Российская Федерация
Управление образования и охраны детства
Муниципальное образование
«Черняховский Муниципальный район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Черняховска»
Согласовано:
Консультант УО и ОД
________________________/ З.Л. Журавлева /
«______»_______________________
Рассмотрена и одобрена: Утверждаю
На педагогическом совете Директор МОУ СОШ №3
МОУ СОШ №3 _________/ Т.Н. Осипова./
Протокол №___________ «______»_______________________
от ___________
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса
«Учимся писать сжатое изложение»
Направление: научно-практическое
для учащихся 9 класса
срок реализации 1 год
Автор – Маринчук Светлана Михайловна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Черняховск
Калининградской области
2010-2011 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели и задачи элективного курса.
Содержание программы 1год обучения (35 часов)
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Литература.
Расписание работы элективного курса
Каждый четверг с 14.00 до 15.00.
Программа элективного курса «Учимся писать сжатое изложение»
Пояснительная записка
Вид элективного курса предметно-ориентированный. Принцип построения элективного курса – вариативность.
Предполагаемый курс подготовки к итоговой аттестации позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на письменном экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к аттестационным испытаниям.
Изложение – аттестационная форма контроля. Изложение считается комплексным измерителем, позволяющим сразу оценить разные стороны речевой подготовки учащихся: умения слушать, понимать и запоминать информацию, усваивать речевые образцы, воспроизводить первичный текст в логической последовательности, используя наряду с авторскими словами и выражениями и свои собственные обороты речи, позволяющие судить о речевом развитии школьника. Помимо этого с помощью изложения успешно проверяются орфографические и пунктуационные навыки в условиях “свободного письма”, наиболее приближенных к естественным условиям письменной коммуникации.
Аттестационная работа в 9 классе, кроме пересказа исходного текста, предусматривает выполнение дополнительного задания, которое чаще всего имеет творческий характер. В творческой работе при изложении ученику необходимо проявить умение выразить своё понимание текста (сформулировать основную мысль текста, создать связный, цельный, завершённый текст).
ЦЕЛИ КУРСА:
Научить точно и полно воспроизводить текст, сохраняя последовательность фактов и микротем, особенности авторского понимания поставленной проблемы, особенности языка и стиля текста;
Научить грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли в письменной форме, раскрывая заданную тему.
помочь учащимся в подготовке к экзамену по русскому языку в форме изложения.
ЗАДАЧИ КУРСА:
Научить точно определять тему, идею текста и его композицию;
Определять тип речи, составлять план (выделять микротемы текста);
Находить языковые средства связи; определять стиль текста и особенности языка произведения.
Данный курс рассчитан на 34 часа.
Содержание программы
1. Изложение как пересказ близкий к тексту. Основные требования к изложению. Первичное прослушивание текста (волевое прослушивание, эмоциональное восприятие, воображение). Комплексный анализ текста.
2. Тема и главная мысль текста. Что такое тема и главная мысль текста. Роль заголовка в определении главной мысли текста.
3-4. Практическая работа по определению темы и идеи текста.
5. Композиция текста. Что такое композиция. Зачин, основная часть, концовка и их особенности. Микротема.
6-7. Практическая работа по определению композиции текста.
8-9. Стили речи. Стили речи и их особенности.
10-12. Практическая работа по определению стиля речи.
13. Тип речи. Основные типы речи и их отличительные признаки.
14-19. Практическая работа по определению типа текста.
20. Написание чернового варианта работы. Составление плана. Связь предложений в тексте.
21. Редактирование чернового варианта работы. Что такое редактирование. Основные типы ошибок (лексические, ошибки в образовании форм, синтаксические).
22. Практическая работа по редактированию текста.
23. Сжатое изложение. Основные умения, необходимые для написания сжатого изложения: умение отобрать основное содержание, выделить главное в нем и т. д.
24-25. Практическая работа: отработка навыков написания сжатого изложения.
26. Дополнительное творческое задание (сочинение). Основные группы тем дополнительного задания и их особенности.
27-35. Практическая работа: написание изложений разных видов с дополнительным творческим заданием.
Методические рекомендации и требования к написанию изложения
Изложение как вид письменной работы занимает промежуточное положение между диктантом и сочинением.
Изложение – это работа по восприятию, осмыслению, передачи содержания текста, а также его художественно – стилистических особенностей.
По характеру текстового материала изложения делятся на:
Повествовательное (с сюжетным фабульным содержанием);
Описательное (или с элементами описания);
Изложение – рассуждение (или с элементами рассуждения).
Следует отметить, что чаще всего наблюдается сочетание нескольких типов.
Необходимо уметь выделять из текста тот или иной вид изложения, т.к. каждому из них присущи свои стилистические и лексико–грамматические особенности.
Повествовательные (сюжетное) изложение – наиболее простой вид работы. Типичная погрешность повествований – неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. При подготовке к экзамену следует обратить внимание на то, как авторы – писатели избегают повторений слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Следует соблюдать закономерность в использовании глагольных форм (совершенного или не совершенного вида).
