Единственным возможным способом достижения основных целей долгосрочного социально-экономического развития России - обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров - является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
В этих условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, активным инициатором и производителем этих изменений, «инновационным человеком».
Несмотря на то, что ядро экономического образования образует формирование знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению тех компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно:
Кроме того, вопросы, связанные с введением в школьную программу экономических знаний еще очень важны и тем, что позволяют школьникам, подготовится к жизнедеятельности в высококонкурентной экономической среде. Лежащее в основе данной учебной программы «Экономика» понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемно-ориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, которые соответствуют трем принципам: устойчивое развитие, системность и ориентированность на предпринимательство. Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей
Развернутое определение целей и задач долгосрочного развития, стратегию их достижения см. в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций «Экономика» основана на системно-деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности учащихся, направленной на достижение определенного результата
Требования к предметным результатам определяют «ядро содержания», то есть накопительное системное знание, получаемое в ходе обучения. Требования к метапредметным результатам определяют - «ядро деятельности» ученика - проектные и исследовательские действия, которыми он должен овладеть за период обучения.
Использование принципов уровневой дифференциации в формулировке ожидаемых результатов определяет наличие как базового обязательного уровня знаний и сформированное проектных действий у каждого обучающегося, так и повышенного уровня знаний и проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников.
Содержание программы предмета «Экономика» направлено на формирование у школьников следующих компетенций:
Образовательный процесс в границах предмета и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся позицию законопослушного социально активного гражданина России через:
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, которые включают в себя как необходимое представление о современных экономических системах, основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии подготовки социально адаптированной личности школьника.
Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.
В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему цели сообразного выбора, который в течении жизни человек делает постоянно – в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.
Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества.
Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельно составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.
В качестве текущего контроля знаний по экономике могут быть рекомендованы традиционные для всех предметных областей способы:
Программа: Областная программа экономического образования школьников НИРО; составители: И.А. Симонов, Р.С.Лукьянова, 2002г
Н.М Левина. Учебник: Рабочая тетрадь по экономике 7 класс. 2016г
Согласно базисному плану выделяется 1 час. Расхождения с планом нет.
Данный курс имеет целью помочь детям развить экономическое мышление, освоить понятия и приобрести навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создает основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах, формирует стимулы к приобретению знаний.
Для того чтобы добиться результатов, нужно поставить и успешно решить в процессе обучения следующие задачи:
Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы. Развитие рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели, развитие мотивационной сферы-эти факторы существенны для данного возраста. Происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Память увеличивается в объёме. Развивается механическая память.
Появляется самостоятельность и творчество в решениях проблемных задач, выход за пределы стандартных. Письменная речь улучшается до самостоятельного сочинения. Развитие умения овладевать эмоциями и регулировать поведение, развитие умения выделять круг устойчивых интересов, развитие интереса к другому человеку и устойчивый интерес к себе, через стремление разобраться в своих поступках и действиях- это характеристика подросткового возраста. Развитие чувства взрослости, формирование адекватных форм самоутверждения, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников и выработка способов взаимопонимания, развитие моральных чувств, форм и способов сопереживания и сочувствия другим людям.
Подросток становится самостоятельным, сам распоряжается своим временим, выбором друзей. Мир воспринимается критически – всё сопровождается чувством недовольства. Идеалы черпает из кино, телевизоров, журналов, книг и т.д. Самое ценное, что происходит с ребятами в этом возрасте – открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погрузиться в себя, они открывают целый мир новых чувств.
Учебный предмет «Экономика» вводится в учебный план в случае, если обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательной организации, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).
