Управление образования МР «Печора»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п.Каджером
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ОУ ____________Л.В.Годун «______» сентября 2015г.
|
Рабочая программа элективного курса по обществознанию
«Изучаем Конституцию»
9 класс
II уровень обучения
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе авторской программы С.Н. Степанько «Правоведение. 8-9 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс.- Волгоград: Учитель, 2007» .
Составила учитель истории и обществознания- Чумакова М.И.
п. Каджером
2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу «Изучаем Конституцию» для 9 класса составлена на основе авторской программы С.Н. Степанько «Правоведение. 8-9 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс.- Волгоград: Учитель, 2007» .
Введение данного элективного курса в учебный план обусловлено практической необходимостью.
Отведённый в федеральном компоненте 1 час в неделю на обществознание не дает возможности качественно подготовить девятиклассников к экзамену. Данный курс позволяет более детально изучить такие темы курса 9 класса по обществознанию, как «Государство», «Право», тему «Местное самоуправление». Занятия носят практико-ориентированный характер, нацелены на подготовку обучающихся к ГИА в новой форме.
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве. Государству и обществу нужны твёрдые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других НПА. Именно на уроках права обучающиеся начинают овладевать основами культуры прав человека. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека; формировали чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.
Воспитание правового сознание на уроках права связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как свобода, справедливость. Данный курс направлен на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции, на воспитание социально активных и законопослушных граждан.
Цели курса:
воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, социальных отношениях между людьми;
формирование уважительного отношения к закону, чувство ответственности за свои действия;
формирование у обучающихся собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности.
Задачи курса:
Систематизировать знания обучающихся в сфере права.
Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.
Дать обучающимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе.
Углубить знания обучающихся о праве как об особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/Понимать:
что такое правовая система общества и какова роль государства и личности в ней; знать, что такое правовая норма, правовое государство, правовая культура, что такое гражданское общество, правовой статус граждан, основные признаки правового государства;
знать систему прав человека и гражданина в РФ, уметь строить свои отношения в рамках правовой системы;
знать принципы и систему государственного управления в РФ, особенности судебной системы, местного самоуправления;
знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения;
знать, чем отличаются подходы к определению права, роль системы права в регулировании общественных отношений. Общее в морали и праве, правосознание, каким образом взаимодействует право и правосознание. Правомерное поведение и его признаки;
Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
Уметь:
спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать выводы;
оперировать правовыми понятиями и терминами;
анализировать правовые источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно – популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
предоставления результатов изучения правового материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ, проектов, опорных карт, кластеров;
участия в дискуссиях по обществоведческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации социологические, исторические, графические и др. сведения;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определённых социальных действий; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Формы контроля:
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы:
решение познавательных заданий;
тестирование;
выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия;
решение проблемных вопросов;
понятийный диктант;
терминологический диктант;
составление схем и сравнительных таблиц;
работа с документами
работа в группе; работа в паре;
самостоятельная работа;
составление тезисного плана;
написание эссе;
подготовка устных выступлений
Тематический план (34 ч)
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел 1.Становление конституционализма в России и за рубежом – 6 часов |
1 | История появления конституции | 1 |
2 | Истоки конституционализма | 1 |
3 | Конституции зарубежных стран | 1 |
4 | Всеобщая декларация прав человека 1948 года | 1 |
5 | Советские Конституции | 1 |
6 | Урок-практикум по теме «Становление конституционализма в России и за рубежом» | 1 |
Раздел 2. Конституция РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ – 9 часов |
7 | Конституция Российской Федерации | 1 |
8 | Лабораторная работа по теме «Конституция РФ» | 1 |
