РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –
ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Назаровская школа»
![]()
391410, Рязанская область, Чучковский район, село Назаровка, ул. Садовая, дом 2.
Телефон: 7-43-36 E-mail: [email protected]
Утверждаю
Директор
МОУ «Назаровская школа»
_________ Варламова Н. И.
«___» _____________ 2015 г
Рабочая программа по внеурочной деятельности
духовно-нравственной направленности
кружок
«Мой родной край»
для 1-4 классов (6,5-11 лет)
Срок реализации: 4 года (2015-2019 уч. года)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/16/s_5a34deeda20bb/774521_3.jpeg)
Составитель:
Потапова Л. В.
2015 г
Содержание
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Мой родной край» духовно-нравственного направления
Содержание программы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Тематическое планирование
1 класс
2 класс
3 класс
4класс
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Мой родной край»
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения, понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом
Выпускник научится:
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке;
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Выпускник получит возможность:
научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию, критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Содержание программы внеурочной деятельности курса «Мой родной край»
Содержание курса 1 класса
1. Русь, Россия, Родина моя.
Беседа о Родине – России. Символы России. Традиции нашей страны.
2. День матери.
Беседа об истории возникновения праздника. Рисование портретов. Изготовление подарков к празднику. Проведение концерта для мам.
3. Откуда берутся грязнули?
Знакомство с основными правилами гигиены. Изучение кожи рук под микроскопом. Составление плакатов, призывающих соблюдать правила гигиены.
4. Праздник урожая
Осень – время сбора урожая. Игра «Что нам осень принесёт?». Подготовка к празднику: стихи, рисунки, аппликации из природного материала. Украшение помещения к празднику осени. Проведение итогов праздника осени.
5. Приятного аппетита! Этикет за столом.
Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами.
Как украсить дом к Новому году?
Почему мы празднуем Новый год? Украшение помещения к Новому году, изготовление ёлочных игрушек, подарков к празднику.
Вежливые слова
Правила поведения приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми.
Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома
Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.
Масленица.
Почему мы празднуем масленицу. Народные традиции, украшение помещения к традиционным праздникам.
Моя семья.
Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений.
Красота родной природы.
Значение природы в жизни человека. Природа в произведениях искусства: картинах, музыке, поэзии. Выход на экскурсию с целью увидеть красоту природы. Сбор природного материала, изготовление поделок.
Папа, мама, я – спортивная семья.
Значение спорта в жизни человека. Место спорта в семье. Участие в спортивном празднике.
Режим дня.
Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений.
Экскурсия в школьный музей.
Знакомство с историей возникновения музея. Какие экспонаты собраны в музее. Помощь в пополнении коллекции камней.
Составим правила поведения в школе.
Повторение знакомых правил поведения в школе. Для чего нужны правила поведения? Пополнение списка правил своими собственными правилами.
Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.
Беседа о дружбе. Чтение книг на эту тему. Сбор пословиц и поговорок о дружбе. Разучивание стихов и песен.
Содержание курса 2 класса
Вот моя деревня, вот мой дом родной…
История города Рязани, беседа о том, где мы живём, за что мы любим наш город.
Интересные люди нашего города.
Беседа об интересных (творческих, выдающихся) людях нашего города. Сбор материала о таких людях. Приглашение интересных людей в класс.
Профессии в нашем городе
Знакомство с различными профессиями, которые есть в нашем городе. Приглашение в класс людей различных профессий, экскурсии на предприятия района.
Достопримечательности и архитектурные памятники г. Рязани
Экскурсия по городу с целью показать достопримечательности и архитектурные памятники. Конкурс рисунков и фотографий на данную тему.
Они сражались за Родину
Выход в краеведческий музей. Поиск материала о земляках, сражавшихся за Родину (в том числе и в локальных войнах). Приглашение в класс людей, участвовавших в боевых действиях. Возложение 9 мая цветов к памятнику.
Рязань – зелёный островок
Беседа о пользе зелёных насаждение в городе. Посадка деревьев в своём дворе вместе с родителями.
Сделаем город чистым
Беседа «Нужен ли нам чистый город?» Посильная уборка территории школьного двора. Рассказ о том, кто делает наш город чистым.
Люди нашего города
Подготовка рассказов о своих родителях. Рассказ учителя о замечательных людях нашего города.
Художники города Рязани
Беседа о художниках нашего города. Посещение художественной выставки.
Краеведческий музей города Рязани.
Рассказ об истории краеведческого музея. Экскурсия в музей.
История моей семьи в истории города
Подготовка рисунков, рассказов, сочинений и фотографий о своей семье, о том почему она живёт в данном крае.
Традиции нашего города
Сбор информации о традициях нашего города. Рассказы детей о том, как они соблюдают эти традиции и почему?
Рязань – город будущего
Подготовка сочинений, зарисовок, стихов, рисунков, макетов зданий на тему: «Рязань через 100 лет»
История города в фотографиях
Сбор фотографий города в разные годы из семейного архива родителей, бабушек и дедушек. Оформление фотовыставки.