Раздел | № урока | Тема урока | Цель урока | Задачи урока | Вид урока | Домашнее задание | Оборудование | МПС | Повторение | Дата |
Банки и их роль в экономике.(7ч) | 1 | Вводный урок | Повторение пройденного материалы, мотив к изучению нового | Вспомнить материал прошлого года, с целью мотивации на новый учебный год Познакомить с основными модулями и уроками этого года | Вводный | Написать небольшое сообщение об истории банковской системы различны стран мира | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | Доходы. Расходы. Бюджет. Потребитель. Выгода. | 06.09 |
2 | Банки. Виды банков. ЦБ РФ и его функции | Исследовать историю появления банков. Рассмотреть структуру ЦБРФ и его функции | Исследовать историю появления банков. Выявить основные функции банков. Установить роль банков в экономике. Показать необходимость банковского контролирования. Формировать у учащихся умения строить свою речь | комбинированный | Урок 1 стр. 5-6, Урок 2. стр. 9 домашнее задание стр. 8 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | Деньги. Доход. Прибыль. Рациональный потребитель. | 13.09 |
3 | Коммерческие банки и их функции | Изучить основные виды и функции коммерческих банков | Определить функции коммерческих банков. Научить устанавливать связь между ЦБ и КБ Проанализировать функции ЦБ и КБ Формировать у учащихся умения высказываться | Комбинированный | Урок 3 стр. 11, записи в тетради. Текущий счет стр. 12-14 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | История появления банков. Функции ЦБРФ. Структура ЦБРФ. | 20.09 |
4 | Операции коммерческих банков. Механизм получения банковской прибыли. | Исследовать механизм получения банковской прибыли. | Объяснить механизм работы КБ Рассказать об операциях КБ Выявить механизм получения прибыли. | Комбинированный | Урок 4 стр. 14 Задача 4 стр. 17 Записи в тетради | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | Депозит. Кредит. Функции КБ. Виды КБ. Банковская система. | 27.09 |
5 | Вклады и кредиты | Изучить различные виды кредитов и депозитов. | Рассмотреть различные виды кредитов и вкладов на примере КБ находящимся в своем районе. Выяснить основные отличия и выгоду между разнообразными депозитами и кредитами КБ | Комбинированный | Урок 5 стр.17-18 Выучить записи в тетради | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание | Банковская система, депозит, кредит, ЦБ и КБ и их функции, маржа. | 04.10 |
6,7 | Расчет простого процента по вкладам и кредитам | Научить решать задачи на расчет процента по депозитам и кредитам | Формировать навык решения типовых задач на расчет простого процента Работать над пониманием различных видов вкладов Способствовать развитию способностей планирования собственные расходы Повторить основные понятия по теме «Банки» | Повторительно-обощающий | Урок 6 стр.20 Задачи 3,4 Текущий счет стр.22-23 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Банковская система, депозит, кредит, ЦБ и КБ и их функции, маржа, вклады и кредиты | 11.10 18.10 |
Инфляция (5ч) | 8 | Инфляция и покупательная способность денег | Изучить термины Инфляция и Покупательная способность денег | Определить понятие инфляции и покупательной способности денег. Объяснить факторы, влияющие на изменение покупательной способности денег. Научить учеников правильно формировать собственные ответы | Вводный | Урок 1 стр.24, выучить записи в тетради. Текущий счет стр.25 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История, обществознание | Банковская система, деятельность и функции банков. Расчет простого процента и прибыли банка. | 25.10 |
9 | Изменение цен на услуги ЖКХ | объяснить социальные последствия инфляции | Рассмотреть социальные последствия инфляции Выделить положительные и отрицательные последствия Научить учеников делать выводы из предлагаемого материала | Комбинированный | Подготовить небольшое сообщение на тему Инфляция и семейная экономика. | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, история | Инфляция, покупательная способность денег. | 08.11 |
Инфляция (5ч) | 10 | Измерение инфляции | Исследовать виды инфляции | Исследовать виды инфляции по темпу роста цен, по предказуемости. Формировать навык делать выводы из полученных результатов | Комбинированный | Урок 4 стр.29, задание Текущий счет | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | Изменение цен на влияние ЖКХ | 15.11 |
11 | Последствия инфляции | Проанализировать экономические и социальные последствия инфляции | Исследовать экономические и социальные последствия инфляции. Работать над совершенствованием экономического понимания учеников | Комбинированный | Урок 2,3 стр.26-27 Домашнее задание стр.28 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, история | Инфляция, Индекс потребительских цен, покупательная способность денег | 22.11 |
12 | Решение задач на изменение инфляции | Научить решать типовые задачи по данной теме | Развивать навыки математических расчетов Формировать навыки решения типовых задач на определение ИПЦ | Повторительно-обощающий | Решить задачи (условие записано в тетради) | Рабочая тетрадь, тетрадь, доска. | математика | Социальные и экономические последствия инфляции. | 29.11 |
