке верхней нити | Знать, почему надо строго соблюдать последовательность при заправке верхней нити | Урок изучения новых знаний | Практический | Индивидуальный | Изображения заправка верхней нити Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
9. | Урок 9.Регулятор строчки | 2 | | Объяснить где расположен регулятор строчки на ш\м | Знать как правильно регулировать регулятор строчки | Урок изучения новых знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
10. | Урок 10. Машинная закрепка | 1 | | Объяснить для чего используют обратный ход ш\м | Уметь выполнять закрепку | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
11. | Урок 11. Зигзагообразная строчка | 1 | | Объяснить для чего применяют зигзагообразную строчку | Знать, как регулируется ширина зигзага | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
12. | Урок 12. Итоговая контрольная работа по II четверти | 1 | | Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание. | Научиться правильно, планировать выполнение работы | Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН | Практический | Индивидуальный | Карточки задания | |
Поурочное планирование 5кл. III четверть (50 часов).
№ п/п | Наименование темы, раздела | Кол- во часов | Время | Основные знания | Основные умения | Тип урока | Методы | Форма организации | Средства | Интеграция |
Раздел I: Машинные работы - 11 часов. |
1. | Урок 1.Вводное занятие. Стачной шов | 2 | | Распределение учащихся по рабочим местам. План работы на четверть. Знать виды швов – взаутюжку вразутюжку | Соблюдать правила безопасности Бережно относится к предметам. Уметь выполнять стачной шов | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Мини-плакаты с Т.Б Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
2. | Урок 2.Двойной шов | 2 | | Рассказать о применении и технических условий двойного шва | Уметь выполнять двойной шов | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
3. | Урок 3.Накладной шов | 2 | | Рассказать какие виды накладного шва бывают | Знать, как контролируется ширина накладного шва | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, групповой | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
4. | Урок 4.Шов вподгибку с закрытым срезом | 2 | | Рассказать где применяется шов вподгибку с закрытым срезом | Знать к какому виду швов относится шов вподгибку с закрытым срезом | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, групповой | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
5. | Урок 5.Обтачной шов | 2 | | Рассказать для чего применяют обтачной шов | Уметь выполнять обтачной шов | Урок закрепления знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
6. | Урок 6. Контрольная работа по разделу | 1 | | Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание. | Научиться правильно, планировать выполнение работы | Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН | Практический | Индивидуальный | Карточки задания | |
Раздел II: Пошив изделий - 39 часов. |
1. | Урок 1.Построение чертежа и изготовление выкройки | 2 | | Рассказать учащимся, какие инструменты используют при построении чертежа | Знать, как подготовить выкройку к раскрою | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
2. | Урок 2.Подготовка ткани к раскрою | 2 | | Объяснить учащимся, почему перед раскроем надо проверять качество ткани | Уметь снимать мерки, определять лицевую и изнаночную строну ткани. Знать необходимые мерки | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, групповой | Учебник 5 кл., швейные принадлежности мини- плакаты с изображениями таблиц мерок | |
3. | Урок 3.Головной платок | 1 | | Рассказать, из каких тканей можно сшить головной платок | Знать какой шов применяется при изготовление головного платка | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
4. | Урок 4.Обработка поперечных срезов платка швом вподгибку с закрытым срезом | 1 | | Выполнить расчеты по своим меркам по пунктам в инструкционной карте и построить чертеж рукава | Уметь выполнять расчеты по своим меркам и строить чертеж в натуральную величину | Урок закрепления знаний | Словесный, практический | Индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
