СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологии Пензенской области. 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по экологии Пензенской области. 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии Пензенской области. 9 класс.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Статус документа.

Рабочая программа по экологии Пензенской области для XI класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Чаадаевка.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа.

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку; основное содержание тем учебного курса с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Новый учебный предмет «Экология Пензенской области» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержа­ние и струк­тура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология — социальная эколо­гия — практическая экология, или охрана природы.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнооб­разие на планете и определяющих устойчивое сосу­ществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечи­вающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей ле­жит в основе рационального при­родопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необ­ходимо для выживания человечества. Внимание учащихся кон­центрируется на современных проблемах во взаимо­отношениях человеческого общества и природы, пу­тях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Общая экология» рассматриваются за­кономерности взаимоотношений живых организмов с окружаю­щей природной средой, специфика меха­низмов, обеспечивающих устойчивость экономиче­ских систем на популя­ционном и биоценотическом уровнях.

В разделе «Социальная экология» рассматривает­ся взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оп­тимального развития. В основе этого раздела лежат современные представ­ления о том, что человек биосо­циален по своей сущности, происхождению и эволю­ции и подчиняется как соци­альным, так и фундамен­тальным законам экологии.

В разделе «Экологические основы охраны приро­ды» рассматриваются фундаментальные экологиче­ские законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального приро­допользования, сознатель­ной реализации мер, пре­дотвращающих саморазрушение системы «общест­во—природа», а также дает возмож­ность восстанов­ления уже нарушенных связей и процессов на мест­ном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологи­чески обоснованную деятельность, способствующую рацио­нальному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Обучение школьников экологии опирается на по­лученные ими ранее знания по биологии, химии, гео­графии, фи­зике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических по­нятий, усвоения науч­ных фактов, важнейших зако­номерностей, идей, теорий, обеспечивающих форми­рование эколого-природоохран­ного мышления и под­готовку учеников к практической деятельности.

Цели курса:

  • обобщение и углубление экологических знаний полученных на предыдущих этапах обучения;

  • обеспечение понимания основных закономерностей и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательство в природу своего края;

  • формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Задачи курса:

  • формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей теорий, концепции экологии;

  • развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;

  • закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней;

  • формировать знания взаимоотношений людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы;

  • раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем;

  • определить значение устойчивого развития природы и человечества.

  • формирование у учащихся взглядов на биосферу как на единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;

  • формирование знаний о происхождении и формировании Земли, об основных законах определяющих глобальные экологические процессы;

  • получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;

  • создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Место предмета в учебном плане.

Учебный план МБОУ СОШ с. Чаадаевка отводит для обязательного изучения учебного предмета в IX классе 1 учебный час в неделю (34 часа в год).

Содержание программы.

Введение (1 ч)

Предмет экологии как науки. Ее разделы. Эколо­гия как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного об­щества.

Организм и среда (4ч)

Возможности размножения организмов и их ограничения средой (1 ч)

Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограниче­ние их ре­сурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.

Демонстрация схем роста численности видов, таб­лиц по экологии и охране природы.

Решение экологических задач.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды (1 ч)

Закон экологического оптимума. Понятие экстре­мальных условий. Экологическое разнообразие ви­дов. Закон ог­раничивающего фактора. Мера воздей­ствия на организмы в практической деятельности че­ловека.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, графиков, слайдов.

Основные пути приспособления организмов к среде (1 ч)

Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с ус­тойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагопри­ятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, графиков, слайдов.

Пути воздействия организмов на среду обитания (1 ч)

Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активно­сти. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.

Демонстрация осветления воды фильтрующими животными (дафниями, циклопами и др.), таблиц по экологии и охране природы, слайдов, кинофрагмен­тов.

Лабораторная работа

Почвенные обитатели и их средообразующая дея­тельность.

Сообщества и популяции (9ч)

Адаптивные ритмы экологических систем (1 ч)

Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность био­тических от­ношений. Экологические цепные реак­ции в природе. Прямое и косвенное воздействие чело­века на живую природу через изменение биотических связей.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, схем, слайдов.

Решение экологических задач.

Сообщества и популяции (1ч)

Понятие популяции. Типы популяций. Внутриви­довые отношения. Формы совместной жизни. Отно­шения в попу­ляциях и практическая деятельность человека.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов.

Решение экологических задач.