Безработица (4ч) | 13 | Безработица и ее виды | Проанализировать структуру населения исследовать понятие безработицы и ее виды | Рассмотреть понятие безработицы Определить виды безработицы Научить делать сравнительный анализ различных видов безработицы. | Вводный | Урок 1 стр.31-32, урок 2 стр.33-34, текущий счет стр.36 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание , география | Инфляция, покупательная способность денег, ИПЦ. Виды и последствия инфляции | 06.12 |
14 | Последствия безработицы | Проанализировать последствия безработицы. | Выделить и проанализировать социальные и экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне и уровне общества. последствия безработицы. | Комбинированный | Урок 3 стр.37, текущий счет стр.39 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, история | Безработица, виды безработицы. | 13.12 |
15 | Меры социальной защиты безработных | Выяви меры социальной защиты безработных | Объяснить меры, которые может применять государство к безработным Способствовать формированию экономических понятий | Комбинированный | Урок 4 стр.39-40, задание 3,4 стр.40 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | Экономические и социальные последствия безработицы. | 20.12 |
16 | Решение задач на определение уровня безработицы | | Способствовать формулированию собственного мнения и позиции в данном вопросе. | Повторительно - обощающий | Решить задачи (условие записано в тетради) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Безработица. Меры социальной защиты безработных | 10.01 |
Производство товаров и услуг. Производительность труда. 4ч | 17 | Производительность труда | Рассмотреть понятие производительности труда (ПТ) | Определить понятие производительности труда Выявить значение производительности для предприятия Охарактеризовать особенности ПТ на российских предприятиях | Вводный | Урок 3,4 стр.45-46, домашнее задание стр.47 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, География | Труд. Ресурсы. Факторы производства | 17.01 |
18 | Факторы роста производительности труда. | Исследовать факторы, влияющие на рост ПТ | Выделить факторы, влияющие на рост ПТ Развивать критическое мышление при определении производительности | Комбинированный | Урок 3,4 стр.45-46, текущий счет стр.46 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | Производительность труда. | 24.01 |
19 | Расчет производительности труда | научить учеников решать типовые задачи на расчет ПТ | Научить решать типовые задачи на расчет ПТ Формировать навык делать выводы из полученных результатов Развивать навыки математических расчетов | Комбинированный | Уроки 5,6 стр.47, задача 3 стр 48, домашнее задание стр.49 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Производительность, факторы, влияющие на производительность труда. | 31.01 |
20 | Производительность труда и экономика страны | Исследовать роль ПТ в экономике страны | Определить роль ПТ в экономике страны Выделить основные факторы развития экономики Повторить основные понятия по теме «Производство товаров и услуг» | Повторительно-обощающий | Выполнить задание в тетради | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | ПТ, факторы ПТ, труд, расчет ПТ. | 07.02 |
Издержки производства и прибыль. 4 ч | 21, 22 | Издержки производства | Выделить различные виды издержек | Рассмотреть основные виды издержек, Понять, как они отличаются друг от друга Научить строить графики издержек производства. Решать задачи на определение издержек производства. Формировать навык построения доказательных рассуждений | Вводный, комбинированный | Урок 1,2 стр.50-51задание 5,6 стр.53 Текущий счет стр.53-55 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Производительность труда, факторы ФП | 14.02 21.02 |
23, 24 | Выручка и прибыль. | Определить взаимосвязь прибыли, выручки и издержек. | Рассмотреть понятие доход Выявить взаимосвязи величины дохода от количества произведенной продукции Рассмотреть понятие прибыль Выявить взаимосвязи величины прибыли от количества произведенной продукции и полученного дохода Раскрыть основные составляющие формирования прибыли | Комбинированный | Урок 3,4 стр. 56 , задание 2 (2) стр.57, домашнее задание стр.58 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Издержки, виды издержек, формулы издержек | 28.02 07.03 |
Спрос и предложение.6ч | 25 | Спрос. Модель спроса. | Изучить понятие спроса и рассмотреть модель спроса. | Определить понятие спроса и величины спроса. Научить приводить примеры спроса из жизни. Показать закон спроса Научить строить шкалу и график спроса Формировать умение читать график | Вводный | Урок 1 стр.59-60, текущий счет стр.61-62, урок 2 стр.62-63, задание 6 стр.65-66 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание | Издержки, виды издержек, выручка, прибыль. | 14.03 |
26 | Предложение и модель предложения | Рассмотреть понятие предложения и рассмотреть модель предложения | Определить понятие предложения и величины предложения Научить приводить примеры предложения из жизни. Показать закон предложения Научить строить шкалу и график предложения Формировать умение читать график | Комбинированный | Урок 3 стр.66-67, текущий счет стр.68 урок 4. Стр.68-69, задание 5 стр.70-71 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание | Спрос, закон спроса, шкала и график спроса, детерминанты спроса. | 21.03 |
27 | Рыночное равновесие | Проанализировать взаимодействие спроса и предложения | Показать принципы взаимодействия спроса и предложения Научить строить график на определение точки равновесия Е, рассмотреть ситуации нарушения рыночного равновесия. | Комбинированный | Урок 5 стр.72 Задача 3 стр.75, текущий счет стр.76 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание. | Предложение закон предложения детерминанты предложения. | 04.04 |
