Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тхоревская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор МКОУ «Тхорёвская ООШ»
____________РоманенкоВ.Я. _______________ Свистунова Л. И.
Протокол № 1 от «30» августа 2017 г Приказ № 239 от «31»августа 2017г.
Рабочая программа
по алгебре
7 класс
Разработана
РоманенкоВ.Я.,
учителем математики первой
квалификационной категории
с.Тхоревка,2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра» составлена на основе авторской Программы по алгебре для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко) // Математика: программы: 5-9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – М.: Вентана-Граф, 2016. Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Алгебра 7-9 классов является базовым для математического образования и развития школьников. Алгебраические знания и умения необходимы для изучения геометрии в 7-9 классах, алгебры и математического анализа в 10-11 классах, а также изучения смежных дисциплин.
Практическая значимость алгебры 7-9 классов состоит в том, что предметом ее изучения являются количественные отношения и процессы реального мира, описанные математическими моделями. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение алгебре дает возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать ее, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки четкого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Данная рабочая программа составлена на 105 часов из расчета 3 часа в неделю в соответствии с утвержденным годовым календарным учебным графиком.
Рабочая программа составлена на один учебный год и предназначена для обучающихся 7 классов.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание учебного предмета «Алгебра» в 7 классе представлено в виде следующих содержательных разделов:«Алгебра», «Функции», «Алгебра в историческом развитии».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения уравнений и их систем, текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений.
Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления - важной составляющей интеллектуального развития человека.
Цель содержания раздела «Функции» - получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).
Раздел «Алгебра в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, создания культурно-исторической среды обучения.
Проведение занятий проходит по классно-урочной форме в первую смену. Продолжительность урока – 45 минут. Применяются информационно-коммуникативные технологии, большинство уроков сопровождаются компьютерными презентациями, интерактивным демонстрационным материалом. Используются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основной вид контроля – письменный. Запланировано:
контрольных работ – 7, тестов – 7, самостоятельных работ – 18, проверочных работ – 9, административных контрольных работ – 2.
Контрольные и самостоятельные работы формируются на основании примерных контрольных и самостоятельных работ, приведенных в методическом пособии: Алгебра: дидактические материалы: 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «Тхоревская ООШ» на 2017/2018 учебный год на изучение учебного предмета «Алгебра» в 7 классе выделено 3 часа в неделю, 105 часов на год, при 35 учебных неделях.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметныхи предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
Содержание учебного предмета
Введение в алгебру.
Числовые выражения. Выражения с переменными. Вычисление значений выражений.
Линейное уравнение с одной переменной
Линейное уравнение с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений.
Целые выражения
Тождественно равные выражения. Тождества. Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Произведение разности и суммы двух выражений. Разность квадратов двух выражений. Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители.
Функции
Связи между величинами. Функция. Способы задания функции. График функции. Линейная функция, ее график и свойства.
Системы линейных уравнений с двумя переменными
Уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем линейных уравнений методом подстановки. Решение систем линейных уравнений методом сложения. Решение задач с помощью систем линейных уравнений.
Повторение
Обобщение и систематизация учебного материала. Итоговые контрольные работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Алгебраические выражения
Учащийся научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами;
выполнять разложение многочленов на множители.
Учащийся получит возможность:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Учащийся научится:
решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Функции
Учащийся научится:
• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
строить графики линейной функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
Учащийся получит возможность:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Содержание учебного
материала
Дата проведения
Домашнее задание
план.
Факт.
Глава 1
Линейное уравнение
с одной переменной (15ч.)
1
Введение в алгебру
4.09
П.1,в.1-3 №5(1,2),№7,№9
2
Введение в алгебру
5.09
П.1 №5(3,4)№14,№24
3
Введение в алгебру
7.09
П.1,
№16,18,20,22
4
Линейное уравнение с одной переменной
11.09
П.2№35,38
5
Линейное уравнение с одной переменной
12.09
П.2№40,42,
44,58
6
Линейное уравнение с одной переменной
14.09
П.2№46,48,50
7
Линейное уравнение с одной переменной
18.09
П.2,№52(1-3),№63,69,71
8
Линейное уравнение с одной переменной
19.09
П.2№52(4-6),№67,№73
9
Решение задач с помощью уравнений
21.09
П.3 №80,82,84
10
Решение задач с помощью уравнений
25.09
П.3 №88,90,
№125(3.4)
11
Решение задач с помощью уравнений
26.09
П.3 №100,106,119
12
Решение задач с помощью уравнений
28.09
П.3,№108,111,
128
13
Решение задач с помощью уравнений
2.10
П.3,№104,113,117
14
Повторение
и систематизация
учебного материала
3.10
Тест «Проверь себя»
15
Контрольная работа № 1
5.10
Глава 2
Целые выражения(52ч.)
