СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОП.08 История музыки и музыкальная литература

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОП.08 История музыки и музыкальная литература»

Управление образования и науки Липецкой области


Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»






УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГОБПОУ «Усманский

многопрофильный колледж»

_______________ Небогин А.В.

«____» ________________ 20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 история музыки и музыкальная литература


44.02.03 Педагогика дополнительного образования





















2017г.


Рабочая программа учебной дисциплины «История музыки и музыкальная литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»


Разработчик:

Смольянинов О. А. преподаватель музыки.




Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно - цикловой комиссии педагогики, психологии и частных методик.

Протокол №__________ от «________» ______________________ 2017 г.


Председатель предметно - цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)

Роспись ФИО






































СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины


18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


20










1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 История музыки и музыкальная литература


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования базовой подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в рамках специальности 050130 Музыкальное образование на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.


  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «История музыки и музыкальная литература» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.


1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: формирование основных знаний, умений и навыков в области истории музыки, формирование слушательской культуры как части духовной культуры, воспитание эстетического восприятия музыки.

Задачи:

- формирование слушательских навыков;

- воспитание навыков анализа музыки и рассуждений о музыке;

- снабжение студентов знаниями из области теории, истории и музыкальной практики;

-раскрытие у учащихся творческого потенциала;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры;

- характерные признаки стилей и направлений;

- основные музыкальные жанры и их историческое развитие;

- закономерности исторического развития музыкальной культуры;

- биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки;

- жанровые и стилевые особенности пройденных музыкальных произведений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи;

- работать с нотным материалом и учебно-методической литературой;

- отбирать материал по истории музыки для использования на занятиях и внеурочных мероприятиях;

- рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций;

- проводить аналогии, сравнительно-сопоставительный анализ и делать обобщения.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 62 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

186

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

124

в том числе:


теоретические занятия

54

практические занятия

70

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

62

В том числе:


Подготовка к практическим занятиям

62

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта, экзамена.






2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ИСТОРИЯ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

(проект)

Объем

часов:

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. История музыки


73


Тема 1.1.

Вводный урок. Развитие русской музыки до 18 в.

Содержание учебного материала.

1

2

1.

Придворные певческие каппелы


Практические занятия

1

1.

Жанры русской профессиональной музыки до 18 в.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Слушание «Орфей и Эвридика» Е. Фомина.

Тема 1.2.

Русская музыкальная культура первой половины 19 века.

А.Е. Варламов. А. Л. Гурилёв. Черты сходства и различия в творчестве.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Творчество композитора Бортнянского.


Практические занятия

1

1.

Слушание романсов Алябьева.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся.

1

1.

Вокальная лирика и её связь с русской поэзией.

Тема 1.3.

М.И. Глинка-основоположник русской классической, музыкальной школы. Жизненный и творческий путь. Историческое значение творчества Глинки.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Биография М.И. Глинки.


Практические занятия:

1

1.

Слушание фантазии «Камаринская». Музыкальный анализ.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Слушание оперы «Иван Сусанин». Польский акт.

Тема 1.4.

А.С. Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. Особенности композиторского стиля.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Биография С. Даргомыжского.


Практические занятия:

1

1.

Слушание оперы «Русалка». Краткая характеристика номеров.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Сатирические песни С Даргомыжского.

Тема 1.5.

Русская музыкальная культура второй половины 19 века. Русское музыкальное общество.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Искусство России второй половины 19 века.


Практические занятия

1

1.

Опера «Демон» А. Рубинштейн.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Искусство России второй половины 19 века.

Тема 1.6.

«Могучая кучка». Состав «Могучей кучки

Содержание учебного материала

1

2

1.

М. Балакирев. Биография.


Практические занятия

1

1.

Романсы и песни М. Балакирева.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Биография Ц. А. Кюи.

Тема 1.7.

М.П. Мусоргский. Создатель народных музыкальных драм

Содержание учебного материала

1

2

1.

