СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Общая биология 11 класс профильный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  Общая  биология  для  11 профльного  медицинского  класса составлена  на основе  Авторская программа   В.Б. Захаров среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Профильный уровень  М. Дрофа 2010 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Общая биология 11 класс профильный уровень»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа» № 3

г. Комсомольска – на Амуре


«Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

методического объединения учителей» протокол № ____,

«____» ___________2016 год

«Утверждена педагогическим советом протокол №_______ «______»__________2016 год»

«Утверждаю»

Директор _______________ Приказ №_______

«____»_____________2016 год










Рабочая программа

по биологии

для 11 А класса (профильный уровень)

на 2016 – 2017 учебный год







Сведения о составителе:

Молчанова Е.В.

учитель биологии

высшая кв. категория













2016 – 2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с:

  1. Федеральным Законом «Об образовании» № 273 от 29.12.12,

  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994, 01.02.2012 г. № 74);

  3. Региональный базисный учебный план (утвержден приказом министерства образования Хабаровского края от 21 апреля 2006 г. № 316 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для учреждений среднего (полного) общего образованиям Хабаровского края»;

  4. Примерная программа для среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Биология – М.: Просвещение , 2010г.

  5. Авторская программа В.Б. Захаров среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Профильный уровень М. Дрофа 2010 год.

Программа курса «Общая биология» 11 профильного класса рассчитана на 105 часов в год и 3 часа в неделю и включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов.

Программа соответствует обязательному профильному содержанию для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является профильным для ряда специальных дисциплин.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.



Планируемые предметные результаты предмета биология,

курса «Общая биология» профильный уровень



«Биология» (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

5) сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.













Содержание предмета биология, курса «Общая биология» 11 класс указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности. Формы работы

Характеристика основных видов деятельности

Раздел 1 Вид. 57 часов. Эволюционное учение (34 часа)

1

История представлений о развитии жизни на Земле в додарвиновский период. Система органической природы К. Линнея.

Креационизм, трансформизм, систематика

Активная лекция, дискуссия, взаимоконтроль

Характеризуют общие философские концепции происхождения и развития органического мира

2

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Теория Ламарка, закон упражнения и не упражнения органов

Проблемное обучение

Объясняют процесс эволюции с позиций теории Ламарка

3

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

Предпосылки теории Дарвина

Эвристическая беседа, работа в группах

Перечисляют предпосылки возникновения теории Дарвина, объясняют движущие сила эволюции по Дарвину

4

Доказательства эволюции живой природы

Макроэволюция, палеонтология, эмбриология, филогенетические ряды, биогенетический закон, рудименты, атавизмы

Пресс - конференция

Поясняют роль палеонтологии, филогенетических рядов, эмбриологии, сравнительно анатомии в доказательстве эволюции

5

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение об искусственном отборе.

Искусственный отбор, порода, сорт, штамм

Теоретическое исследование

Сравнивают естественный и искусственный отбор, приводят примеры известных сортов культурных растений и пород домашних животных

6

Движущие силы эволюции. Наследственная изменчивость. Лабораторная работа № 1 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Лабораторное исследование

Характеризуют формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивают стабилизирующий и движущий отбор. Выявляют вид изменчивости, описывают его, делают выводы на основе наблюдений

7

Борьба за существование

Внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды

Развивающее обучение

Объясняют действия движущей силы эволюции – борьбы за существование с позиций теории Дарвина

8

Формы естественного отбора. Подготовка к ЕГЭ – задание 25

Формы естественного отбора. Движущий Стабилизирующий, дизруптивный

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Характеризуют виды изменчивости и их роль в эволюции. Приводят примеры приспособлений животных и растений как результата эволюции.

9

Лабораторная работа № 2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»

Движущий отбор, стабилизирующий отбор

Урок-практикум, лабораторное исследование

Проводят сравнение форм отбора, делают выводы на основе сравнения

10

Контрольная работа № 1 по материалам ЕГЭ

Эволюционные закономерности

Письменная контрольная работа

Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений

11

Лабораторная работа № 3 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

Естественный и искусственный отбор

Урок-практикум, лабораторное исследование

Выявляют сходство и различия видов отбора, делают выводы на основе сравнения

12

Вид. Критерии вида. Подготовка к ЕГЭ – задание 20

Вид. Критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический)

Постановка учебной задачи. Проведение стартовой работы.

