Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор МОУ «СОШ №21» Зам.директора по НМР на заседании МО
____________ _________ Протокол № ___
«___» ____________200__г. «___» _________200__г. «___»_______200 __г
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ________________Биология_____________________ __________
Учитель _____________________________________________________________________________
Классы ______7 класс Количество часов на учебного года всего 62 часа в неделю нагрузка__2__часов
Запланировано: административных к / р _____1___; - лабораторных работ ____________7__________
зачетов - _____2_____; - Итоговые работы: индивидуальные карточки ___4__
практических работ - _____1_____; итог в тетради ________4_______
Проектов - ______________; - других видов работ (опыты)________8_____________
Планирование составлено на основе ________________базовой программы курса биологии ________________________________
УМК учителя «Биология - 7 класс», В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, Изд-во «Ванта—Граф» 2008 г, рабочая тетрадь к учебнику, поурочная разработка 7 класс.
УМК учащегося ««Биология - 7 класс», В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, Изд-во «Ванта—Граф» 2008 г, рабочая тетрадь к учебнику,
Цель.: 1. Целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий: концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом (на основании) примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса и авторской программы В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко., Биология: Животные. М.:Вентана—Граф, 2008 г.
Согласно учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (год 68 часов).
Цели и задачи курса: (из пояснительной записки программы):
1) Приобретение знаний о строении, жизнедеятельности животных, их эволюционность
2) Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
3) Использовать знания и умения в практической деятельности ( в программу включены лабораторные работы) и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть экологического воспитания и гигиенической грамотности.
4) Овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов позновательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.
5) Развитие позновательной деятельности, их мотивированности к самостоятельной учебной работе—предполагается работа с тетрадью, в которую включены схемы, таблицы, вопросы и задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Биология 7 класс», В.М. Констанинова, И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, М.:Вентана-Граф, 2008 г.
Методические пособия для учителя:
И.Н. Пономарева и др. Биология 7 класс.—Методическое пособие 7 класс для учителя М.: 2005г
Т.А. Сухова и др.– Биология в основной школе: программа 5—11. М.:Вентана—Граф, 2008 г.
Дополнительная литература для учителя:
Дмитриева Т.А. и др. Биология 6-7 класс. Вопросы, задания, задачи. –М.; Дрофа. 2002 г.
Сонин Н.И. Биология 7 класс. Лучшие нестандартные уроки. М., Айрис Пресс, 2004 г.
Дополнительная литература для учащихся.
Сикреты природы—М.; Росмэн, 1999 г.
Биология Энцеклопедия для детей. –М.; Аванта, 1994 г
Старикович НС.Ф. Замечательные звери. Рассказы, М. 1994 г.
Школьный атлас определитель птиц. М.;Просвещение, 1991 г.
