Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
142933 Московская обл., Каширский район, д.Кокино, ул.Садовая,д.33,тел.3-05-17
Утверждена
приказом директора
МБОУ «Кокинская основная
общеобразовательная школа»
01 августа 2015года
№ _14/18-о_____
Рабочая программа по математике(алгебре)
(базовый уровень)
7 класс
Составитель: Шишкина Г.В.,
учитель математики высшей категори
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика(алгебра)», 7 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа», на основе авторской программы по алгебре Ю.Н.Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворова, М.:Просвещение,2008, а также требований к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета «Математика (алгебра)», 7 класс.
Рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 7 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Рабочая программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Календарно- тематическое планирование рассчитано на 5 ч в неделю в I четверти, 3 ч в неделю во II-IV четвертях, всего 120 ч .из них на изучение материала -110 часов, на контрольные работы -10 часов. Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской по алгебре Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворова. Программы по алгебре. М.:Просвещение.2008, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Назначение предмета
Алгебра нацелена на формирование математического аппаратадля решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности.Язык алгебры подчеркивает назначение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
Цели обучения:
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
Формирование представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части,общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно- технического прогресса
Решаемые задачи
Развитие представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
Формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
Овладение символическим языком алгебры,
Изучение свойств и графиковэлементарных функций, использование функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;
Получение представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
Развитие логическое мышления и речи — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использование различных языков математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
Формирование представлений об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Содержание обучения
Выражения. Тождества. Уравнения.25 часа
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений . Простейшие статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах.
Функции. 13 часов
Функция, область определения, функции. Вычисление значений функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее и график.
Степень с натуральным показателем.15 часов
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функция y=x2,y=x3 и их графики
Многочлены. 20 часов
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Формулы сокращенного умножения. 20 часов
Квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Системы линейных уравнений. 17 часов
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и ее геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Повторение. 10 часов
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов |
| Наименование тем | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Выражения, тождества, уравнения. | 25 | 25 |
2 | Функции | 13 | 13 |
3 | Степень с натуральным показателем | 15 | 15 |
4 | Многочлены | 20 | 20 |
5 | Формулы сокращенногоумножения | 20 | 20 |
6 | Системы линейных уравнений | 17 | 17 |
7 | Повторение | 10 | 10 |
| Итого | 120 | 120 |
Контроль уровня обученности
Перечень контрольных работ
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Контрольная работа №1:«Выражения. Тождества» | 1 |
2 | Контрольнаяработа №2:«Линейные уравнения» | 1 |
3 | Контрольнаяработа №3:«Функции» | 1 |
4 | Контрольная работа №4:«Степень с натуральным показателем» | 1 |
5 | Контрольная работа №5:«Сложение и вычитание многочленов» | 1 |
6 | Контрольнаяработа №6:«Произведение многочленов» | 1 |
7 | Контрольная работа №7:«Формулы сокращенного умножения» | 1 |
8 | Контрольная работа №8:«Преобразование целых выражений» | 1 |
9 | Контрольная работа №9:«Системы линейных уравнений» | 1 |
10 | Контрольная работа №10: «Итоговая» | 1 |
Итого | 10 |
Планируемые результаты изучения курса алгебры к концу 7 класса
Алгебраические выражения
ученик должен знать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
ученик должен уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
