Российская Федерация
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия»
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения 30.08.2017 года Протокол №1»; |
СОГЛАСОВАНА Методическим советом МБОУ «Гимназия» 30.08.2017 года Протокол №1»; |
УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ «Гимназия» от 31.08.2017 года №323» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 5 в класса
на 2017-2018 учебный год
Составила: учитель биологии МБОУ «Гимназия» Новгородцева Людмила Николаевна |
Моршанск
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
При изучении курса биологии «Живые организмы», обучающиеся должны достигнуть следующих результатов:
Личностные:
Учащиеся научатся:
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; ухаживать за растениями и животными;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы, интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать поведение с точки зрения здорового образа жизни;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметные:
Учащиеся научатся:
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
Предметные:
Учащиеся научатся:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
Учащиеся получат возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета
Введение. (3ч)
Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучаемых живых организмов: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.
Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края.
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12ч)
Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. Эволюция. Среда обитания. Экологические факторы.
Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, их характерные особенности. Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. Свет в жизни растений и животных. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений. Влаголюбивые, сухолюбивые растения и растения умеренной влажности. Почва как среда жизни. Организменная среда жизни. Сообщество живых организмов. Природное сообщество. Растительное сообщество. Жизненные формы растений. Роль животных, грибов и бактерий в сообществе. Типы взаимоотношений организмов в сообществе: конкурентные, хищник-жертва, паразит-хозяин, взаимовыгодные.
Лабораторные работы.
Л.р. № 1.Разнообразие отделов растений.
Л.р. №2. Экологические группы наземных растений по отношению к воде.
Строение клетки. (9ч)
Клеточная теория. Устройство увеличительных приборов - лупы, микроскопа. Строение клеток бактерий, растений, животных и грибов, сходства и различие Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы. Неорганические вещества. Деление клеток. Значение деления клеток. Одноклеточные организмы: растения, грибы, животные. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы: растения, грибы, животные.
Лабораторные работы.
Л.р.№3Устройство увеличительных приборов.
Л.р.№4Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Л.р.№5 Состав клеток растений.
Л.р.№6 Строение клетки листа элодеи.
Л.р.№7 Строение животной клетки.
Ткани живых организмов. (7ч)
Ткани растений: покровные, механические, проводящие, основные и образовательные. Ткани животных: покровные, соединительные, мышечная и нервная.
Лабораторные работы.
Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 1)
Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 2)
Л.р.№9 Строение соединительных тканей животных.
Л.р.№10 Строение мышечных и нервной тканей животных
Проектная деятельность. (4ч)
Создание исследовательских проектов: изучение теоретического материала, проведение опытов, наблюдений, создание презентаций, подготовка к выступлению. В рамках промежуточной аттестации защита проектов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Тема урока |
1. | Введение. | 3 (ч) | Урок 1. Биология - наука о живых организмах. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
2. | | | Урок 2. Условия жизни организмов. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
3. | | | Урок 3. Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края. |
4. | Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | (12ч) | Урок 4. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
5. | | | Урок 5. Деление царств на группы. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. Л.р.№1 Разнообразие отделов растений. |
6. | | | Урок 6. Среда обитания. Экологические факторы. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
7. | | | Урок 7. Вода как среда жизни. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику. |
8. | | | Урок 8. Наземно-воздушная среда жизни. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. Л.р.№2 Экологические группы наземных растений по отношению к воде. |
9. | | | Урок 9. Свет в жизни растений и животных. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
10. | | | Урок 10. Почва как среда жизни. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
11. | | | Урок 11. Организменная среда жизни. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
12. | | | Урок 12. Сообщество живых организмов. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
13. | | | Урок 13. Роль животных, грибов и бактерий в сообществе. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
14. | | | Урок 14. Типы взаимоотношений организмов в сообществе. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
15. | | | Урок 15. Контрольно-обобщающий урок по теме: Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
16. | Строение клетки. | (9ч) | Урок 16. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
17. | | | Урок 17. Устройство увеличительных приборов. Л.р.№3Устройство увеличительных приборов. Л.р.№4Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
18. | | | Урок 18. Состав и строение клеток. Л.р.№5 Состав клеток растений. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
19. | | | Урок 19. Строение бактериальной клетки. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
20. | | | Урок 20. Строение растительной, животной и грибной клеток. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
21. | | | Урок 21. Строение клеток. Л.р.№6 Строение клетки листа элодеи. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
22. | | | Урок 22. Образование новых клеток. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
23. | | | Урок 23. Одноклеточные организмы. Л.р.№7 Строение животной клетки. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
24. | | | Урок 24. Колониальные и многоклеточные организмы. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
25. | Ткани живых организмов. | (7ч) | Урок 25. Покровные ткани растений и животных. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
26. | | | Урок 26. Строение покровной ткани листа. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 1) |
27. | | | Урок 27. Механические и проводящие ткани растений. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |
28. | | | Урок 28. Основные и образовательные ткани растений. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 2) |
29. | | | Урок 29. Соединительные ткани животных. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. Л.р.№9 Строение соединительных тканей животных. |
30. | | | Урок 30. Мышечные и нервная ткани животных. Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. Л.р.№10 Строение мышечных и нервной тканей животных. |
31. | | | Урок 31. Контрольно-обобщающий урок. |
32 | Проектная деятельность | 4 ч. | Урок 32. Работа с теоретическим материалом. Ресурсы урока: учебник, дополнительная литература. |
33 | | | Урок 33. Подведение итогов практической части прооекта. Ресурсы урока: материалы проекта, дополнительная литература. |
34 | | | Урок 34. Подготовка к защите проекта. Ресурсы урока: материалы проекта |
35 | | | Урок 35. Защита проекта Ресурсы урока: материалы проекта. |
Календарно-тематическое планирование
по биологии для 5 в класса
2017-2018 учебный год
Количество часов – 35
Учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм»
5-6 класс (УМК «Сферы») - Изд. М. «Просвещение», 2014.