Multimedia – поддержка курса. 1 Учебное электронное издание «Биология. Животные»
«Эволюционное развитие животных на Земле»»
№ | Тема уроков, тип урока, д/з | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители | Демонстрационные(наглядные)пособия |
Введение |
1 | Зоология—наука о животных | | Зоология—наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных | Назвать предмет изучения зоологии Описывать признаки животных Отличать животных от растений Выделять значение животных в природе и в жизни человека. | Вопросы учебника стр. 10 № 1—5, тетрадь | Плакаты |
Урок обобщения и систематизации знаний | |
П. 1 стр. 4—10, тетрадь №1 |
2 | Животные и окружающая среда | | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязь животных в природе: - хищничество; - паразитизм; - конкуренция; - симбиоз. | Давать определение понятию место обитания животного. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих там. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношения между животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания. | Вопросы учебника на стр. 17 № 1—5. тетрадь. | Плакаты |
Урок обобщения и систематизации знаний | |
П. 2 стр. 10—17, тетрадь. |
3. | Классификация животных и основные систематические группы | | Классификация животных. Значение классификации. Систематика. Вид. Популяция | Характеризовать систематику как науку о классификации животных. Отличать классификацию растений от животных. Объяснять значение классификации. Давать определение: - вид; - популяция; - ареал; | Вопросы учебника на стр. 20 № 1—4. тетрадь. | Плакаты |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
П. 3 стр. 17—20, тетрадь |
№ | Тема уроков, тип урока, д/з | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители | Демонстрационные(наглядные)пособия |
4 | Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии | | Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки. Краткая история развития зоологии. Методы изучения животных. | Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животного мира. Называть животных занесенных в красную книгу и находящихся на грани исчезновения. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных. Характеризовать этапы развития зоологии. | Вопросы учебника на стр. 22 № 1—3, и на стр. 25 № 1—5. | Плакаты |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
П. 4, 5 стр. 20—25 |
5 | Вводный контроль | | Индивидуальные задания | |
Урок контроля и оценки полученных знаний | |
П. 1—5 стр. 4—25. |
Строение тела животных |
6 | Клетка | | Клетка как структурная единица организма. Особенности животной клетки. | Перечислять основные органоиды клетки. Называть роль в клетках основных органоидов. Отличать клетки животных от растений | Вопросы учебника на стр. 31 № 1—3, тетрадь. | Микро - скоп, микропре- параты |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
П. 6 стр. 26—29, тетрадь |
№ | Тема уроков, тип урока, д/з | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители | Демонстрационные(наглядные)пособия |
7. | Ткани | | Ткань. Определение особенности строения. Виды ткани. Особенности строения основных видов ткани. | Давать определение термину ткань. Называть основные виды ткани. Объяснять почему у животных имеется нервная ткань. Характеризовать основные виды тканей. | Вопросы учебника на стр. 31 № 1 –3. Выполнение лабораторной работы №1 “Строение клетки и ткани» | Плакаты, Микро - препараты, микро - скоп |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
П. 7 стр. 29—31. тетрадь |
8 | Органы и системы органов | | Орган—часть организма. Системы органов. Организм как целостная система. План строения тела животного. Симметрия: лучевая, двусторонняя. | Орган—часть организма. Системы органов. Организм как целостная система. План строения тела животного. Симметрия: лучевая, двусторонняя. | Фронтальный опрос | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
П. 8 стр. 31—35, тетрадь |
Подцарство простейшие |
9. | Тип Саркодовые. Класс жгутиконосцы: Амеба обыкновенная | | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Тип саркодовые. Среды обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Образование цисты. | Называть среды обитания и способ передвижения. Описывать условия образования цист. Объяснять способы питания, выделения и размножения. Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом | Вопросы учебника на стр. 41 № 1—5, тетрадь | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
П. 9 стр. 36—41. тетрадь |
