г. Комсомольска – на Амуре
Молчанова Е.В.
высшая кв. категория
Программа соответствует обязательному профильному содержанию для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является профильным для ряда специальных дисциплин.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.
№ | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Этапы учебной деятельности. Формы работы | Характеристика основных видов деятельности |
Раздел 1 Вид. 57 часов. Эволюционное учение (34 часа) |
1 | История представлений о развитии жизни на Земле в додарвиновский период. Система органической природы К. Линнея. | Креационизм, трансформизм, систематика | Активная лекция, дискуссия, взаимоконтроль | Характеризуют общие философские концепции происхождения и развития органического мира |
2 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | Теория Ламарка, закон упражнения и не упражнения органов | Проблемное обучение | Объясняют процесс эволюции с позиций теории Ламарка |
3 | Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. | Предпосылки теории Дарвина | Эвристическая беседа, работа в группах | Перечисляют предпосылки возникновения теории Дарвина, объясняют движущие сила эволюции по Дарвину |
4 | Доказательства эволюции живой природы | Макроэволюция, палеонтология, эмбриология, филогенетические ряды, биогенетический закон, рудименты, атавизмы | Пресс - конференция | Поясняют роль палеонтологии, филогенетических рядов, эмбриологии, сравнительно анатомии в доказательстве эволюции |
5 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение об искусственном отборе. | Искусственный отбор, порода, сорт, штамм | Теоретическое исследование | Сравнивают естественный и искусственный отбор, приводят примеры известных сортов культурных растений и пород домашних животных |
6 | Движущие силы эволюции. Наследственная изменчивость. Лабораторная работа № 1 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Лабораторное исследование | Характеризуют формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивают стабилизирующий и движущий отбор. Выявляют вид изменчивости, описывают его, делают выводы на основе наблюдений |
7 | Борьба за существование | Внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды | Развивающее обучение | Объясняют действия движущей силы эволюции – борьбы за существование с позиций теории Дарвина |
8 | Формы естественного отбора. Подготовка к ЕГЭ – задание 25 | Формы естественного отбора. Движущий Стабилизирующий, дизруптивный | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Характеризуют виды изменчивости и их роль в эволюции. Приводят примеры приспособлений животных и растений как результата эволюции. |
9 | Лабораторная работа № 2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора» | Движущий отбор, стабилизирующий отбор | Урок-практикум, лабораторное исследование | Проводят сравнение форм отбора, делают выводы на основе сравнения |
10 | Контрольная работа № 1 по материалам ЕГЭ | Эволюционные закономерности | Письменная контрольная работа | Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений |
11 | Лабораторная работа № 3 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | Естественный и искусственный отбор | Урок-практикум, лабораторное исследование | Выявляют сходство и различия видов отбора, делают выводы на основе сравнения |
12 | Вид. Критерии вида. Подготовка к ЕГЭ – задание 20 | Вид. Критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический) | Постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы. | Характеризуют критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывают биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами. |
13 | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию» | Морфология, критерий вида | Урок-практикум, лабораторное исследование | Описывают вид по морфологическому критерию, делают выводы |
14 | Популяция - элементарная единица эволюции. | Генофонд популяции, генетическая гетерогенность, дивергенция | Групповая работа, взаимоконтроль | Доказывают, что популяция – единица эволюции |
15 | Генетическая стабильность популяций. Закон Харди-Вайнберга | Свободное скрещивание, закон Харди-Вайнберга | Урок-консульбтация, взаимоконтроль | Решают задачи на генетику популяций |
16 | Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. | Изолирующие механизмы. Географическая изоляция. Пространственная изоляция | Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий. | Характеризуют процесс микроэволюции. Доказывают, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. |