Характеризуют критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывают биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами.

13

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»

Морфология, критерий вида

Урок-практикум, лабораторное исследование

Описывают вид по морфологическому критерию, делают выводы

14

Популяция - элементарная единица эволюции.

Генофонд популяции, генетическая гетерогенность, дивергенция

Групповая работа, взаимоконтроль

Доказывают, что популяция – единица эволюции

15

Генетическая стабильность популяций. Закон Харди-Вайнберга

Свободное скрещивание, закон Харди-Вайнберга

Урок-консульбтация, взаимоконтроль

Решают задачи на генетику популяций

16

Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова.

Изолирующие механизмы. Географическая изоляция. Пространственная изоляция

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий.

Характеризуют процесс микроэволюции. Доказывают, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции.

17

Приспособленность организмов к среде обитания. Подготовка к ЕГЭ – задание 20

Результаты эволюции: многообразие видов, адаптации общие и частные, мимикрия, непредсказуемость эволюции, необратимый характер

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Характеризуют основные закономерности эволюции, объясняют взаимосвязь строения и функции

18

Виды адаптаций

Покровительственная, предостерегающая окраски, маскировка

Проблемное обучение

Различают виды адаптаций, объясняют их формирование с позиций эволюционной теории

19

Лабораторная работа № 5 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»

Общие и частные адаптации

Урок-практикум, лабораторное исследование

Выявляют вид адаптаций, описывают их, делают выводы на основе наблюдений

20

Видообразование как результат микроэволюции.

Географическое и экологическое видообразование

Развивающее обучение

Объясняют механизмы видообразования, их причины, различают их виды

21

Лабораторная работа № 6 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования.

Географическое и экологическое видообразование

Урок-практикум, лабораторное исследование

Выявляют сходство и различия процессов географического и экологического видообразования, объясняют их причины с позиций эволюционного учения, делают выводы

22

Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Подготовка к ЕГЭ – задание 28

Заповедник, национальный парк, памятники природы

Деловая игра

Выступают с подготовленными сообщениями, проектами

23

Макроэволюция. Главные направления прогрессивной эволюции. Подготовка к ЕГЭ – задание 21

Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Теоретическое исследование

Сравнивают между собой термины «ароморфоз» и «арогенез», «ароморфоз» и «дегенерацию».

24

Лабораторная работа № 7 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.

Микроэволюция, макроэволюция

Урок-практикум, лабораторное исследование

Выявляют сходство и различия макро- и микроэволюции, делают выводы на основе сравнения

25

Ароморфоз и идиоадаптации

Биологически прогресс, биологический регресс

Проблемное обучение

Сравнивают между собой понятия «биологический прогресс» и «биологический регресс»

26

Лабораторная работа № 8 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений»

Ароморфоз, идиоадаптация

Лабораторное исследование, практикум

Работают с гербариями, наблюдают признаки, описывают их, делают выводы на основе наблюдений

27

Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных»

Ароморфоз, идиоадаптация

Лабораторное исследование, практикум

Работают с коллекциями насекомых, наблюдают признаки, делают выводы на основе наблюдений

28

Катагенез или дегенерация

Общая, частная дегенерация

Письменный опрос

Сравнивают между собой термины «ароморфоз» и «арогенез», «ароморфоз» и «дегенерацию».

29

Основные закономерности биологической эволюции

Дивергенция, конвергенция, параллелизм, гомологичные и аналогичные органы

Развивающее обучение

Объясняют основные закономерности эволюции, приводят их примеры

30

Лабораторная работа № 10 «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции»

Биологический прогресс, биологический регресс

Урок практикум, лабораторное исследование

Сравнивают между собой понятия «биологический прогресс» и «биологический регресс», выявляют сходства и различия, делают выводы на основе наблюдений

31

Правила эволюции

Необратимость, непредсказуемость

Продвинутая лекция

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения.