16
Тождественно равные выражения. Тождества
9.10
П.4 №134,137,139,
доп.№151
17
Тождественно равные выражения. Тождества
10.10
П.4 №143,145,150
18
Степень с натуральным показателем
12.10
П.5 вопр.1-6 №156,158,198
19
Степень с натуральным показателем
16.10
П.5 №163,167,176
20
Степень с натуральным показателем
17.10
П.5 №181,186,
190,192
21
Свойства степени с натуральным показателем
19.10
П.6 №205,207,
210,212
22
Свойства степени с натуральным показателем
23.10
П.6 №216,218,
220,222,232
23
Свойства степени с натуральным показателем
24.10
П.6 №237,239,
246,249
24
Одночлены
26.10
П.7 №264,266,
268,288
25
Одночлены
7.11
П.7 №272,274,
277,281
26
Многочлены
9.11
П.8 №294,296,298
27
Сложение и вычитание многочленов
13.11
П.9 №307,309,312
28
Сложение и вычитание многочленов
14.11
П.9 №316,318,
320,322
29
Сложение и вычитание многочленов
16.11
П.9 №327,329,334,
344(1)
30
Контрольная работа № 2
20.11
31
Умножение одночлена на многочлен
21.11
П.10№356,358,360
32
Умножение одночлена на многочлен
23.11
П.10 №364,367,379
33
Умножение одночлена на многочлен
27.11
П.10 №370,372,
374,381
34
Умножение одночлена на многочлен
28.11
П.10 №376,383,385
35
Умножение многочлена на многочлен
30.11
П.11 №393,395,397
36
Умножение многочлена на многочлен
4.12
П.11№399,401,404
37
Умножение многочлена на многочлен
5.12
П.11 №408,411,427
38
Умножение многочлена на многочлен
7.12
П.11 №413,415,417
39
Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки
11.12
П.12 вопросы 1,2 №434,436,
438,440
40
Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки
12.12
П.12 №442,444,
448,456
41
Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки
14.12
П.12 №454,458,460
42
Разложение многочленов на множители. Метод группировки
18.12
П.13 №477,479,481
43
Разложение многочленов на множители. Метод группировки
19.12
П.13 №483,485(1,2),495
44
Разложение многочленов на множители. Метод группировки
21.12
П.13 №485(3,4)
488,496
45
Контрольнаяработа № 3
25.12
46
Произведение разности и суммы двух выражений
26.12
П.14 №501,503,505
47
Произведение разности и суммы двух выражений
28.12
П.14 №509,511,514
48
Произведение разности и суммы двух выражений
15.01
П.14 №520,522,524
49
Разность квадратов двух выражений
16.01
П.15 вопр.1,2 №537,539,541
50
Разность квадратов двух выражений
18.01
П.15 №543,549,551
51
Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений
22.01
П.16 вопр.1-4 №570,572,617
52
Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений
23.01
П.16 №574,576,
579,582
53
Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений
25.01
П.16 №587,589,594
54
Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений
29.01
П.16 №599,608,610
55
Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений
30.01
П.17№627,629,631
56
Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений
1.02
П.17 №633,635,
637,649
57
Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений
5.02
П.17 №644,656,
658,661
58
Контрольная работа № 4
6.02
59
Сумма и разность кубов двух выражений
8.02
П.18 вопр.1-6 №676,678,680,
684
60
Сумма и разность кубов двух выражений
12.02
П.18 №686,689,691,693,698
61
Применение различных способов разложения многочлена на множители
13.02
П.19 №708,710,
712,714
62
Применение различных способов разложения многочлена на множители
15.02
П.19 №718,720,722
63
Применение различных способов разложения многочлена на множители
19.02
П.19 №728,733,745
64
Применение различных способов разложения многочлена на множители
20.02
П.19 №735,737,740
65
Повторение
и систематизация
учебного материала
22.02
Индивидуальные задания
66
Повторение
и систематизация
учебного материала
26.02
Тест «Проверь себя»
67
Контрольная работа № 5
27.02
Глава 3
Функции(12ч.)