17 | Приспособленность организмов к среде обитания. Подготовка к ЕГЭ – задание 20 | Результаты эволюции: многообразие видов, адаптации общие и частные, мимикрия, непредсказуемость эволюции, необратимый характер | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Характеризуют основные закономерности эволюции, объясняют взаимосвязь строения и функции |
18 | Виды адаптаций | Покровительственная, предостерегающая окраски, маскировка | Проблемное обучение | Различают виды адаптаций, объясняют их формирование с позиций эволюционной теории |
19 | Лабораторная работа № 5 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания» | Общие и частные адаптации | Урок-практикум, лабораторное исследование | Выявляют вид адаптаций, описывают их, делают выводы на основе наблюдений |
20 | Видообразование как результат микроэволюции. | Географическое и экологическое видообразование | Развивающее обучение | Объясняют механизмы видообразования, их причины, различают их виды |
21 | Лабораторная работа № 6 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования. | Географическое и экологическое видообразование | Урок-практикум, лабораторное исследование | Выявляют сходство и различия процессов географического и экологического видообразования, объясняют их причины с позиций эволюционного учения, делают выводы |
22 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Подготовка к ЕГЭ – задание 28 | Заповедник, национальный парк, памятники природы | Деловая игра | Выступают с подготовленными сообщениями, проектами |
23 | Макроэволюция. Главные направления прогрессивной эволюции. Подготовка к ЕГЭ – задание 21 | Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | Теоретическое исследование | Сравнивают между собой термины «ароморфоз» и «арогенез», «ароморфоз» и «дегенерацию». |
24 | Лабораторная работа № 7 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. | Микроэволюция, макроэволюция | Урок-практикум, лабораторное исследование | Выявляют сходство и различия макро- и микроэволюции, делают выводы на основе сравнения |
25 | Ароморфоз и идиоадаптации | Биологически прогресс, биологический регресс | Проблемное обучение | Сравнивают между собой понятия «биологический прогресс» и «биологический регресс» |
26 | Лабораторная работа № 8 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений» | Ароморфоз, идиоадаптация | Лабораторное исследование, практикум | Работают с гербариями, наблюдают признаки, описывают их, делают выводы на основе наблюдений |
27 | Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных» | Ароморфоз, идиоадаптация | Лабораторное исследование, практикум | Работают с коллекциями насекомых, наблюдают признаки, делают выводы на основе наблюдений |
28 | Катагенез или дегенерация | Общая, частная дегенерация | Письменный опрос | Сравнивают между собой термины «ароморфоз» и «арогенез», «ароморфоз» и «дегенерацию». |
29 | Основные закономерности биологической эволюции | Дивергенция, конвергенция, параллелизм, гомологичные и аналогичные органы | Развивающее обучение | Объясняют основные закономерности эволюции, приводят их примеры |
30 | Лабораторная работа № 10 «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции» | Биологический прогресс, биологический регресс | Урок практикум, лабораторное исследование | Сравнивают между собой понятия «биологический прогресс» и «биологический регресс», выявляют сходства и различия, делают выводы на основе наблюдений |
31 | Правила эволюции | Необратимость, непредсказуемость | Продвинутая лекция | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения. |
32 | Синтетическая теории эволюции | Синтетическая теория эволюции, изоляция, мутационный процесс, дрейф генов | Теоретическое исследование | Сравнивают теорию Ламарка, Дарвина и синтетическую теорию эволюции |
33 | Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ | Движущие силы эволюции, результаты эволюции | Письменная контрольная работа | Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений |
34 | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира» | Основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных) | Практикум, дискуссия | Характеризуют основные систематические категории, знают признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определяют таксономическую принадлежность растений и животных |