10 | Класс жгутиконосцы: Эвглена зеленая | | Одноклеточные и колониальные формы. Среда обитания и условия жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Типы питания | Распознавать по рисунку органоиды эвглены. Называть условия обитания и жизнедеятельности. Сравнивать эвглену зеленую и растительный организм. Выделять черты усложнения в строении эвглены. | Вопросы учебника на стр. 46 № 1—6, тетрадь | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
П. 10 стр. 41—46 |
11. | Тип Инфузории. Многообразие простейших. | | Среда обитания. Особенности строения инфузории. Особенности жизнедеятельности. Типы простейших. Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические простейшие—возбудители болезней. | Назвать функции органоидов инфузории. Доказывать усложненность инфузории. Выделять особенности размножения инфузории. Характеризовать типы простейших. Перечислять меры, предупреждающие заболевания. | Вопросы учебника на стр. 51 № 1 –3, на стр54 № 1—3, тетрадь. Лабораторная работа №1 “Строение и передвижение инфузории—туфельки» | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 11—12, стр. 46—54, тетрадь. Повторить п. 6—10 |
12 | Обобщающий урок | |
Индивидуальные задания |
Урок контроля и оценки полученных знаний | |
П. 6—1-стр.26—54. |
Подцарство Многоклеточные Тип Кишечнополостные |
13— 14 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика | | Признаки типа кишечнополостные. Одиночные и колониальные организмы. Размножение . Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение (специализация клеток) Жизнедеятельность. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса. | Называть признаки типа Кишечнополостные. Объяснять смысл термина - кишечнополостные. Называть образ жизни гидры. Перечислять значение различных клеток. Описывать особенности жизнедеятельности клеток гидры. Сравнивать строение одноклеточного и многоклеточного организмов. | Вопросы учебника на стр. 62 № 1—8, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок изучения и закрепления знаний. | |
П. 13, стр. 55—62, тетрадь |
№ | Тема уроков, тип урока, д/з | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители | Демонстрационные(наглядные)пособия |
15 | Морские кишечнополостные | | Роль кишечнополостных в жизни человека и в природе. | Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей типа кишечнополостные. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | Плакаты, учебник |
Урок закрепления и систематизации знаний. | |
П. 14 стр. 63—67, тетрадь |
Тип Черви. |
16—17 | Тип плоские черви | | Признаки типа плоских червей. Размножение. Гермафродитизм. Плоские черви возбудители заболеваний человека и животных. Цикл развития паразитических червей. | Называть функции систем внутренних органов. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Называть меры защиты от паразитических форм. Выявлять приспособленность к паразитическому образу жизни. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. | Вопросы учебника на стр. 72 № 1 –3, на стр. 79 № 1 –2., тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. | |
П. 15, стр. 68—73, п. 16 стр. 73—79, тетрадь |
18. | Тип круглые черви. | | Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу круглые черви. Объяснять меры профилактики заражения. Характеризовать образ жизни. | Вопросы учебника на стр. 82 № 1—5, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок изучения и закрепления знаний. | |
П. 18 стр. 79—82, тетрадь. |
19 | Тип Кольчатые черви | | Образ жизни, особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. | Называть системы органов. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнивать строение круглых и кольчатых червей. | Вопросы учебника на стр. 87 № 1-4, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. | |
П. 18 стр. 83—87, тетрадь
|
20 | Класс малощетинковые: дождевой червь. | | Образ жизни, особенности строения дождевого червя. Значение в природе и в жизни человека | Описывать приспособленность для жизни в почве. Объяснять роль червя в почвообразовании | Вопросы учебника на стр. 93 № 1—6. тетрадь. Лабораторная работа. № 2 “Внешнее строение дождевого червя» Лабораторная работа №3”Внутреннее строение дождевого червя» | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. | |
П. 19 стр. 87—93, повторить п. 13—18, тетрадь |
21 | Зачет | |
Индивидуальные карточки |
Урок контроля и коррекции знаний учащихся | |
П. 13—19, стр. 55—93, тетрадь |
Тип Моллюски. |
22 | Общая характеристика типа Моллюски | | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни. Система внутренних органов. Появление дыхательной системы. Процессы жизнедеятельности | Распознавать и описывать моллюсков. Выделять особенности строения и функции моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и червей. | Вопросы учебника на стр. 97 № 1-3, тетрадь | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. | |