32

Синтетическая теории эволюции

Синтетическая теория эволюции, изоляция, мутационный процесс, дрейф генов

Теоретическое исследование

Сравнивают теорию Ламарка, Дарвина и синтетическую теорию эволюции

33

Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

Движущие силы эволюции, результаты эволюции

Письменная контрольная работа

Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений

34

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира»

Основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных)

Практикум, дискуссия

Характеризуют основные систематические категории, знают признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определяют таксономическую принадлежность растений и животных

Происхождение и эволюция жизни на Земле (12 часов)

35

Отличительные признаки живого

Обмен веществ, гомеостаз, раздражимость, рост, развитие

Активная лекция

Характеризуют признаки живого, приводят их примеры

36

Гипотезы происхождения жизни на Земле

Гипотеза, абиогенез, биогенез, панспермия, самозарождение.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Активная лекция

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения.

37

Лабораторная работа № 11 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»

Гипотеза, абиогенез, биогенез, панспермия, самозарождение.

Урок-практикум, лабораторное исследование

Выдвигают гипотезы, определяют цель работы, делают выводы Дают оценку гипотезам происхождения жизни, аргументируют их состоятельность или несостоятельность

38

Этапы эволюции органического мира на Земле

Биопоэз, преджизнь, протобионты

Комплексное применение ЗУН и СУД. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового

Называют основные эры и периоды в развитии жизни, описывают условия жизни каждой эры, сравнивать их, выявляют основные ароморфозы на ранних этапах развития жизни.

39

Развитие жизни в архейской эре

Прокариоты, гетеротрофы, анаэробы, риния

Дискуссия. Взаимоконтроль

Объясняют причины и условия возникновения жизни на Земле

40

Развитие жизни в протерозойской эре

Век медуз, жизнь в океане

Проблемное обучение

Характеризуют условия жизни в протерозое и основные формы жизни

41

Развитие жизни в палеозое и мезозое


Кембрий, силур, ордовик,девон, карбон, пермь, триас, юра, мел

Развивающее обучение

Характеризуют условия жизни в палеозое и мезозое

42

Развитие жизни в кайнозойской эре

Палеоген, неоген, антропоген

Мини проект

Характеризуют условия жизни в кайнозое

43

Контрольная работа № 2 по теме «Эволюция»

Гипотезы происхождения жизни

Письменная контрольная работа

Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений

44

Основные ароморфозы архея, протерозоя и палеозоя.

Фотосинтез, эукариоты, выход на сушу

Групповая дискуссия

Характеризуют основные ароморфозы на ранних этапах возникновения жизни

45

Основные ароморфозы мезозоя и кайнозоя.

Археоптерикс, латимерия, фораминиферы

Проблемное обучение

Характеризуют основные ароморфозы мезозоя и кайнозоя, выявляют их причины

46

Семинар «Происхождение и эволюция жизни на Земле»

Химическая, предбиологическая, биологическая эволюция

Семинар, письменный опрос

Дают развернутый ответ по теме: Происхождение живого вещества, анализируют свои затруднения

Происхождение и эволюция человека (11 часов)

47

Положение человека в системе животного мира. Подготовка к ЕГЭ – задание 21

Место человека в системе органического мира.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Характеризуют место человека в системе органического мира

48

Гипотезы происхождения человека

Антропогенез, понгиды, гоминиды

Эвристическая беседа, групповая дискуссия, виртуальная экскурсия

Характеризуют гипотезы происхождения человека

49

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Черты сходства и различия человека и животных. Методы изучения организма человека.

Групповая дискуссия

Объясняют последовательность и причины эволюционных изменений человека.

50

Эволюция приматов. Предшественники человека

Дриопитек, австралопитек

Теоретическое исследование

Знают основные этапы антропогенеза, рассказывают методы и результаты палеонтологических исследований.

51

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди

Питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, человек умелый

Развивающее обучение

Дают определение терминам. Приводят примеры биологических и социальных факторов эволюции человека

52

Стадии эволюции человека. Древние люди

Неандерталец, человек прямоходящий, человек разумный

Проблемное обучение

Объясняют взаимосвязь стадий эволюции человека и значение в ходе антропогенеза.

53

Современный этап эволюции человека.

Кроманьонец, труд, речь, мышление, социум

Мозговая атака

Характеризуют социальные факторы антропогенеза

54

Лабораторная работа № 12 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Антропогенез, гипотеза Ламарка, Дарвина

Урок практикум, лабораторное исследование

Выдвигают гипотезы, определяют цель работы, делают выводы. Дают оценку гипотезам происхождения человека, аргументируют их состоятельность или несостоятельность

55

Происхождение и единство человеческих рас.

Расоведение, расы, гипотезы происхождения рас

Пресс-конференция

Объясняют основы формирования человеческих рас

56

Критика расизма и социального дарвинизма

Расизм, социальный дарвинизм

Групповая дискуссия

Характеризуют положения расизма и социал дарвинизма, объясняют их несостоятельность

57

Семинар по теме «Происхождение и эволюция человека».

Антропогенез, биологические и социальные движущие силы

Семинар. Письменный опрос

Дают развернутый ответ по теме: Происхождение человека, анализируют свои затруднения

Раздел 2. Экосистемы (44 часа)

58

Экология как наука


Синэкология, аутэкология, популяционная экология

Продвинутая лекция

Дают определения разделам экологии, объясняют роль экологических знаний в современной мире

59

Экологические факторы. Абиотические.

Абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Групповая дискуссия

Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

60

Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы

Закон Либиха, ограничивающий, лимитирующий фактор

Проблемное обучение

Объясняют закон Либиха, его значение

61

Биотические факторы среды

Биотоп, пищевые взаимосвязи

Развивающее обучение

Приводят примеры влияние организмов друг на друга

62

Закон оптимума. Закон минимума.

Оптимальный фактор

Групповая дискуссия

Объясняют закон оптимума, его значение

63

Биологические ритмы. Фотопериодизм

Циклические изменения, биоритмы, циркадные ритмы

Групповая работа с учебником и ресурсами Интернета

Объясняют причины биоритмов и их значение

64

Лабораторная работа № 13 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов».

Общие и частные адаптации

Урок-практикум, лабораторное исследование

Проводят наблюдение за биологическими объектами, фиксируют их, делают выводы на основе наблюдений

65

Взаимоотношения между организмами.

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм

Эвристическая беседа

Объясняют причины способности видов к совместной жизни в биогеоценозе

66

Симбиоз

Мутуализм, протокооперация

Деловая игра

Характеризуют различные формы симбиоза, приводят примеры

67

Антибиотические отношения между организмами

Антибиотические отношения

Мозговая атака

Дают характеристику антибиотическим отношениям организмов, приводят примеры

68

Паразитизм. Хищничество

Полупаразитизм, экто и энтопаразиты, облигатные паразиты

Проблемное обучение

Дают характеристику паразитизму и хищничеству, выявляют их различие

69

Конкуренция. Нейтрализм

Конкуренты, внутривидовые и межвидовые

Групповая работа с учебником и ресурсами Интернет

Отбирают нужную информацию в учебнике и Интернете

70

История формирования сообществ живых организмов.

Изоляция, древние материки

Активная лекция. Письменный опрос

Выбирают необходимую информацию из прочитанного, классифицируют ее

71

Биогеография. Основные биомы суши.

Биогеография, биом

Развивающее обучение

Объясняют роль биогеографии для изучения экосистем

72

Характеристика биогеографических областей (Неарктическая,Палеарктическая, Восточная области)

Биогеографические области

Теоретическое исследование

Дают характеристику биогеографических областей, флоре и фауне этой области

73

Неотропическая, Эфиопская, Австралийская области.

Биогеографические области

Теоретическое исследование

Дают характеристику биогеографических областей, флоре и фауне этой области

74

Понятие «биогеоценоз» и «экосистема»

Биоценоз, экосистема,их примеры

Вводный урок - постановка учебной задачи. Мозговая атака

Называют виды биогеоценозов

75

Видовая и пространственная структура экосистемы

Ярусность, жизненные формы

Виртуальная экскурсия

В ходе наблюдения выявляют биологические процессы, описывают их, делают выводы

76

Компоненты экосистемы. Подготовка к ЕГЭ – задание 23.

Компоненты биоценоза – экотоп, биотоп

Эвристическая беседа

Сравнивают биогеоценотический уровень организации живой природы с популяционно-видовым

77

Пищевые связи в экосистеме

Продуценты, консументы, редуценты

Эвристическая беседа

Дают характеристику функциональным группам организмов в экосистеме

78

Трофические уровни

Потоки энергии и вещества в экосистемах, пищевые цепи и сети, пирамиды численности и биомассы. Трофическая цепь и сеть

Представление результатов самостоятельной работы.

Дают характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах и количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям.

79

Типы пищевых цепей


Пастбищные и детритные цепи

Групповая дискуссия

Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

80

Лабораторная № 1 4 работа «Решение экологических задач»

Детритные и пастбищные цепи, трофический уровень

Урок практикум, лабораторное исследование

Составляют цепи питания, определяют трофические уровни и функциональные группы организмов

81

Правила экологической пирамиды

Пирамида чисел, биомассы, энергии.

Коррекция знаний и способов действий.

Приводят примеры пирамид численности и биомассы. Называют группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества. Составляют цепи и сети питания

82

Лабораторная работа № 15 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)

Биотоп – микроценоз, фитоценоз, зооценоз, экотоп

Урок – практикум, лабораторное исследование

Выявляют компоненты экосистемы, описывают их, делают выводы на основе наблюдений

83

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Водные и воздушные круговороты веществ

Теоретическое исследование

Дают характеристику круговоротам веществ

84

Саморегуляция в экосистеме

Замкнутый круговорот веществ, саморегуляция

Групповая дискуссия

Объясняют роль саморегуляции в экосистеме

85

Устойчивость и динамика экосистем.

Демографические показатели экосистемы

Продвинутая лекция

Исследуют основные процессы, совершающиеся в экосистемах и влияющие на их устойчивость

86

Стадии развития экосистемы.

Молодые и зрелые стадии сукцессии, климакс

Эвристическая беседа

Характеризуют стадии развития экосистемы

87

Сукцессия


Экологическая сукцессии, ее природы и механизмы, стадий сукцессии (первичная, вторичная), значение сукцессий.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.

Характеризуют экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывают значение сукцессий.

88

Агросистемы

Агроценозы, агроэкосистемы -искуственные экосистемы.


Теоретическое исследование, письменный опрос

Сравнивают естественный и искусственные биогеоценозы

89

Антропогенные изменения в экосистемах Хабаровского края

Эрозия, лесные пожары, вырубка лесов

Групповая работа с ресурсами Интернет, виртуальная экскурсия

Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

90

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем

Экосистема, агроценозы

Мозговая атака

Сравнивают экосистемы и агроценозы, делают выводы на основе сравнения

91

Агроэкосистемы Хабаровского края

Парки, водоемы, каналы, поля, сады

Виртуальная экскурсия, мини проект

Извлекают необходимую информацию из увиденного, выбирают обобщенные стратегии решения задачи

92

Последствия влияния деятельности человека на экосистемы


Экологические проблемы

Мини проект

Обсуждают проблему в классе, высказывают свое мнение, анализируют свои затруднения

93

Контрольная работа № 3 по курсу 11 класс

Эволюция, движущие силы, результаты, экология. экосистемы

Письменная контрольная работа

Умеют работать с тестами, устанавливать соответствие, делать множественный выбор, определять последовательность биологических процессов, построение проекта коррекции выявленных затруднений

94

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского. Подготовка к ЕГЭ – задание 24

Среда жизни- источник веществ, энергии и информации. Наземно-воздушная, водная, почвенная среда жизни. Биосфера. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере, границы и свойства биосферы

Вводный урок по разделу - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Называют основные среды жизни живых организмов. Характеризуют среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов.

Указывают фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы. Называют состав, свойства и границы биосферы.

95

Особенности распределения биомассы на Земле

Газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая, биогеохимическая

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

96

Биологический круговорот.


Потоки энергии и вещества в экосистемах, пищевые цепи и сети, пирамиды численности и биомассы.


Представление результатов самостоятельной работы. Коррекция знаний и способов действий.

Дают характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах и количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям.

97

Эволюция биосферы

Жизнь в океане, выход на сушу

Письменный опрос, групповая дискуссия

Обсуждают проблему в классе, делают выводы

98

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Подготовка к ЕГЭ – задание 38.

Виды взаимоотношений человека и природы. Экологическая культура

Теоретическое исследование, мини проект

Извлекают необходимую информацию из прочитанного материала. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

99

Глобальные экологические проблемы - загрязнение атмосферы. Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры.

Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры, смог

Пресс- конференция

Высказывают свою точку зрения по теме: глобальные экологические проблемы. Выбирают необходимую информацию из Интернета, выступают с сообщениями

100

Глобальные экологические проблемы - загрязнение Мирового океана, почв, радиация в биосфере


Современное состояние биоразнообразия, эрозия почв, радиационное загрязнение

Виртуальная экскурсия, пресс-конференция

Показывают на примерах необходимость сохранения диких видов растений и животных, обсуждают проблему в классе, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Выбирают необходимую информацию из Интернета, выступают с сообщениями

101

Проблема устойчивого развития биосферы

Рациональное природопользование

Мини проект

Обсуждают проблему в классе, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Выбирают необходимую информацию из Интернета, выступают с сообщениями




Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата

Тема урока

Домашнее задание

1


История представлений о развитии жизни на Земле в додарвиновский период. Система органической природы К. Линнея.

& 1.1

1.1.1

1.1.2

2


Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка


& 1.1.3

3


Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.


& 1.2

4


Доказательства эволюции живой природы

Записи в тетради

5


Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение об искусственном отборе.


&1.3

1.3.1

Подготовка к ЕГЭ – задание 19

6


Движущие силы эволюции. Наследственная изменчивость. Лабораторная работа № 1 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Записи в тетради

Повторить темы «Клетка» «Организм»

7


Борьба за существование

& 1.3.2

8


Формы естественного отбора.

& 1.4.5 Подготовка к ЕГЭ – задание 25

9


Лабораторная работа № 2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»


10


Контрольная работа № 1 по материалам ЕГЭ


11


Лабораторная работа № 3 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»


12


Вид. Критерии вида.

& 1.4.1

Подготовка к ЕГЭ – задание 20

13


Лабораторная работа № 4 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»


14


Популяция - элементарная единица эволюции.

& 1.4.2


15


Генетическая стабильность популяций. Закон Харди-Вайнберга

&1.4.3.

16


Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова.

& 1.4.4

17


Приспособленность организмов к среде обитания.

& 1.4.6

Сообщения

Подготовка к ЕГЭ – задание 20

18


Виды адаптаций


С. 400-405 сообщения

19


Лабораторная работа № 5 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»


сообщения

20


Видообразование как результат микроэволюции.


& 1. 4. 7

21


Лабораторная работа № 6 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования.


22


Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

сообщения

Подготовка к ЕГЭ – задание 28

23


Макроэволюция. Главные направления прогрессивной эволюции.

&2.1

Подготовка к ЕГЭ – задание 21

24


Лабораторная работа № 7 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.



25


Ароморфоз и идиоадаптации

& 2.1.1

2.1.2

26


Лабораторная работа № 8 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений»


27


Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных»


28


Катагенез или дегенерация Тест 1

& 2.1.3

29


Основные закономерности биологической эволюции

&2.2

30


Лабораторная работа № 10 «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции»

&

31


Правила эволюции

&2.2.2

32


Синтетическая теории эволюции

Записи в тетради

Вопросы с. 410-413

33


Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

Повторить главу

34


Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира»


35


Отличительные признаки живого

&1.2

36


Гипотезы происхождения жизни на Земле


Глава 2

сообщения

37


Лабораторная работа № 11 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»


38


Этапы эволюции органического мира на Земле

С. 435-441

39


Развитие жизни в архейской эре


& 3.1

сообщения

40


Развитие жизни в протерозойской эре

&3.2 (1)

41


Развитие жизни в палеозое и мезозое


& 3.2(2)

сообщения

42


Развитие жизни в кайнозойской эре

&3.3

сообщения

43


Контрольная работа № 2 по теме «Эволюция»



44


Основные ароморфозы архея, протерозоя и палеозоя.

& 3.4

сообщения


45


Основные ароморфозы мезозоя и кайнозоя.

Таблица в тетради

Вопросы на с. 464

46


Семинар «Происхождение и эволюция жизни на Земле»


47


Положение человека в системе животного мира.

&4.1

Подготовка к ЕГЭ – задание 21

48


Гипотезы происхождения человека


Записи в тетради,

49



Доказательства родства человека с млекопитающими животными.


Записи в тетради

& 4.2

50


Эволюция приматов. Предшественники человека


51


Стадии эволюции человека. Древнейшие люди

& 4.3 (1)

52


Стадии эволюции человека. Древние люди

& 4.3 (2)

53


Современный этап эволюции человека.

&4.4

54


Лабораторная работа № 12 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»


55


Происхождение и единство человеческих рас.

Записи в тетради,

сообщения

56


Критика расизма и социального дарвинизма

Записи в тетради

С. 483

57


Семинар по теме «Происхождение и эволюция человека». Тест 2

Повторить раздел «Вид»

Подготовка к ЕГЭ – задание 38.

58


Экология как наука


Записи в тетради

59


Экологические факторы. Абиотические.

& 6.3.2

Подготовка к ЕГЭ – задание 22

60


Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы

&6.3.3

61


Биотические факторы среды

& 6.3.4

62


Закон оптимума. Закон минимума.

& 6.3.3

Подготовка к ЕГЭ – задание 32

63


Биологические ритмы. Фотопериодизм

сообщения

64


Лабораторная работа № 13 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов».


65


Взаимоотношения между организмами.

&6.4

17.4.1

66


Симбиоз

& 6.4.1

сообщения

67


Антибиотические отношения между организмами

&6.4.2

сообщения


68


Паразитизм. Хищничество

& 6.4.2. (2) сообщения

69


Конкуренция. Нейтрализм



с.565- 567

70


История формирования сообществ живых организмов. Тест 3

& 6.1

71


Биогеография. Основные биомы суши.

&6.2

Подготовка к ЕГЭ – задание 33

72


Характеристика биогеографических областей (Неарктическая,Палеарктическая, Восточная области)

&17.2.1

17.2.2

73


Неотропическая, Эфиопская, Австралийская области.

&6.2.4

6.2.5

6.2.6

74


Понятие «биогеоценоз» и «экосистема»

&17.3.1

75


Видовая и пространственная структура экосистемы

Учебник Экологии&4.2


76


Компоненты экосистемы.

& 4.3

Подготовка к ЕГЭ – задание 23.

77


Пищевые связи в экосистеме

сообщения

78


Трофические уровни

&4.6

79


Типы пищевых цепей


4.5

80


Лабораторная работа № 14 «Решение экологических задач»

Задачи в тетради

81


Правила экологической пирамиды

&4.4

82


Лабораторная работа № 15 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)

сообщения

83


Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

&4.6

84


Саморегуляция в экосистеме

4.7

85


Устойчивость и динамика экосистем.

4.8

86


Стадии развития экосистемы.

4.9

87


Сукцессия


& 6.3.5

4.7, 4.8

88


Агросистемы Тест 4

&записи в тетради

89


Антропогенные изменения в экосистемах Хабаровского края

сообщения

90


Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем

сообщения

91


Агроэкосистемы Хабаровского края


сообщения

92


Последствия влияния деятельности человека на экосистемы


& 5.1

93


Контрольная работа № 3 по курсу 11 класс


94


Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского.

& 5.1

Подготовка к ЕГЭ – задание 24

95


Особенности распределения биомассы на Земле

Записи в тетради

96


Биологический круговорот.


&5.2

97


Эволюция биосферы. Тест 5

& 4.9


98


Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

& 7.1

Подготовка к ЕГЭ – задание 38.


99


Глобальные экологические проблемы - загрязнение атмосферы. Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры.

7.2

сообщения

100


Глобальные экологические проблемы - загрязнение Мирового океана, почв, радиация в биосфере


& 7.3

сообщения

101


Проблема устойчивого развития биосферы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!