Происхождение и эволюция жизни на Земле (12 часов) |
35 | Отличительные признаки живого | Обмен веществ, гомеостаз, раздражимость, рост, развитие | Активная лекция | Характеризуют признаки живого, приводят их примеры |
36 | Гипотезы происхождения жизни на Земле | Гипотеза, абиогенез, биогенез, панспермия, самозарождение. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Активная лекция | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения. |
37 | Лабораторная работа № 11 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле» | Гипотеза, абиогенез, биогенез, панспермия, самозарождение. | Урок-практикум, лабораторное исследование | Выдвигают гипотезы, определяют цель работы, делают выводы Дают оценку гипотезам происхождения жизни, аргументируют их состоятельность или несостоятельность |
38 | Этапы эволюции органического мира на Земле | Биопоэз, преджизнь, протобионты | Комплексное применение ЗУН и СУД. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового | Называют основные эры и периоды в развитии жизни, описывают условия жизни каждой эры, сравнивать их, выявляют основные ароморфозы на ранних этапах развития жизни. |
39 | Развитие жизни в архейской эре | Прокариоты, гетеротрофы, анаэробы, риния | Дискуссия. Взаимоконтроль | Объясняют причины и условия возникновения жизни на Земле |
40 | Развитие жизни в протерозойской эре | Век медуз, жизнь в океане | Проблемное обучение | Характеризуют условия жизни в протерозое и основные формы жизни |
41 | Развитие жизни в палеозое и мезозое | Кембрий, силур, ордовик,девон, карбон, пермь, триас, юра, мел | Развивающее обучение | Характеризуют условия жизни в палеозое и мезозое |
42 | Развитие жизни в кайнозойской эре | Палеоген, неоген, антропоген | Мини проект | Характеризуют условия жизни в кайнозое |
43 | Контрольная работа № 2 по теме «Эволюция» | Гипотезы происхождения жизни | Письменная контрольная работа | Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений |
44 | Основные ароморфозы архея, протерозоя и палеозоя. | Фотосинтез, эукариоты, выход на сушу | Групповая дискуссия | Характеризуют основные ароморфозы на ранних этапах возникновения жизни |
45 | Основные ароморфозы мезозоя и кайнозоя. | Археоптерикс, латимерия, фораминиферы | Проблемное обучение | Характеризуют основные ароморфозы мезозоя и кайнозоя, выявляют их причины |
46 | Семинар «Происхождение и эволюция жизни на Земле» | Химическая, предбиологическая, биологическая эволюция | Семинар, письменный опрос | Дают развернутый ответ по теме: Происхождение живого вещества, анализируют свои затруднения |
Происхождение и эволюция человека (11 часов) |
47 | Положение человека в системе животного мира. Подготовка к ЕГЭ – задание 21 | Место человека в системе органического мира. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Характеризуют место человека в системе органического мира |
48 | Гипотезы происхождения человека | Антропогенез, понгиды, гоминиды | Эвристическая беседа, групповая дискуссия, виртуальная экскурсия | Характеризуют гипотезы происхождения человека |
49 | Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | Черты сходства и различия человека и животных. Методы изучения организма человека. | Групповая дискуссия | Объясняют последовательность и причины эволюционных изменений человека. |
50 | Эволюция приматов. Предшественники человека | Дриопитек, австралопитек | Теоретическое исследование | Знают основные этапы антропогенеза, рассказывают методы и результаты палеонтологических исследований. |
51 | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди | Питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, человек умелый | Развивающее обучение | Дают определение терминам. Приводят примеры биологических и социальных факторов эволюции человека |
52 | Стадии эволюции человека. Древние люди | Неандерталец, человек прямоходящий, человек разумный | Проблемное обучение | Объясняют взаимосвязь стадий эволюции человека и значение в ходе антропогенеза. |
53 | Современный этап эволюции человека. | Кроманьонец, труд, речь, мышление, социум | Мозговая атака | Характеризуют социальные факторы антропогенеза |
54 | Лабораторная работа № 12 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | Антропогенез, гипотеза Ламарка, Дарвина | Урок практикум, лабораторное исследование | Выдвигают гипотезы, определяют цель работы, делают выводы. Дают оценку гипотезам происхождения человека, аргументируют их состоятельность или несостоятельность |