Жизненный путь М. Мусоргского.


Практические занятия

1

1.

Слушание оперы «Борис Годунов». Музыкальная характеристика Бориса.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Песни М. П. Мусоргского.

2.

Слушание «Картинки с выставки»

Тема 1.8.

А. П. Бородин. Русский композитор, учёный-просветитель, общественный деятель и педагог

Содержание учебного материала

1

2

1.

Биография А.П. Бородина.


Практические занятия

2

1.

Слушание оперы «Князь Игорь». Музыкальная характеристика княгини Ольги.

2.

«Маленькая сюита»

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Симфония № 2. «Богатырская». Краткая характеристика частей симфонии.

Тема 1.9.

Н.А. Римский-Корсаков. Крупнейший мастер инструментовки, его новаторство в области гармонии . Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Симфоническое творчество. «Шехерезада». Программа, строение сюиты. Основные лейтмотивы


Практические занятия

2

1.

Опера-Сказка «Снегурочка». Музыкальная характеристика сказочных и бытовых персонажей

2.

Опера «Садко». Музыкальный язык оперы.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Краткое содержание оперы « Снегурочка» Н. Римского- Корсакова.

2.

Слушание романсы Н. А. Римского-Корсакого.

Тема 1.10.

П. И. Чайковский. Величайший русский композитор. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Биография П. И Чайковского.


Практические занятия

4

1.

Симфония № 4. Характеристика частей симфонии.

2.

Слушание балета « Лебединое озеро».

3.

Прослушивание « Детский Альбом». П Чайковский.

4.

Балет «Щелкунчик».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Прослушивание оперы «Евгений Онегин».

Тема 1.11.

Русская музыкальная культура конца 19- начала 20 века. Развитие в музыкальном искусстве лучших традиций реалистического направления. С.И. Танеев, А.К. Лядов, А.К, Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н.Скрябин.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Биография С. И. Танеева.


2.

Биография А.К. Глазунова.

Практические занятия

1

1.

Слушание Оперы «Орестея» С. И. Танеева.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Биография А. К. Лядова.

2.

Слушание Оперы «Орестея» С. И. Танеева.

Тема 1.12.

А.Н. Скрябин. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Биография А Скрябина.


Практические занятия

1

1.

Прелюдии, этюды, поэмы.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

3

1.

Творчество И. Ф. Стравинского.

2.

Фортепианные сочинения

3.

«Жар-птица», «Петрушка» И. Ф. Стравинский.

Тема 1.13.

С.В. Рахманинов - выдающийся русский композитор. пианист, дирижёр. Краткая биография, творческое наследие.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Вокальное творчество С. Рахманинова.


Практические занятия

1

1.

Прослушивание прелюдий.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Фортепианное творчество.

Тема 1.14.

Советская музыкальная литература. Основные этапы развития советской музыкальной культуры.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Музыкальная культура 20-30 -х гг. Музыкальная культура 1941-1945 гг. ,1946-59 гг., 1960-70 гг.


Практические занятия

1

1.

Прослушивание музыки по теме.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Советская массовая песня.

Тема 1.15.

С.С. Прокофьев. Особенности творческого пути, эволюция стиля композитора.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Биография С Прокофьева.


2.

Оперное и фортепьянное творчество.

Практические занятия

2

1.

Симфония №7.

2.

Кантата «Александр Невский». Характеристика частей.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Слушание балет «Золушка».

2.

Слушание балета «Ромео и Джульетта»

Тема 1.16.

Д. Д. Шостакович. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Биография Д. Шостаковича.


Практические занятия

1

1.

Симфония № 7. Краткая характеристика частей.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Слушание вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина».

Тема 1.17.

А. И. Хачатурян - выдающийся советский композитор. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Биография А. И. Хачатуряна.


Практические занятия

2

1.

Фрагмент балета « Гаянэ».

2.

Фрагмент балета «Спартак».

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Либретто балета «Спартак».

Тема 1.18.

