тПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.), на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2012 г.)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год. ( 2 часа в неделю)
Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.
Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
При изучении природоведения продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое на занятиях по курсу «Мир вокруг нас». Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Изучение природоведения способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Формы организации работы при изучении курса природоведения разнообразные уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий. Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. В частности, дети изображают с помощью моделей простейшие пищевые связи между организмами. Особое значение имеют модели, отражающие взаимодействие человека и природы. Они помогают учащимся прогнозировать последствия поступков людей или определенных способов хозяйственной деятельности и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования. Для лучшего усвоения правил поведения в природе целесообразно использовать знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Нельзя недооценивать и значения яркого, эмоционального рассказа учителя. Содержание и форма такого рассказа способствуют пробуждению интереса и любви к природе у детей. Важное место в учебном процессе должны занять ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной литературы, практическая работа по охране природы.
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая дает возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением курса. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воду и воздух, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных». Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы, а также, между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены.
Содержание учебного курса
III КЛАСС (68 ч)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (8 ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
140
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (9 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Основные требования к знаниям, умениям
и навыкам учащихся.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Что такое тела, вещества. Частицы.
Компоненты живой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.
Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки.
Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки.
Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.
Некоторые взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу.
Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:
Различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных.
Устно описывать объекты природы;
Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
Подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
Измерять температуру воздуха с помощью термометра;
Проводить самостоятельные наблюдения в природе;
Изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.
Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
Выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру
3 класс (2ч/н ) 68час. 2015-2016 уч.г.
№ | Тема | Количество часов | Дата |
| | | |
| 1 четверть (17час) | | |
| Как устроен мир? | 6 | |
1 | Что такое природа? Живая и неживая природа | 1 | |
2 | Человек.Общество | 1 | |
3 | Мир глазами эколога | 1 | |
4 | Природа в опасности | 1 | |
5 | Природа вокруг нас (экскурсия) | 1 | |
6 | Природе нужна твоя помощь | 1 | |
| Эта удивительная природа | 19 | |
7 | Тела, вещества, частицы | 1 | |
8 | Разнообразие веществ | 1 | |
9 | Воздух и его охрана | 1 | |
10 | Вода | 1 | |
11 | Превращение и круговорот воды | 1 | |
12 | Берегите воду! | 1 | |
13 | Как разрушаются камни | 1 | |
14 | Что такое почва | 1 | |
15 | Разнообразие растений | 1 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | |
17 | Размножение и развитие растений | 1 | |
| 2 четверть (14час) | | |
18(1) | Охрана растений | 1 | |
19(2) | Разнообразие животных | 1 | |
20(3) | Кто что ест | 1 | |
21(4) | Невидимая сеть и невидимая пирамида | 1 | |
22(5) | Размножение и развитие животных | 1 | |
23(6) | Охрана животных | 1 | |
24(7) | В царстве грибов | 1 | |
25(8) | Великий круговорот жизни | 1 | |
| Мы и наше здоровье | 8 | |
26(9) | Организм человека | 1 | |
27(10) | Органы чувств | 1 | |
28(11) | Надёжная защита организма | 1 | |
29(12) | Опора тела и движение | 1 | |
30(13) | Наше питание | 1 | |
31(14) | Дыхание и кровообращение | 1 | |
| 3 четверть (21час) | | |
32 | Умей предупреждать болезни | 1 | |
33 | Здоровый образ жизни | 1 | |
| Наша безопасность | 9 | |
34 | Огонь, вода и газ | 1 | |
35-36 | Чтобы путь был счастливым | 2 | |
37-38 | Дорожные знаки | 2 | |
39 | Дорожные знаки (экскурсия) | 1 | |
40 | Опасные места | 1 | |
41 | О молниях, змеях, собаках и прочем | 1 | |
42-43 | Экологическая безопасность | 2 | |
| Чему учит экономика? | 12 | |
44 | Для чего нужна экономика? | 1 | |
45 | «Три кита экономики» | 1 | |
46 | Полезные ископаемые | 1 | |
47 | Растениеводство | 1 | |
48 | Животноводство | 1 | |
49 | Какая бывает промышленность | 1 | |
50-51 | Что такое деньги | 2 | |
52 | Государственный бюджет | 1 | |
| 4 четверть(16час) | | |
53 | Семейный бюджет | 1 | |
54-55 | Экономика и экология | 2 | |
| Путешествие по городам и странам | 13 | |
56-58 | Золотое кольцо России | 3 | |
59 | Наши ближайшие соседи | 1 | |
60-61 | На севере Европы | 2 | |
62 | Что такое Бенилюкс? | 1 | |
63 | В центре Европы | 1 | |
64-65 | Путешествие по Франции и Великобритании | 2 | |
66 | На юге Европы | 1 | |
67-68 | По знаменитым местам мира. Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) | 1 | |