«БЕКІТЕМІН» «КЕЛІСЕМІН»
Мектеп директоры Н.Дүйсебек Түркістан
ҚББ тарих –география
пәні әдіскері Т.Бегасилов
Негізгі орта білім беру деңгейінің 7 – сыныбы үшін «Өлкетану» курсынан типтік
оқу бағдарламасы
Рабочая программа факультативного курса «Краеведение»
7 класс
Түркістан
2016 – 2017 оқу жылы
Учебная программа
по курсу «Краеведение» для 7 класса
уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».
2. Главной целью курса краеведения является:
1) реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае;
2) расширение кругозора учащихся, воспитывать патриотизм и формировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения.
3. В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:
1) повышать познавательные интересы учащихся;
2) способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;
3) осуществлять осознанный выбор профессии;
4) развивать поисково-исследовательские качества личности, навыки экспедиционной работы;
5) соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.
4. Краеведение реализуется на уроках, классных часах, как их воспитательная задача (воспитание патриотических, гражданских чувств к «малой» Родине).
5. Курс краеведения логически дополняет курсы географии, биологии, истории, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае, при выделении местных аспектов.
6. Программа курса краеведения реализуется отдельными поисковыми группами в классе и в школе, по определенным темам экспедиционного поиска, утвержденным Советом краеведческой работы организации образования.
7. Иизучается как факультатив по определенной программе.
8. Возможности для непосредственного изучения родного края в процессе учебных занятий ограничены. Поэтому системно-деятельностные результаты работы активно достигаются во внеклассное и во внурочное время, выходя из школьных кабинетов в окрестности, на берега рек и озер, на предприятия промышленного и сельскохозяйственного производства, к памятникам и местам исторической славы, музеям и выставкам, организациям местной исполнительной власти и так далее.
9. За время обучения у учащихся должна сложится система знаний о своем крае: о ее природе, природных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, историческом и культурном развитии, о выдающихся людях, особенностях и значении края для района, области, региона и всей республики. Ученик должен узнать востребованность экономики своего края в трудовых ресурсах.
10. Учащиеся 7 класса изучают природные, экономические аспекты родного региона и перспективы их развития. С пропедевтической целью в программу включены темы опережающего характера по экономике края, которые более глубоко будут изучены в старших классах. В содержание краеведческой работы входит также исследование исторического прошлого края, археологических памятников, памятников культуры (архитектура, литература), фольклорного материала различных жанров, национально-прикладного искусства и ремёсел, жизни и творчества выдающихся личностей, прославивших край.
11. Данная программа является алгоритмом поисково-исследовательских действий, которые являются основными формами учебной-познавательной деятельности учащихся в краеведении, способствующих выявлению главных специфических особенностей своего края. Программа имеет универсальный характер и показывает основные направления изучения родного края, села или города, их окрестностей, расположенных в любой части страны.
12. Итоги всей работы за год подводятся на школьной краеведческой конференции, лучшие работы отмечаются и рекомендуются на районные, городские конференции.
13. Объем учебной нагрузки по факультативному курсу «Краеведение» составляет 1 час в неделю, весго 34 часа в учебном году.
2. Базовое содержание учебного предмета
14. Содержание курса включает следующие темы:
1) «Введение» (1 час), что изучает предмет краеведение, цели и задачи курса, источники знаний, географическое положение и величина территории (края, села, города), статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры);
2) «Работа с картами и знакомство с основами туризма» (2 часа):
виды карт используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки;
основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказание первой помощи), движение на местности по карте, правила безопасности во время экскурсии;
3) «Рельеф территории края» (3 часа):
ознакомление с типичными формами рельефа, выявление основных рельефообразующих факторов, сейсмические процессы, действия при землетрясении, изучение происхождения названий форм рельефа, ознакомление с горными породами;
измерительные работы по картам и на местности (работа с нивелиром), определение высоты холмов, возвышенностей, гор, крутизны склонов, создание изображений различных форм рельефа (рисунок, картосхема, схема, совокупность условных знаков объектов местности и моделирование);
эрозионные процессы антропогенного и природного происхождения на поверхности рельефа и их отрицательные последствия, меры предпринимаемые по их предотвращению, экология территории;
4) «Природные ресурсы края» (2 часа):
выявление и составление перечня природных ресурсов родного края и их значение для развития экономики, ознакомление с полезными ископаемыми и историей открытия месторождений в крае, анализ рекреационных ресурсов;
ознакомление с месторождениями полезных ископаемых и способами (видами) добычи, ресурсосохраняющие технологии, составление схемы месторождения, карьера, сбор образцов полезных ископаемых, горных пород;
