Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»
городского округа Саранск
Рассмотрена и одобрена на заседании Кафедры гуманитарного образования Руководитель кафедры __________Н.М.Винокурова 29 августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Средняя школа № 32» ________О.А.Забатурина
31августа 2016 г. | «Утверждено» Директор МОУ «Средняя школа № 32» ____________П.В. Кичаев
01 сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Музейная педагогика»
для 10 Б класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Трубникова С.Е.,
учитель истории
Саранск
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Музейная педагогика» для 10 класса составлена на основе авторской программы Столярова Б. А. с учетом возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени среднего полного общего образования, в соответствии и с учетом следующего нормативно-правового обеспечения:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего полного общего образования»);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;
Программы общеобразовательных учреждений. Музейная педагогика. История, теория, практика, Столярова Б. А. «Издательство «Высшая школа», 2004, рекомендованные Министерством образования и науки РФ;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Приказ Министерством образования и науки РФ от 26.01.2016 года № 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приказ Министерством образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312, с изменениями);
Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. о. Саранск РМ;
Цель: социализация и воспитание творческой личности воспитанника средствами музея.
Задачи:
Образовательные - обучение музейному языку, музейной терминологии, формирование научных и профессиональных интересов.
Развивающие - развивать интерес к изучению и сохранению собственной культуры, к истории своей родины
Воспитательные - воспитание музейной культуры, формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности обращаться с музейными ценностями.
Характеристика элективного курса «Музейная педагогика».
Развитие музейно-образовательной деятельности на современном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым создание системы продуктивного взаимодействия музея и народного образования для формирования гармонической личности — эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концепций и ментальности.
Музейно-педагогическая программа «Музейная педагогика», — одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики музея. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Внутри этой области выделяются отдельные учебные предметы, рассчитанные на освоение их школьным учителем в сотрудничестве с образовательной службой современного музея и в контексте общих целей и содержания школьного образования.
Музейно-педагогическая программа предполагает творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Соответственно музейно-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрести следующие навыки и умения:
развитого визуального мышления;
интерпретации и оценки зрительных образов в условиях по стоянно возрастающего потока визуальной информации;
изложения самостоятельных суждений;
осмысления художественных достижений общества;
творчески-активного отношения к окружающему миру.
Этот перечень навыков и умений доказывает, что педагогический процесс в музее строится по законам искусства и в его основе лежит педагогическая импровизация. Она позволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как лекции, экскурсии, дидактические выставки, семинары, включить в образовательный процесс современные видео-и мультимедийные технологии.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими дисциплинами: история, обществознание, естествознание, география, и т.д.
Место элективного курса в общеобразовательной программе:
Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы: зачет, написание исследовательских работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
По окончанию обучения по данной рабочей программе обучающиеся должны знать:
- историю своего народа;
- историю своего края;
- как сохранить прошлое для будущих потомков;
- историю родного района и республики;
- как правильно пополнять материальный запас музея.
Должны уметь:
- правильно оформлять исследовательскую работу;
- проводить беседы с местным населением;
- самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал;
- проводить экскурсии по школьному музею;
- описывать и проводить паспортизацию музейных экспонатов;
- владеть туристическим навыкам.
Содержание рабочей программы
Тема 1. Музеи и музейное дело. (2 ч.)
Теоретическая часть. Виды музеев, основные направления их деятельности. Материально-техническая база музеев – из чего она складывается. Какие музеи являются наиболее известными в нашей стране, области, районе. Какие экспозиции, предметы и документы имеются в школьном краеведческом музее.
Практическая часть. Составление карты-схемы маршрута по музеям области. Предметы, имеющиеся в школьном музее. Экспозиции, имеющиеся в школьном музее. Документы имеющиеся в школьном краеведческом музее. Ознакомительная экскурсия по школьным музеям. Экскурсия в городской краеведческий музей.
Тема 2. Сбор музейных экспонатов. (2 ч.)
Теоретическая часть. Как определить ценность экспоната – предмета материальной культуры, документа, фотографии и т. д. Как вести сбор музейных экспонатов – общие требования и правила. Организация сбора экспонатов.
Практическая часть. Определение предметов материальной культуры, документов, фотографий.
Тема 3. Комплектование музейных фондов. (5ч.)
Теоретическая часть. Основной и вспомогательный фонды музея. Учет и хранение фондов. Учет и хранение документальных материалов. Вещественные памятники и требования к их хранению. Требования к помещению музея, к температурному и световому режиму. Отработка практических навыков в музее.
Практическая часть. Учет и хранение фондов музея.
Тема 4. Экскурсионное дело. (3 ч.)
