СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "История развития права России 11 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Данная программа  составлена на основе программы "История развития права России", разработанной Волгоградским государственным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (составитель М.В. Мустафина. Правоведение. 10 – 11 классы: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2007).

Программа предназначена для обучающихся 11 класса. Продолжительность курса – 34 часа. Продолжительность занятий – 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по обществознанию "История развития права России 11 класс"»

Управление образования МР «Печора»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п.Каджером


«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ОУ

____________Л.В.Годун

«______» сентября 2014г.








РЕКОМЕНДОВАНА

Экспертным Советом

УО МР «Печора»

Протокол №____


от «__» сентября 2014г.














ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


«История развития права России»


11 класс


Срок реализации: 1 год




Составитель: учитель обществознания Чумакова М. И.













п. Каджером

2014 г.



Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе программы "История развития права России", разработанной Волгоградским государственным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (составитель М.В. Мустафина. Правоведение. 10 – 11 классы: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2007).

Программа предназначена для обучающихся 11 класса. Продолжительность курса – 34 часа. Продолжительность занятий – 1 час в неделю.

Данный курс обеспечивает углубленное изучение права и позволяет расширить юридический кругозор обучающихся.

В процессе изучения данного курса обучающиеся имеют возможность ознакомиться с правовыми традициями России, проследить развитие права с Древней Руси до начала

ХХI в. На занятиях рассматриваются развитие системы отраслей, институтов и норм права, анализируется содержание и структура наиболее значимых нормативно-правовых актов.

Курс «История развития права в России» является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства и права на разных территориях и в разные исторические эпохи. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. Все правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. Связь времен позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе.

Программа предусматривает использование индивидуальной, парной, групповой форм учебной работы, проведение сюжетных, ролевых игр, работу с документами (практикум);.

Возможны следующие виды деятельности обучающихся:

- анализ источников (практикум);

- устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией;

- написание эссе;

- подготовка презентаций



Цели курса:

  • создать у учащихся целостное представление о праве посредством поэтапного знакомства с историей его возникновения;

  • формирование правосознания, системы собственных представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях



Задачи курса.

Обучающие:

  • формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия, характеризовать основные правовые институты;

  • формирование умений объяснять взаимосвязь государства и права;

  • развивать умения анализировать правовые документы



  • создать у учащихся целостное представление о праве посредством поэтапного знакомства с историей его возникновения.

Воспитательные:

  • воспитание гражданской ответственности и достоинства;

  • воспитание уважения к правам и свободам человека, к традициям своей страны, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку, уважение к закону.

Развивающие:

  • развитие умений самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами, решать практические задачи;

  • развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;

  • развитие навыков и умений для того, чтобы научиться дискутировать, аргументировано доказывать свою точку зрения.

По окончании изучения курса учащиеся должны знать: 

  • особенности развития права и преемственность в развитие законодательства;

  • основные нормативно-правовые акты в разное историческое время;

  • содержание юридической деятельности правителей.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать особенности отраслей и источников права в различное историческое время;

  • объяснять: взаимосвязь государства и права;

  • различать: формы права; отрасли права; субъекты права; правомерное и неправомерное поведение; основания и порядок назначения наказания;  

  • анализировать документы с точки зрения конкретных условий их приема и реализации;

  • участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.









Тематический план

  Тема урока

Кол-во

часов

 

Тема I. Древнерусское право.

2

1

Судопроизводство Древней Руси.

1

2

«Русская Правда» как памятник права Киевской Руси.

1

 

Тема II. Право в период феодальной раздробленности.

3

3

Особенности развития права в период феодальной раздробленности.

1

4

Псковская судная грамота.

1

5

Право и монголо-татарское нашествие.

1

 

Тема III. Феодальное право в XV – XVI вв.

3

6

Развитие русского феодального права в XV – XVI вв.

1

7

Судебная система в XV – XVI вв.

1

8

Судебник 1550 г.

1

 

Тема IV. Правовая политика самодержавной монархии в XVII – XVIII вв.

3

9

Соборное уложение 1649 г.

1

10

Правовые преобразования Петра I.

1

11

Идеи Просвещения в правовой политике Екатерины II.

1

 

Тема V. Развитие права в XIX в. – начале ХХ в.

8

12

Правовые преобразования в правление Александра I.

1

13

Правовые представления декабристов.

1

14

Кодификация права в правление Николая I.

1

15

Крестьянская реформа 1861 г.