Типы взаимодействия организмов(1ч)

Законы и следствия пищевых отношений(1ч)

Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Коли­чественные связи хищника и жертвы. Роль хищни­ков в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв.

Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтоже­нии хищников и паразитов.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, слайдов, графиков.

Решение экологических задач.

Законы конкурентных отношений в природе(1ч)

Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании ви­дового со­става сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохо­зяйственная практика. Роль конкурентных отноше­ний при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов.

Популяции, состав, структура(1ч)

Односторонние изменения и обратная связь (регу­ляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динами­ке численности популяций. Немедленная и запазды­вающая регуляция. Типы динамики численности раз­ных видов. Задачи поддержания регуляторных воз­можностей в природе.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, слайдов, графиков.

Решение экологических задач.

Рост численности и плотности популяций (1ч)

Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Про­цессы, происходящие при возрастании плот­ности. Их роль в ограничении численности. Популя­ции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плот­ностью популяций.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов.

Решение экологических задач.

Управление численностью популяций. Демографическая структура популяций(1ч)

Понятие демографии. Особенности экологии орга­низмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популя­ций. Прогноз численности и устойчивости популя­ций по возрастной структуре. Использование демо­графических показателей в сельском и лесном хозяй­стве, в промысле. Поддержа­ние оптимальной струк­туры природных популяций.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов, графиков.

Решение экологических задач.

Биоценоз и его устойчивость (1 ч)

Видовой состав биоценозов. Многочисленные и ма­лочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообра­зователи. Экологические ниши видов в био­ценозах. Особенности распределения видов в про­странстве и их актив­ность во времени. Условия устой­чивости природных сообществ. Последствия наруше­ния структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, графиков, слайдов.

Экскурсия

Лесной биоценоз и экологические ниши видов.

Экосистемы (8 ч)

Экосистемы(1ч)

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа при­родной экосистемы. Масштабы вещественно-энерге­тических связей между живой и косной частями эко­системы. Круговорот веществ и поток энергии в эко­системах.

Законы организации экосистем (1ч)

Основные ком­поненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, ре­дуценты. Последствия нарушения круговорота ве­ществ и потока энергии. Экологические правила соз­дания и поддержания искусственных экосистем.

Демонстрация аквариума как искусственной эко­системы, таблиц по экологии и охране природы, гра­фиков, слай­дов.

Законы экологической продуктивности (1ч)

Цепи питания в экосистемах. Законы потока энер­гии по цепям питания. Первичная и вторичная био­логическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологиче­скую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов, кинофильма « Экологиче­ские системы и их охрана».

Решение экологических задач.

Агроценозы и агроэкосистемы (1 ч)

Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологиче­ские особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управ­ления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчи­вости и биологического разнообразия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов.

Саморазвитие экосистем(1 ч)

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций(1ч)

Биосфера как глобальная экосистема(1ч)

В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав запасание косми­ческой энергии. Глобальные круговороты веществ.

Устойчивость жизни на Земле в геологической ис­тории. Условия стабильности и продуктивности био­сферы. Рас­пределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в исполь­зовании ресурсов и преобразовании биосферы.

Демонстрация карты первичной продукции в био­сфере, таблиц по экологии и охране природы, фраг­мента кино­фильма «Человек и биосфера», диапози­тивов, схем круговоротов веществ в биосфере.

Человек в экосистеме Земли (6 ч)

Социальная экология(1ч)

Всеобщая связь природных и антропогенных про­цессов на Земле. Первостепенное значение природ­ных взаимосвя­зей. Необходимость включения про­дуктов и отходов производства в глобальные круго­вороты веществ. Опере­жающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость ра­зумного регулирования потребностей людей.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды.

Человек — биосоциальный вид (1 ч)

Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности эко­логических связей человечества: овладение допол­нительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.

Демонстрация схемы строения биосферы, карты населения Земли, таблиц по экологии и охране при­роды.

История развития экологических связей человечества (1ч)

Экологические связи человечества в доисториче­ское время. Овладение огнем. Преимущества орудий­ной охоты. Экологические связи человечества в исто­рическое время. Культурные растения и домашние животные. Совершен­ствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирова­ние техносферы. Экологиче­ские аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологиче­ские особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические послед­ствия возникновения и развития системы государств.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, рисунков орудий охоты, рыболовства, обработки земли.

Экскурсия

В краеведческий музей.

