Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» составлена на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы».
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. За последние два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его.
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2016- 2017 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Направленность дополнительной образовательной программы:
Предлагаемая программа является программой социально-педагогической направленности, так как поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Актуальность программы заключается в том, что она соответствует современным подходам к подготовке к ГИА и требованиям к качеству образования выпускников.
Новизна программы в использовании современных средств, методов и приемов обучения.
Целесообразность программы в её практической направленности: каждому выпускнику необходимо успешно сдать ЕГЭ. Она способствует развитию личностного кругозора учащихся.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы:
Цель кружковой работы: помочь учащимся подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи кружковой работы:
образовательные:
КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
использования;
развивающие:
совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Возраст обучающихся: 16-17 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Сроки реализации данной программы рассчитаны на 1 год.
Формы и режим занятий:
Формы занятия, предусмотренные программой:
1. свободная творческая дискуссия;
2. тренинговые занятия по КИМам ЕГЭ;
3. выполнение творческих заданий;
4. активные методы формирования системы общения.
На занятия кружка отводится: 1 час в неделю, 35 часов в год.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: промежуточный контроль, ЕГЭ.
Учебно-тематический план
№/п | Название темы | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) | План | Факт |
| Итоговое сочинение в 11 классе | 13 | 4,5 | 8,5 | | |
1 | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 | 0,5 | 0,5 | 02.09 | |
2-3 | Итоговое сочинение в 11 классе | 2 | 1 | 1 | 09.09 16.09 | |
4 | Как подобрать вступление ? | 1 | 0,5 | 0,5 | 23.09 | |
5 | Как прокомментировать тезис? | 1 | 0,5 | 0,5 | 30.09 | |
6-7 | Как подобрать аргументы? | 2 | 1 | 1 | 07.10 14.10 | |
8 | Как сделать вывод? | 1 | 0,5 | 0,5 | 21.10 | |
9 | Как подобрать эпиграф? | 1 | 0,5 | 0,5 | 28.10 | |
11, 12, 13, 14 | Написание сочинения на заданную тему | 4 | | 4 | 11.11 18.11 25.11 02.12 | |
| Сочинение-рассуждение по заданному тексту | 18 | 4 | 14 | | |
15 | Сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Структура и критерии оценки | 1 | 0,5 | 0,5 | 09.12 | |
16 | Как начать работу над сочинением? | 1 | 0,5 | 0,5 | 16.12 | |
17-18 | Как сформулировать проблему исходного текста? | 2 | 1 | 1 | 23.12 13.01 | |
19-20 | Как прокомментировать проблему исходного текста? | 2 | 1 | 1 | 20.01 27.01 | |
21- 22 | Что значит сформулировать авторскую позицию? | 2 | 1 | 1 | 03.02 10.02 | |
23 | Письменное оформление комментария. | 1 | | 1 | 17.02 | |
24-25 | Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. | 2 | | 2 | 24.02 03.03 | |
26-27 | Правила использования аргументов. Источники аргументации. | 2 | | 2 | 10.03 24.03 | |
28 | Как закончить сочинение? | 1 | | 1 | 07.04 | |
29-34 | Практикум по написанию сочинения. | 6 | | 6 | 14.04 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 | |
Содержание рабочей программы включает:
Итоговое сочинение в 11 классе – 13 часов.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Как подобрать вступление? Как прокомментировать тезис? Как подобрать аргументы? Как сделать вывод? Как подобрать эпиграф? Написание сочинения на заданную тему.
Сочинение-рассуждение по заданному тексту–18 часов.
Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Практикум по написанию сочинения.
Методическое обеспечение рабочей программы составляют:
Литература, используемая педагогом:
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.:Просвещение, 2003.
Русский язык. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С). Т.А. Балясникова, М.: Планета.
Литература, рекомендованная для учащихся:
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2015.
Материально-техническая база.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
ФИПИ. Открытый банк заданий.
http://www.ctege.info
http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
6