СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по биологии для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Лабораторный практикум по физиологии человека» для 8-х классов рассчитан на 16 часов, 0.5 часа в неделю или 1 час в неделю первое или второе полугодие. 

Предлагаемый курс связан с содержательными блоками уроков биологии и является его практическим продолжением.

Курс позволяет ориентироваться на интересы учащихся и помогает решать важные учебно-воспитательные задачи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по биологии для 8 класса»

Муниципальное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования

«Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»

Согласовано

на методическом объединении

____ _________________2013г.

Руководитель МО

_____/_______________________

«Утверждаю»___________

директор школы /Минченок Н.И./

____ __________________ 2013г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Лабораторный практикум по физиологии человека»

(16 часов)

для 8 класса

на 2013/2014 учебный год














Астафьева Анастасия Александровна








2013год


  1. Пояснительная записка

«Лабораторный практикум по физиологии человека» для 8-х классов рассчитан на 16 часов, 0.5 часа в неделю или 1 час в неделю первое или второе полугодие.

В настоящее время особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые на человеке. Проделав своими руками опыты, каждый из которых в свое время был крупной вехой в развитии науки, обучающийся на протяжении 8 класса пройдет основные ступени того пути, по которому шла и развивалась физиология на протяжении трех с половиной веков. Подобраны в основном такие работы, для проведения которых не требуется особое оснащение и сложные приборы. В практикуме присутствуют опыты, позволяющие изучать возрастные особенности различных органов и систем организма, а также их функций не в статике, а в динамике, для чего в работы введены специальные функциональные нагрузки.

Предлагаемый курс связан с содержательными блоками уроков биологии и является его практическим продолжением.

Курс позволяет ориентироваться на интересы учащихся и помогает решать важные учебно-воспитательные задачи.

Цель курса – подкрепление теоретических знаний полученных на уроках биологии, формирование у учащихся более глубокого понимания физиологических процессов происходящих в организме человека.

Задачи:

  1. Выработка навыков физиологического эксперимента;

  2. Развитие интереса к предмету;

  3. Формирование умения выявлять взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных систем организма;

  4. Формирование навыков здорового образа жизни.



    1. Условия реализации

Для эффективного проведения занятий в группе должно быть не более 15 человек. Для лучшего усвоения техники физиологического эксперимента и изучения различных физиологических явлений лабораторные работы выполняют либо индивидуально, либо в парах.

Четкое выполнение лабораторных работ учащимися существенно зависит от правильной организации занятия. Учащиеся должны быть заранее подготовлены к занятию. Ход работы и ее теоретическое обоснование должны быть зафиксированы в тетради.

    1. Ожидаемые результаты

Учащиеся должны:

  • уметь планировать и проводить исследования, делать математическую обработку результатов, формулировать выводы;

  • уметь применять теоретические знания на практике;

  • владеть понятийным аппаратом по анатомии и физиологии человека;

  • уметь объяснять влияние алкоголя и никотина на физиологические функции организма.



    1. Механизм оценки результатов


Для успешного обучения необходимо планирование контроля усвоения знаний и анализ результатов этого контроля с целью коррекции ошибок. Для проведения анализа контроля особенно важным является накопление информации о динамике качества знаний у учащихся, выработка мер по устранению ошибок и трудностей.

Формы контроля:

  1. Отчеты по выполненным лабораторным работам.

  2. Зачеты собеседования после каждого раздела практикума.

  3. Обсуждение контрольных вопросов.

  4. Дискуссии.

  5. Практическая проектная деятельность «мой анатомо-физиологичекий портрет»

Предметно – ориентированный курс «Лабораторный практикум по физиологии человека». Предусматривает различные формы и методы работы: работа в парах, индивидуальные занятия, исследовательскую и проектную деятельность, выполнение опытов, проведение экскурсий.

  1. Содержание элективного курса

  1. Онтогенез

Размножение- неотъемлемое свойство живого. Процесс полового размножения. Стадии гамет: оогенез, сперматогенез. Оплодотворение. Стадии развития зародыша.

  1. Кровообращение

БКК и МКК. Движение крови по сосудам. Работа сердца. Кровяное давление. Нервная регуляция деятельности сердца и сосудов.

Лабораторный практикум:

1 Подсчет пульса до и после нагрузки.

2 Измерение величины кровяного давления.

