СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативных занятий по истории по теме: «Портрет на фоне эпохи: век XIX» 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативных занятий по истории по теме: "Портрет на фоне эпохи: век 19» для 8 класса  составлена на основе

федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативных занятий по истории по теме: «Портрет на фоне эпохи: век XIX» 8 класс»

Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

Школьным МО учителей

Гуманитарного цикла протокол № ___

от «____» _____ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УР

Олеск Л.С.

«____» ____2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______Морозова Т.А.

Приказ № ____

от «___»____2015 г

.








Рабочая программа факультативных занятий по истории по теме

«Портрет на фоне эпохи: век XIX»


8 класс

2015 — 2016 учебный год



Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.

высшая квалификационная категория





Казанцево

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативных занятий по истории по теме: "Портрет на фоне эпохи: век 19» для 8 класса составлена на основе

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год, приказ № 52 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;

  • базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);

  • учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 53 от 22.05.14.г.;

  • положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.15.;

  • основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 78 от 29.08.14.г.;

  • календарного годового графика, приказ № 77 от 29.08.2014 г.

По календарному годовому графику:

Начало учебного года: 1 сентября 2015 года

Окончание для 8 класса: 31 мая 2016 г.

Количество учебных недель: 35 ч Каникулы: осенние: с 01 по 09 ноября 2015 г.

Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2016 г. Каникулы весенние: с 21 по 28 марта 2016 г.


Программа курса «Портрет на фоне эпохи: век XIX» по истории России предназначена для 8 класса. Данный курс связан с содержанием основного курса истории России, дополняет и расширяет его. Курс рассчитан на 35 часов, разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России и всеобщей истории.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в контексте исторической эпохи.


Цель курса:

осмысление роли великих деятелей в судьбе России и их влияние на исторические процессы в истории нашего государства;


Задачи курса:

-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;

- формировать у учащихся чувства гордости, уважения к нашим предкам, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

-воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся;

- стимулировать интерес к изучению истории, к участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.

- освоение систематизированных знаний об истории России, формирование целостного представления о ее месте и роли во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

-дискуссия ;
- видео – лекции, презентации;

- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;

- викторины:

- «мозговой штурм» и др.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, творческие работы.

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Предполагаемые результаты: Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.



Учебно-тематический план


№п\п

Тема занятия

Количество часов на разделы и темы


Введение. Характеристика 19 века.


2

1

Отечественная Война 1812 года. Военные события июнь – декабрь 1812 г.

3

2

Заграничный поход русской армии.

3

3

Отчизны верные сыны: герои войны 1812 г. Русские полководцы и военачальники.

3

4

Отражение Отечественной Войны 1812 года в искусстве

3

5

Награды войны 1812 года.

2

6

Памятники подвигам русского народа в войне 1812 года. Музеи Отечественной войны 1812 года.

3

7

Россия во второй четверти XIX века. Эпоха Николая I. Трагедия семей декабристов.

3

8

Политическая ссылка XIX века. Декабристы в Сибири.

3

9

Военное искусство в середине и второй половины XVIII века. Крымская война 1853-1856 годов.

2

10

Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права.

3

11

Царь — миротворец Александр III. Персоналии.

2

12

Итоговое занятие

2


Календарно – тематическое планирование


№п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

ИКТ

Дата по плану

Дата фактически


Введение. Характеристика 19 века.

Девятнадцатый век вошел в историю России как век реформ и перемен во всех сферах жизни общества: в государственном устройстве, в политике, в экономике, в военном деле, в культуре. Россия одолела армию Наполеона, сбросила с себя позорный груз крепостничества, добилась успехов в укреплении вооруженных сил, расширила свои границы. Экономика страны получила существенный импульс и условия для развития индустриальной базы. В стране делались робкие попытки либерализации жизни. В течение 100 лет государственный престол четырежды переходил из рук в руки. Российские самодержцы много сделали для укрепления могущества империи. Они были непохожими друг на друга, имели различные оценки в отношении того, каким путем добиваться славы отечества. Отсутствие единой системы взглядов и методов управления вело к расшатыванию всей государственной системы. Поэтому 19 век – это и век социальных потрясений, век декабристов, покушений на царя, век несбывшихся надежд прогрессивно мыслящих граждан.

2




1

Отечественная Война 1812 года. Военные события июнь – декабрь 1812 г.

Двести лет отделяют нас от одного из величайших событий русской и европейской истории - Отечественной войны 1812 года. Юбилей победы над Наполеоном - это не только повод вспомнить славную историю нашей страны, но и прекрасная возможность поговорить о чести, благородстве, доблести, патриотизме, героизме, нравственных идеалах людей того времени.

