СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Учимся писать сжатое изложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид элективного курса предметно-ориентированный. Принцип построения элективного курса – вариативность.

Предполагаемый курс подготовки к итоговой аттестации позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на письменном экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к аттестационным испытаниям. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Учимся писать сжатое изложение"»



Российская Федерация

Управление образования и охраны детства

Муниципальное образование

«Черняховский Муниципальный район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Черняховска»


Согласовано:

Консультант УО и ОД


________________________/ З.Л. Журавлева /

«______»_______________________


Рассмотрена и одобрена: Утверждаю

На педагогическом совете Директор МОУ СОШ №3

МОУ СОШ №3 _________/ Т.Н. Осипова./


Протокол №___________ «______»_______________________


от ___________





Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса

«Учимся писать сжатое изложение»



Направление: научно-практическое

для учащихся 9 класса

срок реализации 1 год



Автор – Маринчук Светлана Михайловна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории









г. Черняховск

Калининградской области

2010-2011 год.






СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи элективного курса.

  3. Содержание программы 1год обучения (35 часов)

  4. Тематическое планирование содержания программы по темам и объему.

  5. Методическое обеспечение учебного процесса.

  6. Литература.




Расписание работы элективного курса

Каждый четверг с 14.00 до 15.00.





























Программа элективного курса «Учимся писать сжатое изложение»


Пояснительная записка


Вид элективного курса предметно-ориентированный. Принцип построения элективного курса – вариативность.

Предполагаемый курс подготовки к итоговой аттестации позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на письменном экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к аттестационным испытаниям.

Изложение – аттестационная форма контроля. Изложение считается комплексным измерителем, позволяющим сразу оценить разные стороны речевой подготовки учащихся: умения слушать, понимать и запоминать информацию, усваивать речевые образцы, воспроизводить первичный текст в логической последовательности, используя наряду с авторскими словами и выражениями и свои собственные обороты речи, позволяющие судить о речевом развитии школьника. Помимо этого с помощью изложения успешно проверяются орфографические и пунктуационные навыки в условиях “свободного письма”, наиболее приближенных к естественным условиям письменной коммуникации.

Аттестационная работа в 9 классе, кроме пересказа исходного текста, предусматривает выполнение дополнительного задания, которое чаще всего имеет творческий характер. В творческой работе при изложении ученику необходимо проявить умение выразить своё понимание текста (сформулировать основную мысль текста, создать связный, цельный, завершённый текст).

ЦЕЛИ КУРСА:

  • Научить точно и полно воспроизводить текст, сохраняя последовательность фактов и микротем, особенности авторского понимания поставленной проблемы, особенности языка и стиля текста;

  • Научить грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли в письменной форме, раскрывая заданную тему.

  • помочь учащимся в подготовке к экзамену по русскому языку в форме изложения.


ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Научить точно определять тему, идею текста и его композицию;

  • Определять тип речи, составлять план (выделять микротемы текста);

  • Находить языковые средства связи; определять стиль текста и особенности языка произведения.



Данный курс рассчитан на 34 часа.


Содержание программы

1. Изложение как пересказ близкий к тексту. Основные требования к изложению. Первичное прослушивание текста (волевое прослушивание, эмоциональное восприятие, воображение). Комплексный анализ текста.

2. Тема и главная мысль текста. Что такое тема и главная мысль текста. Роль заголовка в определении главной мысли текста.

3-4. Практическая работа по определению темы и идеи текста.

5. Композиция текста. Что такое композиция. Зачин, основная часть, концовка и их особенности. Микротема.

6-7. Практическая работа по определению композиции текста.

8-9. Стили речи. Стили речи и их особенности.

10-12. Практическая работа по определению стиля речи.

13. Тип речи. Основные типы речи и их отличительные признаки.

14-19. Практическая работа по определению типа текста.

20. Написание чернового варианта работы. Составление плана. Связь предложений в тексте.

21. Редактирование чернового варианта работы. Что такое редактирование. Основные типы ошибок (лексические, ошибки в образовании форм, синтаксические).

22. Практическая работа по редактированию текста.

23. Сжатое изложение. Основные умения, необходимые для написания сжатого изложения: умение отобрать основное содержание, выделить главное в нем и т. д.

24-25. Практическая работа: отработка навыков написания сжатого изложения.

26. Дополнительное творческое задание (сочинение). Основные группы тем дополнительного задания и их особенности.

27-35. Практическая работа: написание изложений разных видов с дополнительным творческим заданием.



Методические рекомендации и требования к написанию изложения


Изложение как вид письменной работы занимает промежуточное положение между диктантом и сочинением.

Изложение – это работа по восприятию, осмыслению, передачи содержания текста, а также его художественно – стилистических особенностей.

По характеру текстового материала изложения делятся на:

  • Повествовательное (с сюжетным фабульным содержанием);

  • Описательное (или с элементами описания);

  • Изложение – рассуждение (или с элементами рассуждения).

Следует отметить, что чаще всего наблюдается сочетание нескольких типов.

Необходимо уметь выделять из текста тот или иной вид изложения, т.к. каждому из них присущи свои стилистические и лексико–грамматические особенности.