Уравнения
ученик должен знать
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
ученик должен уметь
решать линейные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
Функции
Ученик должен знать
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания
ученик должен уметь
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Элементы статистики
ученик должен знать
примеры статистических закономерностей и выводов;
ученик должен уметь
вычислять средние значения результатов измерения;
использовать статистические характеристики (среднее арифметическое, мода, медиана, размах)для анализа ряда данных в несложных ситуациях
Ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Календарно-тематическое планирование
«Математика (алгебра)»
(предмет)
Класс:7
№ урока | № урока по теме | Наименование разделов и тем урока | Дата урока |
Глава I. Выражения, тождества, уравнения. 25 ч |
1 | 1 | Инструктаж по ОТ и ТБ.Вводное повторение. | |
2 | 2 | Числовые выражения | |
3 | 3 | Выражения с переменными | |
4 | 4 | Выражения с переменными. Область допустимых значений | |
5 | 5 | Сравнение значений числовых выражений | |
6 | 6 | Диагностическая работа | |
7 | 7 | Свойства действий над числами | |
8 | 8 | Тождества | |
9 | 9 | Тождественные преобразования выражений | |
10 | 10 | Тождественные преобразования выражений. Обобщение | |
11 | 11 | Контрольная работа №1 «Выражения. Тождества» | |
12 | 12 | Анализ контрольной работы.Уравнение и его корни | |
13 | 13 | Линейное уравнение с одной переменной | |
14 | 14 | Решение линейных уравнений | |
15 | 15 | Решение уравнений, сводящихся к линейным. | |
16 | 16 | Решение задач с помощью уравнений. | |
17 | 17 | Решение задач на части. | |
18 | 18 | Решение задач на проценты | |
19 | 19 | Решение задач, обобщение | |
20 | 20 | Среднее арифметическое | |
21 | 21 | Среднее арифметическое, размах и мода | |
22 | 22 | Медиана как статистическая характеристика | |
23 | 23 | Медиана числового ряда | |
24 | 24 | Решение упражнений | |
25 | 25 | Контрольная работа №2 «Линейные уравнения» | |
Глава II Функции 13 часов |
26 | 1 | Анализ контрольной работы. Что такое функция | |
27 | 2 | Вычисление значений функции по формуле | |
28 | 3 | Вычисление значений функции, аргумента по формуле. | |
29 | 4 | График функции. | |
30 | 5 | Чтение графиков функций | |
31 | 6 | Прямая пропорциональность и ее график | |
32 | 7 | Прямая пропорциональность и ее график. Угловой коэффициент и его свойства. | |
33 | 8 | Линейная функция и ее график | |
34 | 9 | Линейная функция , ее график и свойства | |
35 | 10 | Взаимное расположение графиков линейных функций | |
36 | 11 | Взаимное расположение графиков функций. | |
37 | 12 | Задание функции несколькими формулами | |
38 | 13 | Контрольнаяработа №3 «Функции» | |
Глава III. Степень с натуральным показателем 15 часов |
39 | 1 | Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем | |
40 | 2 | Возведение числа в степень. | |
41 | 3 | Умножение и деление степеней | |
42 | 4 | Умножение и деление степеней. Основное свойство степени. | |
43 | 5 | Возведение в степень произведения и степени | |
44 | 6 | Возведение в степень произведения и степени. Преобразование алгебраических выражений. | |
45 | 7 | Возведение в степень произведения и степени. Вычисление значений выражений . | |
46 | 8 | Одночлен и его стандартный вид | |
47 | 9 | Умножение одночленов. | |
48 | 10 | Возведение одночлена в степень. | |
49 | 11 | Функция y =x² ее график | |
50 | 12 | Функция y =x² ее график и свойства | |
51 | 13 | Функция y =x³ ее график | |
52 | 14 | Функция y =x³ ее график и свойства. | |
53 | 15 | Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем» | |
Глава IV Многочлены 20 часов |
54 | 1 | Анализ контрольной работы.Многочлен и его стандартный вид | |
55 | 2 | Многочлен и его стандартный вид. Степень многочлена | |
56 | 3 | Сложение многочленов | |
57 | 4 | Вычитание многочленов | |
58 | 5 | Умножение одночлена на многочлен | |
59 | 6 | Умножение одночлена на многочлен. Решение уравнений | |
60 | 7 | Умножение одночлена на многочлен. Доказательство тождеств | |
61 | 8 | Вынесение общего множителя за скобки | |
62 | 9 | Вынесение общего множителя за скобки. Решение задач | |
63 | 10 | Вынесение общего множителя за скобки. Решение уравнений | |
64 | 11 | Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание многочленов» | |
65 | 12 | Анализ контрольной работы.Умножение многочлена на многочлен | |
66 | 13 | Умножение многочлена на многочлен. Упрощение выражений | |
67 | 14 | Умножение многочлена на многочлен. Доказательство тождеств | |
