Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
___________________ Н.В. Меркулова
«_____» __________________ 2017 г.
_____________ Д.Ш. Шидиева
от «____» _______________ 2017 г.
Составитель: Т.С. Калабина, воспитатель
с. Леуши, 2017г.
Рабочая программа составлена на основе Адаптированной воспитательной программы гражданско-патриотического воспитания «Расту Гражданином» для учащихся 5б класса (основное общее образование), составитель: воспитатель Т.С. Калабина, с. Леуши, 2017 г.
Протокол № от « » августа 2017 г.
Руководитель методического объединения _______________________/Л.А. Болдырева/
Протокол № от « » августа 2017 г.
Председатель методического совета ____________________________/ Д.Ш. Шидиева/
Рабочая программа составлена на основе Адаптированной воспитательной программы гражданско-патриотического воспитания «Расту Гражданином» для учащихся 5б класса (основное общее образование), составитель: воспитатель Т.С. Калабина, с. Леуши, 2017 г.
Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по гражданско - патриотическому воспитанию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Основной задачей школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья становится оказание помощи воспитанникам успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить жизнь достойного человека. Введение в обучение и воспитание школы-интерната блока гражданско-патриотического воспитания необходимо для сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, необходимости в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
Необходимость гражданско-патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья сопряжена с решением многих проблем. Сотовая связь, интернет меняют ценности и приоритеты нового поколения. И все труднее теперь воспитывать, формировать из наших обучающихся настоящих граждан и патриотов своей страны.
Работа по патриотическому воспитанию в школе–интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
Распределение внеклассных часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:
№ п\п | Тема занятия | Содержание деятельности | Количество часов | Дата | Цель | Основные образовательные умения и навыки | Форма проведения | Методы работы |
1 | Вводное занятие «Я - гражданин России». | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. | 1 | | Актуализация имеющихся знаний. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические |
2 | Диагностика ЗУН на начало года. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение знаний воспитанников. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
3 | Моя семья. | 1.Просмотр слайдов. 2.Беседа. 3.Ответы на вопросы. | 1 | | Содействие воспитанию любви и уважения к родным и близким. | Иметь элементарные представления о внутрисемейных отношениях и ценностях с помощью воспитателя. | Беседа с использованием картинок, слайдов. | Словесные, наглядные, практические. |
4 | Моя семья и родственники. | 1.Просмотр слайдов. 2.Беседа. 3.Ответы на вопросы. | 1 | | Поддержка в формировании понимания обучающимися, воспитанниками семьи, как важнейшей жизненной ценности | Иметь элементарные представления о семье, ее укладе и порядке в нем с помощью воспитателя. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
5 | Культурные ценности семьи. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. | 1 | | Знакомство с культурой семейных отношений, позитивными семейными ценностями. Содействие осознанию себя членом семьи. | Соблюдать правила культурного поведения в общении со взрослыми под руководством воспитателя. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
6 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические. |
7 | Давайте познакомимся. | 1.Просмотр слайдов. 2.Беседа. 3. Практическое занятие. | 1 | | Содействие формированию знаний о себе и личности своих друзей и одноклассников | Владеть коммуникативными навыками общения со сверстниками с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых элементов. | Словесные, наглядные, практические. |
8 | Наш класс. Законы жизни. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. | 1 | | Формирование уважительного отношения, чистосердечности, дружелюбию по отношению к сверстникам и их родителям. | Иметь элементарные представления о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми с помощью воспитателя. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
9 | Школа. Правила школьника. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. | 1 | | Формирование навыков правильного поведения в школе. | Владеть коммуникативными навыками общения со взрослыми с помощью воспитателя. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
10 | По каким правилам мы живём? | 1.Просмотр слайдов. 2.Беседа. 3. Обсуждение | 1 | | Знакомство с понятиями: права человека, права ребенка, правовое поле; расширение знаний о своих правах. | Иметь элементарные представления о своих правах и обязанностях с помощью воспитателя. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