28,29,30 | Решение задач на тему Спрос и предложение | Научить решать типовые задачи на построение | Научить решать типовые задачи на определение рыночного равновесия и нахождения равновесной цены и равновесного количества. Исследовать задачи на изменение рыночного равновесия. | Комбинированный обобщающий | Урок 6 стр.77, текущий счет стр.7981, Решить задание (условие в тетради) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика, обществознание | Рыночное равновесие, равновесная цена и равновесное количество, дефицит профицит товара. | 11.04 18.04 25.04 |
| | Тема урока | Цель и задачи урока | Вид урока | Оборудование | Дом.задание | Дата |
Проектная деятельность учащихся | 31 32 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | Анализирование учебной ситуации, выявление и формирование проблемы проекта Определение цели и задачи проекта. Разработка характеристики проектного результата/продукта (гипотеза и исследование) | Вводный Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 02.05 |
33 | Решение конкретно-практических задач и создание проетов. | Выполнение учебного проекта. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов | Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 16.05 |
34 | Презентация полученного проектного продукта Оценка и рефлексия проектных действий. | Представление результата выполненного проекта. Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта. | Комбинированный. Обобщающий | Рабочая тетрадь, доска, Мультимедийный проектор | | 23.05 |
Итого | 34 |
Раздел | № урока | Тема урока | Цель урока | Задачи урока | Вид урока | Домашнее задание | Оборудование | МПС | Повторение | Дата |
Банки и их роль в экономике.(7ч) | 1 | Вводный урок | Повторение пройденного материалы, мотив к изучению нового | Вспомнить материал прошлого года, с целью мотивации на новый учебный год Познакомить с основными модулями и уроками этого года | Вводный | Написать небольшое сообщение об истории банковской системы различны стран мира | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | Доходы. Расходы. Бюджет. Потребитель. Выгода. | 02.09 |
2 | Банки. Виды банков. ЦБ РФ и его функции | Исследовать историю появления банков. Рассмотреть структуру ЦБРФ и его функции | Исследовать историю появления банков. Выявить основные функции банков. Установить роль банков в экономике. Показать необходимость банковского контролирования. Формировать у учащихся умения строить свою речь | комбинированный | Урок 1 стр. 5-6, Урок 2. стр. 9 домашнее задание стр. 8 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | Деньги. Доход. Прибыль. Рациональный потребитель. | 09.09 |
3 | Коммерческие банки и их функции | Изучить основные виды и функции коммерческих банков | Определить функции коммерческих банков. Научить устанавливать связь между ЦБ и КБ Проанализировать функции ЦБ и КБ Формировать у учащихся умения высказываться | Комбинированный | Урок 3 стр. 11, записи в тетради. Текущий счет стр. 12-14 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | История появления банков. Функции ЦБРФ. Структура ЦБРФ. | 16.09 |
4 | Операции коммерческих банков. Механизм получения банковской прибыли. | Исследовать механизм получения банковской прибыли. | Объяснить механизм работы КБ Рассказать об операциях КБ Выявить механизм получения прибыли. | Комбинированный | Урок 4 стр. 14 Задача 4 стр. 17 Записи в тетради | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | Депозит. Кредит. Функции КБ. Виды КБ. Банковская система. | 23.09 |
5 | Вклады и кредиты | Изучить различные виды кредитов и депозитов. | Рассмотреть различные виды кредитов и вкладов на примере КБ находящимся в своем районе. Выяснить основные отличия и выгоду между разнообразными депозитами и кредитами КБ | Комбинированный | Урок 5 стр.17-18 Выучить записи в тетради | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание | Банковская система, депозит, кредит, ЦБ и КБ и их функции, маржа. | 30.09 |
6,7 | Расчет простого процента по вкладам и кредитам | Научить решать задачи на расчет процента по депозитам и кредитам | Формировать навык решения типовых задач на расчет простого процента Работать над пониманием различных видов вкладов Способствовать развитию способностей планирования собственные расходы Повторить основные понятия по теме «Банки» | Повторительно-обощающий | Урок 6 стр.20 Задачи 3,4 Текущий счет стр.22-23 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Банковская система, депозит, кредит, ЦБ и КБ и их функции, маржа, вклады и кредиты | 07.10 14.10 |
Инфляция (5ч) | 8 | Инфляция и покупательная способность денег | Изучить термины Инфляция и Покупательная способность денег | Определить понятие инфляции и покупательной способности денег. Объяснить факторы, влияющие на изменение покупательной способности денег. Научить учеников правильно формировать собственные ответы | Вводный | Урок 1 стр.24, выучить записи в тетради. Текущий счет стр.25 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История, обществознание | Банковская система, деятельность и функции банков. Расчет простого процента и прибыли банка. | 2110 |