68 | 15 | Разложение многочлена на множители способом группировки | |
69 | 16 | Разложение на множители способом группировки. | |
70 | 17 | Разложение на множители способом группировки. Квадратный трехчлен. | |
71 | 15 | Решение упражнений | |
72 | 19 | Обобщение и систематизация знаний. | |
73 | 20 | Контрольнаяработа№6 «Произведение многочленов» | |
Глава V Формулы сокращенного умножения 20 часов |
74 | 1 | Анализ контрольной работы. Основные формулы сокращенного умножения. | |
75 | 2 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | |
76 | 3 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. Преобразование выражений. | |
77 | 4 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | |
78 | 5 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. Доказательство тождеств | |
79 | 6 | Умножение разности двух выражений на их сумму | |
80 | 7 | Умножение разности двух выражений на их сумму. Преобразование выражений | |
81 | 8 | Разложение разности квадратов на множители | |
82 | 9 | Разложение разности квадратов на множители. Решение упражнений. | |
83 | 10 | Разложение на множители суммы и разности кубов. | |
84 | 11 | Контрольная работа №7 «Формулы сокращенного умножения» | |
85 | 12 | Анализ контрольной работы. Преобразование целого выражения в многочлен | |
86 | 13 | Преобразование целого выражения в многочлен | |
87 | 14 | Применение различных способов для разложения на множители. Метод выделения полного квадрата. | |
88 | 15 | Применение различных способов для разложения на множители. | |
89 | 16 | Применение различных способов для разложения на множители. Упрощение выражений. | |
90 | 17 | Применение преобразований целых выражений. Решение уравнений. | |
91 | 18 | Применение преобразований целых выражений. Доказательство тождеств. | |
92 | 19 | Применение преобразований целых выражений. | |
93 | 20 | Контрольная работа №8 “Преобразование целых выражений» | |
Глава VI Системы линейных уравнений 17 часов |
94 | 1 | Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными | |
95 | 2 | График линейного уравнения с двумя переменными Алгоритм построения | |
96 | 3 | График линейного уравнения с двумя переменными | |
97 | 4 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | |
98 | 5 | Системы линейных уравнений с двумя переменнымиГрафический метод решения. | |
99 | 6 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | |
100 | 7 | Способ подстановки при решении систем уравнений | |
101 | 8 | Способ подстановки. Решение упражнений | |
102 | 9 | Способ подстановки. | |
103 | 10 | Способ сложения при решении систем уравнений | |
104 | 11 | Способ сложения. Алгоритм решения | |
105 | 12 | Способ сложения | |
106 | 13 | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | |
107 | 14 | Решение задач с помощью систем уравнений. Алгоритм решения | |
108 | 15 | Решение задач с помощью систем уравнений. | |
109 | 16 | Решение задач. | |
110 | 17 | Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений» | |
Повторение 10час |
111 | 1 | Анализ контрольной работы .Выражения. Тождества. | |
112 | 2 | Уравнения | |
113 | 3 | Функция | |
114 | 4 | Степень с натуральным показателем. | |
115 | 5 | Многочлены | |
116 | 6 | Формулы сокращенного умножения | |
117 | 7 | Системы линейных уравнений | |
118 | 8 | Обобщение . | |
119 | 9 | Контрольная работа №10 «Итоговая» | |
120 | 10 | Подведение итогов обучения. | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Москва. «Просвещение». 2008
Сборник рабочих программ. Алгебра 7-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение»2011
Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры в 7-9 классах. Пособие для учителя. Москва. «Просвещение» 2009
Макарычев Ю.Н Алгебра 7 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. /Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова/ под редакцией С.А.Теляковского Москва «Просвещение» 2010-2013
Звавич Л.И, Дидактические материалы . Алгебра 7 класс/Звавич Л.И, Л.В Кузнецова, С.Б. Суворова/ М. Просвещение 2010-2013
Литература для учащихся
Макарычев Ю.Н Алгебра 7 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. /Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова/ под редакцией С.А.Теляковского Москва «Просвещение» 2010-2013
Звавич Л.И, Дидактические материалы . Алгебра 7 класс/Звавич Л.И, Л.В Кузнецова, С.Б. Суворова/ М. Просвещение 2010-2013
Интернет-ресурсы:
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания Методического совета
от « »августа 2015 г.
№ .
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
__________________ Е.В.Олейник
« » августа 2015 г.