Теоретическая часть. Выбор темы экскурсии, составление ее плана. Подготовка экспозиций к проведению экскурсии. Постоянное пополнение сведений и материалов для экскурсии.
Практическая часть. Составление плана и проведение экскурсий.
Тема 5. Музей и исследовательская работа учащихся. (5ч.)
Теоретическая часть. Составление примерной тематики для учащихся, интересующимися исследовательскими проблемами. Налаживание необходимых связей с другими музеями, общественностью с целью получения необходимых для исследования материалов.
Практическая часть. Защита исследовательских работ, создание мультимидийных презентаций.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Дата проведение |
Теоретическая часть занятия-форма организации деятельности | Практическая часть занятия |
План | Факт |
| Музеи и музейное дело. | 2 | | | | |
1 | Что такое музей. Виды музеев. Основные направления деятельности музеев. Материально-техническая база музеев – из чего она складывается | 1 | Знакомство с термином музей, историей возникновения музеев. Изучение классификации музеев. Определение направления деятельности музеев (исторический, художественный и т.д.) Продолжить знакомство с музейной терминологией ( стеллажи, витрины, экспозиции и т.д) | | 11.09 | |
2 | Какие экспозиции имеются в школьном музее . Какие документы имеются в школьном музее. | 1 | Изучение экспозиций музея «Музей боевой славы им. П.И. Ботина». Выяснить что такое: паспорт музея, свидетельство музея, книга основного фонда, вспомогательного | Составление перспективного плана комплектования фондов | 18.09 | |
| Сбор музейных экспонатов. | 2 | | | | |
3 | Как определить ценность экспоната. Как определить ценность документа. Как определить ценность фотографии и т. д. | 1 | Изучение норм определения ценности экспонатов. Правила установки ценности документального предмета. Правила установки ценности фотографии | | 25.01 | |
4 | Как вести сбор музейных экспонатов. Общие требования и правила по ТБ при сборе музейных экспонатов. Содержание и эстетическая ценность коллекций | 1 | Организация реализации поисковых заданий в классных коллективах, группах по интересам, индивидуальная работа с обучающимися. Организация походов, экспедиций, переписки. Изучение коллекций музея «Музей боевой славы им. П.И. Ботина» | | 02.02 | |
| Комплектование музейных фондов | 5 | | | | |
5 | Основной фонд музея . Учет и описание музейных предметов. Хранение фондов. Что такое хранилище | 1 | Систематизация фондов: –– основной фонд Беседа о правилах хранения музейных фондов Систематизация фондов –– фонд временного хранения | | 09.02 | |
6 | Учет и хранение документальных материалов | 1 | Изучение фондов: -документальные экспонаты Беседа о хранении документальных экспонатов | | 16.02 | |
7 | Хранение документальных материалов | 1 | | | 23.02 | |
8 | Что такое вещественные памятники | 1 | Изучение фондов: -вещественные памятники | | 02.03 | |
9 | Вещественные памятники и требования к их хранению. Требования к помещению музея в музее | 1 | Беседа о хранении вещественных памятников в музее | Практическая работа в музее «Изучение коллекций музея «Музей боевой славы им. П.И. Ботина»» с документальным и вещественным фондом. | 09.03 | |
| Экскурсионное дело | 3 | | | | |
10 | Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Выбор темы экскурсии | 1 | Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее Построение темы- детальный анализ | | 16.03 | |
11 | Техника ведения экскурсии Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода | 1 | Просмотр видеоролика с записью экскурсии Экскурсионные методы и приемы | мастерство экскурсовода | 23.03 | |
12 | Подготовка экспозиций к проведению экскурсии. Отработка практических навыков в музее школы | 1 | Разработка экскурсий | Разработка экскурсий. Организация проведения экскурсий | 06.04 | |
| Музей и исследовательская работа учащихся | 5 | | | | |
13 | Составление примерной тематики для учащихся, интересующимися исследовательскими проблемами. | 1 | Изучение норм проектной деятельности и исследовательской культуры. | | 13.04 | |
14 | Налаживание необходимых связей с другими музеями, общественностью с целью получения необходимых для исследования материалов. | 1 | Трансляция опыта (радио, телевидение, печать) | | 20.04 | |
15 | Оформление исследовательских работ | 1 | Просмотр презентации об оформлении исследовательской работы | Работа с компьютером по заполнению введения | 27.04 | |
16-17 | Апробация исследовательских работ (защита презентаций на научно-практической конференции) | 2 | | (защита презентаций на научно-практической конференции) | 04.05-11.05 | |
| Резерв | 2 | | | 18.05-25.05 | |
Лист корректировки рабочей программы
Предмет «Музейная педагогика»
Класс 10 Б
Учитель Трубникова С. Е.
2016- 2017 учебный год
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
10