П. 20 стр. 94—97, тетрадь |
23 | Класс брюхоногие моллюски | | Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека. Особенности строения. | Определять принадлежность моллюсков к классам Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков. Выделять приспособленность к среде обитания. Объяснять значение в природе и в жизни человека | Вопросы по учебнику стр. 102 №1—3, тетрадь | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 21 стр. 98—102, тетрадь |
24 | Класс двустворчатые | | Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека. Особенности строения. | Определять принадлежность моллюсков к классам Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков. Выделять приспособленность к среде обитания. Объяснять значение в природе и в жизни человека |
Вопросы по учебнику стр.107 № 1—4, тетрадь Лабораторная работа № 4 “Внешнее строение раковины моллюсков» | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 22 стр. 102—108. |
25 | Класс головоногие моллюски | | Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков в природе и жизни человека. Особенности строения. | Называть функции головоногих моллюсков. Выделять особенности строения головоногих моллюсков. Характеризовать по плану представителей классов Моллюсков | Вопросу учебника на стр. 112 № 1—7. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок. | |
П. 23 стр. 108—112, тетрадь, повторить тип Моллюски. |
26 | Зачет | |
Индивидуальные карточки |
Урок контроля и коррекции знаний учащихся | |
П.20—23 стр. 94—112, тетрадь |
Тип Членистоногие. |
27 | Класс ракообразные | | Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных Система внутренних органов. | Распознавание животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее и внутреннее строение членистоногих. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Выявлять приспособленность ракообразных к среде обитания. | Вопросы учебника на стр.119 № 1—3, Тетрадь. Лабораторная работа. | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. | |
П. 24 стр. 113—119, тетрадь |
28 | Класс Паукообразные | | Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных Система внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных в природе и жизни человека. | Узнавать по рисункам системы внутренних органов паука. Описывать внешнее строение паукообразных. Доказывать, что паукообразные сложный организм. Характеризовать практическое значение паукообразных. | Вопросы учебника на стр. 124 № 1—3, тетрадь | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок. | |
П. 25 стр. 119—125, тетрадь |
29—30 | Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. | | Образ жизни. Внешнее и внутреннее строение. Типы ротового аппарата. Жизнедеятельность и поведение на раздражение. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение. | Описывать внешнее строение насекомого. Объяснять типы ротового аппарата с характерным приемом пищи. Выделять приспособленность насекомых к местообитанию. Выделять особенности внутреннего строения. Сравнивать внутреннее строение паука и насекомого | Вопросы учебника на стр. 129 № 1-3, тетрадь. Лабораторная работа № 5 “Внешнее строение насекомого» | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок. | |
П. 26 стр. 125—129, тетрадь. |
31 | Типы развития и многообразие насекомых | | Развитие насекомых с полным и неполным превращение. Стадии развития. | Приводить примеры насекомых с разным типом развития. Описывать стадии развития. Объяснять значение развития насекомых с разным типом. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 27. стр. 129—134, тетрадь. |
32 | Полезные и вредные насекомые. Значение насекомых | | Значение насекомых в жизни человека и в природе. Одомашненные насекомые . Продукты пчеловодства, шелководства. Охрана насекомых. Отрицательное значение насекомых—вредители, переносчики –заболеваний. Методы борьбы человека с вредными насекомыми. | Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использование. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. Характеризовать меры по охране насекомых. Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми. Уметь приводить примеры вредных насекомых. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Доклады. Сообщения. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 28, 29 стр. 135—143, повт. П. 24—27, стр. 113—134. тетрадь |
33 | Зачет | |
Индивидуальные карточки |
Урок контроля и коррекции знаний учащихся | |
П. 24—27, стр. 113—134. тетрадь |
Тип Хордовые |