55 | Происхождение и единство человеческих рас. | Расоведение, расы, гипотезы происхождения рас | Пресс-конференция | Объясняют основы формирования человеческих рас |
56 | Критика расизма и социального дарвинизма | Расизм, социальный дарвинизм | Групповая дискуссия | Характеризуют положения расизма и социал дарвинизма, объясняют их несостоятельность |
57 | Семинар по теме «Происхождение и эволюция человека». | Антропогенез, биологические и социальные движущие силы | Семинар. Письменный опрос | Дают развернутый ответ по теме: Происхождение человека, анализируют свои затруднения |
Раздел 2. Экосистемы (44 часа) |
58 | Экология как наука | Синэкология, аутэкология, популяционная экология | Продвинутая лекция | Дают определения разделам экологии, объясняют роль экологических знаний в современной мире |
59 | Экологические факторы. Абиотические. | Абиотические, биотические, антропогенные факторы. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Групповая дискуссия | Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
60 | Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | Закон Либиха, ограничивающий, лимитирующий фактор | Проблемное обучение | Объясняют закон Либиха, его значение |
61 | Биотические факторы среды | Биотоп, пищевые взаимосвязи | Развивающее обучение | Приводят примеры влияние организмов друг на друга |
62 | Закон оптимума. Закон минимума. | Оптимальный фактор | Групповая дискуссия | Объясняют закон оптимума, его значение |
63 | Биологические ритмы. Фотопериодизм | Циклические изменения, биоритмы, циркадные ритмы | Групповая работа с учебником и ресурсами Интернета | Объясняют причины биоритмов и их значение |
64 | Лабораторная работа № 13 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов». | Общие и частные адаптации | Урок-практикум, лабораторное исследование | Проводят наблюдение за биологическими объектами, фиксируют их, делают выводы на основе наблюдений |
65 | Взаимоотношения между организмами. | Нейтрализм, аменсализм, комменсализм | Эвристическая беседа | Объясняют причины способности видов к совместной жизни в биогеоценозе |
66 | Симбиоз | Мутуализм, протокооперация | Деловая игра | Характеризуют различные формы симбиоза, приводят примеры |
67 | Антибиотические отношения между организмами | Антибиотические отношения | Мозговая атака | Дают характеристику антибиотическим отношениям организмов, приводят примеры |
68 | Паразитизм. Хищничество | Полупаразитизм, экто и энтопаразиты, облигатные паразиты | Проблемное обучение | Дают характеристику паразитизму и хищничеству, выявляют их различие |
69 | Конкуренция. Нейтрализм | Конкуренты, внутривидовые и межвидовые | Групповая работа с учебником и ресурсами Интернет | Отбирают нужную информацию в учебнике и Интернете |
70 | История формирования сообществ живых организмов. | Изоляция, древние материки | Активная лекция. Письменный опрос | Выбирают необходимую информацию из прочитанного, классифицируют ее |
71 | Биогеография. Основные биомы суши. | Биогеография, биом | Развивающее обучение | Объясняют роль биогеографии для изучения экосистем |
72 | Характеристика биогеографических областей (Неарктическая,Палеарктическая, Восточная области) | Биогеографические области | Теоретическое исследование | Дают характеристику биогеографических областей, флоре и фауне этой области |
73 | Неотропическая, Эфиопская, Австралийская области. | Биогеографические области | Теоретическое исследование | Дают характеристику биогеографических областей, флоре и фауне этой области |
74 | Понятие «биогеоценоз» и «экосистема» | Биоценоз, экосистема,их примеры | Вводный урок - постановка учебной задачи. Мозговая атака | Называют виды биогеоценозов |
75 | Видовая и пространственная структура экосистемы | Ярусность, жизненные формы | Виртуальная экскурсия | В ходе наблюдения выявляют биологические процессы, описывают их, делают выводы |
76 | Компоненты экосистемы. Подготовка к ЕГЭ – задание 23. | Компоненты биоценоза – экотоп, биотоп | Эвристическая беседа | Сравнивают биогеоценотический уровень организации живой природы с популяционно-видовым |
77 | Пищевые связи в экосистеме | Продуценты, консументы, редуценты | Эвристическая беседа | Дают характеристику функциональным группам организмов в экосистеме |