68
Связи между величинами. Функция
1.03
П.20 вопр.1-8 №757-759
69
Связи между величинами. Функция
5.03
П.20 №766,768,
780,782
70
Способы задания функции
6.03
П.21 вопр.1,2 №791,794,
796,798
71
Способы задания функции
8.03
П.21 №802,804,
807,809
72
График функции
12.03
П.22 №вопр.1-6 №823,826,
828,841
73
График функции
13.03
П.22 №831,833,
836,838,доп.845
74
Линейная функция, её графики свойства
15.03
П.23 №853,855,901
75
Линейная функция, её графики свойства
19.03
П.23 №863,865,
869,871
76
Линейная функция, её графики свойства
20.03
П.23 №877,880,882,
884,887
77
Линейная функция, её графики свойства
22.03
П.23№890,892,894,898
78
Повторение
и систематизация
учебного материала
2.04
Тест «Проверь себя»
79
Контрольнаяработа № 6
3.04
Глава 4
Системы линейных
уравнений с двумя
Переменными(19ч.)
80
Уравнения с двумя переменными
5.04
П.24 вопр.1-6 №911,918,
920,924
81
Уравнения с двумя переменными
9.04
П.24 №929,933,
936,940
82
Линейное уравнение с двумя переменными и его график
10.04
П.25, вопр1-4 №952,954,956,
958,962
83
Линейное уравнение с двумя переменными и его график
12.04
П.25 №967,969,971,
975,977
84
Линейное уравнение с двумя переменными и его график
16.04
П.25 №987,990,995,
85
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными
17.04
П.26 №1008,1011,
1028
86
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными
19.04
П.26 №1013,1015
1017
87
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными
23.04
П.26 №1019,1022,
1024
88
Решение систем линейных уравнений методом подстановки
24.04
П.27 №1035,1042
89
Решение систем линейных уравнений методом подстановки
26.04
П.27 №1037,1039
90
Решение систем линейных уравнений методом сложения
30.04
П.28 №1048,1050(1-3),1072
91
Решение систем линейных уравнений методом сложения
1.05
П.28 №1050(4-6)1052,1060
92
Решение систем линейных уравнений методом сложения
3.05
П.28 №1062,1066,
1068
93
Решение задач с помощью систем линейных уравнений
7.05
П.29 №1079,1081,
1083
94
Решение задач с помощью систем линейных уравнений
8.05
П.29 №1091,1095,
1116
95
Решение задач с помощью систем линейных уравнений
10.05
П.29 №1101,1103,
1105
96
Решение задач с помощью систем линейных уравнений
14.05
П.29 №1097,
1099,1112
97
Повторение
и систематизация
учебного материала
15.05
Тест «Проверь себя»
98
Контрольнаяработа № 7
17.05
Повторение и систематизация учебного материала (7ч.)
99
Повторение материала. Линейное уравнение. Целые выражения.
21.05
№1146,№1149,№1156(2,5),
1157(2)
100
Повторение материала. Линейное уравнение. Целые выражения.
22.05
№1158,№1163(2,4)
,№1168(1),1173(1),1176,1178(1)
101
Повторение материала. Функции.
24.05
№1214,№1216,1217
102
Повторение материала. Системы линейных уравнений.
28.05
№1222(2,4),
№1224,1231
103
Итоговая контрольная работа
29.05
104
Резерв
30.05
105
Резерв
31.05
Программно-методическое обеспечение:
Программа по алгебре для 7-9 классовобщеобразовательных учреждений (автор-составитель А.Г. Мерзляк)// Математика: программы: 5-9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебник«Алгебра: 7 класс»: учебник для общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Литература для учителя:
Л.И. Звавич. Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2008.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс / Сост. Л.И. Мартышова. – М.: ВАКО, 2013.
Литература для учащихся:
Алгебра: дидактические материалы: 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Алгебра. 7 класс. Самостоятельные и контрольные работы. / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2015.