Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»
Курьинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО Школьным МО учителей Гуманитарного цикла протокол № ___ от «____» _____ 2014г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Олеск Л.С. «____» ____2014г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______Морозова Т.А. Приказ № ____ от «___»____2014г . |
Рабочая программа факультативных занятий по истории по теме: «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
10-11 класс
2014 — 2015 учебный год
Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.
высшая квалификационная категория
Казанцево
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативных занятий по истории по теме: «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» для 10-11 класса составлена на основе
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год, приказ № 52 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);
элективных курсов по истории России 10-11 классы. Автор-составитель С. Н. Чермошенцевой, учителем истории и обществознания СОШ № 1 им. Левченко, г, Новониколаевск. Издательство « Глобус» 2007 год.
учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 53 от 22.05.14.г.;
положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.15.;
основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 78 от 29.08.14.г.;
календарного годового графика, приказ № 77 от 29.08.2014 г.
По календарному годовому графику:
Начало учебного года: 1 сентября 2014 года
Окончание для 10 класса: 31 мая, для -- 11 класса: 25 мая 2015 г.
Количество учебных недель: 34 (11 кл), 35 ч (10 кл) Каникулы: осенние: с 01 по 09 ноября 2014 г.
Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2015 г. Каникулы весенние: с 21 по 28 марта 2015 г.
Пояснительная записка
Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям.
Программа курса составлена с учетом следующего:
1. Данный период российской истории является очень сложным, содержит много фактического материала.
2. Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках.
3. Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных деятелей периода империи.
Цель курса:
• Расширить представления учащихся о реформах и реформаторах Российской империи.
Задачи курса:
• Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса.
• Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.
• Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
• Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
• Формировать чувство гражданственности на примере жизни
и деятельности известных людей данного периода.
В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.
При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам. На материале XVIII - начала XX вв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе российского реформаторства.
В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
• проблемные задания;
• исторические диктанты;
• обобщающие вопросы и задания;
• тесты.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.
Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме.
I фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин.
Курс рассчитан на 34 часа.
Учебно-тематический план
№п\п | Тема занятия | Количество часов на разделы и темы |
1. | Введение | 1 |
2. | Первые отечественные реформаторы и их преобразования. | 2 |
3. | Реформаторы Киевской Руси. | 2 |
4. | Реформаторы Московской Руси. | 1 |
5. | Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный. | 3 |
6. | Реформаторская деятельность в XVII веке. | 3 |
7. | Реформы Петра I: Истоки и последствия. | 3 |
8. | Эпоха просвещенного абсолютизма. | 1 |
9. | Екатерина Великая и её реформаторская деятельность. | 1 |
10. | Павел I. | 1 |
11. | Реформы и реформаторы первой половины XIX века. | 3 |
12. | Великие реформы Александра II. | 5 |
13. | С.Ю.Витте : человек и политик. | 2 |
14. | П.А.Столыпин – последний реформатор Российской империи. | 2 |
15 | М.С.Горбачев- на пути к демократии. | 3 |
16 | Итоговое занятие. (защита рефератов) | 3 |
| ИТОГО | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№п\п | Раздел, тема урока | Количество часов | ИКТ | Дата по плану | Дата фактически |
1. | Введение | 1 | | 04.09. | |
2. | Первые отечественные реформаторы и их преобразования. | 2 | | 11.09. 18.09. | |
3. | Реформаторы Киевской Руси. | 2 | | 25.09. 02.10. | |
4. | Реформаторы Московской Руси. | 1 | Презентация | 09.10 | |
5. | Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный. | 3 | | 16.10. 23.10. 30.10. | |
6. | Реформаторская деятельность в XVII веке. | 3 | | 13.11. 20.11. 27.11. | |
7. | Реформы Петра I: Истоки и последствия. | 3 | | 04.12. 11.12. 18.12 | |
8. | Эпоха просвещенного абсолютизма. | 1 | | 25.12. | |
9. | Екатерина Великая и её реформаторская деятельность. | 1 | | 15.01. | |
10. | Павел I. | 1 | фильм | 22.01. | |
11. | Реформы и реформаторы первой половины XIX века. | 3 | | 29.01. | |
12. | Великие реформы Александра II. | 5 | | 05.02. 12.02. 19.02. 26.02. 05.03. | |
13. | С.Ю.Витте : человек и политик. | 2 | | 12.03. 19.03. | |
14. | П.А.Столыпин – последний реформатор Российской империи. | 2 | фильм | 02.04. 09.04. | |
15. | М.С.Горбачев- на пути к демократии. | 3 | презентация | 16.04. 23.04. 30.04. | |
16. | Итоговое занятие. (защита рефератов) | 3 | | 07.05. 14.05. 21.05. | |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Основные умения и навыки:
• анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
• владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
• работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
• владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
• анализировать и сопоставлять факты.
Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету
Перечень литературы:
Для учителя
1.Аверх ,А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991г.
2.Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989 г.
3.Головатенко А. История России : спорные проблемы. М., 1994 г.
4.Исаев,И.Н. История государства и права России, М., 1994г.
5.Павленко Н.И. Петр первый и его время.М.,1989г.
Для учащихся:
1.Энциклопедия Аванта+ история России в 3-х частях. М., 2002г.
2.Энциклопедия кто есть кто в мире. М., 2004г.
3.Дейкин,А. Великий эконом самодержавия: сто лет назад завершилась денежная реформа С Витте //А. Дейкин/ Новое время. – 1997.
4.Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги// М. Румянцев/ вопросы экономики. -1990. - № 10.
5. Ананьич, Б.В. Сергей Юльевич Витте // Б. В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин/ Вопрсы истории. – 1998. -№ 8.
6.Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России / С.Г. Горяйнов- Ростов н/Д: Феникс, 1996.
7. Великие государственные деятели России/ под ред. А.Ф. Киселева. –М.: Владос, 1996.
8.Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский.- М.: Правда, 1991г.