Лабораторных работ – 10
Экскурсия - 1
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Количество часов | 8 | 7 | 10 | 10 |
Лабораторных работ | 2 | _ | 5 | 3 |
Экскурсии | 1 | _ | _ | _ |
№ п/п | Темы разделов и уроков | Коли-чество часов | Тип урока | Вид контроля | дата |
Планируемая | Фактическая |
| Введение | 3 | | | | |
1 | Биология – наука о живых организмах. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Само-контроль | 04.09 | |
2 | Условия жизни организмов. Правила безопасного поведения на природе. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 11.09 | |
3 | Осенние явления в жизни растений родного края. | 1 | Урок –экскур-сия | Само-контроль | 18.09 | |
| Тема 1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | 12 | | | | |
4 | Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 25.09 | |
5 | Деление царств на группы. Л.р.№1 Разнообразие отделов растений. | 1 | Урок-лабора- торный практи-кум | Контроль в творческих группах | 02.10 | |
6 | Среда обитания, экологические факторы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Письменный опрос | 09.10 | |
7 | Вода как среда жизни. Загрязнение воды. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 16.10 | |
8 | Наземно-воздушная среда жизни. Л.р.№2 Экологические группы наземных растений по отношению к воде. Загрязнение воздуха. | 1 | Урок-лабора- торный практикум | Контроль в творческих группах | 23.10 | |
9 | Свет в жизни растений и животных. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 13.11 | |
10 | Почва как среда жизни. Загрязнение почвы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 20.11 | |
11 | Организменная среда жизни. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 27.11 | |
12 | Сообщество живых организмов. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 04.12 | |
13 | Роль животных, грибов и бактерий в сообществе. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 11.12 | |
14 | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Кроссворд | 18.12 | |
15 | Контрольно-обобщающий урок по теме: Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | 1 | Урок контроля знаний и умений | Тестирова- ние | 25.12 | |
| Тема 2. Строение клетки. | 9 | | | | |
16 | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Взаимоконтроль | 15.01 | |
17 | Устройство увеличительных приборов. Л.р.№3Устройство увеличительных приборов. Л.р.№4Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. | 1 | Урок-лабора- торный практикум | Письменный опрос | 22.01 | |
18 | Состав и строение клеток. Л.р.№5 Состав клеток растений. | 1 | Л.р. Урок-лабора- торный практикум | Письменный опрос | 29.01 | |
19 | Строение бактериальной клетки. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Тестирова-ние | 05.02 | |
20 | Строение растительной, животной и грибной клеток. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Взаимоконтроль | 12.02 | |
21 | Строение клеток. Л.р.№6 Строение клетки листа элодеи. | 1 | Урок-лабора- торный практикум | Письменный опрос | 19.02 | |
22 | Образование новых клеток. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 26.02 | |
23 | Одноклеточные организмы. Л.р.№7 Строение животной клетки. | 1 | Урок-лабора- торный практикум | Письменный опрос | 05.03 | |
24 | Колониальные и многоклеточные организмы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 12.03 | |
| Тема 3. Ткани живых организмов. | 7 | | | | |
25 | Покровные ткани растений и животных. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 19.03 | |
26 | Строение покровной ткани листа. Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 1) | 1 | Урок-лабора- торный практикум | Письменный опрос | 02.04 | |
27 | Механические и проводящие ткани растений | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 09.04 | |
28 | Основные и образовательные ткани растений. Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 2) | 1 | Урок-лабора- торный практи-кум | Письменный опрос | 16.04 | |
29 | Соединительные ткани животных. Л.р.№9 Строение соединительных тканей животных. | 1 | Урок-лабора- торный практи-кум | Письменный опрос | 23.04 | |
30 | Мышечные и нервная ткани животных. Л.р.№10 Строение мышечных и нервной тканей животных. | | Урок-лабора- торный практи-кум | Письменный опрос | 30.04 | |
31 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Ткани живых организмов». | | Урок контроля знаний и умений | Тестирова- ние | 07.05 | |
| Проектная деятельность. | 4 | | | | |
32 | Работа над проектом | 1 | Урок решения проектных задач. | Анкетирование. | 14.05 | |
33. | Работа над проектом | 1 | Урок решения проектных задач. | Самоконт-роль | 21.05 | |
34 | Подготовка к защите проекта. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | Контроль в творческих группах. | 28.05 | |
35 | Защита проекта | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | Контроль в творческих группах. | | |