34 | Общие признаки хордовых животных. | | Общие признаки хордовых: внутренний скелет. Нервная трубка, пищеварительная трубка. Двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. | Распознавать животных типа Хордовых. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. | Вопросы учебника на стр. 152 № 1—4, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 30 стр. 146—152, тетрадь |
35 | Надкласс Рыбы: общая характеристика и внешнее строение. | | Особенности внешнего строения рыб на примере костистых рыб. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Характеризовать функции плавников рыб | Вопросы учебника на стр. 155 № 1—3. Лабораторная работа. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 31 стр. 152—155, тетрадь |
36 | Внутреннее строение рыб | | Системы внутренних органов | Называть отделы, органы систем и их функции. Перечислять характерные черты внутреннего строения рыб. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. Выделять особенности строения рыб. | Вопросы учебника на стр. 161 № 1-3, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 32 стр. 155—161, тетрадь |
37. | Особенности размножения рыб | | Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности миграции и заботы о потомстве. | Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Приводить примеры проходных рыб. Выделять особенности строения и функции органов размножения рыб. Объяснять значение миграции. | Вопросы учебника на стр. 163 № 1—3. тетрадь | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. | |
П. 33 стр. 161—163. тетрадь. |
38 | Основные систематические группы. Значение рыб. | | Хрящевые рыбы Многообразие костистых рыб. Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Их значение в происхождении земноводных. Приспособленность рыб к разным условиям жизни. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыболовство. Охрана рыб. | Называть представителей класса хрящевых и костных рыб. Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб. Перечислять особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб. Называть представителей промысловых рыб. Характеризовать роль рыб в жизни человека и в природе. Охрана рыб. | Вопросы учебника на стр. 172 № 1—5, тетрадь. Доклады, сообщения. | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления знаний | |
П. 34, 35 стр. 163—171. тетрадь. Повторить п. 30—33. |
39 | Обобщение темы «Рыбы» | |
Индивидуальные карточки |
Повторно-закрепляющий урок | |
П. 30—35, стр. 146—171 |
Класс Земноводные |
40 | Общая характеристика. Среда обитания и строение тела земноводного | | Признаки класса. Место обитания и образ жизни. Внешнее строение. Признаки наземного образа жизни. Скелет и мускулатура | Узнавать отделы скелета земноводных. Описывать внешнее строение земноводных. Описывать приспособленность животного к жизни на суше и в воде. Сравнивать скелет рыб и земноводных | Вопросы учебника на стр. 178 № 1—3. тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления знаний | |
П. 36, стр. 174—178. тетрадь. |
41 | Строение деятельность внутренних органов | | Система внутренних органов. Обмен веществ и энергии | Узнавать по рисунку системы органов. Называть функции систем внутренних органов Сравнивать строение систем внутренних органов | Вопросы учебника на стр. 182 № 1—3, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 37, стр. 178—182 |
42 | Годовой цикл и происхождение земноводных | | Размножение. Внешнее оплодотворение Развитие лягушек с метаморфозом. Сходство личинок земноводных с рыбами. Вымершие земноводные | Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать строение головастика и взрослой особи. Объяснить появление метаморфозы. | Вопросы учебника на стр. 185 № 1—4. тетрадь. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 38 стр. 182—185, тетрадь |
43. | Многообразие и значение земноводных. | | Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и жизни человека.. Охрана земноводных. | Называть места обитания земноводных и основные отряды. Указывать причины сокращения и меры по повышению количества земноводных. Характеризовать роль амфибий в природе. | Вопросы на стр. 188 № 1—9. тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок контроля и корректировки знаний. | |
П. 39 Стр. 186—189., тетрадь. |
44 | Контроль знаний | |
Индивидуальный раздаточный материал—карточки |
Урок контроля и оценки знаний. | |
П. 36—39, стр. 174— 189, тетрадь |
Класс Пресмыкающие (Рептилии) |
45 | Внешнее строение и скелет рептилий. | | Особенности внешнего строения. Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Строение скелета. | Назвать приспособление в строение и жизнедеятельности для наземного образа жизни. Объяснять название класса «Пресмыкающие». Сравнивать внешнее строение ящерицы и тритона. Знать особенности строения скелета ящерицы. | Вопросы учебника на стр. 193 № 11—4. тетрадь. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 40 стр. 190—193, тетрадь |