9 | Изменение цен на услуги ЖКХ | объяснить социальные последствия инфляции | Рассмотреть социальные последствия инфляции Выделить положительные и отрицательные последствия Научить учеников делать выводы из предлагаемого материала | Комбинированный | Подготовить небольшое сообщение на тему Инфляция и семейная экономика. | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, история | Инфляция, покупательная способность денег. | 28.10 |
Инфляция (5ч) | 10 | Измерение инфляции | Исследовать виды инфляции | Исследовать виды инфляции по темпу роста цен, по предказуемости. Формировать навык делать выводы из полученных результатов | Комбинированный | Урок 4 стр.29, задание Текущий счет | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | Изменение цен на влияние ЖКХ | 11.11 |
11 | Последствия инфляции | Проанализировать экономические и социальные последствия инфляции | Исследовать экономические и социальные последствия инфляции. Работать над совершенствованием экономического понимания учеников | Комбинированный | Урок 2,3 стр.26-27 Домашнее задание стр.28 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, история | Инфляция, Индекс потребительских цен, покупательная способность денег | 18.11 |
12 | Решение задач на изменение инфляции | Научить решать типовые задачи по данной теме | Развивать навыки математических расчетов Формировать навыки решения типовых задач на определение ИПЦ | Повторительно-обощающий | Решить задачи (условие записано в тетради) | Рабочая тетрадь, тетрадь, доска. | математика | Социальные и экономические последствия инфляции. | 25.11 |
Безработица (4ч) | 13 | Безработица и ее виды | Проанализировать структуру населения исследовать понятие безработицы и ее виды | Рассмотреть понятие безработицы Определить виды безработицы Научить делать сравнительный анализ различных видов безработицы. | Вводный | Урок 1 стр.31-32, урок 2 стр.33-34, текущий счет стр.36 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание , география | Инфляция, покупательная способность денег, ИПЦ. Виды и последствия инфляции | 02.12 |
14 | Последствия безработицы | Проанализировать последствия безработицы. | Выделить и проанализировать социальные и экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне и уровне общества. последствия безработицы. | Комбинированный | Урок 3 стр.37, текущий счет стр.39 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, история | Безработица, виды безработицы. | 09.12 |
15 | Меры социальной защиты безработных | Выяви меры социальной защиты безработных | Объяснить меры, которые может применять государство к безработным Способствовать формированию экономических понятий | Комбинированный | Урок 4 стр.39-40, задание 3,4 стр.40 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | Экономические и социальные последствия безработицы. | 16.12 |
16 | Решение задач на определение уровня безработицы | | Способствовать формулированию собственного мнения и позиции в данном вопросе. | Повторительно - обощающий | Решить задачи (условие записано в тетради) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Безработица. Меры социальной защиты безработных | 23.12 |
Производство товаров и услуг. Производительность труда. 4ч | 17 | Производительность труда | Рассмотреть понятие производительности труда (ПТ) | Определить понятие производительности труда Выявить значение производительности для предприятия Охарактеризовать особенности ПТ на российских предприятиях | Вводный | Урок 3,4 стр.45-46, домашнее задание стр.47 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, География | Труд. Ресурсы. Факторы производства | 13.01 |
18 | Факторы роста производительности труда. | Исследовать факторы, влияющие на рост ПТ | Выделить факторы, влияющие на рост ПТ Развивать критическое мышление при определении производительности | Комбинированный | Урок 3,4 стр.45-46, текущий счет стр.46 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | Производительность труда. | 20.01 |
19 | Расчет производительности труда | научить учеников решать типовые задачи на расчет ПТ | Научить решать типовые задачи на расчет ПТ Формировать навык делать выводы из полученных результатов Развивать навыки математических расчетов | Комбинированный | Уроки 5,6 стр.47, задача 3 стр 48, домашнее задание стр.49 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Производительность, факторы, влияющие на производительность труда. | 27.01 |
20 | Производительность труда и экономика страны | Исследовать роль ПТ в экономике страны | Определить роль ПТ в экономике страны Выделить основные факторы развития экономики Повторить основные понятия по теме «Производство товаров и услуг» | Повторительно-обощающий | Выполнить задание в тетради | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | ПТ, факторы ПТ, труд, расчет ПТ. | 03.02 |
Издержки производства и прибыль. 4 ч | 21, 22 | Издержки производства | Выделить различные виды издержек | Рассмотреть основные виды издержек, Понять, как они отличаются друг от друга Научить строить графики издержек производства. Решать задачи на определение издержек производства. Формировать навык построения доказательных рассуждений | Вводный, комбинированный | Урок 1,2 стр.50-51задание 5,6 стр.53 Текущий счет стр.53-55 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Производительность труда, факторы ФП | 10.02 17.02 |