78 | Трофические уровни | Потоки энергии и вещества в экосистемах, пищевые цепи и сети, пирамиды численности и биомассы. Трофическая цепь и сеть | Представление результатов самостоятельной работы. | Дают характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах и количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. |
79 | Типы пищевых цепей | Пастбищные и детритные цепи | Групповая дискуссия | Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
80 | Лабораторная № 1 4 работа «Решение экологических задач» | Детритные и пастбищные цепи, трофический уровень | Урок практикум, лабораторное исследование | Составляют цепи питания, определяют трофические уровни и функциональные группы организмов |
81 | Правила экологической пирамиды | Пирамида чисел, биомассы, энергии. | Коррекция знаний и способов действий. | Приводят примеры пирамид численности и биомассы. Называют группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества. Составляют цепи и сети питания |
82 | Лабораторная работа № 15 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах) | Биотоп – микроценоз, фитоценоз, зооценоз, экотоп | Урок – практикум, лабораторное исследование | Выявляют компоненты экосистемы, описывают их, делают выводы на основе наблюдений |
83 | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. | Водные и воздушные круговороты веществ | Теоретическое исследование | Дают характеристику круговоротам веществ |
84 | Саморегуляция в экосистеме | Замкнутый круговорот веществ, саморегуляция | Групповая дискуссия | Объясняют роль саморегуляции в экосистеме |
85 | Устойчивость и динамика экосистем. | Демографические показатели экосистемы | Продвинутая лекция | Исследуют основные процессы, совершающиеся в экосистемах и влияющие на их устойчивость |
86 | Стадии развития экосистемы. | Молодые и зрелые стадии сукцессии, климакс | Эвристическая беседа | Характеризуют стадии развития экосистемы |
87 | Сукцессия | Экологическая сукцессии, ее природы и механизмы, стадий сукцессии (первичная, вторичная), значение сукцессий. | Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. | Характеризуют экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывают значение сукцессий. |
88 | Агросистемы | Агроценозы, агроэкосистемы -искуственные экосистемы. | Теоретическое исследование, письменный опрос | Сравнивают естественный и искусственные биогеоценозы |
89 | Антропогенные изменения в экосистемах Хабаровского края | Эрозия, лесные пожары, вырубка лесов | Групповая работа с ресурсами Интернет, виртуальная экскурсия | Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
90 | Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем | Экосистема, агроценозы | Мозговая атака | Сравнивают экосистемы и агроценозы, делают выводы на основе сравнения |
91 | Агроэкосистемы Хабаровского края | Парки, водоемы, каналы, поля, сады | Виртуальная экскурсия, мини проект | Извлекают необходимую информацию из увиденного, выбирают обобщенные стратегии решения задачи |
92 | Последствия влияния деятельности человека на экосистемы | Экологические проблемы | Мини проект | Обсуждают проблему в классе, высказывают свое мнение, анализируют свои затруднения |
93 | Контрольная работа № 3 по курсу 11 класс | Эволюция, движущие силы, результаты, экология. экосистемы | Письменная контрольная работа | Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений |
94 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского. Подготовка к ЕГЭ – задание 24 | Среда жизни- источник веществ, энергии и информации. Наземно-воздушная, водная, почвенная среда жизни. Биосфера. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере, границы и свойства биосферы | Вводный урок по разделу - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Называют основные среды жизни живых организмов. Характеризуют среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов. Указывают фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы. Называют состав, свойства и границы биосферы. |
95 | Особенности распределения биомассы на Земле | Газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая, биогеохимическая | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. |
96 | Биологический круговорот. | Потоки энергии и вещества в экосистемах, пищевые цепи и сети, пирамиды численности и биомассы. | Представление результатов самостоятельной работы. Коррекция знаний и способов действий. | Дают характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах и количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. |