Для системного и последовательного изложения текста следует ответить на следующие вопросы:
= Есть ли в каждом фрагменте (абзаце) сведения, без которых все последующие повествования будет непонятным?
= Какие детали происходящего важны для развития действия?
= Как коротко и стилистически правильно сформулировать мысль каждого абзаца.
= Кого можно назвать главным действующим лицом? Как герой повествования связан с основной мыслью текста?
При написании повествовательного изложения от учащегося требуется:
= последовательность передачи фактов;
= умение передать причину происходящих событий;
= умение отделить главное от второстепенного;
= раскрыть композицию и идею текста.
Описательное изложение – более сложный вид работы. Тексты описательного характера передают статичную картину, дающую подробное изображение предмета и его признаков.
Чтобы адекватно воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, учащемуся необходимо найти ответы на следующие вопросы:
Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его описания?
Какие признаки используются при описании деталей предмета?
Как эти признаки группируются?
Какие языковые и стилистические средства используются при описании предмета?
Подготовка к написанию изложения заключается в достаточно емких ответах на эти вопросы. Написание изложения данного типа требует от учащегося умения отличать существенное от несущественного, описывать их в строгом единстве, которое дает целостную картину излагаемого материала.
Последний вид изложения – рассуждение. Это самый трудный вид работы над изложением. От учащегося требуется умение мыслить аналитически, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопрос «Почему происходит какое-либо явление или событие?».
Критерии оценки выполнения работы учитывают следующие факторы:
= правильное формулирование проблем и тематики исходного текста;
= речевое оформление изложения (смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения материала);
= точность и выразительность речи, разнообразие грамматических форм, соответствующий подбор лексики;
= соблюдение орфографических и пунктуационных норм русского языка;
= соблюдение этических норм;
= соблюдение фактологической точности в фоновом материале;
= объём представленной работы;
= наличие речевых и грамматических ошибок.
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
1 | Изложение как пересказ близкий к тексту | 1 | лекция | Что такое комплексный анализ текста |
2 | Тема и главная мысль текста | 1 | лекция | Понятие темы и идеи текста |
3-4 | Учимся формулировать и объяснять тему и главную мысль текста | 2 | Практическая работа | Уметь определять тему и идею |
5 | Композиция текста | 1 | лекция | Понятие композиции текста |
6-7 | Учимся анализировать композицию текста | 2 | Практическая работа | Уметь определять композицию текста |
8-9 | Стили речи | 2 | лекция | Стили речи и их особенности |
10-12 | Анализируем стиль текста | 3 | Практическая работа | Уметь определять стиль текста |
13 | Тип речи | 1 | лекция | Основные типы речи |
14-19 | Анализируем тексты разных типов речи | 6 | Практическая работа | Уметь определять тип текста |
20 | Написание чернового варианта работы | 1 | лекция | Как составлять план текста |
21 | Редактирование чернового варианта работы | 1 | Практическая работа | Основные типы ошибок |
22 | Учимся редактировать текст | 1 | Практическая работа | Уметь редактировать текст |
23 | Сжатое изложение | 1 | лекция | Основные умения, необходимые для написания сжатого изложения |
24-25 | Учимся писать сжатое изложение | 2 | Практическая работа | Уметь излагать текст сжато |
26 | Дополнительное творческое задание (сочинение) | 1 | лекция | Основные группы тем сочинения и их особенности |
27-35 | Учимся писать изложение с дополнительным творческим заданием | 9 | Практическая работа | Уметь писать изложения разных видов |
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать, что такое изложение;
уметь правильно читать;
знать стили и типы речи, уметь определять их;
уметь составлять план текста (сложный и простой);
уметь писать изложения сжатые и подробные;
уметь письменно высказывать свое мнение, то есть давать ответ на вопрос к тексту;
знать основные виды речевых и грамматических ошибок, стараться их не допускать;
знать требования к изложению.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Формы учебных занятий. Групповая и индивидуальная.
Формы контроля. Самооценка и коллективная оценка работы, беседа, опрос, письменные работы по воспроизведению текста.
Педагогические методы и приёмы. Словесные: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога; рассказ, объяснение.
Материально - техническое обеспечение программ: кабинет для занятий, интерактивная доска, компьютер, клише для оформления изложения
Дидактический материал: памятки для написания изложения, шаблоны, тексты для анализа и подготовке к изложению
Список литературы
Русова Н. “Как писать сочинение, изложение и диктант”. Изд. “Деком”. Нижний Новгород, 1995 год.
Алейников О. Ю. , Загоровская О. В. “Секреты вступительного
изложения”. Воронеж, 1999 год.
Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.
Г. К. Лидман-Орлова . Учимся писать изложение. 2-е изд., стереотип.-М: Дрофа, 2005.
Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. 6-е изд., стереотип.- М: Дрофа, 2002.
В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик.
Развитие речи: теория и практика обучения. 2-е изд. М: Ланка-Пресс, 1994