23, 24 | Выручка и прибыль. | Определить взаимосвязь прибыли, выручки и издержек. | Рассмотреть понятие доход Выявить взаимосвязи величины дохода от количества произведенной продукции Рассмотреть понятие прибыль Выявить взаимосвязи величины прибыли от количества произведенной продукции и полученного дохода Раскрыть основные составляющие формирования прибыли | Комбинированный | Урок 3,4 стр. 56 , задание 2 (2) стр.57, домашнее задание стр.58 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Издержки, виды издержек, формулы издержек | 03.03 10.03 |
Спрос и предложение.6ч | 25 | Спрос. Модель спроса. | Изучить понятие спроса и рассмотреть модель спроса. | Определить понятие спроса и величины спроса. Научить приводить примеры спроса из жизни. Показать закон спроса Научить строить шкалу и график спроса Формировать умение читать график | Вводный | Урок 1 стр.59-60, текущий счет стр.61-62, урок 2 стр.62-63, задание 6 стр.65-66 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание | Издержки, виды издержек, выручка, прибыль. | 17.03 |
26 | Предложение и модель предложения | Рассмотреть понятие предложения и рассмотреть модель предложения | Определить понятие предложения и величины предложения Научить приводить примеры предложения из жизни. Показать закон предложения Научить строить шкалу и график предложения Формировать умение читать график | Комбинированный | Урок 3 стр.66-67, текущий счет стр.68 урок 4. Стр.68-69, задание 5 стр.70-71 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание | Спрос, закон спроса, шкала и график спроса, детерминанты спроса. | 24.03 |
27 | Рыночное равновесие | Проанализировать взаимодействие спроса и предложения | Показать принципы взаимодействия спроса и предложения Научить строить график на определение точки равновесия Е, рассмотреть ситуации нарушения рыночного равновесия. | Комбинированный | Урок 5 стр.72 Задача 3 стр.75, текущий счет стр.76 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание. | Предложение закон предложения детерминанты предложения. | 07.04 |
28,29,30 | Решение задач на тему Спрос и предложение | Научить решать типовые задачи на построение | Научить решать типовые задачи на определение рыночного равновесия и нахождения равновесной цены и равновесного количества. Исследовать задачи на изменение рыночного равновесия. | Комбинированный обобщающий | Урок 6 стр.77, текущий счет стр.7981, Решить задание (условие в тетради) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика, обществознание | Рыночное равновесие, равновесная цена и равновесное количество, дефицит профицит товара. | 14.04 21.04 28.04 |
| | Тема урока | Цель и задачи урока | Вид урока | Оборудование | Дом.задание | Дата |
Проектная деятельность учащихся | 31 32 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | Анализирование учебной ситуации, выявление и формирование проблемы проекта Определение цели и задачи проекта. Разработка характеристики проектного результата/продукта (гипотеза и исследование) | Вводный Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 05.05 |
33 | Решение конкретно-практических задач и создание проетов. | Выполнение учебного проекта. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов | Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 12.05 |
34 | Презентация полученного проектного продукта | Представление результата выполненного проекта. | Комбинированный. | Рабочая тетрадь, доска, проектор | | 19.05 |
| | Оценка и рефлексия проектных действий. | Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта. | Обобщающий | Рабочая тетрадь, доска, Мультимедийный проектор | | 26.05 |
Итого 34 |
Раздел | № урока | Тема урока | Цель урока | Задачи урока | Вид урока | Домашнее задание | Оборудование | МПС | Повторение | Дата |
Банки и их роль в экономике.(7ч) | 1 | Вводный урок | Повторение пройденного материалы, мотив к изучению нового | Вспомнить материал прошлого года, с целью мотивации на новый учебный год Познакомить с основными модулями и уроками этого года | Вводный | Написать небольшое сообщение об истории банковской системы различны стран мира | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | Доходы. Расходы. Бюджет. Потребитель. Выгода. | 02.09 |
2 | Банки. Виды банков. ЦБ РФ и его функции | Исследовать историю появления банков. Рассмотреть структуру ЦБРФ и его функции | Исследовать историю появления банков. Выявить основные функции банков. Установить роль банков в экономике. Показать необходимость банковского контролирования. Формировать у учащихся умения строить свою речь | комбинированный | Урок 1 стр. 5-6, Урок 2. стр. 9 домашнее задание стр. 8 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | Деньги. Доход. Прибыль. Рациональный потребитель. | 09.09 |
3 | Коммерческие банки и их функции | Изучить основные виды и функции коммерческих банков | Определить функции коммерческих банков. Научить устанавливать связь между ЦБ и КБ Проанализировать функции ЦБ и КБ Формировать у учащихся умения высказываться | Комбинированный | Урок 3 стр. 11, записи в тетради. Текущий счет стр. 12-14 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | История появления банков. Функции ЦБРФ. Структура ЦБРФ. | 16.09 |
4 | Операции коммерческих банков. Механизм получения банковской прибыли. | Исследовать механизм получения банковской прибыли. | Объяснить механизм работы КБ Рассказать об операциях КБ Выявить механизм получения прибыли. | Комбинированный | Урок 4 стр. 14 Задача 4 стр. 17 Записи в тетради | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История , обществознание | Депозит. Кредит. Функции КБ. Виды КБ. Банковская система. | 23.09 |
