СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс 2016-17

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для учащихся 7-х классов МКОУ «школа-лицей» №2.

           Настоящая программа по физике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы  основного общего образовании «Физика 7класс» и авторской программы  «Физика 7» О.Ф Кабардина.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 7 класс 2016-17»

18




























































  1. Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся 7-х классов МКОУ «школа-лицей №2».

Настоящая программа по физике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образовании «Физика 7класс» и авторской программы «Физика 7» О.Ф Кабардина.

Учебно-методический комплект

  1. Кабардин О.Ф. Физика 7. Учебник. - М. Просвещение – Граф.2011.

  2. Кабардин О.Ф. Физика – 7. Рабочая тетрадь №1. – М. Просвещение – Граф.2011.

  3. Лукашик Сборник задач по физике .7 - 9


Настоящей программой на изучение физики отводится 68 учебных часов в 7 классе

из расчёта два учебных часа в неделю.


Основной целью данной программы является построение логически последовательного курса изучения физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.

Основные задачи курса:

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величин, характеризующих эти явления, основных законах, их применение в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;

2. Научить применять полученные знания для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач;

3. Сформировать убеждённость в познаваемости мира, основ научного мировоззрения и физической картины мира;

4. Способствовать формированию теоретического мышления, овладении. адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

5. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, познавательную самостоятельность.

Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного и личностного подходов, овладение знаниями и умениями, необходимых в повседневной жизни.

















  1. Требования к уровню подготовки учащегося


В результате изучения физики ученик должен


знать/понимать:


• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом.

• смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха.

• смысл физических законов: Бойля-Мариотта, Архимеда.


уметь:

• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,

передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию.

• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, температуры, влажности воздуха.

• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.

• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях;

• решать задачи на применение изученных физических законов;

• осуществлять самостоятельный поиск информация естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

• контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

• рационального применения простых механизмов.















  1. Содержание учебного предмета физика


Физика и физические методы изучения природы(5 часов)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические опыты. Физические приборы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации

Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.

Лабораторные работы и опыты

    1. Измерение расстояний.

    2. Измерение времени между ударами пульса.

    3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.


Механические явления (37часов)

Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Система отсчета. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Демонстрации

      1. Равномерное прямолинейное движение.

      2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.

      3. Свободное падение тел.

Лабораторные работы и опыты

        1. Измерение скорости равномерного движения.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Масса - мера инертности и мера тяжести тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности тела.

Взаимодействие тел. Результат взаимодействия – изменение скорости тела или деформация тела. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.Правило сложения сил.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления.Закон Паскаля. Закон Архимеда. Гидравлические машины. Условие плавания тел.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела.Условия равновесия твёрдого тела.

Демонстрации

          1. Явление инерции.

          2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

          3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.

          4. Изменение скорости тел при взаимодействии.

          5. Деформация тел при взаимодействии.

          6. Измерение силы по деформации пружины.

          7. Третий закон Ньютона.

          8. Свойства силы трения.

          9. Сложение сил.

          10. Явление невесомости.

          11. Равновесие тела, имеющего ось вращения.

          12. Барометр.

          13. Опыт с шаром Паскаля.

          14. Гидравлический пресс.

          15. Опыты с ведёрком Архимеда.

Лабораторные работы и опыты

            1. Измерение массы тела.

            2. Измерение плотности твёрдого тела.

            3. Измерение плотности жидкости.

            4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.

            5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

            6. Сложение сил, направленных под углом.

            7. Измерение сил взаимодействия двух тел.

            8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

            9. Измерение атмосферного давления.

            10. Исследование условий равновесия рычага.

            11. Нахождение центра тяжести плоского тела.

            12. Измерение архимедовой силы.

            13. Изучение условий плавания тел.

Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Работа как мера изменения энергии.Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.Методы измерения энергии, работы и мощности.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

Демонстрации

              1. Реактивное движение модели ракеты.

              2. Простые механизмы.

              3. Наблюдение колебаний тел.

              4. Наблюдение механических волн.

              5. Наблюдение колебаний струны или ножек камертона и возникновение звуковых колебаний.

              6. Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.

Лабораторные работы и опыты

                1. Измерение работы

                2. Измерение КПД наклонной плоскости.

                3. Изучение колебаний маятника.

                4. Измерение мощности.

                5. Исследования превращений механической энергии.

Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.

Тепловые явления (25 часов)

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества.Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

Демонстрации

                  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.

                  2. Модель хаотического движения молекул в газе.

                  3. Модель броуновского движения.

                  4. Сцепление твёрдых тел.

                  5. Повышение давления воздуха при нагревании.

                  6. Расширение твёрдого тела при нагревании.

                  7. Демонстрация образцов кристаллических тел.

                  8. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.

Лабораторные работы и опыты

  1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

  2. Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре.

  3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура и её измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Зависимость температуры кипения от давления.Насыщенный пар. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации

  1. Принцип действия термометра.

  2. Теплопроводность различных материалов.

  3. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

  4. Конвекция в жидкостях и газах.

  5. Теплопередача путём излучения.

  6. Явление испарения.

  7. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

  8. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.

  9. Конденсация паров воды на стакане со льдом.

  10. Определение абсолютной влажности воздуха по точке росы.

  11. Явления плавления и кристаллизации.

Лабораторные работы и опыты

    1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

    2. Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.

    3. Измерение удельной теплоёмкости вещества.

    4. Измерение удельной теплоты плавления льда.

    5. Исследование процесса испарения. Исследование тепловых свойств парафина.