Д.Б. Кабалевский. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Биография Д. Кабалевского.


Практические занятия

1

1.

Слушание концерта для скрипки с оркестром.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Слушание фортепианных циклов.

Тема 1.19.

Г.В. Свиридов. Жизненный и творческий путь. Вокальное творчество.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Биография Г. В. Свиридова.


Практические занятия

2

1.

«Время, вперёд!» из киноф. «Время».

2.

Сюита «Метель»

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Слушание «Патетическая оратория»

Раздел 2. Музыкальная литература


113


Тема 2.1.

Зарождение оперы в Италии в XVII вв.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Ранняя итальянская опера.


Практические занятия

1

1.

Творчество К.Монтеверди.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Основные музыкальные жанры.

Тема 2.2.

Зарождение оперы во Франции.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Ранняя французская опера.


Практические занятия

1

1.

Вклад Ж.Б.Люлли в создание французской оперы.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Основные музыкальные жанры.

Тема 2.3.

Основные музыкальные жанры.

Содержание учебного материала.

1

2

1.

Понятие жанра. Основные музыкальные жанры.


Практические занятия.

1

1.

Слушанье музыки по теме.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Элементы музыкального языка.

Тема 2.4.

Инструментальная музыка в XVII веке.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Основные черты инструментальной музыки.


Практические занятия

2

1.

Органная полифония.

2.

Творчество французских клавесинистов.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Подготовить сообщения о выдающихся итальянских скрипачах.

Тема 2.5.

Итальянская скрипичная школа XVII – XVIII веков.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Значение итальянской скрипичной школы.


2.

Творчество А. Вивальди.

Практические занятия

1

1.

Концерты «Времена года». Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Характеристика скрипки как инструмента.

2.

Основные жанры струнной музыки того времени.

Тема 2.6.

Творчество И.С. Баха.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества И.С.Баха.


Практические занятия

3

1.

Вокальное творчество. Месса си-минор. Пассионы.

2.

Органная полифония в творчестве И.С.Баха.

3.

«Хорошо темперированный клавир». Особенности композиции.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Доклад «Математический строй музыки И.-С. Баха»

2.

Доклад «Символика музыки И.С. Баха».

Тема 2.7.

Период классицизма. Венский классицизм.


Содержание учебного материала

1

2

1.

Венская классическая школа.


Практические занятия

1

1.

Слушание музыки по теме.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Венский классицизм. Характеристика стиля.

Тема 2.8.

Творчество И. Гайдна.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества И.Гайдна.


Практические занятия

2

1.

Симфония №103. Характеристика и прослушивание.

2.

Симфония №104. Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Клавирное творчество.

2.

Слушание «Прощальная» симфония, финал.

Тема 2.9.

Творчество В.А. Моцарта.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества В.А. Моцарта.


Практические занятия

3

1.

«Реквием». Характеристика и прослушивание

2.

Симфония №40. Характеристика и прослушивание.

3.

Опера «Свадьба Фигаро». Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Инструментальное творчество.

2.

Оперное творчество.

Тема 2.10.

Творчество Л. Бетховена.


Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества Л. Бетховена.


Практические занятия

2

1.

Симфония №5. Характеристика и прослушивание.

2.

Сонаты №8, 14, 23. Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Камерное творчество.

2.

Симфония № 6 «Пасторальная».

Тема 2.11. Музыка XIX века.

Романтизм как стилевое направление.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Сущность романтизма.


Практические занятия

1

1.

Слушание музыки по теме.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Ведущие жанры.

2.

Основные выразительные средства.

Тема 2.12.

Творчество Ф. Шуберта.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества Ф. Шуберта.


Практические занятия

2

1.

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Характеристика и прослушивание.

2.

Симфония №8 «Неоконченная» Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Доклад «Инструментальное творчество Ф. Шуберта».

Тема 2.13.

Творчество К.М. Вебера.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Характеристика творчества К.М. Вебера.


2.

Рождение романтической оперы в творчестве К.М. Вебера.

