СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Музейная педагогика""

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса "Музейная педагогика" для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Музейная педагогика""»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»

городского округа Саранск

Рассмотрена и одобрена на заседании

Кафедры гуманитарного образования

Руководитель кафедры

__________Н.М.Винокурова

29 августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Средняя школа № 32»

________О.А.Забатурина



31августа 2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Средняя школа № 32»

____________П.В. Кичаев





01 сентября 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Музейная педагогика»

для 10 Б класса

на 2016-2017 учебный год



Составитель:

Трубникова С.Е.,

учитель истории










Саранск

2016

Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «Музейная педагогика» для 10 класса составлена на основе авторской программы Столярова Б. А. с учетом возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени среднего полного общего образования, в соответствии и с учетом следующего нормативно-правового обеспечения:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего полного общего образования»);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Музейная педагогика. История, теория, практика, Столярова Б. А. «Издательство «Высшая школа», 2004, рекомендованные Министерством образования и науки РФ;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Приказ Министерством образования и науки РФ от 26.01.2016 года № 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253;

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приказ Министерством образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312, с изменениями);

  • Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. о. Саранск РМ;

  • Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.



Цель: социализация и воспитание творческой личности воспитанника средствами музея.

Задачи:

Образовательные - обучение музейному языку, музейной терминологии, формирование научных и профессиональных интересов.

Развивающие - развивать интерес к изучению и сохранению собственной культуры, к истории своей родины

Воспитательные - воспитание музейной культуры, формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности обращаться с музейными ценностями.

Характеристика элективного курса «Музейная педагогика».


Развитие музейно-образовательной деятельности на современ­ном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым созда­ние системы продуктивного взаимодействия музея и народного об­разования для формирования гармонической личности — эстетиче­ски развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концеп­ций и ментальности.

Музейно-педагогическая программа «Музейная педагогика», — одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики му­зея. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Внутри этой области выделяются отдельные учебные предметы, рассчитанные на освоение их школьным учителем в сотрудничестве с образова­тельной службой современного музея и в контексте общих целей и содержания школьного образования.

Музейно-педагогическая программа предполагает творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов.  Соответственно музейно-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрести следующие навыки и умения:

  • развитого визуального мышления;

  • интерпретации и оценки зрительных образов в условиях по­ стоянно возрастающего потока визуальной информации;

  • изложения самостоятельных суждений;

  • осмысления художественных достижений общества;

  • творчески-активного отношения к окружающему миру.

Этот перечень навыков и умений доказывает, что педагогиче­ский процесс в музее строится по законам искусства и в его основе лежит педагогическая импровизация. Она позволяет обогатить но­вым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как лекции, экскурсии, дидактические выставки, се­минары, включить в образовательный процесс современные видео-и мультимедийные технологии.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими дисциплинами: история, обществознание, естествознание, география, и т.д.


Место элективного курса в общеобразовательной программе:

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы: зачет, написание исследовательских работ.


Требования к уровню подготовки обучающихся.


По окончанию обучения по данной рабочей программе обучающиеся должны знать:

- историю своего народа;

- историю своего края;

- как сохранить прошлое для будущих потомков;

- историю родного района и республики;

- как правильно пополнять материальный запас музея.


Должны уметь:

- правильно оформлять исследовательскую работу;

- проводить беседы с местным населением;

- самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал;

- проводить экскурсии по школьному музею;

- описывать и проводить паспортизацию музейных экспонатов;

- владеть туристическим навыкам.













Содержание рабочей программы



Тема 1. Музеи и музейное дело. (2 ч.)

Теоретическая часть. Виды музеев, основные направления их деятельности. Материально-техническая база музеев – из чего она складывается. Какие музеи являются наиболее известными в нашей стране, области, районе. Какие экспозиции, предметы и документы имеются в школьном краеведческом музее.


Практическая часть. Составление карты-схемы маршрута по музеям области. Предметы, имеющиеся в школьном музее. Экспозиции, имеющиеся в школьном музее. Документы имеющиеся в школьном краеведческом музее. Ознакомительная экскурсия по школьным музеям. Экскурсия в городской краеведческий музей.


Тема 2. Сбор музейных экспонатов. (2 ч.)

Теоретическая часть. Как определить ценность экспоната – предмета материальной культуры, документа, фотографии и т. д. Как вести сбор музейных экспонатов – общие требования и правила. Организация сбора экспонатов.

Практическая часть. Определение предметов материальной культуры, документов, фотографий.


Тема 3. Комплектование музейных фондов. (5ч.)