5 | Вклады и кредиты | Изучить различные виды кредитов и депозитов. | Рассмотреть различные виды кредитов и вкладов на примере КБ находящимся в своем районе. Выяснить основные отличия и выгоду между разнообразными депозитами и кредитами КБ | Комбинированный | Урок 5 стр.17-18 Выучить записи в тетради | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание | Банковская система, депозит, кредит, ЦБ и КБ и их функции, маржа. | 30.09 |
6,7 | Расчет простого процента по вкладам и кредитам | Научить решать задачи на расчет процента по депозитам и кредитам | Формировать навык решения типовых задач на расчет простого процента Работать над пониманием различных видов вкладов Способствовать развитию способностей планирования собственные расходы Повторить основные понятия по теме «Банки» | Повторительно-обощающий | Урок 6 стр.20 Задачи 3,4 Текущий счет стр.22-23 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Банковская система, депозит, кредит, ЦБ и КБ и их функции, маржа, вклады и кредиты | 07.10 14.10 |
Инфляция (5ч) | 8 | Инфляция и покупательная способность денег | Изучить термины Инфляция и Покупательная способность денег | Определить понятие инфляции и покупательной способности денег. Объяснить факторы, влияющие на изменение покупательной способности денег. Научить учеников правильно формировать собственные ответы | Вводный | Урок 1 стр.24, выучить записи в тетради. Текущий счет стр.25 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | История, обществознание | Банковская система, деятельность и функции банков. Расчет простого процента и прибыли банка. | 2110 |
9 | Изменение цен на услуги ЖКХ | объяснить социальные последствия инфляции | Рассмотреть социальные последствия инфляции Выделить положительные и отрицательные последствия Научить учеников делать выводы из предлагаемого материала | Комбинированный | Подготовить небольшое сообщение на тему Инфляция и семейная экономика. | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, история | Инфляция, покупательная способность денег. | 28.10 |
Инфляция (5ч) | 10 | Измерение инфляции | Исследовать виды инфляции | Исследовать виды инфляции по темпу роста цен, по предказуемости. Формировать навык делать выводы из полученных результатов | Комбинированный | Урок 4 стр.29, задание Текущий счет | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | Изменение цен на влияние ЖКХ | 11.11 |
11 | Последствия инфляции | Проанализировать экономические и социальные последствия инфляции | Исследовать экономические и социальные последствия инфляции. Работать над совершенствованием экономического понимания учеников | Комбинированный | Урок 2,3 стр.26-27 Домашнее задание стр.28 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, история | Инфляция, Индекс потребительских цен, покупательная способность денег | 18.11 |
12 | Решение задач на изменение инфляции | Научить решать типовые задачи по данной теме | Развивать навыки математических расчетов Формировать навыки решения типовых задач на определение ИПЦ | Повторительно-обощающий | Решить задачи (условие записано в тетради) | Рабочая тетрадь, тетрадь, доска. | математика | Социальные и экономические последствия инфляции. | 25.11 |
Безработица (4ч) | 13 | Безработица и ее виды | Проанализировать структуру населения исследовать понятие безработицы и ее виды | Рассмотреть понятие безработицы Определить виды безработицы Научить делать сравнительный анализ различных видов безработицы. | Вводный | Урок 1 стр.31-32, урок 2 стр.33-34, текущий счет стр.36 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание , география | Инфляция, покупательная способность денег, ИПЦ. Виды и последствия инфляции | 02.12 |
14 | Последствия безработицы | Проанализировать последствия безработицы. | Выделить и проанализировать социальные и экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне и уровне общества. последствия безработицы. | Комбинированный | Урок 3 стр.37, текущий счет стр.39 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, история | Безработица, виды безработицы. | 09.12 |
15 | Меры социальной защиты безработных | Выяви меры социальной защиты безработных | Объяснить меры, которые может применять государство к безработным Способствовать формированию экономических понятий | Комбинированный | Урок 4 стр.39-40, задание 3,4 стр.40 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | Экономические и социальные последствия безработицы. | 16.12 |
16 | Решение задач на определение уровня безработицы | | Способствовать формулированию собственного мнения и позиции в данном вопросе. | Повторительно - обощающий | Решить задачи (условие записано в тетради) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Безработица. Меры социальной защиты безработных | 23.12 |
Производство товаров и услуг. Производительность труда. 4ч | 17 | Производительность труда | Рассмотреть понятие производительности труда (ПТ) | Определить понятие производительности труда Выявить значение производительности для предприятия Охарактеризовать особенности ПТ на российских предприятиях | Вводный | Урок 3,4 стр.45-46, домашнее задание стр.47 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание, География | Труд. Ресурсы. Факторы производства | 13.01 |