46. | Внутреннее строение и жизнедеятельность Пресмыкающие | | Особенности внутреннего строения. Обмен веществ. Поведение. Размножение и развитие. | Перечислять усложнение органов и систем органов. Узнавать по рисункам системы органов и их функции. Выделять особенности размножения. Способствующие сохранению потомства. Характеризовать в сравнении пресмыкающих и земноводных. | Вопросы учебника на стр. 197 № 1—5, тетрадь | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок. | |
П. 41 стр. 193—197, тетрадь. |
47. | Многообразие пресмыкающих. | | Отряды класса Пресмыкающие. Ядовитые змеи и первая помощь при укусах. Неядовитые змеи | Называть известные виды пресмыкающих , различных отрядов. Распознавать и описывать представителей разных отрядов. Перечислять общие признаки класса. | Вопросы учебника на стр. 201 № 1—4, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок обобщения и систематизации знаний | |
П. 42 , стр. 197—201. тетрадь |
48 | Значение пресмыкающих. Древние Пресмыкающие. | | Роль пресмыкающих в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающих. Разнообразие древних пресмыкающих. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры. | Приводить примеры ящеров и их среды жизни. Назвать причины вымирания. Объяснять роль пресмыкающих в природе и жизни человека. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Доклады. Сообщения. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок. | |
П. 43 стр. 201—205, тетрадь |
49 | Обобщение темы | |
Индивидуальные карточки |
Повторно-закрепляющий урок | |
П. 40—43, стр. 190—205. тетрадь |
№ | Тема урока Тип урока Домашнее задание | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Элементы дополнительного содержания |
Тема: Класс Птиц. |
50 | Среда обитания и внешний вид птицы. | | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения . Приспособление к полету. Усложнение покрова по сравнению с пресмыкающимися. | Характеризовать типы перьевого покрова и его значение для птиц. Описывать приспособлено внешнего строения для полета. Сравнивать внешнее строение птиц и пресмыкающих. | Вопросы учебника на стр. 210 № 1—5, тетрадь. Лабораторная работа. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 44 стр. 206—210 |
51 | Опорно-двигательная система | | Скелет птицы. Отделы. Приспособленность к полету. Мышцы. | Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменение скелета птиц в связи с полетом. | Вопросы учебника на стр. 213 № 1 –3. тетрадь. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок. | |
П. 45 стр. 210—213, тетрадь |
52 | Внутреннее строение птиц. | | Системы внутренних органов. Приспособление к полету. Интенсивный обмен веществ | Узнавать по рисунку системы органов. Назвать прогрессивные черты в строении по сравнению с пресмыкающими. Выделять приспособленность систем внутреннего строения птиц к полету. Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающих.. Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы. Причины интенсивности обмена веществ. | Вопросы учебника на стр,218, № 1—5, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок. | |
П. 46 стр. 213—218, тетрадь |
№ | Тема урока Тип урока Домашнее задание | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Элементы дополнительного содержания |
53 | Размножение и развитие птиц | | Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. | Называть этапы развития яйца и зародыша. Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом. Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между выводковыми и гнездовыми птицами. | Вопросы учебника на стр. 221 № 1 –3. тетрадь. | Плакаты, учебник |
Комбинированный урок | |
П. 47 стр. 218—221. |
54. | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | | Поведение птиц на различных этапах годового цикла | Называть причины появления у птиц инстинкта перелета. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Характеризовать значение гнезд в жизни птиц. | Вопросы учебника на стр. 228 № 1 –4, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок закрепления знаний. | |
П. 48 стр. 221—228. тетрадь |
55. | Многообразие птиц | | Экологические группы птиц по местам обитания. Экологические группы птиц по типу питания. | Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять особенности строения птиц различных экологических групп. | Вопросы учебника на стр. 237 № 1—4.. Тетрадь. Доклады, сообщения. | Плакаты, учебник |
Урок обобщения и систематизации знаний | |
П. 49 стр. 228— 237. тетрадь |
