СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «К тайнам русского слова» (внеурочная деятельность) 6 класс 34 часа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2011г. и междисциплинарной программы "Основы смыслового чтения и работа с текстом".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «К тайнам русского слова» (внеурочная деятельность) 6 класс 34 часа»

Департамент образования города Москвы

Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

образовательное учреждение ГОРОДА МОСКВЫ

«Западный комплекс непрерывного образования»

(ГБПОУ ЗКНО)

Адрес: 121471, г. Москва, ул. Гвардейская, 15, корп. 2

Тел./ факс 8 (495) 446 – 34 – 73, Email: zkno@edu.mos.ru



Рабочая программа

«К тайнам русского слова»

(внеурочная деятельность)

основное общее

ступень образования

для 6 класса

по русскому языку

предмет

Программа факультатива составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2011г. и междисциплинарной программы "Основы смыслового чтения и работа с текстом".





Рабочую программу подготовил(-а):

Храмцова Ольга Владимировна

ФИО





Москва, 2017



Рабочая программа факультативного курса

«К тайнам русского слова»

Пояснительная записка.

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Программа факультатива составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2011г. и междисциплинарной программы "Основы смыслового чтения и работа с текстом".

Программа предназначена для учащихся 6 класса. Количество часов – 34 (1 час в неделю).

Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии факультатива целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-рече­вые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.

Центральной единицей обучения становит­ся текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.

Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуника­тивных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск ин­формации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникатив­ных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.

Задачи:

1.Совершенствование у детей умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.

2.Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

3.Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.

4.Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.

5.Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

6.Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

7.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

8.Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Результаты изучения факультативного курса.

Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы факультативного курса являются следующие умения и качества:

  1. осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;

  2. умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  3. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  4. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися 6 класса программы факультативного курса являются:

  1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);

  2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  3. владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);

  4. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);

  5. умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;

  6. умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;

  7. умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  8. умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

  9. уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  10. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметными результатами освоения учащимися 6 класса программы факультативного курса являются:

1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст.

2. Сформированность следующих умений:

  1. различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;

  2. вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);

  3. находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты;

  4. различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль текста;

  5. читать учебно-научный текст изучающим чтением;

  6. владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;

  7. выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

  8. определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения:

  9. пересказывать текст подробно, сжато;

  10. понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;

  11. письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;

  12. последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;

  13. озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Структура факультативного курса:

Занятия курса начинаются с вводного урока, на котором учащимся предлагается комплексная проверочная работа по оценке уровня сформированности отдельных коммуникативно - речевых умений (входящий контроль). Курс состоит из 5 больших разделов: «Речь и речевое общение», «Функциональные разновидности языка. Стилистика», «Виды речевой деятельности», «Текст как продукт речевой деятельности», «Итоговый контроль». Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка, знакомство с новыми понятиями и их особенностями).

  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения).

В целях осуществления текущего контроля за речевыми умениями учащихся в каждом разделе запланированы занятия – практикумы.

Завершается курс итоговой контрольной работой.

Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Методы и приемы.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

  1. беседа;

  2. объяснение учителя;

  3. исследование;

  4. наблюдение;

  5. сопоставление и анализ;

  6. учебные дискуссии;

  7. творческие задания;

  8. постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

  9. создание и редактирование текстов;

  10. использование разных каналов поис­ка информации;

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов


ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ_-ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

КОНТРОЛЬ

1. Вводное занятие

1




1

2. Речь и речевое общение

9

3

4

2


3. Функциональные разновидности языка. Стилистика

3

1

1

1


4. Виды речевой деятельности

9

2

4

3


5. Текст как продукт речевой деятельности

10

2

7

1


6. Итоговый контроль

2




2

Итого:

34

8

16

7

3



Содержание курса

Вводное занятие. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.

РАЗДЕЛ I: Речь и речевое общение.

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочёты.

Практическая работа №1. Учимся строить диалог и монолог.

Практическая работа №2. Учимся редактировать свои и чужие тексты

РАЗДЕЛ II. Функциональные разновидности языка. Стилистика.

Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая. Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официально-делового).

Практическая работа № 3. Создание письменных высказываний разных стилей.

РАЗДЕЛ III. Виды речевой деятельности.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Понимание текста, предъявляемого на слух в нормальном темпе. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Овладение приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет.

Практическая работа № 4. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.

Практическая работа № 5. Учимся пересказывать текст подробно.

Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план), составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление).

Практическая работа № 6. Учимся писать сжатое изложение.



МОДУЛЬ IV. Текст как продукт речевой деятельности.

Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы. Основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. План как вид информационной переработки текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Практическая работа № 7. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

МОДУЛЬ V. Итоговый контроль (2 ч.)

