МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»
протокол № ____от «___»_______2016 г.
Количество часов в неделю – 1 час; всего – 35 часов.
Экскурсия – 1 ч.
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М. : Вентана-Граф, 2014
Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
план | факт |
Тема 1. Наука о растениях - ботаника (3 ч) (01.09 – 23.09.2016) |
01.09. – 09.09 | | 1. Внешнее строение и общая характеристика растений. Лабораторная работа № 1 Знакомство с цветковыми растениями. | Называть царства живой природы. Давать определение науке ботанике. Характеризовать внешнее строение растений. Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания. |
12.09 – 16.09 | | 2. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки Лабораторная работа № 2 Растительные клетки. | Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. |
19. 09 – 23.09 | | 3. Ткани растений. Стартовое тестирование № 1 «Наука о растениях – ботаника». | Давать определение ткани. Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Обобщать знания по теме 1, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. |
Тема № 2. Органы растений (9 ч.) (26.09.2016 – 02.12.2016) |
26.09 – 30.09 | | 4/1. Семя. Лабораторная работа № 3 Строение семени фасоли. | Выполнять задания для самоконтроля. Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. |
03.10 – 07.10 | | 5/2. Условия прорастания семян. Лабораторная работа № 4 Прорастание семян. | Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий. |
10.10 – 14.10 | | 6/3. Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 5 Строение корня проростка. | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Соблюдать правила работы в кабинете. |
17.10 – 21.10 | | 7/4. Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 6 Строение почек. | Называть части побега. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. |
24.10 – 28.10 | | 8/5. Лист, его строение и значение. Лабораторная работа № 7 Внешнее строение листа. | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Характеризовать видоизменения листьев у растений |
07.11 – 11.11 | | 9/6. Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 8 Внешнее строение корневища, клубня и луковицы. | Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
14.11 – 18.11 | | 10/7. Цветок, его строение и значение. Лабораторная работа № 9 Строение цветка. | Называть функции частей цветка. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. |
21.11 – 25.11 | | 11/8. Плод. Разнообразие и значение плодов. Лабораторная работа № 10 Изучение и определение плодов. | Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. |
28.11 – 02.12 | | 12/9. Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы растений» | Обобщать и систематизировать знания по теме «Органы растений», делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. |
Тема № 3 Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч.) (05.12.2016 – 03.02.2017) |
05.12 – 09.12 | | 13/1. Тестирование № 2 по теме «Органы растений». Минеральное питание растений и значение воды. | Выполнять задания для самоконтроля. Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. |
12.12 – 16.12 | | 14/2. Воздушное питание растений – фотосинтез. | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. |
19.12 – 23.12 | | 15/3. Дыхание и обмен веществ у растений. | Определять сущность процесса дыхания Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ». |
10.01 – 13.01 | | 16/4. Размножение и оплодотворение у растений. | Характеризовать значение размножения живых организмов. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. |
16.01 – 20.01 | | 17/5. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 11 Черенкование комнатных растений. | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Соблюдать правила работы в кабинете. |
23.01 – 27.01 | | 18/6. Рост и развитие растений. | Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. |
30.01 – 03.02 | | 19/7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений» | Обобщать и систематизировать знания по теме 3, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Вы сказывать своё мнение по проблемным вопросам. |
Тема № 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч) (06.02.2017 – 28.04.2017) |
06.02 – 10.02 | | 20/1. Тестирование № 3 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений». Систематика растений. | Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Объяснять значение систематики растений для ботаники. |
13.02 – 17.02 | | 21/2. Водоросли, их многообразие в природе. | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. |
20.02 – 24.02 | | 22/3. Отдел Моховидные. Лабораторная работа № 12 Изучение строения мхов. | Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Характеризовать признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. Изучать и сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума). |
27.02 – 03.03 | | 23/4. Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа № 13 Изучение строения папоротника. | Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, черты их отличия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном строении папоротников. |
06.02 – 10.03 | | 24/5. Отдел Голосеменные. Лабораторная работа № 14 Изучение строения голосеменных растений. | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества. Объяснять процессы размножения и развития голосеменных. |
13.03 – 17.03 | | 25/6. Отдел Покрытосеменные Лабораторная работа № 15 Изучение строения покрытосеменных растений. | Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. |
20.03 – 24.03 | | 26/7. Семейства класса Двудольные. | Выделять основные признаки класса Двудольные. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и в жизни человека |
03.04 – 07.04 | | 27/8. Семейства класса Однодольные. | Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. |
10.04 – 14.04 | | 28/9. Историческое развитие растительного мира. | Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. |
17.04 – 21.04 | | 29/10. Многообразие и происхождение культурных растений. | Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. |
24.04 – 28.04 | | 30/11. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие и развитие растительного мира». Тестирование № 4. | Обобщать и систематизировать знания по теме 4, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. |
Тема № 5. Природные сообщества (3 ч.) (02.05.2017 – 24.05.2017) |
02.05 – 05.05 | | 31/1. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов. Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции. |
10.05 – 12.05 | | 32/2. Разнообразие природных сообществ и их смена. | Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванных внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. |
15.05 – 24.05 | | 33/3. Итоговый контроль знаний по материалам курса «Биология. 6 класс» | Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса. Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения. Объяснять строение и функции органов и систем органов растений. Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем. |
| | 2 ч. – Р.В. | |