п. Каджером
2014 г.
Данная программа составлена на основе программы "История развития права России", разработанной Волгоградским государственным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (составитель М.В. Мустафина. Правоведение. 10 – 11 классы: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2007).
Программа предназначена для обучающихся 11 класса. Продолжительность курса – 34 часа. Продолжительность занятий – 1 час в неделю.
Данный курс обеспечивает углубленное изучение права и позволяет расширить юридический кругозор обучающихся.
В процессе изучения данного курса обучающиеся имеют возможность ознакомиться с правовыми традициями России, проследить развитие права с Древней Руси до начала
ХХI в. На занятиях рассматриваются развитие системы отраслей, институтов и норм права, анализируется содержание и структура наиболее значимых нормативно-правовых актов.
Курс «История развития права в России» является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства и права на разных территориях и в разные исторические эпохи. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. Все правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. Связь времен позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе.
Программа предусматривает использование индивидуальной, парной, групповой форм учебной работы, проведение сюжетных, ролевых игр, работу с документами (практикум);.
№ | Тема урока | Кол-во часов |
| Тема I. Древнерусское право. | 2 |
1 | Судопроизводство Древней Руси. | 1 |
2 | «Русская Правда» как памятник права Киевской Руси. | 1 |
| Тема II. Право в период феодальной раздробленности. | 3 |
3 | Особенности развития права в период феодальной раздробленности. | 1 |
4 | Псковская судная грамота. | 1 |
5 | Право и монголо-татарское нашествие. | 1 |
| Тема III. Феодальное право в XV – XVI вв. | 3 |
6 | Развитие русского феодального права в XV – XVI вв. | 1 |
7 | Судебная система в XV – XVI вв. | 1 |
8 | Судебник 1550 г. | 1 |
| Тема IV. Правовая политика самодержавной монархии в XVII – XVIII вв. | 3 |
9 | Соборное уложение 1649 г. | 1 |
10 | Правовые преобразования Петра I. | 1 |
11 | Идеи Просвещения в правовой политике Екатерины II. | 1 |
| Тема V. Развитие права в XIX в. – начале ХХ в. | 8 |
12 | Правовые преобразования в правление Александра I. | 1 |
13 | Правовые представления декабристов. | 1 |
14 | Кодификация права в правление Николая I. | 1 |
15 | Крестьянская реформа 1861 г. | 1 |
16 | Судебная реформа 1864 г. | 1 |
17 | Развитие права в пореформенный период. | 1 |
18 | Оформление конституционной монархии в России. | 1 |
19 | Законодательная политика Временного правительства. | 1 |
| Тема VI. Становление и развитие социалистического права. | 10 |
20 | Формирование социалистического права. | 1 |
21 | Конституция 1918 г. | 1 |
22 | Развитие права в 20-х гг. Конституция 1924 г. | 1 |
23 | Конституция 1936 г. | 1 |
24 | Основные тенденции развития советского права в 1930-е гг. | 1 |
25 | Правоохранительные органы в 1930-х гг. Создание ГУЛАГа. | 1 |
26 | Право в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
27-28 | Право в период «эпохи застоя». | 1 |
29 | Конституция 1977 г. | 1 |
| Тема VII. Право в период 1991 – 2014 г. | 4 |
30-31 | Изменения в праве в годы перестройки. | 1 |
32-33 | Право на современном этапе. | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
№ занятия | Дата план | Дата факт | Раздел | Тема занятия и содержание | Форма проведения | Количество часов |
1 | | | Древнерусское право. | Судопроизводство Киевской Руси. Этапы судебного процесса. Система доказательств. Божий суд. Особенности уголовного и гражданского правонарушения. | Лекция с элементами беседы | 1 |
2 | | | | «Русская Правда» как памятник права Киевской Руси. Причины, цель появления документа. Структура «Русской Правды». Основное содержание. Недостаток «Русской Правды». | Групповая работа Практикум | 1 |
3 | | | Право в период феодальной раздробленности. | Особенности развития права в период феодальной раздробленности. Особенности развития права в Галицком, Владимирском княжествах, Новгородской республике. | Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией | 1 |
4 | | | | Псковская судная грамота. Причины, цель принятия Псковской судной грамоты. Структура документа. Отличие Псковской судной грамоты от «Русской Правды». Особенности уголовного и гражданского права. | Групповая работа Практикум | 1 |
5 | | | | Право и монголо-татарское нашествие. Русские княжества – данники Золотой Орды. Источники права в Золотой Орде. Влияние Золотой Орды на развитие русского права. | Лекция с элементами беседы | 1 |
6 | | | Феодальное право в XV – XVI вв. | Развитие русского феодального права в XV – XVI вв. Источники общерусского права в XV – XVI вв. Основные тенденции развития права в XV – XVI вв. Влияние церковного права на семейное право. |
Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией | 1 |
7 | | | | Судебная система в XV – XVI вв. Формы судебного процесса: состязательный и розыскной. Инстанции судебной системы. Судебные органы. Юрисдикция церковного суда. Судебные органы церкви. Система наказаний в церковном праве. | Лекция с элементами беседы | 1 |
8 | | | | Судебник 1550 г. Судебник 1550 г. Структура документа. Понятие преступления. Преступления против государства и против личности. Система наказаний. | Групповая работа Практикум | 1 |
9 | | | Правовая политика самодержавной монархии в XVII – XVIII вв. | Соборное уложение 1649 г. Уложение 1649 г.: причины появления. Структура и содержание документа. Процедура суда по Уложению. Система преступлений. Стадии преступного деяния. Система наказаний. Вещное, обязательственное и наследственное право. | Групповая работа Практикум | 1 |
10 | | | | Правовые преобразования Петра I. Кодификация законов: причины, результат. Наиболее распространенные формы правовых актов. Изменение правового статуса дворянства – «Указ о единонаследии», «Табель о рангах». Изменение в правовом положении церкви. Новые источники права. Изменения в судебной системе, наследственном, семейном, обязательственном, уголовном праве. | Лекция с элементами беседы | 1 |