97 | Эволюция биосферы | Жизнь в океане, выход на сушу | Письменный опрос, групповая дискуссия | Обсуждают проблему в классе, делают выводы |
98 | Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Подготовка к ЕГЭ – задание 38. | Виды взаимоотношений человека и природы. Экологическая культура | Теоретическое исследование, мини проект | Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
99 | Глобальные экологические проблемы - загрязнение атмосферы. Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры. | Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры, смог | Пресс- конференция | Высказывают свою точку зрения по теме: глобальные экологические проблемы. Выбирают необходимую информацию из Интернета, выступают с сообщениями |
100 | Глобальные экологические проблемы - загрязнение Мирового океана, почв, радиация в биосфере | Современное состояние биоразнообразия, эрозия почв, радиационное загрязнение | Виртуальная экскурсия, пресс-конференция | Показывают на примерах необходимость сохранения диких видов растений и животных, обсуждают проблему в классе, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Выбирают необходимую информацию из Интернета, выступают с сообщениями |
101 | Проблема устойчивого развития биосферы | Рациональное природопользование | Мини проект | Обсуждают проблему в классе, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Выбирают необходимую информацию из Интернета, выступают с сообщениями |
№ урока | Дата | Тема урока | Домашнее задание |
1 | | История представлений о развитии жизни на Земле в додарвиновский период. Система органической природы К. Линнея. | & 1.1 1.1.1 1.1.2 |
2 | | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | & 1.1.3 |
3 | | Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. | & 1.2 |
4 | | Доказательства эволюции живой природы | Записи в тетради |
5 | | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение об искусственном отборе. | &1.3 1.3.1 Подготовка к ЕГЭ – задание 19 |
6 | | Движущие силы эволюции. Наследственная изменчивость. Лабораторная работа № 1 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | Записи в тетради Повторить темы «Клетка» «Организм» |
7 | | Борьба за существование | & 1.3.2 |
8 | | Формы естественного отбора. | & 1.4.5 Подготовка к ЕГЭ – задание 25 |
9 | | Лабораторная работа № 2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора» | |
10 | | Контрольная работа № 1 по материалам ЕГЭ | |
11 | | Лабораторная работа № 3 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | |
12 | | Вид. Критерии вида. | & 1.4.1 Подготовка к ЕГЭ – задание 20 |
13 | | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию» | |
14 | | Популяция - элементарная единица эволюции. | & 1.4.2 |
15 | | Генетическая стабильность популяций. Закон Харди-Вайнберга | &1.4.3. |
16 | | Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. | & 1.4.4 |
17 | | Приспособленность организмов к среде обитания. | & 1.4.6 Сообщения Подготовка к ЕГЭ – задание 20 |
18 | | Виды адаптаций | С. 400-405 сообщения |
19 | | Лабораторная работа № 5 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания» | сообщения |
20 | | Видообразование как результат микроэволюции. | & 1. 4. 7 |
21 | | Лабораторная работа № 6 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования. | |
22 | | Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. | сообщения Подготовка к ЕГЭ – задание 28 |
23 | | Макроэволюция. Главные направления прогрессивной эволюции. | &2.1 Подготовка к ЕГЭ – задание 21 |
24 | | Лабораторная работа № 7 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. | |
25 | | Ароморфоз и идиоадаптации | & 2.1.1 2.1.2 |
26 | | Лабораторная работа № 8 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений» | |
27 | | Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных» | |
28 | | Катагенез или дегенерация Тест 1 | & 2.1.3 |
29 | | Основные закономерности биологической эволюции | &2.2 |
30 | | Лабораторная работа № 10 «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции» | & |
31 | | Правила эволюции | &2.2.2 |
32 | | Синтетическая теории эволюции | Записи в тетради Вопросы с. 410-413 |
33 | | Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ | Повторить главу |
34 | | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира» | |
35 | | Отличительные признаки живого | &1.2 |
36 | | Гипотезы происхождения жизни на Земле | Глава 2 сообщения |
37 | | Лабораторная работа № 11 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле» | |