5. | Урок 5. Обработка долевых срезов платка швом вподгибку с закрытым срезом | 1 | | Рассказать учащимся, как обрабатываются долевые срезы головного платка | Уметь обрабатывать долевые срезы платка | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности. Технологические карты обработки срезов платка | |
6. | Урок 6.Обработка углов платка косыми стежками, выполнение отделки платка и утюжка готового изделия | 2 | | Практическая работа: Выполнить обработку косыми стежками углов платка | Уметь обрабатывать углы головного платка | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности, | |
7. | Урок 7.Мешочек для хранения работ | 2 | | Рассказать сколько деталей имеет крой мешочка | Уметь обрабатывать срезы мешочка | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
8. | Урок 8.Выполнение отделки мешочка аппликацией | 2 | | Рассказать какие аппликации можно выполнить на мешочке | Уметь подбирать необходимые материалы для аппликации | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности, | |
9. | Урок 9.Обработка боковых срезов кроя мешочка стачным швом и обработка срезов стачного шва обметочными строчками петельных стежков | 2 | | Практическая работа: Выполнить обработку бокового среза мешочка | Уметь выполнять обработку бокового среза | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности, | |
10. | Урок 10.Обработка верхнего среза мешочка краевым швом вподгибку с закрытым срезом | 2 | | Рассказать учащимся как можно обработать верхней срез мешочка | Уметь выполнять обработку верхнего среза | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
11. | Урок 11.Салфетка | 2 | | Рассказать учащимся, какую ткань используют для изготовления салфеток | Знать какую форму могут иметь салфетки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
12. | Урок 12. Построение чертежа и подготовка выкройки салфетки к раскрою | 2 | | Рассказать какие мерки необходимо снять для построения чертежа | Знать с чего начинают построение чертежа салфетки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
13. | Урок 13. Подготовка выкройки салфетки к раскрою | 2 | | Рассказать сколько сантиметров отлаживают припуски на швы | Уметь чертить прямые углы | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
14. | Урок 14. Подготовка ткани к раскрою, раскрой салфетки. Подготовка кроя салфетки к обработке | 2 | | Рассказать, в чем заключается подготовка ткани к раскрою | Уметь выполнять раскрой салфетки | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
15. | Урок 15. Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка углов | 2 | | Объяснить обработку углов салфетки | Уметь обрабатывать срезы салфетки | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
16. | Урок 16. Выполнение отделки салфетки вышивкой и утюжка готового изделия | 2 | | Рассказать, как можно выполнить вышивку на салфетке | Уметь подобрать нитки для вышивки | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
17. | Урок 17. Наволочка | 2 | | Рассказать, как рассчитать количество ткани на наволочку по длине и ширине | Знать, из какого материала можно изготовить наволочку | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
18. | Урок 18. Построение чертежа и подготовка выкройки наволочки к раскрою | 2 | | Объяснить, почему к длине чертежа наволочки надо прибавить 30 см. | Уметь выкроить наволочку | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
19. | Урок 19. Раскрой и пошив наволочки | 2 | | Объяснить план пошива наволочки | Уметь выполнять разметку для клапана | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
20. | Урок 20. Обработка поперечных срезов наволочки краевым швом вподгибку с закрытым срезом | 2 | | Рассказать об обработке поперечных срезов | Уметь обрабатывать поперечные срезы наволочки | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
21. | Урок 21. Выполнение разметки для клапана, обработка боковых срезов наволочки двойным швом и утюжка изделия | 1 | | Объяснить, как правильно выполнить разметку клапана | Уметь обрабатывать боковые швы наволочки | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
22 | Урок 22. Контрольная работа за II четверть | 1 | | Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание. | Научиться правильно, планировать выполнение работы | Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН | Практический | Индивидуальный | Карточки задания | |
Поурочное планирование 5кл. IV четверть (40 часов).