18 | Факторы роста производительности труда. | Исследовать факторы, влияющие на рост ПТ | Выделить факторы, влияющие на рост ПТ Развивать критическое мышление при определении производительности | Комбинированный | Урок 3,4 стр.45-46, текущий счет стр.46 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | Производительность труда. | 20.01 |
19 | Расчет производительности труда | научить учеников решать типовые задачи на расчет ПТ | Научить решать типовые задачи на расчет ПТ Формировать навык делать выводы из полученных результатов Развивать навыки математических расчетов | Комбинированный | Уроки 5,6 стр.47, задача 3 стр 48, домашнее задание стр.49 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Производительность, факторы, влияющие на производительность труда. | 27.01 |
20 | Производительность труда и экономика страны | Исследовать роль ПТ в экономике страны | Определить роль ПТ в экономике страны Выделить основные факторы развития экономики Повторить основные понятия по теме «Производство товаров и услуг» | Повторительно-обощающий | Выполнить задание в тетради | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Обществознание | ПТ, факторы ПТ, труд, расчет ПТ. | 03.02 |
Издержки производства и прибыль. 4 ч | 21, 22 | Издержки производства | Выделить различные виды издержек | Рассмотреть основные виды издержек, Понять, как они отличаются друг от друга Научить строить графики издержек производства. Решать задачи на определение издержек производства. Формировать навык построения доказательных рассуждений | Вводный, комбинированный | Урок 1,2 стр.50-51задание 5,6 стр.53 Текущий счет стр.53-55 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Производительность труда, факторы ФП | 10.02 17.02 |
23, 24 | Выручка и прибыль. | Определить взаимосвязь прибыли, выручки и издержек. | Рассмотреть понятие доход Выявить взаимосвязи величины дохода от количества произведенной продукции Рассмотреть понятие прибыль Выявить взаимосвязи величины прибыли от количества произведенной продукции и полученного дохода Раскрыть основные составляющие формирования прибыли | Комбинированный | Урок 3,4 стр. 56 , задание 2 (2) стр.57, домашнее задание стр.58 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика | Издержки, виды издержек, формулы издержек | 03.03 10.03 |
Спрос и предложение.6ч | 25 | Спрос. Модель спроса. | Изучить понятие спроса и рассмотреть модель спроса. | Определить понятие спроса и величины спроса. Научить приводить примеры спроса из жизни. Показать закон спроса Научить строить шкалу и график спроса Формировать умение читать график | Вводный | Урок 1 стр.59-60, текущий счет стр.61-62, урок 2 стр.62-63, задание 6 стр.65-66 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание | Издержки, виды издержек, выручка, прибыль. | 17.03 |
26 | Предложение и модель предложения | Рассмотреть понятие предложения и рассмотреть модель предложения | Определить понятие предложения и величины предложения Научить приводить примеры предложения из жизни. Показать закон предложения Научить строить шкалу и график предложения Формировать умение читать график | Комбинированный | Урок 3 стр.66-67, текущий счет стр.68 урок 4. Стр.68-69, задание 5 стр.70-71 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание | Спрос, закон спроса, шкала и график спроса, детерминанты спроса. | 24.03 |
27 | Рыночное равновесие | Проанализировать взаимодействие спроса и предложения | Показать принципы взаимодействия спроса и предложения Научить строить график на определение точки равновесия Е, рассмотреть ситуации нарушения рыночного равновесия. | Комбинированный | Урок 5 стр.72 Задача 3 стр.75, текущий счет стр.76 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор. | Математика, обществознание. | Предложение закон предложения детерминанты предложения. | 07.04 |
28,29,30 | Решение задач на тему Спрос и предложение | Научить решать типовые задачи на построение | Научить решать типовые задачи на определение рыночного равновесия и нахождения равновесной цены и равновесного количества. Исследовать задачи на изменение рыночного равновесия. | Комбинированный обобщающий | Урок 6 стр.77, текущий счет стр.7981, Решить задание (условие в тетради) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика, обществознание | Рыночное равновесие, равновесная цена и равновесное количество, дефицит профицит товара. | 14.04 21.04 28.04 |
| | Тема урока | Цель и задачи урока | Вид урока | Оборудование | Дом.задание | Дата |
Проектная деятельность учащихся | 31 32 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | Анализирование учебной ситуации, выявление и формирование проблемы проекта Определение цели и задачи проекта. Разработка характеристики проектного результата/продукта (гипотеза и исследование) | Вводный Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 05.05 |
33 | Решение конкретно-практических задач и создание проетов. | Выполнение учебного проекта. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов | Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 12.05 |
34 | Презентация полученного проектного продукта | Представление результата выполненного проекта. | Комбинированный. | Рабочая тетрадь, доска, проектор | | 19.05 |
| | Оценка и рефлексия проектных действий. | Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта. | Обобщающий | Рабочая тетрадь, доска, Мультимедийный проектор | | 26.05 |
Итого | 34 |