Повествовательные (сюжетное) изложение – наиболее простой вид работы. Типичная погрешность повествований – неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. При подготовке к экзамену следует обратить внимание на то, как авторы – писатели избегают повторений слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Следует соблюдать закономерность в использовании глагольных форм (совершенного или не совершенного вида).

Для системного и последовательного изложения текста следует ответить на следующие вопросы:

= Есть ли в каждом фрагменте (абзаце) сведения, без которых все последующие повествования будет непонятным?

= Какие детали происходящего важны для развития действия?

= Как коротко и стилистически правильно сформулировать мысль каждого абзаца.

= Кого можно назвать главным действующим лицом? Как герой повествования связан с основной мыслью текста?

При написании повествовательного изложения от учащегося требуется:

= последовательность передачи фактов;

= умение передать причину происходящих событий;

= умение отделить главное от второстепенного;

= раскрыть композицию и идею текста.

Описательное изложение – более сложный вид работы. Тексты описательного характера передают статичную картину, дающую подробное изображение предмета и его признаков.

Чтобы адекватно воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, учащемуся необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его описания?

  • Какие признаки используются при описании деталей предмета?

  • Как эти признаки группируются?

  • Какие языковые и стилистические средства используются при описании предмета?

Подготовка к написанию изложения заключается в достаточно емких ответах на эти вопросы. Написание изложения данного типа требует от учащегося умения отличать существенное от несущественного, описывать их в строгом единстве, которое дает целостную картину излагаемого материала.

Последний вид изложения – рассуждение. Это самый трудный вид работы над изложением. От учащегося требуется умение мыслить аналитически, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопрос «Почему происходит какое-либо явление или событие?».

Критерии оценки выполнения работы учитывают следующие факторы:

= правильное формулирование проблем и тематики исходного текста;

= речевое оформление изложения (смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения материала);

= точность и выразительность речи, разнообразие грамматических форм, соответствующий подбор лексики;

= соблюдение орфографических и пунктуационных норм русского языка;

= соблюдение этических норм;

= соблюдение фактологической точности в фоновом материале;

= объём представленной работы;

= наличие речевых и грамматических ошибок.








































Тематическое планирование содержания программы по темам и объему.


Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Изложение как пересказ близкий к тексту

1

лекция

Что такое комплексный анализ текста

2

Тема и главная мысль текста

1

лекция

Понятие темы и идеи текста

3-4

Учимся формулировать и объяснять тему и главную мысль текста

2

Практическая работа

Уметь определять тему и идею

5

Композиция текста

1

лекция

Понятие композиции текста

6-7

Учимся анализировать композицию текста

2

Практическая работа

Уметь определять композицию текста

8-9

Стили речи

2

лекция

Стили речи и их особенности

10-12

Анализируем стиль текста

3

Практическая работа

Уметь определять стиль текста

13

Тип речи

1

лекция

Основные типы речи

14-19

Анализируем тексты разных типов речи

6

Практическая работа

Уметь определять тип текста

20

Написание чернового варианта работы

1

лекция

Как составлять план текста

21

Редактирование чернового варианта работы

1

Практическая работа

Основные типы ошибок

22

Учимся редактировать текст

1

Практическая работа

Уметь редактировать текст

23

Сжатое изложение

1

лекция

Основные умения, необходимые для написания сжатого изложения

24-25

Учимся писать сжатое изложение

2

Практическая работа

Уметь излагать текст сжато

26

Дополнительное творческое задание (сочинение)

1

лекция

Основные группы тем сочинения и их особенности

27-35

Учимся писать изложение с дополнительным творческим заданием

9

Практическая работа

Уметь писать изложения разных видов

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать, что такое изложение;

  • уметь правильно читать;

  • знать стили и типы речи, уметь определять их;

  • уметь составлять план текста (сложный и простой);

  • уметь писать изложения сжатые и подробные;

  • уметь письменно высказывать свое мнение, то есть давать ответ на вопрос к тексту;

  • знать основные виды речевых и грамматических ошибок, стараться их не допускать;

  • знать требования к изложению.

Методическое обеспечение учебного процесса.


Формы учебных занятий. Групповая и индивидуальная.

Формы контроля. Самооценка и коллективная оценка работы, беседа, опрос, письменные работы по воспроизведению текста.

Педагогические методы и приёмы. Словесные: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога; рассказ, объяснение.

Материально - техническое обеспечение программ: кабинет для занятий, интерактивная доска, компьютер, клише для оформления изложения

Дидактический материал: памятки для написания изложения, шаблоны, тексты для анализа и подготовке к изложению


Список литературы

  1. Русова Н. “Как писать сочинение, изложение и диктант”. Изд. “Деком”. Нижний Новгород, 1995 год.

  2. Алейников О. Ю. , Загоровская О. В. “Секреты вступительного
    изложения”. Воронеж, 1999 год.

  3. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.

  4. Г. К. Лидман-Орлова . Учимся писать изложение. 2-е изд., стереотип.-М: Дрофа, 2005.

  5. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. 6-е изд., стереотип.- М: Дрофа, 2002.

  6. В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик.

  7. Развитие речи: теория и практика обучения. 2-е изд. М: Ланка-Пресс, 1994



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!