Муниципальное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования
«Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано на методическом объединении ____ _________________2013г. Руководитель МО _____/_______________________ | «Утверждаю»___________ директор школы /Минченок Н.И./ ____ __________________ 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Лабораторный практикум по физиологии человека»
(16 часов)
для 8 класса
на 2013/2014 учебный год
Астафьева Анастасия Александровна
2013год
Пояснительная записка
«Лабораторный практикум по физиологии человека» для 8-х классов рассчитан на 16 часов, 0.5 часа в неделю или 1 час в неделю первое или второе полугодие.
В настоящее время особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые на человеке. Проделав своими руками опыты, каждый из которых в свое время был крупной вехой в развитии науки, обучающийся на протяжении 8 класса пройдет основные ступени того пути, по которому шла и развивалась физиология на протяжении трех с половиной веков. Подобраны в основном такие работы, для проведения которых не требуется особое оснащение и сложные приборы. В практикуме присутствуют опыты, позволяющие изучать возрастные особенности различных органов и систем организма, а также их функций не в статике, а в динамике, для чего в работы введены специальные функциональные нагрузки.
Предлагаемый курс связан с содержательными блоками уроков биологии и является его практическим продолжением.
Курс позволяет ориентироваться на интересы учащихся и помогает решать важные учебно-воспитательные задачи.
Цель курса – подкрепление теоретических знаний полученных на уроках биологии, формирование у учащихся более глубокого понимания физиологических процессов происходящих в организме человека.
Задачи:
Выработка навыков физиологического эксперимента;
Развитие интереса к предмету;
Формирование умения выявлять взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных систем организма;
Формирование навыков здорового образа жизни.
Условия реализации
Для эффективного проведения занятий в группе должно быть не более 15 человек. Для лучшего усвоения техники физиологического эксперимента и изучения различных физиологических явлений лабораторные работы выполняют либо индивидуально, либо в парах.
Четкое выполнение лабораторных работ учащимися существенно зависит от правильной организации занятия. Учащиеся должны быть заранее подготовлены к занятию. Ход работы и ее теоретическое обоснование должны быть зафиксированы в тетради.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
уметь планировать и проводить исследования, делать математическую обработку результатов, формулировать выводы;
уметь применять теоретические знания на практике;
владеть понятийным аппаратом по анатомии и физиологии человека;
уметь объяснять влияние алкоголя и никотина на физиологические функции организма.
Механизм оценки результатов
Для успешного обучения необходимо планирование контроля усвоения знаний и анализ результатов этого контроля с целью коррекции ошибок. Для проведения анализа контроля особенно важным является накопление информации о динамике качества знаний у учащихся, выработка мер по устранению ошибок и трудностей.
Формы контроля:
Отчеты по выполненным лабораторным работам.
Зачеты собеседования после каждого раздела практикума.
Обсуждение контрольных вопросов.
Дискуссии.
Практическая проектная деятельность «мой анатомо-физиологичекий портрет»
Предметно – ориентированный курс «Лабораторный практикум по физиологии человека». Предусматривает различные формы и методы работы: работа в парах, индивидуальные занятия, исследовательскую и проектную деятельность, выполнение опытов, проведение экскурсий.
Содержание элективного курса
Онтогенез
Размножение- неотъемлемое свойство живого. Процесс полового размножения. Стадии гамет: оогенез, сперматогенез. Оплодотворение. Стадии развития зародыша.
Кровообращение
БКК и МКК. Движение крови по сосудам. Работа сердца. Кровяное давление. Нервная регуляция деятельности сердца и сосудов.
Лабораторный практикум:
1 Подсчет пульса до и после нагрузки.
2 Измерение величины кровяного давления.
Дыхание
Механизмы дыхательного акта. Газообмен в легких и тканях.
Лабораторный практикум:
1 Определение ЖЕЛ
Пищеварение и обмен веществ
Работа органов пищеварения. Пищеварительные ферменты. Две стороны обмена веществ, их единство. Роль витаминов.