1

16

Судебная реформа 1864 г.

1

17

Развитие права в пореформенный период.

1

18

Оформление конституционной монархии в России.

1

19

Законодательная политика Временного правительства.

1

 

Тема VI. Становление и развитие социалистического права.

10

20

Формирование социалистического права.

1

21

Конституция 1918 г.

1

22

Развитие права в 20-х гг. Конституция 1924 г.

1

23

Конституция 1936 г.

1

24

Основные тенденции развития советского права в 1930-е гг.

1

25

Правоохранительные органы в 1930-х гг. Создание ГУЛАГа.

1

26

Право в годы Великой Отечественной войны.

1

27-28

Право в период «эпохи застоя».

1

29

Конституция 1977 г.

1

 

Тема VII. Право в период 1991 – 2014 г.

4

30-31

Изменения в праве в годы перестройки.

1

32-33

Право на современном этапе.

1

34

Итоговое занятие

1

Календарно-тематический план



занятия

Дата

план

Дата факт

Раздел

Тема

занятия и содержание


Форма

проведения

Количество часов

1



Древнерусское право.

Судопроизводство Киевской Руси. Этапы судебного процесса. Система доказательств. Божий суд. Особенности уголовного и гражданского правонарушения.

Лекция с элементами беседы

1

2




«Русская Правда» как памятник права Киевской Руси. Причины, цель появления документа. Структура «Русской Правды». Основное содержание. Недостаток «Русской Правды».

Групповая работа Практикум


1

3



Право в период феодальной раздробленности.

Особенности развития права в период феодальной раздробленности. Особенности развития права в Галицком, Владимирском  княжествах, Новгородской республике.

Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией

1

4











Псковская судная грамота. Причины, цель принятия Псковской судной грамоты. Структура документа. Отличие Псковской судной грамоты от «Русской Правды». Особенности уголовного и гражданского права.

Групповая работа Практикум


1

5




Право и монголо-татарское нашествие. Русские княжества – данники Золотой Орды. Источники права в Золотой Орде. Влияние Золотой Орды на развитие русского права.

Лекция с элементами беседы

1

6



Феодальное право в XV – XVI вв.

Развитие русского феодального права в XV – XVI вв. Источники общерусского права в XV – XVI вв. Основные тенденции развития права в XV – XVI вв.  

Влияние церковного права на семейное право.



Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией

1

7




Судебная система в XV – XVI вв. Формы судебного процесса: состязательный и розыскной. Инстанции судебной системы. Судебные органы. Юрисдикция церковного суда. Судебные органы церкви. Система наказаний в церковном праве.

Лекция с элементами беседы

1

8




Судебник 1550 г.

Судебник 1550 г. Структура документа. Понятие преступления. Преступления против государства и против личности. Система наказаний.

Групповая работа Практикум


1

9












Правовая политика самодержавной монархии в XVII – XVIII вв.

Соборное уложение 1649 г. Уложение 1649 г.: причины появления. Структура и содержание документа. Процедура суда по Уложению. Система преступлений. Стадии преступного деяния. Система наказаний. Вещное, обязательственное и наследственное право.

Групповая работа Практикум


1

10




Правовые преобразования Петра I. Кодификация законов: причины, результат. Наиболее распространенные формы правовых актов. Изменение правового статуса дворянства – «Указ о единонаследии», «Табель о рангах». Изменение в правовом положении церкви. Новые источники права. Изменения в судебной системе, наследственном, семейном, обязательственном, уголовном праве.

Лекция с элементами беседы

1

11




Идеи Просвещения в правовой политике Екатерины II.

Содержание политики просвещенного абсолютизма. Деятельность Уложенной комиссии. Идеи «Наказа». Жалованные грамоты. Правовое положение дворян, городского населения, крестьян. Законодательство о предпринимательстве.

Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией

1

12
















Развитие права в XIX в. – начале ХХ в.

Правовые преобразования в правление Александра I. Либеральные преобразования Александра I. Отображение идей европейского либерализма в правовой деятельности Александра I. Проект Сперанского. Консервативный период правления Александра I. Конституция Царства Польского. Работа над Конституцией России. Проект Аракчеева об освобождении крепостных крестьян.

Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением

1

13




Правовые представления декабристов.

Правовые представления декабристов. Тайные общества декабристов. Программные документы Южного и Северного обществ.

Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением

1

14




Кодификация права в правление Николая I.