Принципы смягчения напряжённости в системе «природа и сообщество». Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье(1 ч)

Масштабы экологических связей человечества: ис­пользование природных ресурсов, загрязнение сре­ды, антропо­генные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильно­сти. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, кинофильма «Охрана окружающей среды города».

Город, село. Дом – среда обитания человека(1ч)

Качество среды жизни жителей области(1ч)

Экологическая демография (4ч)

Экологическая демография(1ч)

Социально-экологические особенности роста численности человечества (2 ч)

Приложение фундаментальных экологических за­конов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение че­ловеческой деятельно­стью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость сре­ды своего обитания. Значение этого уникального ка­чества для демографии человека. Фактический рост численности человечества.

Демонстрация карты населения Земли, кривых роста человечества, таблиц по экологии и охране природы.

Перспективы демографических процессов в области(1ч)

Современное население Пензенской области, его распределение по области. Активная демографическая политика. Планиро­вание семьи, ее осо­бенности в разных странах.

Демонстрация карты населения Пензенской области, демогра­фических кривых разных районов, таблиц по эколо­гии и охране природы.

Современные проблемы охраны природы (3 ч)

Прикладная экология(1ч)

Природа Земли — источник материальных ресур­сов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые при­родные ре­сурсы. Современное состояние окружаю­щей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономиче­ский, социально-политический, здравоохранитель­ный, эстетический, воспитательный, научно-позна­вательный. Правила и принципы охраны при­роды. Охрана природы в процессе ее использования. Прави­ло региональности. Охрана одного природного ресур­са через другой. Правовые основы охраны природы.

Демонстрация схемы классификации природных ресурсов, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента ки­нофильма «Охрана природы».

Состояние атмосферы, растительности, животного мира (1ч)

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязне­ния атмо­сферы. Тепличный эффект. Проблемы озоно­вого экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и про­мышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на со­стояние и жизнь живых организмов и человека. Ме­ры по охране атмосферного воздуха: утилизация от­ходов, очистные сооружения на предприятиях, безот­ходная технология.

Лабораторная работа.

Определение загрязнения воздуха в городе.

Демонстрация схемы строения атмосферы и безот­ходного производственного цикла воздуха, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Воздух в природе».

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной во­ды и его причины: возрастание расхода воды на оро­шение и ну­жды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водо­емов. Основные меры по рациональному использова­нию и охране вод: бережное расходование, предупре­ждение загрязнений. Очистные сооружения. Исполь­зование оборотных вод в промышленности.

Демонстрация схемы распространения воды на Земле, таблиц по экологии и охране природы, фраг­ментов кино­фильмов «Гидросфера», «Охрана вод и воздуха».

Лабораторная работа

Определение загрязнения воды

Минеральные и энергетические природные ресур­сы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости по­лезных ископаемых. Истощение энерге­тических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использо­вание новых источников энер­гии, металлосберегающих производств, синтетиче­ских материалов. Охрана окру­жающей среды при разработке полезных ископаемых.

Экскурсия

На предприятие добывающей промышленности (карьер, шахту, обогатительную фабрику).

Демонстрация карты полезных ископаемых, таб­лиц по экологии и охране природы, серии диапозити­вов «Био­сфера и человек», фрагмента кинофильма «Охрана природы».

Значение почвы и ее плодородия для человека. Со­временное состояние почвенных ресурсов. Роль жи­вых организ­мов и культуры земледелия в поддержа­нии плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрози­ей почв. Рациональное использование и охрана зе­мель.

Экскурсия

Наблюдение за различными видами эрозии почв.

Демонстрация почвенных профилей и почвенной карты мира и России, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Животный мир почвы», кинофрагмента «Охрана почв».

Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современ­ное состоя­ние лесных ресурсов. Причины и последст­вия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроиз­водство лугов. Охрана и рациональ­ное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хо­зяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного сою­за охраны природы и Красная книга РСФСР, их зна­чение в охране редких видов растений.

Демонстрация карты растительности, таблиц по экологии и охране природы, фрагментов кинофиль­мов «Природ­ные сообщества», «Биосфера и человек», «Охрана природы».