Военные события июнь – декабрь 1812 г.

Политическая обстановка в Европе накануне войны. Причины войны. Планы сторон. Наступление Наполеона. От Немана до Смоленска. От Смоленска до Бородино. Захват Москвы. Отступление Наполеона. Партизанская война. Окончание войны.

3




2

Заграничный поход русской армии.

Предистория похода – шестая коалиция. Кампания 1813 г. (война в Германии). Кампания 1814 г. (война во Франции). Венский конгресс.


3




3

Отчизны верные сыны: герои войны 1812 г. Русские полководцы и военачальники.

Война в лицах. Военная галерея героев войны 1812года в Эрмитаже. Джордж Доу.

Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, Васильчиков, Витгенштейн, Воронцов Волконский, Голицын, Горчаков, Давыдов, Дорохов, Дохтуров, Дурова, Ермолов, Коновницын, Костенецкий, Кульнев, Герасим Курин, Кутайсов, Лихачев, Милорадович, Неверовский, Орлов, Орлов-Денисов, Остерман-Толстой, Платов, Раевский, Сеславин, Тучковы, Уваров, Фигнер, Храповицкий.

Военачальники французской армии./ Маршалы Наполеона/

3




4

Отражение Отечественной Войны 1812 года в искусстве.

1.Живопись. Карикатуры И. Теребенева. Отражение народного характера войны.

Художественные произведения участников войны Д. Бажетти, А. Адам и Х.Фабер дю Фора, С.П. Шифляра, П.Гесса, С.Карделли И.А.Иванова, И.Ф.Беггрова

Художественные произведения о войне 1812 года. Бородинское сражение в полотнах художников. Франц Алексеевич Рубо (1856-1928). Василий Васильевич Верещагин (1842-1904). Цикл полотен об Отечественной войне 1812 г. Петер Гесс (1792-1855). Сражения 1812 г. Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (1780-1857). Рисунки и литографии. Франсиско Гойя (1746-1828). Офорты из серии «Бедствия войны». Альберт (Альбрехт) Адам (1786-1862). Рисунки и литографии. Ефим Исаакович Дешалыт.

2. Литература. Отечественная война в баснях И.А. Крылова. Политики и полководцы в поэзии и эпиграммах А.С. Пушкина.

3. Отражение событий войны в киноискусстве.

«Война и мир» по роману Льва Толстого, режиссёр Сергей Бондарчук, 1968г.

«1812 год», режиссёры Василий Гончаров, Александр Уральский, 1912г. (к 100-летию Отечественной войны 1812 года».

«Гусарская баллада», режиссёр Эльдар Рязанов, 1962г.

«Эскадрон гусар летучих» Военно-приключенческий историко-биографический фильм СССР (Россия), 1980, Сценарий Сергей Ермолинский. Режисер Станислав Ростоцкий.

3




5

Награды войны 1812 года.

Медаль «В память Отечественной войны 1812 года», медаль «В память Отечественной войны 1812 года», медаль «За любовь к Отечеству», наперсный крест «В память войны 1812 года», медаль «За взятие Парижа», медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года».

2




6

Памятники подвигам русского народа в войне 1812 года. Музеи Отечественной войны 1812 года.

Триумфальная арка. Манеж. Георгиевский зал. Обелиск «Братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года». Мемориальная доска на Хамовнических казармах. Музей-панорама «Бородинская битва». «Кутузовская изба». памятник «М.И. Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года». Мемориальная доска на доме, где жил

герой-партизан Денис Давыдов. Арсенал. Бородинский мост-памятник и Киевский вокзал. Место воинской славы России Бородинское поле. Государственный Бородинский военно-истрический музей-заповедник.

Храм Христа Спасителя, архитектор К.А.Тон. Создание непрерывного кругового коридора, служившего для народа открытой историей 1812 г.

Тарутинский военно-исторический музей Отечественной войны 1812 года.

Экспозиция Государственного исторического музея. Подготовка к празднованию 200-летия победы над Наполеоном.

3




7

Россия во второй четверти XIX века. Эпоха Николая I. Трагедия семей декабристов (неизвестные страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь декабристов, ссылка в Сибирь, история жен декабристов). Восстание декабристов через призму исторических реалий и литературных произведений. Трагедия судеб декабристов, радевших за процветание Отечества.

3




8

Политическая ссылка XIX века. Декабристы в Сибири.

Отправка декабристов в Сибирь. Первоначальные условия их содержания. Воспоминания декабристов о каторжном периоде ссылки. Тема надежды и оправданности жертв борьбы за свободу в обращении А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд». Стоическое отношение к физическим тяготам и лишениям, мужество и сплоченность декабристов в условиях ссылки.