38 | | Этапы эволюции органического мира на Земле | С. 435-441 |
39 | | Развитие жизни в архейской эре | & 3.1 сообщения |
40 | | Развитие жизни в протерозойской эре | &3.2 (1) |
41 | | Развитие жизни в палеозое и мезозое | & 3.2(2) сообщения |
42 | | Развитие жизни в кайнозойской эре | &3.3 сообщения |
43 | | Контрольная работа № 2 по теме «Эволюция» | |
44 | | Основные ароморфозы архея, протерозоя и палеозоя. | & 3.4 сообщения |
45 | | Основные ароморфозы мезозоя и кайнозоя. | Таблица в тетради Вопросы на с. 464 |
46 | | Семинар «Происхождение и эволюция жизни на Земле» | |
47 | | Положение человека в системе животного мира. | &4.1 Подготовка к ЕГЭ – задание 21 |
48 | | Гипотезы происхождения человека | Записи в тетради, |
49 | | Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | Записи в тетради & 4.2 |
50 | | Эволюция приматов. Предшественники человека | |
51 | | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди | & 4.3 (1) |
52 | | Стадии эволюции человека. Древние люди | & 4.3 (2) |
53 | | Современный этап эволюции человека. | &4.4 |
54 | | Лабораторная работа № 12 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | |
55 | | Происхождение и единство человеческих рас. | Записи в тетради, сообщения |
56 | | Критика расизма и социального дарвинизма | Записи в тетради С. 483 |
57 | | Семинар по теме «Происхождение и эволюция человека». Тест 2 | Повторить раздел «Вид» Подготовка к ЕГЭ – задание 38. |
58 | | Экология как наука | Записи в тетради |
59 | | Экологические факторы. Абиотические. | & 6.3.2 Подготовка к ЕГЭ – задание 22 |
60 | | Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | &6.3.3 |
61 | | Биотические факторы среды | & 6.3.4 |
62 | | Закон оптимума. Закон минимума. | & 6.3.3 Подготовка к ЕГЭ – задание 32 |
63 | | Биологические ритмы. Фотопериодизм | сообщения |
64 | | Лабораторная работа № 13 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов». | |
65 | | Взаимоотношения между организмами. | &6.4 17.4.1 |
66 | | Симбиоз | & 6.4.1 сообщения |
67 | | Антибиотические отношения между организмами | &6.4.2 сообщения |
68 | | Паразитизм. Хищничество | & 6.4.2. (2) сообщения |
69 | | Конкуренция. Нейтрализм | с.565- 567 |
70 | | История формирования сообществ живых организмов. Тест 3 | & 6.1 |
71 | | Биогеография. Основные биомы суши. | &6.2 Подготовка к ЕГЭ – задание 33 |
72 | | Характеристика биогеографических областей (Неарктическая,Палеарктическая, Восточная области) | &17.2.1 17.2.2 |
73 | | Неотропическая, Эфиопская, Австралийская области. | &6.2.4 6.2.5 6.2.6 |
74 | | Понятие «биогеоценоз» и «экосистема» | &17.3.1 |
75 | | Видовая и пространственная структура экосистемы | Учебник Экологии&4.2 |
76 | | Компоненты экосистемы. | & 4.3 Подготовка к ЕГЭ – задание 23. |
77 | | Пищевые связи в экосистеме | сообщения |
78 | | Трофические уровни | &4.6 |
79 | | Типы пищевых цепей | 4.5 |
80 | | Лабораторная работа № 14 «Решение экологических задач» | Задачи в тетради |
81 | | Правила экологической пирамиды | &4.4 |
82 | | Лабораторная работа № 15 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах) | сообщения |
83 | | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. | &4.6 |
84 | | Саморегуляция в экосистеме | 4.7 |
85 | | Устойчивость и динамика экосистем. | 4.8 |
86 | | Стадии развития экосистемы. | 4.9 |
87 | | Сукцессия | & 6.3.5 4.7, 4.8 |
88 | | Агросистемы Тест 4 | &записи в тетради |
89 | | Антропогенные изменения в экосистемах Хабаровского края | сообщения |
90 | | Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем | сообщения |
91 | | Агроэкосистемы Хабаровского края | сообщения |
92 | | Последствия влияния деятельности человека на экосистемы | & 5.1 |
93 | | Контрольная работа № 3 по курсу 11 класс | |
94 | | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского. | & 5.1 Подготовка к ЕГЭ – задание 24 |
95 | | Особенности распределения биомассы на Земле | Записи в тетради |
96 | | Биологический круговорот. | &5.2 |
97 | | Эволюция биосферы. Тест 5 | & 4.9 |
98 | | Глобальные антропогенные изменения в биосфере. | & 7.1 Подготовка к ЕГЭ – задание 38. |
99 | | Глобальные экологические проблемы - загрязнение атмосферы. Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры. | 7.2 сообщения |
100 | | Глобальные экологические проблемы - загрязнение Мирового океана, почв, радиация в биосфере | & 7.3 сообщения |
101 | | Проблема устойчивого развития биосферы | |