5) «Погода и климат местности» (3 часа):
выявление климатообразующих факторов, способы наблюдения за погодой (измерение атмосферного давления, температуры воздуха, силы и направления ветра, атмосферных осадков (работа с приборами), графическое изображение этих показателей погоды, по возможности, знакомство с технологией работы ближайшей метеостанции);
местные признаки изменений в погоде, предсказание погоды (презентация способов), явления погоды принимающие характер чрезвычайных ситуаций, действия человека;
анализ многолетних наблюдений за изменениями климатических условий и природы края в целом, выявление основных причин изменений (по разным источникам, в том числе, по опыту старожилов), ветроэнергетика, экология воздушного бассейна края;
6) «Воды края и их использование» (3 часа):
классификация вод на территории края, создание схемы местной гидрографической сети, изучение происхождения названий, использование водных ресурсов, гидроэнергетика, экология вод;
исследование и описание одного водного объекта (реки, родника), исследование и описание озер края (или одного ближайшего озера);
7) «Почвы края» (2 часа):
главные типы почв края, их основные характеристики и значение, изучение почвенных срезов;
плодородие местных почв, мероприятия по ее сохранению и востановлению, знакомство с технологией агромелиорации (встреча с работниками и специалистами сельского хозяйства);
8) «Растительность края и города» (3 часа):
изучение растительности на территории края, определение их типов и уникальных видов растений в них, состояние растительного покрова края, растительность в городе, опыт озеленения в г. Астана и его окрестностях;
изучение отдельных видов растений растущих в крае, ознакомление с их полезными и лечебными свойствами;
изучение и описание местных растений по гербариям, оформление флористического уголка;
9) «Животный мир края» (3 часа):
выявление и изучение животного мира на территории края, определение их групп и уникальных видов животных в них, охрана животного мира;
изучение отдельных видов животного мира края, опасные и полезные насекомые, промысловые животные и их значение, казахская национальная охота – искусство беркутчи;
посещение музеев природы родного края (встреча с работниками охотобществ, лесхозов), изготовление и развешивание скворечников;
10) «Охрана природы и особо охраняемые объекты, территории края и города» (3 часа):
составление списков, фотоальбомов, видеослайдов, видеофильмов о растениях и животных родного края, нуждающихся в защите и охране (презентация работы);
«Краснокнижные», эндемичные растения и животные родного края и прилегающих территорий;
посещение особо охраняемых территорий и объектов (по возможностям) (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, зоопарков, ботанических садов, дендрариев, лесхозов), ознакомление с технологиями природоохранной работы в них;
11) «Хозяйство края, города» (4 часа):
составление картосхемы расположения значимых промышленных и сельскохозяйствнных предприятий (села, района, города), профессии востребованные на предприятиях и учреждениях края;
знакомство с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий (встреча с руководителями и специалистами предприятий);
экскурсия на предприятие, знакомство с техникой, технологией и технологическими процессами, знакомство с представителями различных профессий;
изучение и описание по разработанному плану наиболее значимого для района, города предприятия, составление схемы производственных связей, по экспорту и импорту в том числе;
12) «Краткая история и культура народов, проживающих в крае» (4 часа):
ближайшие археологические памятники, составление схемы древних стоянок, поселений, городищ, курганов, могильников, исследование литературных источников.
общественно-исторические, экономические и природные факторы первоначального заселения края, краткая история процесса заселения, освоения и развития территории;
культура (народное творчество, традиции, обычаи, обряды, национальная кухня, национальные ремёсла казахского народа и народов проживающих на территории края);
выдающиеся люди края, знакомство с биографией и заслугами людей, внесших особый вклад в развитие края, города;
13) подведение итогов (1 час), оформление накопленного материала по разделам (их презентация и сдача в школьный краеведческий музей).
3. Требования к уровню подготовки учащихся
15. Предметные результаты, учащиеся 7 класса должны знать о своем родном крае:
особенности географического положения;
статус и значение населенных пунктов края;
названия географических объектов;
особенности величины территории и рельефа;
совокупность природных ресурсов;
главные месторождения полезных ископаемых;
рекреационные возможности своего края;
гидрографическую сеть района, основные водные объекты;
особенности погоды и климата своего края;
действия во время возникновения чрезвычайных ситуаций;
почвы, основные типы растительности;
основные группы животного мира своего края;
уникальные виды растений и животных;
особо охраняемые территории края;
экономическое «лицо» края, главные предприятия промышленности и сельского хозяйства;
экспортную продукцию;
ближайшие археологические памятники и исторические объекты;
процесс заселения, освоения и развития края;
основные народы, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;
выдающихся, заслуженных людей края.