11 | | | | Идеи Просвещения в правовой политике Екатерины II. Содержание политики просвещенного абсолютизма. Деятельность Уложенной комиссии. Идеи «Наказа». Жалованные грамоты. Правовое положение дворян, городского населения, крестьян. Законодательство о предпринимательстве. | Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией | 1 |
12 | | | Развитие права в XIX в. – начале ХХ в. | Правовые преобразования в правление Александра I. Либеральные преобразования Александра I. Отображение идей европейского либерализма в правовой деятельности Александра I. Проект Сперанского. Консервативный период правления Александра I. Конституция Царства Польского. Работа над Конституцией России. Проект Аракчеева об освобождении крепостных крестьян. | Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением | 1 |
13 | | | | Правовые представления декабристов. Правовые представления декабристов. Тайные общества декабристов. Программные документы Южного и Северного обществ. | Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением | 1 |
14 | | | | Кодификация права в правление Николая I. Кодификация законов в правление Николая I: причины, результат. Деятельность Сперанского. Складывание основных отраслей права. Изменения в гражданском, наследственном, семейном правах. Новый Уголовный Кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»: структура, содержание. | Групповая работа Практикум | 1 |
15 | | | | Крестьянская реформа 1861 г. Крестьянская реформа 1861 г.: причины, результат. Основные положения реформы «Манифеста». Незаконченность реформы. | Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением | 1 |
16 | | | | Судебная реформа 1864 г. Судебная реформа 1864 г. Новые принципы судебной системы. Основные положения реформы. Результат ее проведения. Значение реформы. | Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением | 1 |
17 | | | | Развитие права в пореформенный период. Контрреформы Александра III: причины, результат. Судебные преобразования. Развитие гражданского судопроизводства. Уголовные Уложения 1885 и 1903 гг. Правовое регулирование экономики. | Групповая работа Практикум | 1 |
18 | | | | Оформление конституционной монархии в России. Оформление конституционной монархии в России. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка»: причины принятия, основные положения. Изменения в основных законах Российской империи. Выборы в Государственную думу. Правовая деятельность Государственных Дум. | Групповая работа Практикум | 1 |
19 | | | | Законодательная политика Временного правительства. Декларация Временного правительства о его составе и задачах. Формирование новых министерств. Законодательная политика Временного правительства. | Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией | 1 |
20 | | | Становление и развитие социалистического права. | Формирование социалистического права. Революционное правотворчество. Изменения в семейном, трудовом, гражданском, уголовном праве. Свобода толкования права. Создание правоохранительных и репрессивных органов. | Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией | 1 |
21 | | | | Конституция 1918 г. Конституция 1918 г.: причины принятия. Структура, особенности Конституции. Содержание и значение Конституции. | Групповая работа Практикум | 1 |
22 | | | | Развитие права в 20-х гг. Конституция 1924 г. Кодификационная работа и формирование системы нового законодательства в период НЭПа. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов. Создание нового социалистического федеративного государства. Структура, особенности, и содержание Конституции СССР 1924 г. | Лекция с элементами беседы | 1 |
23 | | | | Конституция 1936 г. Конституция 1936 г. Цель принятия. Структура, особенности Конституции. Основные идеи. Права и обязанности граждан. Декларация и действительность. | Групповая работа Практикум | 1 |
24 | | | | Основные тенденции развития советского права в 1930-е гг. Доктрина «социалистической законности». Установление административного контроля над населением. Изменения в трудовом, семейном, гражданском праве. | Лекция с элементами беседы | 1 |
25 | | | | Правоохранительные органы в 1930-х гг. Создание ГУЛАГа. Централизация правоохранительной системы. Образование НКВД. Особенности судебного процесса. Методы ведения судебного следствия. Идеологическое обоснование массовых репрессий в 1930-х гг. Причины, результаты репрессий. Создание системы исправительно-трудовых учреждений. ГУЛАГ. | Лекция с элементами беседы | 1 |
26 | | | | Право в годы Великой Отечественной войны. Изменения в праве в период Великой Отечественной войны. Приказы № 270 и 293 за 1941 г., № 227 за 1942 г. Указы Президиума СССР. Депортации народов. Деятельность НКВД. Система военной юстиции. | Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением | 1 |
27-28 | | | | Право в период «эпохи застоя». Правовые изменения в 1950 – 1980 гг. Диссидентское движение: цель, причины, методы борьбы, результат. СБСЕ о правах человека. | Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением | 2 |
29 | | | | Конституция 1977 г. Конституция 1977 г. – «Конституция развитого социализма». Цель принятия. Структура, особенности Конституции. Недостаток Конституции. Декларация и действительность. | Групповая работа Практикум | 1 |
30 | | | Право в период 1991 – 2014 г. | Изменения в праве в годы перестройки. Обновление законодательства в период «перестройки». | Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением | 1 |
31-32 | | | | Право на современном этапе. Право в период 1991 – 2014 гг.: проблемы, перспективы. Развитие судебной системы в РФ. Основные положения Конституции 1993 г. Основы конституционного строя. Современное понимание прав и свобод человека. Построение основ правового государства. | Лекция с элементами беседы Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией | 2 |
34 | | | | Итоговое занятие. | Показ презентаций, подготовленных обучающимися с последующим обсуждением | 1 |