11 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические. |
12 | Моё родное село - Леуши. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. | 1 | | Определение значения Родины в жизни каждого человека через знакомство с понятием «малая Родина». | Иметь элементарные представления о своей малой Родине с помощью воспитателя. | Беседа с использованием картинок, слайдов. | Словесные, наглядные, практические. |
13 | Люди моего села. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. | 1 | | Знакомство с профессиями людей, проживающих в селе. | Соблюдать правила культурного поведения в общении со взрослыми под руководством воспитателя. | Беседа с использованием картинок, слайдов. | Словесные, наглядные, практические. |
14 | Экскурсия прогулка «Природа моего села». | Практическое занятие. | 1 | | Знакомство с традициями, достопримечательностями, памятниками родного села. | Иметь элементарное представление о традициях, достопримечательностях, памятниках родного села с помощью воспитателя. | Экскурсия. Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические |
15 | Традиции нашего села. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. | 1 | | Знакомство детей с обычаями и традициями родного села. | Иметь элементарное представление о традициях, достопримечательностях, памятниках родного села с помощью воспитателя. | Беседа. Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
16 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
17 | Мой край родной – Югра. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. | 1 | | Знакомство с традициями, достопримечательностями, памятниками родного края. | Иметь элементарное представление о традициях, достопримечательностях, памятниках родного края с помощью воспитателя. | Беседа. Практическое | Словесные, наглядные, практические. |
18 | Берегите эти земли, эти воды. | 1.Просмотр слайдов. 2.Беседа. 3. Оздоровительная минутка. 4. Практическое занятие. | 1 | | Формирование знаний по охране природы. | Иметь элементарные знания по охране природы с помощью воспитателя. | Беседа. Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
19 | Охрана и использование животного мира. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. | 1 | | Формирование знаний по охране природы. | Иметь элементарные знания по охране природы с помощью воспитателя. | Беседа. | Словесные наглядные практические. |
20 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
21 | Без труда чести не получишь. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. | 1 | | Содействие формированию этических представлений о понятиях «трудолюбие» и «лень». | Иметь элементарное представление о понятиях «трудолюбие» и «лень» с помощью воспитателя. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
22 | Мой дом – наведу порядок в нём. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. | 1 | | Содействие формированию понятий «домашний труд», основные «обязанности» ребенка дома. Воспитание осознанного и добросовестного отношения к домашнему труду, к своим обязанностям. | Иметь элементарное представление о понятии «домашний труд», о своих обязанностях в семье с помощью воспитателя. | Практическое занятие при использовании игровых фрагментов. | Словесные, наглядные, практические. |
23 | Мои обязанности в семье. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. | 1 | | Формирование понятий «домашний труд», основные «обязанности» ребенка дома. Воспитание осознанного и добросовестного отношения к домашнему труду, к своим обязанностям. | Иметь элементарное представление о понятии «домашний труд», о своих обязанностях в семье с помощью воспитателя. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
24 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные, практические. |
25 | История Отечества - история Югры. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. | 1 | | Содействие формированию представлений об устройстве нашего государства. | Иметь элементарное представление об устройстве нашего государства с помощью воспитателя. | Использование наглядного материала. Картинки и т.д. Дидактическая игра. | Словесные, наглядные, практические. |
26 | Символы государства. | 1.Беседа. 2. Показ слайдов. 3.Прослушивание и разучивание слов гимна РФ. | 1 | | Изучение символики нашей страны. | Иметь элементарные знания о символах Российского государства – флаг, герб, гимн с помощью воспитателя. . | Использование наглядного материала. Картинки и т.д. Дидактическая игра. | Словесные, наглядные, практические. |
27 | Герои живут рядом. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. | 1 | | Воспитание чувства патриотизма, гордости за свое Отечество и своих земляков | Иметь элементарные знания об истории России и своего округа – Югры с помощью воспитателя. с помощью воспитателя. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
28 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические |