_______________ Небогин А.В.
«____» ________________ 20___г.
2017г.
Рабочая программа учебной дисциплины «История музыки и музыкальная литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно - цикловой комиссии педагогики, психологии и частных методик.
Протокол №__________ от «________» ______________________ 2017 г.
Председатель предметно - цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в рамках специальности 050130 Музыкальное образование на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.
- анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи;
- отбирать материал по истории музыки для использования на занятиях и внеурочных мероприятиях;
- рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций;
- проводить аналогии, сравнительно-сопоставительный анализ и делать обобщения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
- самостоятельной работы обучающегося 62 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов: | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. История музыки | | 73 | |
Тема 1.1. Вводный урок. Развитие русской музыки до 18 в. | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
1. | Придворные певческие каппелы | |
Практические занятия | 1 |
1. | Жанры русской профессиональной музыки до 18 в. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Слушание «Орфей и Эвридика» Е. Фомина. |
Тема 1.2. Русская музыкальная культура первой половины 19 века. А.Е. Варламов. А. Л. Гурилёв. Черты сходства и различия в творчестве. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Творчество композитора Бортнянского. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Слушание романсов Алябьева. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 |
1. | Вокальная лирика и её связь с русской поэзией. |
Тема 1.3. М.И. Глинка-основоположник русской классической, музыкальной школы. Жизненный и творческий путь. Историческое значение творчества Глинки. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Биография М.И. Глинки. | |
Практические занятия: | 1 |
1. | Слушание фантазии «Камаринская». Музыкальный анализ. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Слушание оперы «Иван Сусанин». Польский акт. |
Тема 1.4. А.С. Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. Особенности композиторского стиля. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Биография С. Даргомыжского. | |
Практические занятия: | 1 |
1. | Слушание оперы «Русалка». Краткая характеристика номеров. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Сатирические песни С Даргомыжского. |
Тема 1.5. Русская музыкальная культура второй половины 19 века. Русское музыкальное общество. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Искусство России второй половины 19 века. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Опера «Демон» А. Рубинштейн. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Искусство России второй половины 19 века. |
Тема 1.6. «Могучая кучка». Состав «Могучей кучки | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | М. Балакирев. Биография. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Романсы и песни М. Балакирева. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Биография Ц. А. Кюи. |
Тема 1.7. М.П. Мусоргский. Создатель народных музыкальных драм | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Жизненный путь М. Мусоргского. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Слушание оперы «Борис Годунов». Музыкальная характеристика Бориса. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Песни М. П. Мусоргского. |
2. | Слушание «Картинки с выставки» |
Тема 1.8. А. П. Бородин. Русский композитор, учёный-просветитель, общественный деятель и педагог | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Биография А.П. Бородина. | |
Практические занятия | 2 |
1. | Слушание оперы «Князь Игорь». Музыкальная характеристика княгини Ольги. |
2. | «Маленькая сюита» |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Симфония № 2. «Богатырская». Краткая характеристика частей симфонии. |
Тема 1.9. Н.А. Римский-Корсаков. Крупнейший мастер инструментовки, его новаторство в области гармонии . Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Симфоническое творчество. «Шехерезада». Программа, строение сюиты. Основные лейтмотивы | |
Практические занятия | 2 |
1. | Опера-Сказка «Снегурочка». Музыкальная характеристика сказочных и бытовых персонажей |
2. | Опера «Садко». Музыкальный язык оперы. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Краткое содержание оперы « Снегурочка» Н. Римского- Корсакова. |
2. | Слушание романсы Н. А. Римского-Корсакого. |
Тема 1.10. П. И. Чайковский. Величайший русский композитор. Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Биография П. И Чайковского. | |
Практические занятия | 4 |
1. | Симфония № 4. Характеристика частей симфонии. |
2. | Слушание балета « Лебединое озеро». |
3. | Прослушивание « Детский Альбом». П Чайковский. |
4. | Балет «Щелкунчик». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Прослушивание оперы «Евгений Онегин». |
Тема 1.11. Русская музыкальная культура конца 19- начала 20 века. Развитие в музыкальном искусстве лучших традиций реалистического направления. С.И. Танеев, А.К. Лядов, А.К, Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н.Скрябин. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Биография С. И. Танеева. | |
2. | Биография А.К. Глазунова. |
Практические занятия | 1 |
1. | Слушание Оперы «Орестея» С. И. Танеева. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Биография А. К. Лядова. |
2. | Слушание Оперы «Орестея» С. И. Танеева. |
Тема 1.12. А.Н. Скрябин. Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Биография А Скрябина. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Прелюдии, этюды, поэмы. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 |
1. | Творчество И. Ф. Стравинского. |
2. | Фортепианные сочинения |
3. | «Жар-птица», «Петрушка» И. Ф. Стравинский. |
Тема 1.13. С.В. Рахманинов - выдающийся русский композитор. пианист, дирижёр. Краткая биография, творческое наследие. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Вокальное творчество С. Рахманинова. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Прослушивание прелюдий. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Фортепианное творчество. |
Тема 1.14. Советская музыкальная литература. Основные этапы развития советской музыкальной культуры. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Музыкальная культура 20-30 -х гг. Музыкальная культура 1941-1945 гг. ,1946-59 гг., 1960-70 гг. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Прослушивание музыки по теме. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Советская массовая песня. |
Тема 1.15. С.С. Прокофьев. Особенности творческого пути, эволюция стиля композитора. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Биография С Прокофьева. | |
2. | Оперное и фортепьянное творчество. |
Практические занятия | 2 |
1. | Симфония №7. |
2. | Кантата «Александр Невский». Характеристика частей. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Слушание балет «Золушка». |
2. | Слушание балета «Ромео и Джульетта» |
Тема 1.16. Д. Д. Шостакович. Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Биография Д. Шостаковича. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Симфония № 7. Краткая характеристика частей. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Слушание вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина». |
Тема 1.17. А. И. Хачатурян - выдающийся советский композитор. Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Биография А. И. Хачатуряна. | |
Практические занятия | 2 |
1. | Фрагмент балета « Гаянэ». |
2. | Фрагмент балета «Спартак». |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Либретто балета «Спартак». |
Тема 1.18. Д.Б. Кабалевский. Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Биография Д. Кабалевского. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Слушание концерта для скрипки с оркестром. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Слушание фортепианных циклов. |
Тема 1.19. Г.В. Свиридов. Жизненный и творческий путь. Вокальное творчество. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Биография Г. В. Свиридова. | |
Практические занятия | 2 |
1. | «Время, вперёд!» из киноф. «Время». |
2. | Сюита «Метель» |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Слушание «Патетическая оратория» |
Раздел 2. Музыкальная литература | | 113 | |
Тема 2.1. Зарождение оперы в Италии в XVII вв. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Ранняя итальянская опера. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Творчество К.Монтеверди. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Основные музыкальные жанры. |
Тема 2.2. Зарождение оперы во Франции. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Ранняя французская опера. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Вклад Ж.Б.Люлли в создание французской оперы. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Основные музыкальные жанры. |
Тема 2.3. Основные музыкальные жанры. | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
1. | Понятие жанра. Основные музыкальные жанры. | |
Практические занятия. | 1 |
1. | Слушанье музыки по теме. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Элементы музыкального языка. |
Тема 2.4. Инструментальная музыка в XVII веке. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Основные черты инструментальной музыки. | |
Практические занятия | 2 |
1. | Органная полифония. |
2. | Творчество французских клавесинистов. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Подготовить сообщения о выдающихся итальянских скрипачах. |
Тема 2.5. Итальянская скрипичная школа XVII – XVIII веков. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Значение итальянской скрипичной школы. | |
2. | Творчество А. Вивальди. |
Практические занятия | 1 |
1. | Концерты «Времена года». Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1. | Характеристика скрипки как инструмента. |
2. | Основные жанры струнной музыки того времени. |
Тема 2.6. Творчество И.С. Баха. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества И.С.Баха. | |
Практические занятия | 3 |
1. | Вокальное творчество. Месса си-минор. Пассионы. |
2. | Органная полифония в творчестве И.С.Баха. |
3. | «Хорошо темперированный клавир». Особенности композиции. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Доклад «Математический строй музыки И.-С. Баха» |
2. | Доклад «Символика музыки И.С. Баха». |
Тема 2.7. Период классицизма. Венский классицизм. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Венская классическая школа. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Слушание музыки по теме. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Венский классицизм. Характеристика стиля. |
Тема 2.8. Творчество И. Гайдна. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества И.Гайдна. | |
Практические занятия | 2 |
1. | Симфония №103. Характеристика и прослушивание. |
2. | Симфония №104. Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Клавирное творчество. |
2. | Слушание «Прощальная» симфония, финал. |
Тема 2.9. Творчество В.А. Моцарта. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества В.А. Моцарта. | |
Практические занятия | 3 |
1. | «Реквием». Характеристика и прослушивание |
2. | Симфония №40. Характеристика и прослушивание. |
3. | Опера «Свадьба Фигаро». Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Инструментальное творчество. |
2. | Оперное творчество. |
Тема 2.10. Творчество Л. Бетховена. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества Л. Бетховена. | |
Практические занятия | 2 |
1. | Симфония №5. Характеристика и прослушивание. |
2. | Сонаты №8, 14, 23. Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Камерное творчество. |
2. | Симфония № 6 «Пасторальная». |
Тема 2.11. Музыка XIX века. Романтизм как стилевое направление. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Сущность романтизма. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Слушание музыки по теме. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Ведущие жанры. |
2. | Основные выразительные средства. |
Тема 2.12. Творчество Ф. Шуберта. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества Ф. Шуберта. | |
Практические занятия | 2 |
1. | Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Характеристика и прослушивание. |
2. | Симфония №8 «Неоконченная» Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Доклад «Инструментальное творчество Ф. Шуберта». |
Тема 2.13. Творчество К.М. Вебера. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Характеристика творчества К.М. Вебера. | |
2. | Рождение романтической оперы в творчестве К.М. Вебера. |
Практические занятия | 1 |
1. | Слушание музыки по теме. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Подготовка реферата. |
Тема 2.14. Творчество Ф. Мендельсона-Бартольди. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества Ф. Мендельсона-Бартольди. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Концерт для скрипки и Песни без слов. Общая характеристика. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Слушание музыки. |
Тема 2.15. Творчество Р.Шумана. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества Р.Шумана. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Фортепианный цикл «Карнавал». Характеристика и прослушивание. |
Дифференцированный зачёт. | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Ознакомление с критическими статьями Р.Шумана. |
2. | Вокальное творчество. |
Тема 2.16. Творчество Ф.Шопена | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Характеристика творчества Ф.Шопена. | |
2. | Основные черты творчества. |
Практические занятия | 3 |
1. | Мазурки и полонезы. Характеристика и прослушивание. |
2. | Вальсы и ноктюрны. Характеристика и прослушивание. |
3. | Фортепианные миниатюры. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Соната №2. Характеристика и прослушивание. |
2. | Баллада №1. Характеристика и прослушивание. |
Тема 2.17. Творчество Дж. Россини. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Итальянская опера первой половины XIX века. | |
2. | Характеристика творчества Дж. Россини. |
Практические занятия | 2 |
1. | Опера «Севильский цирюльник». Характеристика и прослушивание. |
2. | Слушание «Вильгельм Телль» |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Работа с дополнительной литературой об опере XIX века. |
Тема 2.18. Творчество Г. Берлиоза. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества Г. Берлиоза. | |
Практические занятия | 1 |
1. | «Фантастическая симфония». Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Слушание драматической легенды «Осуждение Фауста» |
Тема 2.19. Творчество Ф.Листа. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества Ф.Листа. | |
Практические занятия | 2 |
1. | Венгерские рапсодии. Фортепианный цикл «Годы странствий». Характеристика и прослушивание. |
2. | Симфоническая поэма «Прелюды». |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Симфоническое творчество. |
Тема 2.20. Творчество Р. Вагнера. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Характеристика творчества Р.Вагнера. | |
2. | Принципы оперной реформы. |
Практические занятия | 2 |
1. | Опера «Лоэнгрин». Характеристика и прослушивание. |
2. | Слушание вступления к опере «Тристан и изольда». |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Слушание оперы «Валькирия». |
2. | Подготовить сообщения о содержании опер Р.Вагнера. |
Тема 2.21. Творчество И. Брамса. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества И.Брамса. | |
Практические занятия | 2 |
1. | Симфония №4. Характеристика и прослушивание. |
2. | Слушание «Венгерский танец №5» |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Фортепианное творчество. |
Тема 2.22. Творчество Дж. Верди. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Эволюция творчества Дж.Верди. | |
2. | Принципы оперной реформы. |
Практические занятия | 2 |
1. | Опера «Риголетто». Характеристика и прослушивание. |
2. | Опера «Травиата» |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. | Опера «Аида». |
2. | Подготовка сообщений о содержании опер Дж.Верди. |
Тема 2.23. Творчество Ж.Бизе. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества Ж.Бизе. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Опера «Кармен». Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Ознакомление с новеллой П.Мериме «Кармен». |
Тема 2.24. Творчество А.Дворжака. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества А.Дворжака. | |
Практические занятия | 1 |
1. | Симфония №9 «Из нового света». Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Слушание «Симфония №9». |
Тема 2.25. Творчество Э.Грига. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества Э.Грига. | |
Практические занятия | 2 |
1. | Концерт для фортепиано с оркестром ля минор. Характеристика и прослушивание. |
2. | Музыка к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Работа с нотным текстом пьес Э. Грига. |
Тема 2.26. Музыкальный импрессионизм. Творчество К.Дебюсси. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества К.Дебюсси. | |
Практические занятия | 1 |
1. | «Ноктюрны». Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Прелюдии для фортепиано. Характеристика и прослушивание. |
Тема 2.27. Творчество М.Равеля. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. | Характеристика творчества М.Равеля. | |
Практические занятия | 1 |
1. | «Вальс», «Болеро». Характеристика и прослушивание. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Симфоническое творчество. |
| Всего | 186 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: рабочее место обучающего обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя, комплект учебно-методических материалов, наглядные пособия, музыкальный инструмент (фортепиано).
Технические средства обучения: ноутбук или персональный компьютер, мультимедийный комплекс, компакт-диски и другие носители информации.
Учебники, учебные пособия, методическая литература, нотный материал.