Лабораторный практикум:
1 Действие ферментов слюны на крахмал. Действие пепсина на белок.
2 Обнаружение витамина С в продуктах питания.
3 Составление дневного рациона.
Опорно-двигательная система.
Работа костно-мышечного аппарата. Строение и функции позвоночника.
Лабораторный практикум:
1 Выявление нарушения осанки
2 определение наличия плоскостопия.
3 Определение гибкости позвоночника.
Нервная деятельность
Виды рефлексов. Рефлекторная дуга. Механизмы возбуждения и торможения.
Лабораторный практикум:
1 Коленный рефлекс
2 Реакции безусловного торможения. Рефлекторная реакция зрачка.
3 Энцефалограмма
ВНД
Внимание и память. Речь и мышление.
Лабораторный практикум:
1 Определение объема кратковременной памяти.
2 Определение навыков логического и пространственного мышления.
Темперамент
Лабораторный практикум:
1 тесты на определение типа темперамента.
Анализаторы.
Функции анализаторов- общий обзор. Функционирование слухового аппарата. Функции зрительного анализатора, возникновение и анализ зрительных образов.
Лабораторный практикум:
1 Бинауральнй слух. Определение остроты слуха.
2 Кожно-гальваническая реакция на тактильный, зрительный, слуховой раздражители.
3 Возникновение пространственного зрительного эффекта.
4 Определение остроты зрения.
Заключительное занятие
Индивидуальные отчеты в виде практической проектной деятельности «Мой анатомо-физиологический портрет»
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Половое размножение. Оогенез, сперматогенез | 1 |
2 3 | Кровообращение. Работа сердца. Л .Р. Подсчет пульса до и после нагрузки Л.Р. Измерение величины кровяного давления. | 1 1 |
4 | Дыхание. Механизмы дыхательного акта Л.Р. Определение ЖЕЛ | 1 |
5 | Пищеварение Пищеварительные ферменты. Л.Р. Действие ферментов слюны на крахмал. Действие пепсина. | 1 |
6 7 | Обмен веществ. Л.Р. Обнаружение витамина С в продуктах питания. Составление дневного рациона. | 1 1 |
8 | Опорно-двигательная система. Л.Р. Выявление нарушения осанки. Определение наличия плоскостопия. Определение гибкости позвоночника | 1 |
9 10 | Нервная деятельность Л.Р. Коленный рефлекс. Реакции безусловного торможения Л.Р. Рефлекторная реакция зрачка. Энцефалограмма | 1 1 |
11 12 | ВНД Л.Р. Определение объема кратковременной памяти. Л.Р.Определение навыков логического и пространственного мышления | 1 1 |
13 14 | Анализаторы. Л.Р. Бинауральнй слух. Определение остроты слуха .КГР на тактильный, зрительный, слуховой раздражители. Л.Р. Возникновение пространственного зрительного эффекта. Определение остроты зрения. | 1 1 |
15 | Типы темперамента. Л.Р. Тесты на определение типа темперамента | 1 |
16 | Проектная деятельность «Мой анатомо-физиологический портрет» | 1 |
| ИТОГО | 16 |
4.Список литературы
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Акимушкин И. Занимательная биология. – Молодая гвардия, 1972.
Косенко 3.И., Ремезова А. Рассказы о жизни мозга. – М.: Детская литература, 1964.
Коштоянц X.С. Великий русский физиолог И. М. Сеченов. – М: Воениздат, 1972.
Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. – М.: Просвещение, 1984.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – М.: Просвещение, 1983.
Нарышкина М. Рассказы о Павлове. – М. – Л.: Детгиз, 1952.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Воронин Л.Г., Маш, Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1983.
Комсов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников – М.: Просвещение, 1982.
Хрипкова А.Г. Методика преподавания факультативных курсов по биологии. - М.: Просвещение, 1981.
Карташев Н.И., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анатомии, физиологии, гигиене человека, 2000.