56 | Значение и охрана птиц | | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в природе и в жизни человека. Промысловые рыбы, их реальное использование и охрана. Домашние птицы | Перечислить роль птиц в природе и в жизни человека. Приводить примеры хозяйственного использования птиц. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и исчезающих птиц. Распознавать и описывать домашних птиц | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Доклады. Сообщения. | Плакаты, учебник |
Урок обобщения и систематизации знаний | |
П. 50 стр. 237— 243. тетрадь |
№ | Тема урока Тип урока Домашнее задание | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Элементы дополнительного содержания |
57. | Обобщение темы | |
Индивидуальные карточки |
Повторно-закрепляющий урок | |
П. 44—50стр. 206—243. тетрадь |
Класс Млекопитающие |
58. | Внешнее строение. Среды жизни и место обитания | | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и место обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи и шерстяной покров. Железы млекопитающих | Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенности строения. | Вопросы учебника на стр. 247 № 1—5, тетрадь | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
П. 51 стр. 244—247, тетрадь |
59. | Внутреннее строение Млекопитающих | | Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательного аппарата. Усложнение органов чувств, поведения. | Перечислять особенности строения скелета. Узнавать по рисункам системы внутренних органов и называть их функции. Выделять особенности внутреннего строения. | Вопросы учебника на стр. 254 № 1—5, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
П. 52 стр. 248— 254, тетрадь |
60. | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой цикл жизни. | | Размножение и развитие млекопитающих, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. | Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходства и различия в размножении пресмыкающих и млекопитающих. Называть группу рептилий, являющих предками млекопитающих. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания молоком. Характеризовать по плану размножение и развитие млекопитающих. Объяснять влияние сезонных изменений на жизнь млекопитающих. | Вопросы учебника на стр. 258 № 1—6. Вопросы учебника на стр. 262 № 1—5., тетрадь | Плакаты, учебник | |
Комбинированный урок. | | |
П. 53, 54, стр. 254—262, тетрадь. | |
61 | Высшие звери | | Признаки отряда. | Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Находить черты сходства млекопитающих в данных группах. Сравнивать отряды. | Вопросы учебника, тетрадь. | Плакаты, учебник | |
Комбинированный урок | | |
П. 55, стр. 263—268, П. 56, стр. 268— 273., тетрадь. | |
62. | Экологические группы млекопитающих Отряд приматы. | | Среды обитания. Экологические группы. | Перечислять основные экологические группы зверей. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания. | Вопросы учебника на стр. 279 № 1—5, тетрадь. | Плакаты, учебник | |
Урок обобщения и систематизации знаний | | |
П. 57, 58 стр. 274—279, тетрадь. | |
63 | Значение млекопитающих. | | Домашние звери. Охрана млекопитающих. | Приводить примеры хозяйственных групп животных. Распознавать и описывать домашних животных. Называть промысловых животных. Объяснять роль млекопитающих для человека и в природе. | Вопросы учебника на стр. 285. тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок обобщения и систематизации знаний | |
П. 59 стр. 279—285, тетрадь. |
64 | Обобщение темы | |
Индивидуальные карточки |
Повторно-закрепляющий урок | |
П. 51—58, стр. 244—278. тетрадь |
Развитие органического мира |
65. | Доказательства эволюции животного мира. | | Понятие об эволюции. Учение Ч.Дарвина. Многообразие животного мира. | Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции. | Вопросы учебника на стр. 292 № 1,2, тетрадь. | Плакаты, учебник |
Урок обобщения и систематизации знаний. | |
П. 60 стр. 288—292, тетрадь |
66 | Основные этапы развития животного мира | | Основные этапы развития животного мира. Происхождение и эволюция хордовых. | Называть основные этапы развития эволюционного мира. Выделять приспособленность животных в процессе эволюции. Объяснять роль изменения условий на эволюцию животных | Вопросы чебника на стр. 298 № 1—10, тетрадь. | |
Урок обобщения и систематизации знаний | |
П. 61 стр. 292—298, тетрадь. |
ДЕКОРАТИВНЫЕ НАКЛЕЙКИ
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕКОРАТИВНЫЕ НАКЛЕЙКИ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕКОРАТИВНЫЕ НАКЛЕЙКИ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕКОРАТИВНЫЕ НАКЛЕЙКИ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕКОРАТИВНЫЕ НАКЛЕЙКИ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕКОРАТИВНЫЕ НАКЛЕЙКИ