Теоретическая часть. Основной и вспомогательный фонды музея. Учет и хранение фондов. Учет и хранение документальных материалов. Вещественные памятники и требования к их хранению. Требования к помещению музея, к температурному и световому режиму. Отработка практических навыков в музее.

Практическая часть. Учет и хранение фондов музея.


Тема 4. Экскурсионное дело. (3 ч.)

Теоретическая часть. Выбор темы экскурсии, составление ее плана. Подготовка экспозиций к проведению экскурсии. Постоянное пополнение сведений и материалов для экскурсии.

Практическая часть. Составление плана и проведение экскурсий.


Тема 5. Музей и исследовательская работа учащихся. (5ч.)

Теоретическая часть. Составление примерной тематики для учащихся, интересующимися исследовательскими проблемами. Налаживание необходимых связей с другими музеями, общественностью с целью получения необходимых для исследования материалов.

Практическая часть. Защита исследовательских работ, создание мультимидийных презентаций.




Тематическое планирование


п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Дата проведение

Теоретическая часть занятия-форма организации деятельности

Практическая часть занятия

План

Факт


Музеи и музейное дело.

2


 




1

Что такое музей. Виды музеев. Основные направления деятельности музеев. Материально-техническая база музеев – из чего она складывается

1

Знакомство с термином музей, историей возникновения музеев. Изучение классификации музеев. Определение направления деятельности музеев (исторический, художественный и т.д.) Продолжить знакомство с музейной терминологией ( стеллажи, витрины, экспозиции и т.д)


11.09


2

Какие экспозиции имеются в школьном музее .

Какие документы имеются в школьном музее.

1

Изучение экспозиций музея «Музей боевой славы им. П.И. Ботина».

Выяснить что такое: паспорт музея, свидетельство музея, книга основного фонда, вспомогательного

Составление перспективного плана комплектования фондов

18.09



Сбор музейных экспонатов.


2





3

Как определить ценность экспоната.

Как определить ценность документа.

Как определить ценность фотографии и т. д.

1

Изучение норм определения ценности экспонатов. Правила установки ценности документального предмета. Правила установки ценности фотографии


25.01


4

Как вести сбор музейных экспонатов. Общие требования и правила по ТБ при сборе музейных экспонатов. Содержание и эстетическая

ценность коллекций 

1

Организация реализации поисковых заданий в классных коллективах, группах по интересам, индивидуальная работа с обучающимися.

Организация походов, экспедиций, переписки.

Изучение коллекций музея «Музей боевой славы им. П.И. Ботина»



02.02



Комплектование музейных фондов

5





5

Основной фонд музея .

Учет и описание музейных предметов. Хранение фондов. Что такое хранилище

1

Систематизация фондов:

–– основной фонд

Беседа о правилах хранения музейных фондов Систематизация фондов

–– фонд временного хранения


09.02


6

Учет и хранение документальных материалов

1

Изучение фондов:

-документальные экспонаты

Беседа о хранении документальных экспонатов


16.02


7

Хранение документальных материалов

1



23.02


8

Что такое вещественные памятники

1

Изучение фондов:

-вещественные памятники



02.03


9

Вещественные памятники и требования к их хранению. Требования к помещению музея в музее

1

Беседа о хранении вещественных памятников в музее

Практическая работа в музее «Изучение коллекций музея «Музей боевой славы им. П.И. Ботина»» с документальным и вещественным фондом.

09.03



Экскурсионное дело

3





10

Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Выбор темы экскурсии

1

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее

Построение темы- детальный анализ


16.03


11

Техника ведения экскурсии Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода

1

Просмотр видеоролика с записью экскурсии Экскурсионные методы и приемы







мастерство экскурсовода

23.03


12

Подготовка экспозиций к проведению экскурсии. Отработка практических навыков в музее школы

1

Разработка экскурсий


Разработка экскурсий.

Организация проведения экскурсий


06.04



Музей и исследовательская работа учащихся

5





13

Составление примерной тематики для учащихся, интересующимися исследовательскими проблемами.

1

Изучение норм проектной деятельности и исследовательской культуры.



13.04


14

Налаживание необходимых связей с другими музеями, общественностью с целью получения необходимых для исследования материалов.

1

Трансляция опыта (радио, телевидение, печать)


20.04


15

Оформление исследовательских работ

1

Просмотр презентации об оформлении исследовательской работы

Работа с компьютером по заполнению введения

27.04


16-17

Апробация исследовательских работ (защита презентаций на научно-практической конференции)

2


(защита презентаций на научно-практической конференции)

04.05-11.05



Резерв

2



18.05-25.05





















Лист корректировки рабочей программы



Предмет «Музейная педагогика»

Класс 10 Б

Учитель Трубникова С. Е.



2016- 2017 учебный год

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту








































































10






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!