    6. Измерение влажности воздуха.

Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.

Резервное время –1 час.










  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Название темы

Всего часов

Число лабораторных работ

Число контрольных работ

Физика и физические методы изучения природы

5

2

-

Механические явления

37

7

2

Тепловые явления

25

2

1

Повторение

3

-

-

Всего

70

11

3












































Поурочное тематическое планирование по физике, 7 класс, 2 часа в неделю (70 часов)

Учебник О.Ф. Кабардин «Физика-7»

урока

Тема урока

К-во ч.

Дата

план

факт

Раздел 1.Физика и физические методы изучения природы (5 ч)

1

1

Физические явления.





2

2

Физические величины. Измерение длины. Экспериментальные задания 2.1




3

3

Лабораторная работа №1(2.2)

«Определение цены деления измерительного прибора»




4

4

Измерение времени. Экспериментальное задание 3.1




5

5

Лабораторная работа №2 (3.1)

«Измерение времени между двумя ударами пульса»




Раздел 2. Механические явления (37 ч)

6

1

Механическое движение. Экспериментальные задания 4.1, 4.2.




7

2

Скорость равномерного движения. Экспериментальное задание 5.1.




8

3

Таблицы и графики.

Методы исследования механического движения.




9

4

Масса тел Инерция.




10

5

Лабораторная работа №3 (8.2)

«Измерение массы»




11

6

Плотность вещества.




12

7

Лабораторная работа №4 (9.3)

«Измерение плотности твердого тела»




13

8

Сила.




14

9

Сила тяжести.




15

10

Сила упругости. Вес тела.




16

11

Лабораторная работа №5 (12.1)

«Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы»




17

12

Сила трения




18

13

Лабораторная работа № 6 (19.1)

«Исследование силы трения»




19

14

Сложение сил. Равнодействующая.




20

15

Равновесие тел. Рычаг. Момент силы.




21

16

Лабораторная работа №7 (14.1)

«Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения»




22

17

Центр тяжести тела. Эк. 15.1




23

18

Давление. Экс. 16.1




24

19

Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах.




25

20

Гидравлические машины.




26

21

Сообщающиеся сосуды.




27

22

Закон Архимеда.




28

23

Лабораторная работа «Условия плавания тел» ЭКС 17.1




29

24

Решение задач на закон Архимеда.




30

25

Атмосферное давление.




31

26

Барометр-анероид. Манометры.




32

27

Контрольная работа 1.




33

28

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии.




34

29

Работа и мощность.




35

30

Простые механизмы.




36

31

Лабораторная работа №8 (22.1)

«КПД наклонной плоскости»




37

32

Механические колебания.




38

33

Лабораторная работа №9 (23.1)

«Изучение колебаний маятника»




39

34

Резонанс. Вынужденные колебания.




40

35

Механические волны.




41

36

Звуковые волны.




42

37

Контрольная работа №2.




Раздел 3. Тепловые явления (25 ч)

43

1

Атомное строение вещества.




44

2

Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Броуновское движение.




45

3

Агрегатные состояния вещества.




46

4

Расширение тел при нагревании. Эк. 28.1




47

5

Температура. Методы измерения температуры.




48

6

Внутренняя энергия.




49

7

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.




50

8

Лабораторная работа № 10 (31.1)

«Изучение явления теплообмена»




51

9

Решение задач.




52

10

Решение задач.




53

11

Виды теплопередачи: излучение, конвекция, теплопроводность




54

12

Плавление и кристаллизация




55

13

Решение графических задач.




56

14

Решение задач




57

15

Испарение и конденсация




58

16

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.




59

17

Решение задач.




60

18

Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха.




61

19

Лабораторная работа №11(34.2)

«Измерение влажности воздуха»




62

20

Теплота сгорания топлива




63

21

Решение задач.




64

22

Тепловые машины. Двигатели внутреннего сгорания.




65

23

Работа с тестом 4.




66

24

Зачет по формулам.




67

25

Итоговая контрольная работа за год.




68-70


Повторение










Критерии оценивания

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.



ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

Грубые ошибки

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  • Неумение выделить в ответе главное.

  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  • Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  • Неумение определить показание измерительного прибора.

  • Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  • Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  • Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  • Орфографические и пунктуационные ошибки.





Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Для обучения учащихся основной школы основам физических знаний необходима постоянная опора процесса обучения на демонстрационный физический эксперимент, выполняемый учителем и воспринимаемый одновременно всеми учащимися класса, а также на лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому физический кабинет оснащён полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы (80% оборудования устаревшее).

Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование как стрелочных электроизмерительных приборов, так и цифровых средств измерений.

Лабораторное и демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.

Кабинет физики снабжён электричеством в соответствии с правилами техники безопасности. К лабораторным столам подводится переменное напряжение 24-42В от щита комплекта электроснабжения.

К демонстрационному столу подведено напряжение 24 В, 42 В и 220 В. Имеются две доски в кабинете: деревянная (для писания мелом) и интерактивная.

В кабинете физики имеется:

  • противопожарный инвентарь;

  • аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;

  • инструкция по правилам безопасности для обучающихся;

  • журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

Кроме демонстрационного и лабораторного оборудования, кабинет физики оснащён:

  • комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиапроектором и интерактивной доской;

  • учебно-методической, справочной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами и т.п.);

  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ учащихся, проведения контрольных работ;

  • баннерами фундаментальных констант и шкалы электромагнитных волн;

  • кабинет физики оснащён комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!