СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая пграмма по биологии 5 класса  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия»








РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

30.08.2017 года Протокол №1»;

СОГЛАСОВАНА

Методическим советом МБОУ «Гимназия»

30.08.2017 года Протокол №1»;


УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУ «Гимназия» от 31.08.2017 года №323»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии

для 5 в класса

на 2017-2018 учебный год








Составила: учитель биологии МБОУ «Гимназия»

Новгородцева Людмила Николаевна









Моршанск

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

При изучении курса биологии «Живые организмы», обучающиеся должны достигнуть следующих результатов:

Личностные:


Учащиеся научатся:

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; ухаживать за растениями и животными;

•  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы, интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • оценивать поведение с точки зрения здорового образа жизни;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.


Метапредметные:


Учащиеся научатся:

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.


Предметные:

Учащиеся научатся:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

Учащиеся получат возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


























Содержание учебного предмета

Введение. (3ч)

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучаемых живых организмов: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.


Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края.



Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12ч)

Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. Эволюция. Среда обитания. Экологические факторы.

Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, их характерные особенности. Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. Свет в жизни растений и животных. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений. Влаголюбивые, сухолюбивые растения и растения умеренной влажности. Почва как среда жизни. Организменная среда жизни. Сообщество живых организмов. Природное сообщество. Растительное сообщество. Жизненные формы растений. Роль животных, грибов и бактерий в сообществе. Типы взаимоотношений организмов в сообществе: конкурентные, хищник-жертва, паразит-хозяин, взаимовыгодные.




Лабораторные работы.

Л.р. № 1.Разнообразие отделов растений.

Л.р. №2. Экологические группы наземных растений по отношению к воде.

Строение клетки. (9ч)

Клеточная теория. Устройство увеличительных приборов - лупы, микроскопа. Строение клеток бактерий, растений, животных и грибов, сходства и различие Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы. Неорганические вещества. Деление клеток. Значение деления клеток. Одноклеточные организмы: растения, грибы, животные. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы: растения, грибы, животные.

Лабораторные работы.

Л.р.№3Устройство увеличительных приборов.

Л.р.№4Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Л.р.№5 Состав клеток растений.

Л.р.№6 Строение клетки листа элодеи.

Л.р.№7 Строение животной клетки.

Ткани живых организмов. (7ч)

Ткани растений: покровные, механические, проводящие, основные и образовательные. Ткани животных: покровные, соединительные, мышечная и нервная.

Лабораторные работы.

Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 1)

Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 2)

Л.р.№9 Строение соединительных тканей животных.

Л.р.№10 Строение мышечных и нервной тканей животных

Проектная деятельность. (4ч)

Создание исследовательских проектов: изучение теоретического материала, проведение опытов, наблюдений, создание презентаций, подготовка к выступлению. В рамках промежуточной аттестации защита проектов.



Тематическое планирование

№ п/п



Тема раздела




Количество

часов

Тема урока


1.


Введение.



3 (ч)

Урок 1. Биология - наука о живых организмах.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

2.



Урок 2. Условия жизни организмов.


Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

3.



Урок 3. Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края.


4.

Разнообразие живых организмов.

Среды жизни.

(12ч)

Урок 4. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

5.




Урок 5. Деление царств на группы.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

Л.р.№1 Разнообразие отделов растений.

6.





Урок 6. Среда обитания. Экологические факторы.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

7.



Урок 7. Вода как среда жизни.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику.

8.



Урок 8. Наземно-воздушная среда жизни.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр,

электронное приложение к учебнику.

Л.р.№2 Экологические группы наземных растений по отношению к воде.

9.



Урок 9. Свет в жизни растений и животных.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

10.



Урок 10. Почва как среда жизни.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

11.



Урок 11. Организменная среда жизни.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

12.



Урок 12. Сообщество живых организмов.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

13.



Урок 13. Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

14.



Урок 14. Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

15.



Урок 15. Контрольно-обобщающий урок по теме: Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

16.

Строение клетки.

(9ч)

Урок 16. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

17.



Урок 17. Устройство увеличительных приборов.

Л.р.№3Устройство увеличительных приборов. Л.р.№4Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

18.



Урок 18. Состав и строение клеток.

Л.р.№5 Состав клеток растений.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

19.



Урок 19. Строение бактериальной клетки.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

20.



Урок 20. Строение растительной, животной и грибной клеток.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

21.



Урок 21. Строение клеток.

Л.р.№6 Строение клетки листа элодеи.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

22.



Урок 22. Образование новых клеток.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

23.



Урок 23. Одноклеточные организмы.

Л.р.№7 Строение животной клетки.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

24.



Урок 24. Колониальные и многоклеточные организмы.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

25.

Ткани живых организмов.

(7ч)

Урок 25. Покровные ткани растений и животных.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

26.



Урок 26. Строение покровной ткани листа.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 1)

27.



Урок 27. Механические и проводящие ткани растений.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

28.



Урок 28. Основные и образовательные ткани растений.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 2)

29.



Урок 29. Соединительные ткани животных.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

Л.р.№9 Строение соединительных тканей животных.