16. Учащиеся 7 класса должны уметь:
анализировать по картам главные черты географического положения территории и географических объектов края;
осушествлять с помощью карт измерительные действия при характеристике природных особенностей;
анализировать горные породы, полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края;
давать характеристику почвам, растительному покрову и животному миру края;
давать общие описания хозяйства своего края, отдельных значимых предприятий, их продукцию, производственные связи;
описывать, объяснять историю края, основные факторы развития, особенности заселения, причины многонационального состава населения, их культуру, традиции и обычаи;
выявлять и давать характеристику экологических и иных проблем, состоянию охраны природного комплекса на территории родного края и ее компонентов.
18. Личностные результаты учащихся. Учащиеся должны проявлять:
активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов;
стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экономику, экологию;
уважение к истории, культуре и традициям народов, к памяти о выдающихся людях края.
18. Системно-деятельностные результаты работы отражаются в:
умении анализировать, обрабатывать, синтизировать, использовать информацию полученную во время поисково-исследовательских работ;
овладение методами познания, планирование деятельности и исследований;
владение современными информационными технологиями, образовательными ресурсами, архивными источниками, формирование навыка презентации полученной информации;
овладение коммуникативными способностями, развитие полиязычия и формирование навыков работы в социуме: индивидуально, в малых, в больших группах.
Календарно – тематическое планирование курса по выбору «Краеведение» 7 класс
№ | Название темы | Кол. часов | Предпола гаемые сроки | Примечение |
«Введение» 1 час
1. | Что изучает предмет краеведение,цели задачи курса,источники знаний,географическое положение и величина территории ( края, села,города), статус и значение населенных пунктов (административные,экономические,научные,туристические,рекреационные,культурные,культурно – исторические,духовные центры) | 1 | 7.09 | |
«Работа с картами и знакомство с основами туризма» (2 часа)
2. | Виды карт используемых в краеведении, основы ориентирования,компас,определение азимутов по карте и на местности,технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки,картосхем,условные знаки.Связь краеведении сдругими науками. | 1 | 14.09 | |
3. | Этнология, этнография | 1 | 22.09 | |
«Рельеф территории края» (3 часа)
4. | Ознакомление с типичными формами рельефа,выявление основных рельефообразующих факторов,сейсмические процессы,действия при землетресении,изучение происхождение названий форм рельефа, ознакомление с горными породами.Казахстан в древности. | 1 | 28.09 | |
5. | Исторические памятники на территории Казахстана | 1 | 5.10 | |
6. | Эроизионные процессы антропогенного и природного происхождения на поверхности рельефа и их отрицательные последствия,меры предпринимаемые по их предотвращению, экология территории | 1 | 12.10 | |
«Природные ресурсы края» ( 2часа)
7. | Выявление и составные перечня природных ресурсов радного края и их значения для развития экономики,ознакомление с полезными ископаемыми и историей открытия месторождений в крае, анализ рекрационных ресурсов. | 1 | 19.10 | |
8. | Ознакомление с месторождениями полезных ископаемых и способами (видами) добычи, ресурсосохраняющие технологии,составление схемы месторождения, карьера,сбор образцов полезных ископаемых,горных пород. | 1 | 26.10 | |
«Погода и климат местности» (3 часа)
9. | Выявление климатообразующих фактров способы наблюдения за погодой (измерение атмосферного давления,температуры воздуха,силы и направления ветра,атмосферных осадков(работа с приборами), графическое изображение этих показателей погоды,по возможности, знакомоство с технологией работы ближайшей метеостанции) | 1 | 9.11 | |
10. | Местные признаки изменений в погоде, предсказание погоды (презентация способов), явления погоды принимающие характер чрезвычайных ситуаций, дейтвия человека. | 1 | 16.11 | |
11. | Анализ многолетнихнаблюдений за изменениями климатических условий и природы края в целом, выявление основных причин изменений ( по разным источникам, в том числе, по опыту старожилов), ветроэнергетика,экология воздушного бассейна края. | 1 | 23.11 | |
«Воды края и их использование» ( 3 часа)
12. | Классификация вод на территории края, создание схемы местной гидрографической сети,изучение происхождения названий,использование водных ресурсов,гидроэнергетика, экология вод. | 1 | 30.11 | |