9 | Конституционный строй РФ | 1 |
10 | Понятие прав человека | 1 |
11 | Основы правового статуса личности | 1 |
12 | Гражданство | 1 |
13 | Конституционные права и свободы. Уполномоченный по правам человека в РФ | 1 |
14 | Конституционно-правовой статус РФ | 1 |
15 | Обобщающее занятие по теме «Права и свободы человека и гражданина в РФ» | 1 |
Раздел 3. Особенности конституционного строя РФ – 3 часа |
16 | Субъекты Федерации | 1 |
17 | Практикум по теме «Субъекты Федерации» | 1 |
18 | Разделение властей и условия их взаимодействия | 1 |
Раздел 4. Органы власти Российской Федерации – 8 часов |
19 | Органы власти Российской Федерации | 1 |
20 | Президент РФ | 1 |
21 | Деловая игра «Выборы Президента» | 1 |
22 | Федеральное собрание РФ | 1 |
23 | Совет Федерации РФ | 1 |
24 | Государственная Дума | 1 |
25 | Правительство РФ | 1 |
26 | Обобщающее занятие по теме «Органы власти Российской Федерации» | 1 |
Раздел 5. Судебная система Российской Федерации – 3 часа |
27 | Судебная власть РФ | 1 |
27 | Конституционный суд РФ | 1 |
29 | Практическая работа по теме «Судебная власть РФ» | 1 |
Раздел 6. Местное самоуправление – 2 часа |
30 | Органы местного самоуправления, их функция | 1 |
31 | Деловая игра. Разработка и защита учебных проектов по теме «Местное самоуправление» | 1 |
Раздел 7. Избирательное право – 2 часа |
32 | Избирательная система РФ. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем | 1 |
33 | Практикум по теме «Избирательный процесс» | 1 |
34 | Обобщающее занятие по курсу | 1 |
| ИТОГО | 34 |
Содержание курса
Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. «Великая хартия вольности». «Декларация независимости» 4 июля 1776 года.
Реформаторская деятельность Александра Первого и движение декабристов. Первые попытки конституировать политические отношения. «Манифест 17 октября» - начало демократического конституционализма.. 1906 год – принятие «Основных государственных законов Российской империи» Теория «отмирания права». Задача права в социалистическом обществе. Первая советская конституция 1918 года, её особенности. 1922 год –образование СССР. Конституция СССР 31 января 1924 года и Конституция СССР 5 декабря 1936 года – общественное и государственное устройство, система управления, права и обязанности граждан, избирательная системы и государственные символы. 7 октября 1977 года – Конституция СССР. СССР – «развитое социалистическое общество». Принцип разделения властей.
Причины конституционного кризиса 90-х годов. 1993 год – противостояние Верховного Совета и Президента (с одной стороны) с Правительством (с другой стороны). 14 сентября 1993 года – Указ 1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Достоинства и недостатки Конституции РФ. Россия – демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Суверенитет. РФ – правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ.
Государство как система властных органов. Закрепление суверенитета в Конституции РФ. Конституционное значение понятия «гражданин РФ». Суверенитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Суверенитет народа. Три главные формы осуществления народовластия. Непосредственная демократия. Верховенство права. Государственный суверенитет. Идеологический плюрализм. РФ – полноправный член мирового сообщества. Политический плюрализм. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всей страны.
Идея прав человека в истории человечества. Понятие «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Право на равенство, жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии. Презумпция невиновности. Политические права и свободы: свобода мысли, слова и объединений, право участвовать в управлении делами государства. Классификация прав: социальные, культурные, экономические, неотъемлемые. Конституционные обязанности.
Многонациональное государство. Понятие суверенитета. Полный суверенитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Разделение полномочий в федеративном государстве. Основные этапы российского федерализма. Понятие федерации. Субъекты РФ. Основные права субъектов РФ.
Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства – кто он? Учреждение поста Президента. Права и обязанности, порядок избрания, функции Президента Импичмент.
РФ – государство с республиканской формой правления. Парламент – орган представительной власти в демократическом государстве. Две палаты парламента, состав, полномочия. Выборы парламента.
Организация исполнительной власти. Силовые министерства. НПА, регулирующие деятельность правительства. Задачи Правительства. Отставка правительства.
Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы власти. Прокуратура
Список литературы:
Гомола А.И., Панцерная С.Г. История государства и права России. М., 2007.
Исаев И.А. История государства и права России. М., 2006.
История государства и права СССР. Сборник документов. М., 1968.
История России 1945-2008. Книга для учителя. М. Просвещение. 2008.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999.
Конституция РФ. М., 2005..
Мустафина М. В. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2007.
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990.