30.



Урок 30. Мышечные и нервная ткани животных.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.

Л.р.№10 Строение мышечных и нервной тканей животных.

31.



Урок 31.

Контрольно-обобщающий урок.

32

Проектная деятельность

4 ч.

Урок 32.

Работа с теоретическим материалом.

Ресурсы урока: учебник, дополнительная литература.

33



Урок 33. Подведение итогов практической части прооекта.

Ресурсы урока: материалы проекта, дополнительная литература.

34



Урок 34.

Подготовка к защите проекта.

Ресурсы урока: материалы проекта

35



Урок 35.

Защита проекта

Ресурсы урока: материалы проекта.











Календарно-тематическое планирование

по биологии для 5 в класса

2017-2018 учебный год


Количество часов – 35


Учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм»

5-6 класс (УМК «Сферы») - Изд. М. «Просвещение», 2014.


Лабораторных работ – 10

Экскурсия - 1



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Количество часов

8

7

10

10

Лабораторных работ

2

_

5

3

Экскурсии

1

_

_

_



п/п



Темы разделов и уроков






Коли-чество часов


Тип урока


Вид контроля


дата

Планируемая

Фактическая


Введение

3





1

Биология – наука о живых организмах.

1

Урок усвоения новых знаний

Само-контроль

04.09


2

Условия жизни организмов.

Правила безопасного поведения на природе.

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

11.09


3

Осенние явления в жизни растений родного края.

1

Урок –экскур-сия

Само-контроль

18.09



Тема 1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

12





4

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

25.09


5

Деление царств на группы. Л.р.№1 Разнообразие отделов растений.

1

Урок-лабора-

торный практи-кум

Контроль в творческих группах

02.10


6

Среда обитания, экологические факторы

1

Урок усвоения новых знаний

Письменный опрос

09.10


7

Вода как среда жизни.

Загрязнение воды.

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

16.10


8

Наземно-воздушная среда жизни. Л.р.№2 Экологические группы наземных растений по отношению к воде.

Загрязнение воздуха.

1

Урок-лабора-

торный практикум

Контроль в творческих группах

23.10


9

Свет в жизни растений и животных.

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

13.11


10

Почва как среда жизни.

Загрязнение почвы.

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

20.11


11

Организменная среда жизни.

1

Урок усвоения новых знаний


Устный опрос

27.11


12

Сообщество живых организмов.

1

Урок усвоения новых знаний


Устный опрос

04.12


13

Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.

Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами.

1

Урок усвоения новых знаний


Устный опрос

11.12


14

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

1

Урок усвоения новых знаний


Кроссворд

18.12


15

Контрольно-обобщающий урок по теме: Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

1

Урок контроля знаний и умений

Тестирова-

ние

25.12



Тема 2. Строение клетки.

9





16

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

1

Урок усвоения новых знаний


Взаимоконтроль

15.01


17

Устройство увеличительных приборов. Л.р.№3Устройство увеличительных приборов. Л.р.№4Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.


1

Урок-лабора-

торный практикум

Письменный опрос

22.01


18

Состав и строение клеток. Л.р.№5 Состав клеток растений.

1

Л.р. Урок-лабора-

торный практикум

Письменный опрос

29.01


19

Строение бактериальной клетки.

1

Урок усвоения новых знаний

Тестирова-ние

05.02


20

Строение растительной, животной и грибной клеток.

1

Урок усвоения новых знаний

Взаимоконтроль

12.02


21

Строение клеток. Л.р.№6 Строение клетки листа элодеи.

1

Урок-лабора-

торный практикум

Письменный опрос

19.02


22

Образование новых клеток.

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

26.02


23

Одноклеточные организмы. Л.р.№7 Строение животной клетки.

1

Урок-лабора-

торный практикум

Письменный опрос

05.03


24

Колониальные и многоклеточные организмы.

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

12.03



Тема 3. Ткани живых организмов.

7





25

Покровные ткани растений и животных.

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

19.03


26

Строение покровной ткани листа. Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 1)

1

Урок-лабора-

торный практикум

Письменный опрос

02.04


27

Механические и проводящие ткани растений

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

09.04


28

Основные и образовательные ткани растений. Л.р.№8 Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений (часть 2)

1

Урок-лабора-

торный практи-кум

Письменный опрос

16.04


29

Соединительные ткани животных. Л.р.№9 Строение соединительных тканей животных.

1

Урок-лабора-

торный практи-кум

Письменный опрос

23.04


30

Мышечные и нервная ткани животных. Л.р.№10 Строение мышечных и нервной тканей животных.


Урок-лабора-

торный практи-кум

Письменный опрос

30.04


31

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Ткани живых организмов».


Урок контроля знаний и умений

Тестирова-

ние

07.05



Проектная деятельность.

4





32



Работа над проектом

1

Урок решения проектных задач.

Анкетирование.

14.05


33.

Работа над проектом

1

Урок решения проектных задач.

Самоконт-роль


21.05


34

Подготовка к защите проекта.

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Контроль в творческих группах.

28.05


35

Защита проекта

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Контроль в творческих группах.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!