Прямое и косвенное воздействие человека на жи­вотных, их последствия. Причины вымирания жи­вотных в на­стоящее время: перепромысел, отравле­ние ядохимикатами, изменение местообитаний, бес­покойство. Рациональ­ное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитаю­щих. Редкие и вымирающие виды животных, за­несенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

Демонстрация карты животного мира, Красной книги России, таблиц по экологии и охране природы, серии таб­лиц «Охрана животных», диафильма «Крас­ная книга Международного союза охраны природы», фрагмента кино­фильма «Охрана природы».

Межпредметные связи. Биология. Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйствен­ной деятельности человека, факторы сре­ды, обмен веществ, динамическое равновесие и устой­чивость популяций, биоценозов, экологических сис­тем. Химия, физика. Круговорот веществ и потоков энергии в природе. Свойства основных биогенных элементов (кислорода, углерода, азота). Применение законов термодинамики. География. География наро­донаселения.

Проблемы охраны окружающей среды области. Охраняемые территории области(1ч)

Основные меры по рациональному использова­нию и охране вод: бережное расходование, предупре­ждение загрязнений. Очистные сооружения. Исполь­зование оборотных вод в промышленности.

Рациональ­ное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитаю­щих. Редкие и вымирающие виды животных, за­несенные в Красную книгу Пензенской области, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

Тематическое планирование.

п/п

Количество часов.

Тема урока.

1 четверть – 9 часов.

1

1

Введение. Предмет экологии. Ее разделы.



Организм и среда – 4 ч.

2

1

Потенциальные возможности размножения организмов

3

1

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

4

1

Основные пути приспособления организмов к среде

5

1

Влияние организмов на среду обитания. Условия обитания организмов в экосистемах края.



Сообщества и популяции – 9 ч.

6

1

Адаптивные ритмы экологических систем.

7

1

Сообщества и популяции.

8

1

Типы взаимодействия организмов.

9

1

Законы и следствия пищевых отношений.

2 четверть – 7 часов.

10

1

Законы конкурентных отношений в природе.

11

1

Популяции, состав, структура.

12

1

Рост численности и плотность популяций

13

1

Управление численностью популяций. Демографическая структура популяций.

14

1

Биоценоз и его устойчивость



Экосистемы - 7 ч.

15

1

Экосистемы.

16

1

Законы организации экосистем.

3 четверть – 10 часов.

17

1

Законы экологической продукции.

18

1

Агроценозы и агроэкосистемы.

19

1

Саморазвитие экосистем.

20

1

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций

21

1

Биосфера как глобальная экосистема



Человек в экосистеме Земли – 6 ч.

22

1

Социальная экология.

23

1

Человек – биосоциальный вид.

24

1

История развития экологических связей человечества.

25

1

Принципы смягчения напряжённости в системе «природа и сообщество». Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.

26

1

Город, село. Дом – среда обитания человека.

4 четверть – 8 часов.

27

1

Качество среды жизни жителей области.



Экологическая демография – 4 ч.

28

1

Экологическая демография.

29

1

Социально-экологические особенности демографии человечества.

30

1

Социально-географические особенности демографии человечества.

31

1

Перспективы демографических процессов в области.



Современные проблемы охраны природы – 3 ч.

32

1

Прикладная экология.

33

1

Состояние атмосферы, растительности, животного мира.

34

1

Проблемы охраны окружающей среды области. Охраняемые территории области.

Всего – 34 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

- типы взаимодействия организмов;

- биотические связи;

- прямые и косвенные связи;

- пищевые (трофические) отношения;

- конкуренция;

- взаимовыгодные отношения- мутализм, симбиоз;

- нейтральные отношения;

- законы конкурентных отношений в природе. Закон Гаузе;

- правило конкурентного исключения;

- природные сообщества;

- акклиматизация;

- правило Тинеманна;

- экологическая инженерия.

Учащиеся должны уметь:

— решать простейшие экологические задачи;

— использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических воп­росов;

— объяснять принципы обратных связей в приро­де, механизмы регуляции и устойчивости в популя­циях и биоце­нозах;

— строить графики простейших экологических за­висимостей;

— применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельно­сти;

— использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демогра­фических про­блем и взаимоотношений природы и об­щества;

— определять уровень загрязнения воздуха и во­ды;

— устанавливать и описывать основные виды ус­коренной почвенной эрозии;

— бороться с ускоренной эрозией почв;

— охранять пресноводных рыб в период нереста;

— охранять полезных насекомых;

— подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

— охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.


Перечень учебно-методического обеспечения.


1. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2006. – 288 с.

2. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с






10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!