Практические занятия

1

1.

Слушание музыки по теме.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Подготовка реферата.

Тема 2.14.

Творчество Ф. Мендельсона-Бартольди.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества Ф. Мендельсона-Бартольди.


Практические занятия

1

1.

Концерт для скрипки и Песни без слов. Общая характеристика.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Слушание музыки.

Тема 2.15.

Творчество Р.Шумана.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества Р.Шумана.


Практические занятия

1

1.

Фортепианный цикл «Карнавал». Характеристика и прослушивание.

Дифференцированный зачёт.

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Ознакомление с критическими статьями Р.Шумана.

2.

Вокальное творчество.

Тема 2.16.

Творчество Ф.Шопена

Содержание учебного материала

2

2

1.

Характеристика творчества Ф.Шопена.


2.

Основные черты творчества.

Практические занятия

3

1.

Мазурки и полонезы. Характеристика и прослушивание.

2.

Вальсы и ноктюрны. Характеристика и прослушивание.

3.

Фортепианные миниатюры.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Соната №2. Характеристика и прослушивание.

2.

Баллада №1. Характеристика и прослушивание.

Тема 2.17.

Творчество Дж. Россини.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Итальянская опера первой половины XIX века.


2.

Характеристика творчества Дж. Россини.

Практические занятия

2

1.

Опера «Севильский цирюльник». Характеристика и прослушивание.

2.

Слушание «Вильгельм Телль»

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Работа с дополнительной литературой об опере XIX века.

Тема 2.18.

Творчество Г. Берлиоза.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества Г. Берлиоза.


Практические занятия

1

1.

«Фантастическая симфония». Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Слушание драматической легенды «Осуждение Фауста»

Тема 2.19.

Творчество Ф.Листа.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества Ф.Листа.


Практические занятия

2

1.

Венгерские рапсодии. Фортепианный цикл «Годы странствий». Характеристика и прослушивание.

2.

Симфоническая поэма «Прелюды».

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Симфоническое творчество.

Тема 2.20.

Творчество Р. Вагнера.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Характеристика творчества Р.Вагнера.


2.

Принципы оперной реформы.

Практические занятия

2

1.

Опера «Лоэнгрин». Характеристика и прослушивание.

2.

Слушание вступления к опере «Тристан и изольда».

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Слушание оперы «Валькирия».

2.

Подготовить сообщения о содержании опер Р.Вагнера.

Тема 2.21.

Творчество И. Брамса.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества И.Брамса.


Практические занятия

2

1.

Симфония №4. Характеристика и прослушивание.

2.

Слушание «Венгерский танец №5»

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Фортепианное творчество.

Тема 2.22.

Творчество Дж. Верди.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Эволюция творчества Дж.Верди.


2.

Принципы оперной реформы.

Практические занятия

2

1.

Опера «Риголетто». Характеристика и прослушивание.

2.

Опера «Травиата»

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Опера «Аида».

2.

Подготовка сообщений о содержании опер Дж.Верди.

Тема 2.23.

Творчество Ж.Бизе.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества Ж.Бизе.


Практические занятия

1

1.

Опера «Кармен». Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Ознакомление с новеллой П.Мериме «Кармен».

Тема 2.24.

Творчество А.Дворжака.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества А.Дворжака.


Практические занятия

1

1.

Симфония №9 «Из нового света». Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Слушание «Симфония №9».

Тема 2.25.

Творчество Э.Грига.


Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества Э.Грига.


Практические занятия

2

1.

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор. Характеристика и прослушивание.

2.

Музыка к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Работа с нотным текстом пьес Э. Грига.

Тема 2.26.

Музыкальный импрессионизм.

Творчество К.Дебюсси.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества К.Дебюсси.


Практические занятия

1

1.

«Ноктюрны». Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Прелюдии для фортепиано. Характеристика и прослушивание.

Тема 2.27.

Творчество М.Равеля.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Характеристика творчества М.Равеля.