Итоговая контрольная работа: проверка уровня сформированности речевых навыков и коммуникативно – речевых умений.



Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во часов

§§

Месяц

Неделя

 

Вводное занятие (1 ч.)

(1 ч.)

 

 

 

 

Тема 1. Вводное занятие.(1 ч.)

(1 ч.)

 

 

 

1

Вводное занятие.

1

 

Сентябрь

1

 

Модуль I. Речь и речевое общение (9 ч.)

(9 ч.)

 

 

 

 

Тема 2. Речь и речевое общение (5 ч.)

(5 ч.)

 

 

 

2

Роль человеческого общения в жизни человека.

1

 

Сентябрь

2

3

Речевая ситуация.

1

 

Сентябрь

3

4

Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи.

1

 

Сентябрь

4

5

Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога.

1

 

Октябрь

1

6

Практикум. Учимся строить диалог и монолог.

1

 

Октябрь

2

 

Тема 3. Свойства хорошей речи (4 ч.)

(4 ч.)

 

 

 

7

Правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность использования слов.

1

 

Октябрь

3

8

Речевые ошибки и недочёты.

1

 

Октябрь

4

9

Речевые ошибки и недочёты.

1

 

Ноябрь

1

10

Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты.

1

 

Ноябрь

2

 

Модуль II. Функциональные разновидности языка. Стилистика (3 ч.)

(3 ч.)

 

 

 

 

Тема 4. Стилистика (3 ч.)

(3 ч.)

 

 

 

11

Основные признаки разговорной и книжной речи.

1

 

Ноябрь

3

12

Виды книжной речи: художественная и научно-деловая.

1

 

Ноябрь

4

13

Практикум. Создание письменных высказываний разных стилей

1

 

Декабрь

1

 

Модуль III. Виды речевой деятельности (9 ч.)

(9 ч.)

 

 

 

 

Тема 5. Речь как деятельность (5 ч.)

(5 ч.)

 

 

 

14

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо

1

 

Декабрь

2

15

Аудирование как вид речевой деятельности.

1

 

Декабрь

3

16

Чтение как вид речевой деятельности

1

 

Декабрь

4

17

Работа с информацией.

1

 

Январь

2

18

Практикум. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

1

 

Январь

3

 

Тема 6. Говорение как вид речевой деятельности (2 ч.)

(2 ч.)

 

 

 

19

Умение поддерживать разговор в конкретной ситуации.

1

 

Январь

4

20

Практикум. Учимся пересказывать текст подробно

1

 

Февраль

1

 

Тема 7. Письмо как вид речевой деятельности (2 ч.)

(2 ч.)

 

 

 

21

Признаки текста, композиционные элементы целого текста.

1

 

Февраль

2

22

Практикум. Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение)

1

 

Февраль

3

 

Модуль IV. Текст как продукт речевой деятельности (10 ч.)

10 ч.)

 

 

 

 

Тема 8. Признаки текста (5 ч.)

(5 ч.)

 

 

 

23

Признаки текста, композиционные элементы целого текста

1

 

Февраль

4

24

Что значит говорить и писать на тему?

1

 

Март

1

25

Главное в тексте - идея, основная мысль.

1

 

Март

2

26

Средства связи предложений и частей текста.

1

 

Март

3

27

План как вид информационной переработки текста

1

 

Март

4

 

Тема 9. Функционально-смысловые типы речи (5 ч.)

(5 ч.)

 

 

 

28

Признаки функционально-смысловых типов текста (повествования, описания, рассуждения)

1

 

Апрель

2

29

Описание как тип речи. Виды описаний

1

 

Апрель

3

30

Повествование. Повествовать – значит рассказывать

1

 

Апрель

4

31

Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать

1

 

Май

1

32

Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи

1

 

Май

2

 

Модуль V. Итоговый контроль (2 ч.)

 

 

 

 

 

Тема 10. Итоговый контроль (2 ч.)

(2 ч.)

 

 

 

33

Самостоятельная работа

1

 

Май

3

34

Выводы по итогам самостоятельной работы.

1

 

Май

4



Литература для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

  2. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.

  3. Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.

  4. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

  5. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. - М., 1997.

  6. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и прак­тика обучения. — М., 1998.

  7. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.

  8. Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

  9. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

  10. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского

языка. - М.- 1977.

  1. Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования.* Сельская школа.- 2006.-№ 6.

  2. Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные

технологии.- 2005.-№ 1.

  1. Научно-методический журнал * Русский язык и литература в средних

учебных заведениях Украины.-1990.-№ 11, 1991.- № 1, 1992.- № 3-4.

  1. Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.

  2. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.

Литература для учащихся:



  1. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. ред. В.В.Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993

  2. Разумовская М.М. Русский язык 5 класс.- М.-2002.

  1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

  1. Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002.

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.

  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.

  3. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!