СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9 кл общество Кравченко

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа 9 кл общество Кравченко 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 кл общество Кравченко»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова.

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала.

Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Данная программа рассматривает :

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знанийнеобходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Общая характеристика предмета


Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Курсы обществознания в 6,7 классах являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.

Преподавание обществознания в 6-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.

Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.



Цели изучения «Обществознания» в основной школе

Курс направлен на осуществление компетентостного подхода в обучении обществознания, что предполагает формирование у учащихся информационно-коммуникативной компетентности, социально-мировоззренческой компетентности, гражданской компетентности, овладение комплексом общеучебных компетенций.

— создание условий для социализации личности; 
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; 
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; 
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

-воспитание гражданственности и любви к Родине;

-создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.


Задачи изучения «Обществознания» в основной школе:

  • Развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально - гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

  • Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно - бытовой деятельности.


Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

1. Кравченко А. И, Хромова И. С. Обществознание. Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2006. Допущено Министерством образования РФ.

2. Кравченко А. И. Обществознание. Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 Допущено Министерством образования РФ

Учебники:

1. Кравченко А. И. , Певцова Е. А. Обществознание. Учебник для 6 класса. Допущено Министерством образования РФ, ООО ТИД «Русское слово»

2. Кравченко А. И. Обществознание. Учебник для 7 класса. Допущено Министерством образования РФ, ООО ТИД «Русское слово»

3. Никитин А. Ф Введение в обществознание. Учебник для 8 класса. Допущено Министерством образования РФ. «Дрофа»

4. Кравченко А. И. , Певцова Е. А. Обществознание. Учебник для 9 класса. Допущено Министерством образования РФ, ООО ТИД «Русское слово»

Рабочие тетради:

1. Хромова И. С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А. И. Кравченко. «Обществознание 6,7,8,9 класс»

Пособия:

1. Кравченко А. И. Тесты по обществознанию 8-9 класс

Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию.


Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI – 35 часов, VII – 35 часов, VIII - 35 часов и IX класс 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Таблица 1.

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

6 класс

1

35

35

7 класс

1

35

35

8 класс

1

35

35

9 класс

1

35

35

Итого:

4

140

140


Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 6-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура».


9 класс – 35 часов

Глава 1.Политическая сфера (9 часов).

Власть.

Три формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Государственная власть: исполнительная, законодательная, судебная (дать в виде схемы). Пирамида власти. Авторитет. Источники власти: сила и авторитет. Иерархия. Активное меньшинство. Оппозиция.

Государство.

Государство как основной институт политической системы. Определение «государство» в узком и широком смысле. Работа с документом: «Государства древности: мозаика фактов». Признаки государства. Суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Причины появления государства. Военная кампания.

Национально – государственное устройство.

Интеграция и дифференциация в современном обществе: объединение и отделение наций. Сепаратизм. Централизованное государство: держава и империя. Общенациональное (национальное) государство. Многонациональное государство. Централизация. Основные формы национально – государственного устройства: унитарная, федеративная, конфедеративная, содружество.

Формы правления.

Формы правления по Аристотелю: основные (правильные) виды – монархия, аристократия, демократия; извращённые (неправильные) формы – тирания (автократия), олигархия, охлократия. Типы правления по Геродоту, Платону и Аристотелю: правление одного, правление немногих и правление многих или большинства. Монархия: абсолютная и ограниченная (конституционная) .Демократия. Республика: парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская) .Основные черты каждого вида республики. Демократия в РФ. Основные органы государственной власти в РФ и способы их образования. Власть в США. Импичмент.

Политические режимы.

Политический режим: демократический (либерально – демократический, парламентский) и недемократический (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный) . Основные признаки авторитаризма. Парламентаризм и парламент. Однопалатный и двух палатный парламент.

Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество как отражение реальности и как идеал или лозунг. Взаимосвязь понятий «гражданское общество», «гражданство» и «гражданин». Гражданство. Связь гражданства и избирательного права в историческом развитии. Политические права и свободы гражданина в современном демократическом государстве. Правовое государство и его признаки. Тоталитарное государство и его основные черты.

Голосование, выборы, референдум.

Активное и пассивное избирательное право. Активность избирателей. Выборы. Электорат. Референдум.

Политические партии.

Политическая партия. Конкуренция между партиями в борьбе за власть. Функции политической партии. Классификация политических партий. Партийная система. Многопартийность. Партийные блоки. Признаки политической партии: политическая программа, партийный устав, руководящие органы, разветвлённая сеть первичных местных организаций, активное участие в борьбе за власть. Политическая программа.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Политическая сфера.

