СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Изучаем Конституцию» 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу «Изучаем Конституцию» для 9 класса составлена на основе авторской  программы С.Н. Степанько  «Правоведение. 8-9 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс.- Волгоград: Учитель, 2007» . 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Изучаем Конституцию» 9 класс»

Управление образования МР «Печора»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п.Каджером


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ОУ

____________Л.В.Годун

«______» сентября 2015г.





















Рабочая программа элективного курса по обществознанию

«Изучаем Конституцию»

9 класс

II уровень обучения

Срок реализации: 1 год




Составлена на основе авторской программы С.Н. Степанько «Правоведение. 8-9 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс.- Волгоград: Учитель, 2007» .




Составила учитель истории и обществознания- Чумакова М.И.











п. Каджером

2015 г.


Пояснительная записка.

Рабочая программа по элективному курсу «Изучаем Конституцию» для 9 класса составлена на основе авторской программы С.Н. Степанько «Правоведение. 8-9 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс.- Волгоград: Учитель, 2007» .


Введение данного элективного курса в учебный план обусловлено практической необходимостью.

Отведённый в федеральном компоненте 1 час в неделю на обществознание не дает возможности качественно подготовить девятиклассников к экзамену. Данный курс позволяет более детально изучить такие темы курса 9 класса по обществознанию, как «Государство», «Право», тему «Местное самоуправление». Занятия носят практико-ориентированный характер, нацелены на подготовку обучающихся к ГИА в новой форме.

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве. Государству и обществу нужны твёрдые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других НПА. Именно на уроках права обучающиеся начинают овладевать основами культуры прав человека. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека; формировали чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.

Воспитание правового сознание на уроках права связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как свобода, справедливость. Данный курс направлен на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции, на воспитание социально активных и законопослушных граждан.


Цели курса:

  • воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, социальных отношениях между людьми;

  • формирование уважительного отношения к закону, чувство ответственности за свои действия;

  • формирование у обучающихся собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности.


Задачи курса:

  1. Систематизировать знания обучающихся в сфере права.

  2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.

  3. Дать обучающимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе.

  4. Углубить знания обучающихся о праве как об особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.


Требования к уровню подготовки обучающихся


Знать/Понимать:

  • что такое правовая система общества и какова роль государства и личности в ней; знать, что такое правовая норма, правовое государство, правовая культура, что такое гражданское общество, правовой статус граждан, основные признаки правового государства;

  • знать систему прав человека и гражданина в РФ, уметь строить свои отношения в рамках правовой системы;

  • знать принципы и систему государственного управления в РФ, особенности судебной системы, местного самоуправления;

  • знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения;

  • знать, чем отличаются подходы к определению права, роль системы права в регулировании общественных отношений. Общее в морали и праве, правосознание, каким образом взаимодействует право и правосознание. Правомерное поведение и его признаки; 

  • Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.


Уметь:

  • спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать выводы;

  • оперировать правовыми понятиями и терминами;

  • анализировать правовые источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно – популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения правового материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ, проектов, опорных карт, кластеров;

  • участия в дискуссиях по обществоведческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации социологические, исторические, графические и др. сведения;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; 

  • предвидения возможных последствий определённых социальных действий; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Формы контроля:

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы:

  • решение познавательных заданий;

  • тестирование;

  • выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия;

  • решение проблемных вопросов;

  • понятийный диктант;

  • терминологический диктант;

  • составление схем и сравнительных таблиц;

  • работа с документами

  • работа в группе; работа в паре;

  • самостоятельная работа;

  • составление тезисного плана;

  • написание эссе;

подготовка устных выступлений



Тематический план (34 ч)

Тема

Кол-во часов

Раздел 1.Становление конституционализма в России и за рубежом – 6 часов

1

История появления конституции

1

2

Истоки конституционализма

1

3

Конституции зарубежных стран

1

4

Всеобщая декларация прав человека 1948 года

1

5

Советские Конституции

1

6

Урок-практикум по теме «Становление конституционализма в России и за рубежом»

1

Раздел 2. Конституция РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ – 9 часов

7

Конституция Российской Федерации

1

8

Лабораторная работа по теме «Конституция РФ»