Практические занятия

1

1.

«Вальс», «Болеро». Характеристика и прослушивание.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Симфоническое творчество.


Всего

186



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: рабочее место обучающего обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя, комплект учебно-методических материалов, наглядные пособия, музыкальный инструмент (фортепиано).

Технические средства обучения: ноутбук или персональный компьютер, мультимедийный комплекс, компакт-диски и другие носители информации.


    1. Информационное обеспечение обучения

Учебники, учебные пособия, методическая литература, нотный материал.


    1. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

  1. Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины 20 века: Р. Щедрин; Э. Денисов, А. Шнитке: биографии: книга для чтения. – М., 2014.

  2. Акопян Л.О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. – СПб. 2014.

  3. Александр Порфирьевич Бородин(1833-1887): [Сборник]. – М., 2010.

  4. Антонин Дворжак(1841-1904): [сборник]. – М., 2010.

  5. Блинова С. В. Венская симфоническая школа 18 века (“Малые мастера”) – Вологда, 2013.

  6. Брянцева В.Н. Французский клавесинизм.– СПб., 2010.

  7. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М., 2009.

  8. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2009.

  9. Демченко А. И. Избранные статьи о музыке. Вып. 1: Западноевропейское искусство. Барокко и романтизм.– Саратов, 2013.

  10. Денисов А. В. Музыкальный язык: структура и функции. – СПб., 2013.

  11. Кравченко Т.Ю. Композиторы и музыканты. – М., 2014

  12. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2009.

  13. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от древней Руси до «Серебряного века»: Учебное пособие для студентов Пед. Вузов. – М, 2011

Дополнительные источники:

  1. Абрамов А. О специфике музыкального содержания // Эстетические очерки: Сб.ст. / Сост. В.К. Скатерщиков. Вып. 3.– М., 2013.

  2. Альшванг А. Бетховен. Очерк жизни и творчества. М., 2010.

  3. Асафьев Б. В. О музыке XX века.–Л., 2009.

  4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.–Л., 2011.

  5. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. – Л., 2010.

  6. Воспоминания о С.В. Рахманинове. М., 2014.

  7. Друскин М. История зарубежной музыки.– М., 2013. Вып. 4.

  8. Каган М.С. Музыка в мире искусств.– СПб., 2010.

  9. Левая Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи.– М., 2011.

  10. Шуман Р. О музыке и музыкантах. – М., 2010.

  11. Шнеерсон Г.М. Статьи о современной зарубежной музыке. Очерки. Воспоминания.– М., 2014.

  12. Эррио Э. Жизнь Бетховена. – М., 2012.

  13. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм.– М., 2012.
































  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Итоговая аттестация в форме экзамена.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  1. должен уметь:

  2. - анализиро­вать музыкальное произведе­ние, его стилевые и жанровые особенности в контексте осо­бенностей художественной эпохи;

  3. - работать с нотным материа­лом и учебно-методической литературой;

  4. - отбирать материал по исто­рии музыки для использования на занятиях и внеурочных мероприятиях;

  5. - рассказывать о музыкаль­ных произведениях, компози­торах с использованием му­зыкальных иллюстраций;

- проводить аналогии, срав­нительно-сопоставительный анализ и делать обобщения

Знать:

- основные этапы ис­тории зарубежной и отечест­венной музыкальной культу­ры, характерные признаки стилей и направлений;

- основные музыкальные жанры и их историческое раз­витие;

- закономерности историче­ского развития музыкальной культуры;

- биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представите­лях изучаемых направлений истории музыки;

- жанровые и стилевые осо­бенности пройденных музы­кальных произведений.

Текущий контроль:

- оценка протоколов наблюдения уроков и занятий;

- собеседование;

- устный и письменный опрос, оценка активности на практических занятиях;

- проверка и оценка всех видов самостоятельной работы.

Контрольные работы:

- взаимопроверка и взаимооценка;

- самопроверка и самооценка.

- тестирование по теме. Зачёт.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!