  1. Дыхание

Механизмы дыхательного акта. Газообмен в легких и тканях.

Лабораторный практикум:

1 Определение ЖЕЛ

  1. Пищеварение и обмен веществ

Работа органов пищеварения. Пищеварительные ферменты. Две стороны обмена веществ, их единство. Роль витаминов.

Лабораторный практикум:

1 Действие ферментов слюны на крахмал. Действие пепсина на белок.

2 Обнаружение витамина С в продуктах питания.

3 Составление дневного рациона.

  1. Опорно-двигательная система.

Работа костно-мышечного аппарата. Строение и функции позвоночника.

Лабораторный практикум:

1 Выявление нарушения осанки

2 определение наличия плоскостопия.

3 Определение гибкости позвоночника.

  1. Нервная деятельность

Виды рефлексов. Рефлекторная дуга. Механизмы возбуждения и торможения.

Лабораторный практикум:

1 Коленный рефлекс

2 Реакции безусловного торможения. Рефлекторная реакция зрачка.

3 Энцефалограмма

  1. ВНД

Внимание и память. Речь и мышление.

Лабораторный практикум:

1 Определение объема кратковременной памяти.

2 Определение навыков логического и пространственного мышления.

Темперамент

Лабораторный практикум:

1 тесты на определение типа темперамента.

  1. Анализаторы.

Функции анализаторов- общий обзор. Функционирование слухового аппарата. Функции зрительного анализатора, возникновение и анализ зрительных образов.

Лабораторный практикум:

1 Бинауральнй слух. Определение остроты слуха.

2 Кожно-гальваническая реакция на тактильный, зрительный, слуховой раздражители.

3 Возникновение пространственного зрительного эффекта.

4 Определение остроты зрения.

  1. Заключительное занятие

Индивидуальные отчеты в виде практической проектной деятельности «Мой анатомо-физиологический портрет»



  1. Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

1

Половое размножение. Оогенез, сперматогенез

1


2

3

Кровообращение. Работа сердца.

Л .Р. Подсчет пульса до и после нагрузки

Л.Р. Измерение величины кровяного давления.

1

1

4

Дыхание. Механизмы дыхательного акта

Л.Р. Определение ЖЕЛ

1

5

Пищеварение Пищеварительные ферменты.

Л.Р. Действие ферментов слюны на крахмал. Действие пепсина.


1

6

7

Обмен веществ.

Л.Р. Обнаружение витамина С в продуктах питания.

Составление дневного рациона.


1

1

8

Опорно-двигательная система.

Л.Р. Выявление нарушения осанки. Определение наличия плоскостопия. Определение гибкости позвоночника

1

9



10


Нервная деятельность

Л.Р. Коленный рефлекс. Реакции безусловного торможения

Л.Р. Рефлекторная реакция зрачка. Энцефалограмма

1



1

11


12

ВНД

Л.Р. Определение объема кратковременной памяти.

Л.Р.Определение навыков логического и пространственного мышления

1


1

13



14

Анализаторы.

Л.Р. Бинауральнй слух. Определение остроты слуха .КГР на тактильный, зрительный, слуховой раздражители.

Л.Р. Возникновение пространственного зрительного эффекта. Определение остроты зрения.


1



1


15

Типы темперамента.

Л.Р. Тесты на определение типа темперамента

1

16

Проектная деятельность

«Мой анатомо-физиологический портрет»


1


ИТОГО

16



4.Список литературы


    1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Акимушкин И. Занимательная биология. – Молодая гвардия, 1972.

  2. Косенко 3.И., Ремезова А. Рассказы о жизни мозга. – М.: Детская литература, 1964.

  3. Коштоянц X.С. Великий русский физиолог И. М. Сеченов. – М: Воениздат, 1972.

  4. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология выс­шей нервной деятельности и психология. – М.: Просвещение, 1984.

  5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – М.: Просвещение, 1983.

  6. Нарышкина М. Рассказы о Павлове. – М. – Л.: Детгиз, 1952.

    1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Воронин Л.Г., Маш, Р.Д. Методика проведения опытов и наблю­дений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1983.

  2. Комсов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников – М.: Просвещение, 1982.

  3. Хрипкова А.Г. Методика преподавания факультативных курсов по биологии. - М.: Просвещение, 1981.

  4. Карташев Н.И., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анато­мии, физиологии, гигиене человека, 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!