13. | Исследование и описание одного водного объекта (реки,родника) | 1 | 7.12 | |
14. | Исследование и описание озер края (или одного ближайшего озера) | 1 | 14.12 | |
«Почвы края» (2часа)
15. | Главные типы почв края,их основные характеристики и значение, изучение почвенных срезов. | 1 | 21.12 | |
16. | Плодородие местных почв,мероприятия по ее сохранению и востоновлению,знакомства с технологией агромелиорации (встреча с работниками и специалистами сельского хозяйства). | 1 | 28.12 | |
«Растительность края и города» ( 3 часа)
17. | Изучение растительности на территории края,определение их типов и уникальных видов растений в них состояние растительного покрова края,растительность в городе, опыт озеленения в г.Астана и его окрестностях. | 1 | 11.01 | |
18. | Изучение отдельных видов растений растущий в крае, ознакомление с их полезными и лечебними свойтвами. | 1 | 18.01 | |
19. | Изучние и описание местных растений по гербариями,оформление флористического уголка. | 1 | 25.01 | |
«Животный мир края» (3 часа)
20. | Выявление и изучене животного мира на территории края,определение их групп и уникальных видов животных в них,охрана животного мира. | 1 | 1.02 | |
21. | Изучение отдельных видов животного мира края,описные и полезные насекомые,промысловые животные и их значение, казахская национальная охота – искусство беркутчи. | 1 | 8.02 | |
22. | Посещение музеев природы родного края (встреча с работниками охотнообществ, лесхоз),изготовление и развешивание скворечников. | 1 | 15.02 | |
«Охрана природы и особо охраняемые объекты,террритории края и города» (3часа)
23. | Составление списков, фотоальбомов,видеослайдов,видеофильмов о растениях и животных родного края,нуждающихся в защите и охране (презентация работы) | 1 | 22.02 | |
24. | «Краснокнижные»,эндемичные растения и животные родного края и прилегающих территорий. | 1 | 1.03 | |
25. | Посещение особо охраняемых территорий и объектов(по возможностям) (заповедников,заказников,национальных парков,памятников природы,зоопарков,ботаническиех садов,дендрариев,лесхозов),ознакомление с технологиями природоохранной работы в них. | 1 | 7.03 | |
«Хозяйство края,города» (4 часа)
26. | Составление картосхемы расположения значимых промышленных и сельскохозяйственных предприятий (села,район,города), профессии востребованные на предприятиях и учреждениях края. | 1 | 15.03 | |
27. | Знакомства с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий (встреча с руководителями и специалистами предприятий) | 1 | 5.04 | |
28. | Экскурсия на предприятие,знакомство с техникой,технологией и технологическими процессами,знакомство с предствителями различных профессий. | 1 | 12.04 | |
29. | Изучение и описание по разработанному плану наиболее значимого для района,города предприятия,составление схемы производственных связей,по экспорту и импорту в том числе. | 1 | 19.04 | |
«Краткая история и культура наролов,проживающих в крае» (4часа)
30. | Ближайшие археологические паятники,составление схемы древних стоянок, поселений, городищ, курганов,могильников,исследование литературных источников. | 1 | 26.04 | |
31. | Общественно –исторические, экономические и природные факторы первоначального заселения края,краткая история процесса заселения,освоения и развития территории. | 1 | 3.05 | |
32. | ККультура (народное творчество,традиции,обычаи,обряды,национальная кухня,национальные ремёсла казахского народа и народов проживающих на территории края) | 1 | 10.05 | |
33. | Выдающие люди края,знакомство с биографией заслугами людей,внесших особой вклад а развтие края,города. | 1 | 17.05 | |
«Подведение итогов» (1 час)
34. | Оформление накопленного материалы по разделам (их презентация и сдача в школьный краеведческий музей) | 1 | 24.05 | |
Литература:
Аксакалова Г.П., Дик Н.Е. Состояние и пути развития географических факультативных курсов // География в школе.. - №1.
Герасимова Т.П. Краеведческий принцип в курсе в V классе // География в школе.- № 6.
Голов В.П. Подготовка учащихся к факультативным занятиям // География в школе. - № 5.
Давыдов Б. Географическая олимпиада // География в школе. –. - № 3. Заруцкий Б.А. и др. Олимпиады по краеведению. – М.,
Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися.
Музафаров В.Г. Краеведческий принцип в преподавании школьного курса основ геологии // География в школе. – № 5.
Никонова М.А. Система учебных экскурсий по физической географии // География в школе. – 1999. - № 3.
Никонова М.А., Пашканг К.В. Использование атласа своей области в преподавании физической географии // География в школе.. - № 3.
Строев К.Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии // География в школе. – № 3.