Кодификация законов в правление Николая I: причины, результат. Деятельность Сперанского. Складывание основных отраслей права. Изменения в гражданском, наследственном, семейном правах. Новый Уголовный Кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»: структура, содержание.

Групповая работа Практикум


1

15




Крестьянская реформа 1861 г. Крестьянская реформа 1861 г.: причины, результат. Основные положения реформы «Манифеста». Незаконченность реформы.

Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением

1

16




Судебная реформа 1864 г.

Судебная реформа 1864 г. Новые принципы судебной системы. Основные положения реформы. Результат ее проведения. Значение реформы.

Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением

1

17




Развитие права в пореформенный период.

Контрреформы Александра III: причины, результат. Судебные  преобразования. Развитие гражданского судопроизводства. Уголовные Уложения 1885 и 1903 гг. Правовое регулирование экономики.

Групповая работа Практикум


1

18




Оформление конституционной монархии в России.

Оформление конституционной монархии в России. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка»: причины принятия, основные положения. Изменения в основных законах Российской империи. Выборы в Государственную думу. Правовая деятельность Государственных Дум.

Групповая работа Практикум


1

19




Законодательная политика Временного правительства.

Декларация Временного правительства о его составе и задачах. Формирование новых министерств. Законодательная политика Временного правительства.

Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией

1

20



Становление и развитие социалистического права.

Формирование социалистического права. Революционное правотворчество. Изменения в семейном, трудовом, гражданском, уголовном праве. Свобода толкования права. Создание правоохранительных и репрессивных органов.

Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией

1

21









Конституция 1918 г. Конституция 1918 г.: причины принятия. Структура, особенности Конституции. Содержание и значение Конституции.

Групповая работа Практикум


1

22




Развитие права в 20-х гг. Конституция 1924 г.

Кодификационная работа и формирование системы нового законодательства в период НЭПа. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов. Создание нового социалистического федеративного государства. Структура, особенности, и содержание Конституции СССР 1924 г.

Лекция с элементами беседы

1

23




Конституция 1936 г. Конституция 1936 г. Цель принятия. Структура, особенности Конституции. Основные идеи. Права и обязанности граждан. Декларация и действительность.

Групповая работа Практикум


1

24




Основные тенденции развития советского права в 1930-е гг. Доктрина «социалистической законности». Установление административного контроля над населением. Изменения в трудовом, семейном, гражданском праве.

Лекция с элементами беседы

1

25

















Правоохранительные органы в 1930-х гг. Создание ГУЛАГа. Централизация правоохранительной системы. Образование НКВД. Особенности судебного процесса. Методы ведения судебного следствия. Идеологическое обоснование массовых репрессий в 1930-х гг. Причины, результаты репрессий. Создание системы исправительно-трудовых учреждений. ГУЛАГ.

Лекция с элементами беседы

1

26




Право в годы Великой Отечественной войны. Изменения в праве в период Великой Отечественной войны. Приказы № 270 и 293 за 1941 г., № 227 за 1942 г. Указы Президиума СССР. Депортации народов. Деятельность НКВД. Система военной юстиции.

Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением

1

27-28




Право в период «эпохи застоя». Правовые изменения в 1950 – 1980 гг. Диссидентское движение: цель, причины, методы борьбы, результат. СБСЕ о правах человека.

Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением

2

29




Конституция 1977 г. Конституция 1977 г. –  «Конституция развитого социализма». Цель принятия. Структура, особенности  Конституции. Недостаток Конституции. Декларация и действительность.

Групповая работа Практикум


1

30



Право в период 1991 – 2014 г.

Изменения в праве в годы перестройки. Обновление законодательства в период «перестройки».

Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением

1

31-32















Право на современном этапе. Право в период 1991 – 2014 гг.: проблемы,  перспективы. Развитие судебной системы в РФ. Основные положения Конституции 1993 г. Основы конституционного строя. Современное понимание прав и свобод человека. Построение основ правового государства.

Лекция с элементами беседы

Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией

2

34




Итоговое занятие.

Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением

1



Список литературы:

  1. Гомола А.И., Панцерная С.Г. История государства и права России. М., 2007.

  2. Исаев И.А. История государства и права России. М., 2006.

  3. История государства и права СССР. Сборник документов. М., 1968.

  4. История России 1945-2008. Книга для учителя. М. Просвещение. 2008.

  5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999.

  6. Конституция РФ. М., 2005..

  7. Мустафина М. В. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!