Изготовление буклета «Моя Рязань»
Содержание курса 3 класса
Введение. Краеведение - наука о родном крае.
Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
Красотою славится наша земля
Знакомство с природой края. Природные заповедники Рязанской области. Красная книга области. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Подбор материала к папке «Путеводитель по Рязанской области »
Рязанская земля
Физико-географическая характеристика области. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. «Путеводитель по Рязанской области»
Откуда пошёл мой род.
Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.
Моя родина в будущем.
Моя область через 50 лет. Создаем проекты домов и природы в будущем.
История моей страны в названиях улиц.
Названия улиц нашей области. История в названиях улиц.
«Их имена навечно останутся в нашей памяти»
Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны, создание папки «ВОВ в судьбе моей семьи»
Семейные традиции, праздники
Сбор материала на тему: «Традиции в моей семье».
«Не позволяй душе лениться»
Сбор материала о героях труда, о людях разных профессий.
Рождение Рязанской области
Сбор материала для создания папки «Путеводитель по Рязанской области»
История Рязани
История образования области, районов, знакомство с селами района, по возможности с историей их образования.
Создание папки «Путеводитель по Рязанской области»
Обработка собранного материала.
Создание Стенгазеты «Моя малая Родина»
Обработка собранного материала.
Содержание курса 4 класса
Страна, где мы живём
Историческая справка, географическая справка о нашей стране. Беседа о негосударственном символе России – берёзе. Рисование по представлению «Моя бескрайняя Родина»
Государственные символы России
Символы государства: гимн, флаг, герб. Рисование флага России, разучивание государственного гимна.
Народы России
Знакомство с народами, населяющими страну, с особенностями их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
Государственные праздники России
Беседа об основных государственных праздниках России.
Знаменитые города России
Виртуальное путешествие по городам России, беседа о городах-героях. Рассказы учеников о городах, в которых они побывали.
Рязанская область на карте России
Беседа о том, какое место занимает Рязанская область в нашей стране, о её природных богатствах, о культурном наследии, о территории Рязанской области и России.
Я гражданин России
Подготовка стихов, песен, рисунков о Родине. Урок-концерт.
Наша армия родная
Чтение книг, стихов об армии. Проведение спортивных соревнований «А ну, ка, мальчики»
Ими гордится страна
Поиск материала о знаменитых людях России: спортсменах, политиках, военных, деятелях культуры и др. Выпуск газеты.
Чтоб России пригодиться, надо хорошо учиться
Интеллектуальная игра «Что, где, когда?». Беседа о том, зачем нашему государству нужны грамотные люди.
Здоровье человека дело государственной важности
Россия глазами художников
Наша Родина в живописи. Виртуальное путешествие по музеям страны.
Поэты о России
Наша Родина в песнях и стихах. Разучивание песен о России, конкурс чтецов.
Космическая страна
Знакомство с историей космонавтики, с вкладом россиян в развитие освоения космоса. Конкурс рисунков о полёте человека в космос.
Итоговое занятие-концерт «Моя Родина и я»
3. Тематическое планирование
1класс (33 часа)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов, отводимых на освоение темы | Дата |
план | факт |
1 | Русь, Россия, Родина моя | 3 | | |
2 | Русь, Россия, Родина моя | | |
3 | Русь, Россия, Родина моя | | |
4 | День матери | 3 | | |
5 | День матери | | |
6 | День матери | | |
7 | Откуда берутся грязнули? | 2 | | |
8 | Откуда берутся грязнули? | | |
9 | Праздник урожая | 2 | | |
10 | Праздник урожая | | |
11 | Приятного аппетита! Этикет за столом. | 2 | | |
12 | Приятного аппетита! Этикет за столом. | | |
13 | Как украсить дом к Новому году? | 3 | | |
14 | Как украсить дом к Новому году? | | |
15 | Как украсить дом к Новому году? | | |
16 | Вежливые слова | 1 | | |
17 | Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома | 2 | | |
18 | Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома | | |
19 | Масленица. | 2 | | |
20 | Масленица. | | |
21 | Моя семья. | 2 | | |
22 | Моя семья. | | |
23 | Красота родной природы | 3 | | |
24 | Красота родной природы | | |
25 | Красота родной природы | | |
26 | Папа, мама, я – спортивная семья. | 2 | | |
27 | Папа, мама, я – спортивная семья. | | |
28 | Режим дня. | 2 | | |
29 | Режим дня. | | |
30 | Экскурсия в школьный музей. | 1 | | |
31 | Составим правила поведения в школе. | 1 | | |
32 | Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | 2 | | |