1

9

Конституционный строй РФ

1

10

Понятие прав человека

1

11

Основы правового статуса личности

1

12

Гражданство

1

13

Конституционные права и свободы. Уполномоченный по правам человека в РФ

1

14

Конституционно-правовой статус РФ

1

15

Обобщающее занятие по теме «Права и свободы человека и гражданина в РФ»

1

Раздел 3. Особенности конституционного строя РФ – 3 часа

16

Субъекты Федерации

1

17

Практикум по теме «Субъекты Федерации»

1

18

Разделение властей и условия их взаимодействия

1

Раздел 4. Органы власти Российской Федерации – 8 часов

19

Органы власти Российской Федерации

1

20

Президент РФ

1

21

Деловая игра «Выборы Президента»

1

22

Федеральное собрание РФ

1

23

Совет Федерации РФ

1

24

Государственная Дума

1

25

Правительство РФ

1

26

Обобщающее занятие по теме «Органы власти Российской Федерации»

1

Раздел 5. Судебная система Российской Федерации – 3 часа

27

Судебная власть РФ

1

27

Конституционный суд РФ

1

29

Практическая работа по теме «Судебная власть РФ»

1

Раздел 6. Местное самоуправление – 2 часа

30

Органы местного самоуправления, их функция

1

31

Деловая игра. Разработка и защита учебных проектов по теме «Местное самоуправление»

1

Раздел 7. Избирательное право – 2 часа

32

Избирательная система РФ. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем

1

33

Практикум по теме «Избирательный процесс»

1

34

Обобщающее занятие по курсу

1


ИТОГО

34


Содержание курса


Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. «Великая хартия вольности». «Декларация независимости» 4 июля 1776 года.


Реформаторская деятельность Александра Первого и движение декабристов. Первые попытки конституировать политические отношения. «Манифест 17 октября» - начало демократического конституционализма.. 1906 год – принятие «Основных государственных законов Российской империи» Теория «отмирания права». Задача права в социалистическом обществе. Первая советская конституция 1918 года, её особенности. 1922 год –образование СССР. Конституция СССР 31 января 1924 года и Конституция СССР 5 декабря 1936 года – общественное и государственное устройство, система управления, права и обязанности граждан, избирательная системы и государственные символы. 7 октября 1977 года – Конституция СССР. СССР – «развитое социалистическое общество». Принцип разделения властей.


Причины конституционного кризиса 90-х годов. 1993 год – противостояние Верховного Совета и Президента (с одной стороны) с Правительством (с другой стороны). 14 сентября 1993 года – Указ 1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Достоинства и недостатки Конституции РФ. Россия – демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Суверенитет. РФ – правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ.


Государство как система властных органов. Закрепление суверенитета в Конституции РФ. Конституционное значение понятия «гражданин РФ». Суверенитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Суверенитет народа. Три главные формы осуществления народовластия. Непосредственная демократия. Верховенство права. Государственный суверенитет. Идеологический плюрализм. РФ – полноправный член мирового сообщества. Политический плюрализм. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всей страны.


Идея прав человека в истории человечества. Понятие «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Право на равенство, жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии. Презумпция невиновности. Политические права и свободы: свобода мысли, слова и объединений, право участвовать в управлении делами государства. Классификация прав: социальные, культурные, экономические, неотъемлемые. Конституционные обязанности.


Многонациональное государство. Понятие суверенитета. Полный суверенитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Разделение полномочий в федеративном государстве. Основные этапы российского федерализма. Понятие федерации. Субъекты РФ. Основные права субъектов РФ.


Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства – кто он? Учреждение поста Президента. Права и обязанности, порядок избрания, функции Президента Импичмент.


РФ – государство с республиканской формой правления. Парламент – орган представительной власти в демократическом государстве. Две палаты парламента, состав, полномочия. Выборы парламента.


Организация исполнительной власти. Силовые министерства. НПА, регулирующие деятельность правительства. Задачи Правительства. Отставка правительства.


Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы власти. Прокуратура


Список литературы:

  1. Гомола А.И., Панцерная С.Г. История государства и права России. М., 2007.

  2. Исаев И.А. История государства и права России. М., 2006.

  3. История государства и права СССР. Сборник документов. М., 1968.

  4. История России 1945-2008. Книга для учителя. М. Просвещение. 2008.

  5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999.

  6. Конституция РФ. М., 2005..

  7. Мустафина М. В. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!