Глава 2.Человек и его права (9 часов).

Право.

Социальные нормы. Дозволяющие, предписывающие, запрещающие правила, принятые в обществе. Юриспруденция, юристы, юридическая ответственность. Право. Признаки права. Права и обязанности. Обязанности гражданина. Ответственность. Правосознание. Функции права. Правовая культура личности. Нормы права. Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Гражданско - процессуальное и уголовно – процессуальное право. Гражданское право. Трудовое право, Семейное право. Иерархия правовых актов.

Закон и власть.

Взаимосвязь закона и власти. Ветви власти их основные институты (работа с текстом Конституции). Органы местного самоуправления (работа по главе 8 Конституции РФ).

Конституция.

Конституция. История возникновения конституций. Правовой статус человека. Международные документы в области охраны прав человека. Конституция РФ и её эволюция. Глава 2 Конституции РФ - Гражданин РФ и его права. Обязанности гражданина РФ. Президент РФ как гарант Конституции РФ.

Право и имущественные отношения.

Имущественные отношения. Собственник. Право собственности. Сделка. Гражданский кодекс РФ. Договор как вид сделки. Субъекты гражданского права. Моральный вред. Виды договоров. Иски.

Потребитель и его права.

Потребитель. Исполнитель. Основные права потребителей (по Закону о …). Изготовитель.

Труд и право.

Трудовое право. Трудовой договор. Трудовой кодекс. Трудовые права подростков.

Право, семья, ребёнок.

Семейное право. Права и обязанности супругов. Брачный контракт. Развод. Права и обязанности детей и родителей. Правоспособность и дееспособность. Опека и попечительство. Эмансипация. Общегражданские и политические права детей. Семейные права. Право на образование. Социальные права. Жилищное право. Трудовое право.

Преступление.

Преступление. Признаки преступления: деяние (действие или бездействие), общественная опасность, противоправность, виновность. Вина и её виды. Соучастники преступления: организатор, подстрекатель, пособник. Организованная преступность. Виды проступков: административные, гражданские и дисциплинарные. Ответственность за проступки и её виды. Презумпция невиновности. Подозреваемые и обвиняемые. Следователь. Криминалистика. Приговор: оправдательный или обвинительный. Наказание. Особенности наказания несовершеннолетних. Меры воспитательного воздействия.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Человек и его права.

Глава 3.Духовная сфера (8 часов).

Что такое культура.

Культура в широком и узком смысле. Культура народа. Культурный комплекс. Этикет. Культурное наследие. Культурные универсалии.

Культурные нормы.

Культурные нормы. Привычки. Манеры. Этикет. Обычай. Традиция. Вкус. Увлечение. Мода. Церемония. Ритуал. Нравы. Мораль общества. Обычное право. Санкции.

Формы культуры.

Формы культуры: элитарная, массовая, народная. Разновидности культуры: субкультура и контркультура. Элитарная культура и её признаки. Народная культура. Фольклор. Массовая или общедоступная культура.

Религия.

Понятие религии. Мифология. Фетишизм. Анимизм. Мировые религии.

Искусство.

Искусство в широком и узком смысле слова. Искусство и художественная культура. Красота .Добро. Истина.

Образование.

Исторические этапы и типы развития школы. Основные права и обязанности ученика. Устав школы.

Наука.

Наука как самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Функции науки .Классификация науки.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Духовная сфера.

Итоговое повторение.( 1 час)

Распределение учебного материала в 9 классе

Наименование раздела

Количество часов

1

Политическая сфера

9

2

Человек и его права

9

3

Духовная сфера

8

4

Резерв. Повторение и подготовка к ГИА

9


Итого

35


Планируемые результаты учебного предмета, курса.

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

IX класс

Учащиеся должны знать:

Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

Политические режимы: понятие, типы и формы;

Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

Основные признаки политических партий, функции и роль;

Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

Понятие, структуру конституции;

Правовое регулирование имущественных отношений;

Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

Функции науки, классификацию наук.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

Объяснять особенности политических режимов;

Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

Объяснять сущность разделения властей;

Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

Характеризовать систему местного самоуправления;

Характеризовать духовную жизнь человека и общества;

Анализировать привычки, манеры людей;

Объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;

Анализировать формы культуры;

Сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;

Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают;

Разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!