Декабристки. Их самопожертвование и самоотверженность в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины». Истинно русский характер героинь поэмы. Суровые условия Сибири. Цели и стремления декабристок. Роль жен декабристов в поддержании их морального духа и сплоченности, а так же в изменении условий содержания и труда ссыльных. Воспоминания декабристов о значении приезда женщин. Отношение к декабристам со стороны местного начальства.

Организация общин декабристов. Большая и малая артели. Их роль в судьбе неимущих ссыльных. Эволюция взглядов декабристов под влиянием ссылки. Просветительская программа. Ее принципы и значение для Сибири. Каторжная академия как начало просветительской деятельности декабристов в Сибири. Педагогическая деятельность. Принципы демократической системы народного образования Л.Пестеля как основа педагогической деятельности декабристов в Сибири. Ее значение. Новые методы в обучении детей.

Воспевание подвига декабристов в стихотворении Осипа Мандельштама «Декабрист».

3




9

Военное искусство в середине и второй половины XVIII века. Крымская война 1853-1856 годов.

Характеристика армий и флотов стран, участвовавших в войне /организация, численность, боевая выучка, вооружение, основные стратегические принципы и тактические приемы/. Ход военных действий. Полководцы и флотоводцы /В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин/. Развитие фортификации /Э И Тотлебен/. Применение минного оружия русскими моряками /изобретение Б.С. Якоби/. Развитие военной медицины /Н.И. Пирогов/.

2




10

Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права.

Личность императора Александра II.Причины отмены крепостного права. «Манифест об отмене крепостного права» — 19 февраля 1861г. Земская реформа. Судебная и военная реформы. Убийство императора Александра II. Организация «Народная воля».
Основные термины и понятия:   крепостное право, «Манифест об отмене крепостного права», реформы: Земская, судебная, военная. Реформатор. Персоналии: Александр II. Н.И.Рысаков. И.И. Гриневицкий.

3




11

Царь — миротворец Александр III. Персоналии.

Александр III: личность, воспитание, характер.  Контрреформы. Подавление революционного движения, укрепление самодержавия, православия, народности. Рабочее движение. Морозовская стачка, руководители  П.А.Моисеенко и В.С. Волков. 

 Основные термины и понятия: Контрреформы,  Морозовская стачка. Персоналии:   Александр III, К.П. Победоносцев, С. Ю. Витте, Т.С.Морозов, П.А.Моисеенко,  В.С. Волков. 

2




12

Итоговое занятие

2





Планируемые образовательные результаты обучающихся

В процессе освоения курса учащиеся должны:

- знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса.

- уметь: находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.


Данный курс по истории России играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812. - М., 1962

  2. Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. - М., 1968

  3. Жилин П.А. Отечественная война 1812 года.- М., 1988

  4. Орлик О.В. Гроза двенадцатого года… - М., 1887

  5. Левченко В.И. Герои 1812 года. – М., 1987

  6. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. – М., 1986

  7. Тарле Е.В. 1812 год. – М., 1993

  8. Тарле Е.В. Наполеон.- М., 1993

  9. Сахаров А.Н. История России. - М.,1998

  10. История России с древнейших времён до 1861 года: Учеб. для вузов/

  11. Н.И. Павленко, И.Л. Андреев

  12. Балязин В. Тысяча занимательных сюжетов из русской истории. М, 95г.

  13. Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.

  14. В. Ключевский. Курс русской истории

  15. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории

  16. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России

  17. Орлов А. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М, 1999

  18. Ключевский В. Исторические портреты М.1991

  19. Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.

  20. Мироненко С. Российские самодержцы М. 1994

  21. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.

  22. http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года

  23. http://patrio.ru/

  24. http://www.patrwar1812.ru/

  25. http://www.museum.ru/1812/index.html

  26. http://www.hrono.ru/1812ru.php

  27. http://hero-1812.narod.ru/

  28. http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html

  29. http://www.world-history.ru/events_about/1390/2154.html

  30. http://sibeykin.narod.ru/rev/r11.html

  31. http://ординарец.рф/table/Rus_Army_1812_4.asp



Литература для учащихся.


1. Данилов А.А., Косулина Л.Г.. История России XIX век. М.: Просвещение, 2010.

2. Буганов В.И. Зырянов А.Н. История России конец ΧVΙΙ - ΧΙΧ век. М.: Просвещение, 2008.

3. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век. – М., 2003.

4. История России в лицах. СД. Отличник.

5, История России в лицах и датах. М., 1995.

6. Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.

7. Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.

8. Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.

9. Энциклопедия Аванта +






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!