33 | Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | | |
Итого | 33 часа |
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов, отводимых на освоение темы | Дата |
план | факт |
1 | Вот моя деревня, вот мой дом родной… | 2 | | |
2 | Вот моя деревня, вот мой дом родной… | | |
3 | Интересные люди нашего города. | 3 | | |
4 | Интересные люди нашего города. | | |
5 | Интересные люди нашего города. | | |
6 | Профессии в нашем городе | 3 | | |
7 | Профессии в нашем городе | | |
8 | Профессии в нашем городе | | |
9 | Достопримечательности и архитектурные памятники г. Рязани | 2 | | |
10 | Достопримечательности и архитектурные памятники г. Рязани | | |
11 | Они сражались за Родину | 2 | | |
12 | Они сражались за Родину | | |
13 | Рязань – зелёный островок | 2 | | |
14 | Рязань – зелёный островок | | |
15 | Сделаем город чистым | 2 | | |
16 | Сделаем город чистым | | |
17 | Люди нашего города | 2 | | |
18 | Люди нашего города | | |
19 | Художники города Рязани | 2 | | |
20 | Художники города Рязани | | |
21 | Краеведческий музей города Рязани | 2 | | |
22 | Краеведческий музей города Рязани | | |
23 | История моей семьи в истории города | 2 | | |
24 | История моей семьи в истории города | | |
25 | Традиции нашего города | 2 | | |
26 | Традиции нашего города | | |
27 | Рязань – город будущего | 3 | | |
28 | Рязань – город будущего | | |
29 | Рязань – город будущего | | |
30 | История города в фотографиях | 2 | | |
31 | История города в фотографиях | | |
32 | Изготовление буклета «Моя Рязань» | 3 | | |
33 | Изготовление буклета «Моя Рязань» | | |
34 | Изготовление буклета «Моя Рязань» | | |
Итого | 34 часа |
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов, отводимых на освоение темы | Дата |
план | факт |
1 | Введение. Краеведение - наука о родном крае. | 1 | | |
2 | Красотою славится наша земля. | 3 | | |
3 | Красотою славится наша земля. | | |
4 | Красотою славится наша земля. | | |
5 | Рязанская земля. | 3 | | |
6 | Рязанская земля. | | |
7 | Рязанская земля. | | |
8 | Откуда пошёл мой род. | 2 | | |
9 | Откуда пошёл мой род. | | |
10 | Моя родина в будущем. | 2 | | |
11 | Моя родина в будущем. | | |
12 | История моей страны в названиях улиц. | 2 | | |
13 | История моей страны в названиях улиц. | | |
14 | «Их имена навечно останутся в нашей памяти» | 4 | | |
15 | «Их имена навечно останутся в нашей памяти» | | |
16 | «Их имена навечно останутся в нашей памяти» | | |
17 | «Их имена навечно останутся в нашей памяти» | | |
18 | Семейные традиции, праздники | 2 | | |
19 | Семейные традиции, праздники | | |
20 | «Не позволяй душе лениться» | 3 | | |
21 | «Не позволяй душе лениться» | | |
22 | «Не позволяй душе лениться» | | |
23 | Рождение Рязанской области | 3 | | |
24 | Рождение Рязанской области | | |
25 | Рождение Рязанской области | | |
26 | История Рязани | 3 | | |
27 | История Рязани | | |
28 | История Рязани | | |
29 | Создание папки «Путеводитель по Рязанской области» | 3 | | |
30 | Создание папки «Путеводитель по Рязанской области» | | |
31 | Создание папки «Путеводитель по Рязанской области» | | |
32 | Создание Стенгазеты «Моя малая Родина» | 3 | | |
33 | Создание Стенгазеты «Моя малая Родина» | | |
34 | Создание Стенгазеты «Моя малая Родина» | | |
| | Итого | 34 часа |
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов, отводимых на освоение темы | Дата |
план | факт |
1 | Страна, где мы живём | 2 | | |
2 | Страна, где мы живём | | |
3 | Государственные символы России | 2 | | |
4 | Государственные символы России | | |
5 | Народы России | 2 | | |
6 | Народы России | | |
7 | Государственные праздники России | 2 | | |
8 | Государственные праздники России | | |
9 | Знаменитые города России | 2 | | |
10 | Знаменитые города России | | |
11 | Рязанская область на карте России | 2 | | |
12 | Рязанская область на карте России | | |
13 | Я гражданин России | 2 | | |
14 | Я гражданин России | | |
15 | Наша армия родная | 2 | | |
16 | Наша армия родная | | |
17 | Ими гордится страна | 3 | | |
18 | Ими гордится страна | | |
19 | Ими гордится страна | | |
20 | Чтоб России пригодиться, надо хорошо учиться | 2 | | |
21 | Чтоб России пригодиться, надо хорошо учиться | | |
22 | Здоровье человека дело государственной важности | 2 | | |
23 | Здоровье человека дело государственной важности | | |
24 | Россия глазами художников | 3 | | |
25 | Россия глазами художников | | |
26 | Россия глазами художников | | |
27 | Поэты о России | 4 | | |
28 | Поэты о России | | |
29 | Поэты о России | | |
30 | Поэты о России | | |
31 | Космическая страна | 2 | | |
32 | Космическая страна | | |
33 | Итоговое занятие-концерт «Моя Родина и я» | 2 | | |
34 | Итоговое занятие-концерт «Моя Родина и я» | | |
| | Итого | 34 часа |