№ п/п | Наименование темы, раздела | Кол- во часов | Время | Основные знания | Основные умения | Тип урока | Методы | Форма организации | Средства | Интеграция |
Раздел I: Пошив изделий - 14 часов. |
1. | Урок 1.Сумка хозяйственная | 2 | | Объяснить, из каких тканей можно сшить сумку хозяйственную | Знать, как рассчитать количество ткани на сумку | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный | Мини-плакаты с различными видами сумок Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
2. | Урок 2 Построение чертежа и подготовка выкроек деталей сумки хозяйственной к раскрою | 2 | | Объяснить, какие мерки необходимы для построения чертежа сумки | Знать какую форму имеет чертеж основной детали сумки | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
3. | Урок 3. Подготовка выкроек деталей сумки к раскрою | 2 | | Объяснить обработку кокетки с прямым нижним срезом с основной деталью стачным швом | Уметь выполнять обработку кокетки с прямым нижним срезом с основной деталью стачным швом | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
4. | Урок4. Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкроек на ткани и раскрой деталей сумки | 2 | | Объяснить, как подготовить ткань к раскрою | Уметь выполнять раскрой сумки | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5кл., швейные принадлежности | |
5. | Урок 5.Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами | 2 | | Объяснить, как обрабатывают детали ручек сумки | Уметь выполнять обработку срезов деталей ручек | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности, | |
6. | Урок 6.Обработка верхних срезов основной детали сумки хозяйственной с одновременным втачиванием ручек | 2 | | Объяснить обработку верхних срезов основной детали сумки хозяйственной с одновременным втачиванием ручек | Уметь выполнять обработку верхних срезов | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
7. | Урок 7.Обработка боковых срезов основной детали сумки, застрачивание углов и утюжка готового изделия | 2 | | Объяснить обработку боковых срезов | Уметь выполнять обработку боковых срезов | Урок обобщения и систематизации знаний | Словесный, практический | Коллективный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
Раздел II: Сведения о специальных машинах «Оверлог», «Зиг-заг» - 26 часов |
1. | Урок 1.Специальная швейная машина «Оверлог» | 1 | | Рассказать к какому классу машин относится «Оверлог» | Знать виды «Оверлога» | Урок изучения новых знаний | Словесный | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
2. | Урок 2. Способы работы на машине 51кл. | 1 | | Объяснить учащимся как работает машина 51кл. | Уметь выполнять простейшие операции на спецмашине | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
3. | Урок 3. Образование сложного четырехниточного стежка | 1 | | Объяснит, как образовывается четырехниточный стежок | Уметь пользоваться машиной 51 кл. | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
4. | Урок 4. Рабочие механизмы машины 51кл. | 1 | | Рассказать о механизмах швейной машины 51кл. | Уметь определять механизмы машины 51кл. | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
5. | Урок 5. Заправка ниток в швейной машине 51кл. | 2 | | Объяснить учащимся заправку швейной машины 51кл. | Уметь заправлять игольную нить | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
6. | Урок 6. Неполадки, замена иглы | 1 | | Рассказать о неполадках швейной машины 51 кл. | Уметь найти и устранить неполадку | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
7. | Урок 7. Технический уход, чистка и смазка швейной машины 51 кл. | 1 | | Рассказать виды технического ухода | Уметь выполнять технический уход, чистку и смазку ш\машины | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
8. | Урок 8. Изготовление носового платка с использованием ш\м 51кл. | 2 | | Знать план изготовления носового платка | Уметь правильно оверложить долевые и поперечные срезы платка | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
9. | Урок 9. Изготовление салфетки с использованием ш\м 51кл. | 2 | | Знать план изготовления салфетки | Уметь правильно оверложить долевые и поперечные срезы салфетки | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
10. | Урок 10. Швейная машина, выполняющая зигзагообразную строчку | 1 | | Рассказать, для чего предназначена зигзагообразная строчка | Уметь выполнять зигзагообразную строчку | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
11. | Урок 11. Образование зигзагообразной строчки | 1 | | Рассказать, как образовывается зигзагообразная строчка | Уметь выполнять зигзагообразную строчку | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
12. | Урок 12. Изготовление петли | 2 | | Рассказать, как определить размер петли | Уметь выполнять петли зигзагообразной строчкой | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
13. | Урок 13. Опиковка изделия по прямой линии | 2 | | Рассказать, как выполняется опиковка по прямой линии изделия | Уметь выполнить опиковку по прямой линии изделия | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
14. | Урок 14. Опиковка изделия по овальной линии | 2 | | Рассказать, как выполняется опиковка по овальной линии изделия | Уметь выполнить опиковку по овальной линии изделия | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
15. | Урок 15. Изготовление прихваток | 2 | | Рассказать план работы изготовления прихваток | Уметь выкроить прихватку | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
16. | Урок 16. Изготовление футляра для телефона | 1 | | Рассказать план работы изготовления футляра | Уметь выкроить футляр | Урок комплексного применения ЗУН | Словесный, практический | Коллективный, индивидуальный | Учебник 5 кл., швейные принадлежности | |
17. | Урок 17. Итоговая контрольная работа по разделу | 1 | | Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание. | Научиться правильно, планировать выполнение работы | Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН | Практический | Индивидуальный | Карточки задания | |
Учитель швейного дела: Сокольникова С.И.